Каночкина Ольга Евгеньевна,учитель-логопед, МБДОУ д/с № 465, Новосибирск, Российская Федерация Olga E. Kanochkina, speech therapist, MBDOU kindergarten No. 465, Novosibirsk, Russian Federation |
«Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике
В статье представлен опыт комбинирования инклюзивной работы в компенсирующей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, методик программы дошкольного образования «ПРОдетей» под редакцией Е. Г. Юдиной, Е. В. Бодровой и новаторских идей Президента АНО «Центр проблем аутизма: образование, исследования, защита прав» Екатерины Мень. Работа представляет интерес для педагогов всех уровней образования и разных степеней вовлечения в инклюзивную педагогику, а также для родительской аудитории.
Ключевые слова: «тьюторство сверстников», парные коммуникации, парная коммуникация «учитель – ученик»», программа «ПРОдетей», «Школа юного тьютора», Екатерина Мень, инклюзия.
The article presents a description of the combination of experience of inclusive work in a compensatory group for children with speech disorders, methods of the preschool education program «PRODETEY» edited by E. G. Yudina, E. V. Bodrova and innovative ideas of the President of the ANO «Center for Autism Problems: Education, Research, Protection of Rights» Ekaterina Men. The work is of interest to teachers of all levels of education and different degrees of involvement in inclusive pedagogy, as well as to the parent audience.
Keywords: «peer tutoring», paired communications, paired communication: «teacher – student», «PROdetey» program, «school of the Young Tutor», Ekaterina Men, inclusion.
В 2024 году исполняется 30 лет со дня принятия Саламанкской декларации, определяющей инклюзию как реформу, поддерживающую и приветствующую различия и особенности каждого ученика. Ее цель – избежать социальной сегрегации, являющейся следствием различий в поле, расе, культуре, социальном классе, национальности, религии, индивидуальных возможностях и способностях.
Российская Федерация одной из первых присоединилась к данному документу. Кроме того, на сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка, Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Федеральным законом № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012г., Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), Федеральной образовательной программой (ФОП), Федеральной адаптированной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ (ФАОП) всех уровней образования [4].
С момента принятия регламентирующих документов было предпринято достаточное количество мер и проведено мероприятий: возникли и развиваются инклюзивные школы, появилась плеяда амбассадоров гуманистического инклюзивного образования, меняется отношение социума к вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Но, к сожалению, погружаясь в реалии практики инклюзии на местах, зачастую можно столкнуться с проявлениями «дикой» инклюзии, формально-директивным подходом к решению столь важной социальной проблемы. Сегодня все еще имеются расхождения между потребностями социума в инклюзивном образовании и реальными возможностями образовательной организации. Отказ решать данный вопрос, замалчивание проблем неминуемо приведут к тому, что образовательная организация потерпит репутационное банкротство, рейтинг ее обрушится, а, следовательно, деятельность перестанет соответствовать ФГОС и ФОП. Кроме того, нельзя не осознавать, что социум уже сегодня сталкивается с последствиями специальной военной операции, а значит вопрос «принятия или непринятия» людей с приобретенными вследствие военных событий «особенностями» уже встал или очень скоро остро встанет перед обществом. В орбиту решения дилеммы «социальная инклюзия» или «эксклюзия» так или иначе будет вовлечено подрастающее поколение.
В нашем понимании подлинно гуманистическая инклюзивная практика имеет две перспективы, ближайшая из которых – работа с детьми с особенностями развития, и несколько пролонгированная – работа на принятие обществом философии инклюзивного образования.
Педагогический коллектив ДОУ № 465 принял решение использовать внутренние возможности для инклюзивного подхода в работе, используя потенциал практики «Тьюторство сверстников» и «Школа юного тьютора». Данная идея была рождена через успешную интеграцию собственного опыты инклюзивной работы в компенсирующей группе для детей с ТНР, методик примерной основной дошкольного образования образовательной программы «ПРОдетей» под редакцией Е. Г. Юдиной, Е. В. Бодровой [3] и новаторских идей Президента АНО «Центр проблем аутизма: образование, исследования, защита прав» Екатерины Мень [1, 2].
В программе «ПРОдетей» описаны методы, основанные на максимальной индивидуализации обучения и воспитания, поэтому в практике воспитателя роль фронтальных методов будет относительно невысока. Предпочтение отдается совместным и совместно-распределенным видам деятельности, в которых дети осваивают основы саморегуляции в процессе планирования и контроля своих действий и активностей партнеров. При этом дети используют специально разработанные обучающие материалы, которые позволяют выполнять задания в диадах и малых группах при минимальном участии воспитателя. Способность детей к самоорганизации дает воспитателю возможность индивидуально заниматься с теми, кому необходимо особое внимание [3]. Лейтмотивом деятельности такой работы является делегирование части функций взрослого педагога ребенку-тьютору, «учителю-сверстнику».
