Сметанникова Людмила Петровна,учитель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 119», Новосибирск, Российская Федерация Lyudmila P. Smetannikova, fine arts teacher, Municipal budgetary educational institution of the city of Novosibirsk «Secondary school No. 119», Novosibirsk, Russian Federation |
Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения
В статье рассматривается вопрос использования цифровых технологий для повышения читательской грамотности на уроках ИЗО. Представлены примеры применения различных методов и подходов, направленных на развитие навыков чтения и понимания текстов, связанных с изобразительным искусством.
Ключевые слова: читательская грамотность, цифровые технологии, изобразительное искусство, компетенции.
The article examines the use of digital technologies to improve reading literacy in fine arts classes. Examples of the use of various methods and approaches aimed at developing reading skills and understanding texts related to fine arts are presented.
Keywords: reading literacy, digital technologies, fine arts, fine arts, competencies.
Одной из ключевых задач современного образования является формирование читательской грамотности обучающихся, которая предполагает не только техническое владение навыками чтения, но и способность понимать, использовать, оценивать и осмысливать тексты различного характера. Данная проблема актуальна для всех предметных областей, в том числе и для изобразительного искусства.
На уроках ИЗО работа с текстами является неотъемлемой частью образовательного процесса, поскольку обучающиеся знакомятся с искусствоведческими терминами, биографиями художников, анализируют художественные произведения. Однако зачастую уровень читательской грамотности школьников недостаточен для полноценного восприятия и понимания информации, представленной в текстовом виде.
Решение данной проблемы может заключаться в применении цифровых технологий и методов активного обучения на уроках ИЗО [3, 7]. Использование интерактивных презентаций, обучающих видеороликов, онлайн-ресурсов и других цифровых инструментов позволяет сделать процесс работы с текстами более наглядным, увлекательным и эффективным. Кроме того, методы активного обучения, такие как групповые дискуссии, проектная деятельность, кейс-стади, способствуют развитию аналитических, коммуникативных и рефлексивных навыков обучающихся, необходимых для формирования читательской грамотности [4].
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения своих знаний и возможностей, а также для активного участия в жизни общества. Развитие этого навыка имеет важное значение не только на уроках русского языка и литературы, но и на занятиях по другим предметам, в том числе на уроках изобразительного искусства [1, 2, 5].
Современные цифровые технологии открывают широкие возможности для развития читательской грамотности на уроках ИЗО.
Например, использование интерактивных презентаций (рисунок 1) и видеороликов (рисунок 2). Такие материалы позволяют сочетать визуальный ряд с текстовой информацией, что способствует лучшему пониманию и запоминанию учебного материала.
Рисунок 1. Использование интерактивных презентаций
На уроке, посвященном Дню космонавтики, используется интерактивная презентация с фрагментами текстов и поэтапным рисованием.
Работа с интерактивными презентациями на уроках ИЗО способствует развитию у детей комплекса важных навыков: визуального восприятия, понимания текстовой информации, критического мышления, коммуникации и познавательной активности.
Рисунок 2. Информационный ролик «Осень на картине “КУПЧИХА” Бориса Кустодиева»
Изучая жанр портрета, целесообразно продемонстрировать короткий ролик Русского музея. Обзорное видео картины позволяет посетить любой музей на расстоянии (виртуально), не тратя время и деньги на поездку. Благодаря этому учащиеся получают возможность изучать произведения искусства из разных уголков мира, не покидая своего учебного заведения. Кроме того, специалист музея в видеоролике проводит увлекательную экскурсию и делится интересными фактами о представленных экспонатах. Это будет способствовать тому, что дети смогут глубже оценить замысел художника и обратить внимание на детали, которые делают произведение искусства особенным и неповторимым.
Существует множество онлайн-платформ, предлагающих разнообразные материалы по ИЗО: виртуальные музеи, обучающие видео, интерактивные упражнения и т. д. Такие ресурсы позволяют детям самостоятельно изучать и анализировать информацию.
На уроке, посвященном натюрморту, можно предложить школьникам «посетить» виртуальную экскурсию по экспозиции натюрмортов в Государственном Эрмитаже (рисунок 3), а затем выполнить интерактивное задание по теме (рисунок 4).
Рисунок 3. Виртуальная экскурсия по Эрмитажу
Таким образом, виртуальные музейные экскурсии будут способствовать развитию у детей визуального восприятия, эстетического вкуса, культурной осведомленности, познавательной активности и коммуникативных навыков.
Рисунок 4. Проверочные задания по теме «Натюрморт». РЭШ
Мы можем говорить о том, что интерактивные проверочные задания помогают детям развивать аналитические, творческие, познавательные, цифровые и рефлексивные способности.
Помимо цифровых технологий, развитию читательской грамотности на уроках изобразительного искусства способствуют методы активного обучения.
Групповая работа
Разделение класса на группы для совместного анализа текстов, обсуждения художественных произведений, выполнения творческих заданий. Так, на уроке, посвященном творчеству Винсента Ван Гога, ребята в группах изучают биографические данные художника, анализируют его картины, а затем представляют результаты своей работы всему классу. При этом очень удобно использовать материалы «Электронной Школы» (рисунок 5) – это отличный ресурс для совместной работы и обсуждения идей [6]. Он позволяет участникам обмениваться сообщениями и сразу видеть результаты обсуждений на общем экране.
Рисунок 5. Обсуждение выполненных заданий с помощью сообщений
в «Электронной школе»
Проектная деятельность
Читательская компетенция может формироваться при выполнении проектов через активное чтение и анализ текстов, связанных с темой проекта. Прежде всего, это выполнение индивидуальных или групповых проектов, связанных с изучением жизни и творчества художников, художественных направлений, анализом произведений искусства и всего, что имеет отношение к изобразительному искусству.
Примером может быть работа учащихся, выполненная ими после посещения художественной выставки (рисунок 6), чтобы привлечь внимание своих одноклассников и поделиться впечатлениями. Этот проект способствовал развитию навыков критического мышления, анализа и творчества, а также помог учащимся лучше понять искусство и его влияние на общество.
Рисунок 6. Подготовленная презентация проекта с помощью совместного доступа на «Яндекс Диске»
В результате такого проекта учащиеся не только расширяют свой кругозор и улучшают навыки коммуникации, но и учатся ценить искусство и понимать его роль в обществе.
С помощью электронных ресурсов можно подготовить выставку рисунков (рисунок 7). В результате этой работы развивается коммуникативная компетенция у учащихся. Они учатся работать в команде, обмениваться мнениями и аргументами, а также слушать и слышать друг друга. Это помогает им лучше понимать точку зрения других людей и находить общий язык.