Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

 

Сударева Татьяна Алексеевна,

заведующий, МАДОУ д/с № 100, Новосибирск, Российская Федерация

Tatyana A. Sudareva,

head, MADOU d/s No. 100, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Климова Марина Витальевна,

старший воспитатель, МАДОУ д/с № 100, Новосибирск, Российская Федерация

Marina V. Klimova,

senior tutor, MADOU d/s No. 100, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Сержанова Людмила Николаевна,

методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Lyudmila N. Serjanova,

methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Museum pedagogy in moral and patriotic education of preschoolers

В статье актуализируется проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Описан опыт реализации проекта «Музей народного быта как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников», включающего создание музея «Русская горница».

Ключевые слова: «НовоСибСад», музейная педагогика, нравственно-патриотическое воспитание, дошкольники, музей.

 

The article actualizes the problem of moral and patriotic education of preschoolers. The article describes the experience of the project "Museum of folk life as a means of moral and patriotic education of preschoolers", including the creation of a mini-museum «Russian Room».

Keywords: «NovoSibSad», museum pedagogy, moral and patriotic education, preschoolers, mini-museum, museum.

 

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 22.06.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (п. 3 ст. 3) [2] относит воспитание гражданственности и патриотизма к принципам правового регулирования отношений и государственной политики в области образования.

Нравственно-патриотическое воспитание – приоритетная задача в воспитании детей дошкольного возраста и согласно ФГОС ДО [3] – часть социально-коммуникативного развития ребенка и его позитивной адаптации в окружающем мире. Благодаря познанию моральных принципов и норм у дошкольника происходит формирование эмоционально-оценочного отношения к ним, овладение навыками нравственного поведения, формирование социальных установок и ценностно-правовых ориениров. Обязательным для нравственно-патриотического воспитания является знание своего края и своей Родины. У ребенка чувство Родины начинает формироваться с отношения к близким людям, семье и окружающему миру. Он еще неполно и неглубоко осознает многие впечатления, однако именно они играют значимую роль в развитии патриотизма. Следовательно, познание ребенком родного района, города и Отчизны начинается с его погружения в национальный быт, создания условий, позволяющих овладевать родным языком, познавать традиции и уклад жизни родного народа, развивать любовь к Родине.

«Музейная педагогика», изучающая особенности культурно- образовательной деятельности и истории музеев, взаимодействие музеев с учреждениями образования и их влияние на разные категории посетителей оказывают в нравственно-патриотическом воспитании неоценимую помощь. Музей как социокультурный феномен, в котором наглядно представлены экспонаты, имеет большие потенциальные возможности в приобщении детей к разным культурам. В отличие от других образовательных центров музей более демократичен и обладает способностью к воспитательному воздействию на все возрастные категории населения.

В. Г. Белинский писал: «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». Именно поэтому вопрос о приобщении детей к русской народной культуре является актуальным.

В 2018 году в ходе реализации проекта по созданию мини-музеев педагоги МАДОУ д/с № 100 обратили внимание на то, что дети имеют поверхностные знания о культуре, быте, предметах обихода и истории русского народа в целом. Анкетирование родителей также показало заинтересованность в знакомстве детей с историческим наследием русского народа. Для активизации работы в данном направлении было решено реализовать проект «Музей народного быта как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников», в результате которого был создан  музей «Русская горница».

Для музея было выделено два помещения (12 и 25 квадратных метров) в здании первого корпуса, где безопасно и свободно он мог разметиться. При проектировании музея учитывался опыт ведущих ученых, специалистов-музееведов, которыми был выделен педагогический потенциал музея как компонента социокультурной среды (Н. Ф. Федоров, Н. Б. Крылова, Н. Г. Макарова и др.), обусловлены направления педагогической работы в условиях музея (А. Г. Бойко, Е. Г. Ванслова, Н. Л. Кульчинская, Б. А. Столяров), разработаны вопросы содержания образования ребенка в музейной среде (М. А. Волчкова, Т. Н. Панкратова, Т. В. Чумалова).