Примерный план работы «Школы юного тьютора» д/с № 465 на учебный год представлен в приложении.
На рисунках 1 и 2 – коллажи занятий, проводимых в рамках реализации программы.
Рисунок 1. Самостоятельно проведенное занятие детьми-тьюторами
Рисунок 2. Оказание помощи детьми-тьюторами своим подопечным
Бенефициарами такой формы работы являются, безусловно, все участники образовательных отношений, включая социальных партнеров. Это подтверждается внутренними мониторинговыми мероприятиями ДОУ, проведенными в течение 2023-2024 учебного года. Отслеживание результативности четко выявило тенденцию к росту положительной динамики в работе с инклюзией, а также к повышению степени удовлетворенности родительским сообществом и социальными партнерами работой с «особыми» детьми.
Результаты мониторинга следующие.
Дети:
– из 5-ти детей, нуждающихся в патронате в начале 2023-2024 учебного года, вступали в коммуникацию 2 ребенка, вступали в коммуникацию эпизодически, с тьюторской помощью партнера по коммуникации 2 ребенка, не вступал в коммуникацию 1 ребенок. В конце учебного года результаты изменились: вступали в коммуникацию 3 ребенка, вступали эпизодически, с тьюторской помощью партнера по коммуникации 2 ребенка, отсутствовали дети, не вступающие в коммуникацию.
– в начале 2023-2024 учебного года все эти дети в парной коммуникации «учитель-ученик» выполняли только роль «ученика», в конце учебного года из 5-ти указанных детей 3 ребенка стали брать на себя роль «учителя», а 2 ребенка остались на позиции «ученика».
– если в 2022-2023 учебном году из 38 детей осуществляли «тьюторское» сопровождение «особого» ребенка 17 детей, не вступали с ними в парную коммуникацию 21 ребенок, то в 2023-2024 учебном году осуществлял «тьюторское» сопровождение уже 31 ребенок и только 7 детей продолжали оставаться вне парной коммуникации с ними.
Родители:
– по итогам анкетирования родителей на готовность принятия философии инклюзивного образования на начало 2023-2024 учебного года были получены следующие результаты: из 43 родителей 5 полностью принимали инклюзивный подход в образовании; 11 принимали инклюзию частично, при условии отсутствия агрессивных проявлений в поведении «особых» детей, и 27 родителей не рассматривали инклюзию ни в каком виде; в конце учебного года ситуация изменилась: уже 18 родителей из 43 полностью приняли инклюзию, 23 – частично, и только 2 родителей не поменяли своего мнения и остались на позиции отрицания инклюзии;
– из 18 родителей, «проникнувшихся» инклюзией в полном объёме в конце учебного года, 6 семей были те, в которых философию данного подхода в педагогике приняли оба родителя, и 6 семей, где инклюзию принял один родитель.
Полученные результаты определили еще одного «выгодоприобретателя» инклюзивной деятельности – это само образовательное учреждение как юридическое лицо. Это связано, прежде всего, с тем, что работа напрямую направлена на качественное выполнение ДОО социального запроса общества в гуманистическом инклюзивном образовании.
Мы уверены, что благодаря такому подходу в работе «ИНКЛЮЗИЯ» вскоре преодолеет путь от «модного бренда» или формального явления к внутренней человеческой потребности.
Литература
1.Мень Е. Аутизм вчера и сегодня: что говорит наука. Педагогика LAB, 2019. [видеозапись]. – Электронный ресурс. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=oQN8I5PPEnM (дата обращения 28.08.2024).
2.Мень Е. О способах решения проблем аутистов в России // Интервью RT, 2021. [видеозапись]. – Электронный ресурс. – URL : https://russian.rt.com/russia/article/1126862-deti-problemmy-autisty-rossiya (дата обращения: 28.08.2024).
3.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОДЕТЕЙ» под редакцией Е. Г. Юдиной, Е. В. Бодровой. Рыбаков фонд. – Университет Детства. – Москва. – 2020. – 136 с.
4.Нормативные документы об образовании в России: сайт. – ООО Гарант Сервис, 2024. – Электронный ресурс. – URL: https://edu.garant.ru/education/law/ (дата обращения: 27.08.2024).
Приложение
План мероприятий по реализации программы «Школа юного тьютора»
Количество просмотров: 879 |
Добавить комментарий