На современном этапе развития человечества, как отмечал Р. Маркузе в своей статье «Меняющиеся музеи в меняющемся мире», целью посещения музеев перестало быть запоминание имен, дат, событий; экскурсия представляет собой развитие умения видеть и понимать те особенные черты, которые различают искусство одной эпохи страны от другой. И это становится уникальным вкладом музея в систему образования и может быть применено к любой возрастной группе и любому исходному уровню образования. Именно поэтому особенностью музея «Русская горница» является участие         воспитанников в его создании: дети пополняют музей рисунками и приносят экспонаты из дома; взаимодействуют, меняют и переставляют экспонаты, то есть являются творцами и соавторами экспозиций. В музее дети в специально созданных зонах детской активности могут использовать в своей деятельности орудия труда и предметы быта, полежать на печи, надеть лапти, взбить масло в маслобойке, посидеть за прялкой, погладить рубелем белье, почесать кудель, поработать с ухватом, лопатой, кочергой, помолоть муку на жерновах,             потолочь зерно в ступе.

Именно подлинность, уникальность, ценность музейных экспонатов придает знаниям дошкольников особую убедительность, наглядность и достоверность. Обращаясь к уникальности музея, можно сказать, что опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры – то основополагающее, без чего нельзя обеспечить другие институты цивилизации.

Выдающийся педагог A. B. Бакушинский, крупнейший специалист в области формирования личности дошкольников средствами музея, считал необходимым строго соблюдать возрастную специфику посетителя, который является не «объектом воздействия», а, прежде всего, партнером [3]. На основании выдвинутых идей он считал, что педагог оказывает большое влияние на развитие личности дошкольника. В связи с этим личная заинтересованность педагога – основополагающее условие успешной работы музея. Поэтому ответственным за музей «Русская горница» был назначен педагог, который внес неоценимый вклад в его создание.

Современная музейная педагогика помимо традиционных форм выделяет инновационные технологии работы с детьми старшего дошкольного возраста. Опираясь на проведенные исследования, можно сказать, что посещение музея дошкольниками в настоящее время зависит, непосредственно, от стремления и желания педагога, уровня его специальной подготовки. К сожалению, для большинства дошкольников посещение музеев носит спонтанный, недостаточно подготовленный характер. И не удивительно, что академик Д. С. Лихачев акцентировал внимание, на том, что культура держится на трех китах: музеях, архивах, библиотеках. Воспитание средствами музейной педагогики не должно сводиться только к наглядным показам экспонатов.

Одной из важных задач сегодняшнего музея считается его просветительское образовательно-воспитательное влияние на обширные массы, в особенности, на молодежь, и, в частности, дошкольников. Разрабатывая систему мероприятий в рамках музейной педагогики, используем разнообразные формы взаимодействия не только с детьми, но и с семьями воспитанников (беседы, чтение русских народных сказок и фольклорных произведений, загадки о назначении кухонной утвари, пословицы о труде, показы кукольного театра, изготовление атрибутов, и т. д.).

На данный момент музей насчитывает более ста экспонатов, и постепенно их количество увеличивается. Помощь в пополнении фонда музея оказывают родители (законные представители) воспитанников, которые постепенно из наблюдателей за педагогическим процессом превращаются в инициаторов и активных участников. Формируется родительская компетентность в вопросах краеведения и музейной педагогики.

Организовано методическое сопровождение образовательной деятельности в музее. Тему для интересной беседы, увлекательного исследования может подсказать любой экспонат. Технология «Музейной педагогики» способствует развитию познавательного интереса, творческих способностей воспитанников детского сада и формированию ответственного и осознанного родительства.

Таким образом, последовательная система работы по формированию у дошкольников интереса к культурному наследию своей Родины показывает очевидную положительную тенденцию в знаниях детей. Ребята проявляют устойчивый интерес к изучению истории, в результате чего расширяются знания о природе, быте, традициях русского народа.

С учетом приоритетного нравственно-патриотического направления, накопленного уникального опыта МАДОУ д/с № 100 успешно прошел конкурсный отбор образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска, став стажировочной площадкой «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» по направлению «Юный патриот». На предстоящие года запланирована интересная работа с ДОО-стажерами: трансляция и обобщение опыта в ходе проведения практико-ориентированных семинаров, круглых столов, мастер-классов, конкурсов и т. д. В ходе взаимодействия планируется не только организация работы по улучшению качества образования в дошкольных образовательных учреждениях-стажерах, но и повышение профессиональных компетенций педагогов МАДОУ д/с № 100.

 

Литература

 

  1. Бакушинский А. В. Исследования и статьи: избранные искусствоведческие труды. – Электронный ресурс. – URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_001062381/ (дата обращения: 16.08.2024)
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 22.06.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.06.2024). – Электронный ресурс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.08.2024).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Электронный ресурс. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 16.08.2024).
Количество просмотров: 832  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» – специфика, принципы и подходы в реализации
2. Инженерная лаборатория для дошкольников: воспитываем будущих новаторов с раннего возраста
3. Управление ресурсными возможностями стажировочной площадки как одно из направлений развития дошкольной образовательной организации
4. Стажировочная площадка «НовоСибСадЮныйИнженер»: первые шаги реализации проекта
5. Среда как условие успешной социальной адаптации детей иностранных граждан в ДОО с сохранением пространства культурной идентичности всех участников образовательного процесса
6. Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
7. Успешный школьный старт. Проблемы, решения, перспективы
8. Процесс формирования сюжетной игры в детском саду «Кроха»
9. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации
10. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
11. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника
12. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
13. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития
14. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов
15. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
16. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике
17. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи
18. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности
19. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского
20. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения

Страницы

1. Исследовательская работа в проектной деятельности студентов как фактор развития научного познания в рамках учебной дисциплины «Биология» № 33 (1), март 2025
2. Проблемы развития самоконтроля обучающихся средней школы в контексте выбора методов, способов и приемов организации учебного занятия № 33 (1), март 2025
3. Взаимодействие с родителями воспитанников раннего возраста в рамках педагогического проекта по развитию речи младших дошкольников (из опыта работы) № 33 (1), март 2025
4. Карта динамики развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как инструмент педагогического мониторинга № 33 (1), март 2025
5. Эффективные методики формирования начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарном педагогическом классе № 33 (1), март 2025
6. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи № 33 (1), март 2025
7. Логопедическая работа по развитию психологической базы речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития № 33 (1), март 2025
8. Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников: методические аспекты № 33 (1), март 2025
9. Практические исследования по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках литературного чтения № 33 (1), март 2025
10. Формирование социокультурной компетенции с помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка № 33 (1), март 2025
11. Роль педагогического мастерства учителя в преподавании русского языка и литературы в контексте диалога искусств (из опыта работы) № 33 (1), март 2025
12. Активизация мыслительной деятельности и развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения математике № 33 (1), март 2025
13. Развитие слухового восприятия у глухих детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях № 33 (1), март 2025
14. Значимость физкультурно-спортивной деятельности на этапе высшего образования № 33 (1), март 2025
15. Буктрейлер как инновационная технология обучения иностранному языку в контексте диалога искусств в школе и вузе № 33 (1), март 2025
16. Практика организации квест-игры «Плейлист "Зарядка для бабушек"» по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношений № 33 (1), март 2025
17. Специфика реализации трансдисциплинарной модели ранней помощи в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими риск нарушения речи, в дошкольной образовательной организации № 33 (1), март 2025
18. Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда при обучении детей с ОВЗ на базе платформы Moodle в общеобразовательной школе № 33 (1), март 2025
19. Визуализация учебного материала как эффективный прием формирования читательской грамотности на уроках литературы № 33 (1), март 2025
20. Регионализация нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовании на основе интеграции в воспитательно-обучающую деятельность педагога с детьми произведений искусства сибирских авторов № 33 (1), март 2025

Страницы