Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности

 

Черепова Вера Юрьевна,

студент, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» – Институт детства, Новосибирск, Российская Федерация

Vera Yu. Cherepova,

student, Novosibirsk State Pedagogical University – Institute of Childhood, Novosibirsk, Russian Federation

 

Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности

Development of coherent speech of primary school children with hearing impairments during art lessons

В статье описаны особенности связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Рассматривается развитие связной речи у данной категории детей в процессе уроков по изобразительной деятельности.

Ключевые слова: связная речь, дети младшего школьного возраста, нарушение слуха.

 

The article talks about the features of coherent speech in primary school children with hearing impairments. The development of related speech in this category of children in the process of visual activity lessons is considered.

Keywords: related speech, primary school children, hearing impairment.

 

Связная речь является неотъемлемой формой устной речи. В младшем школьном образовании развитие и полноценное формирование связной речи является важнейшей задачей педагогов. Именно от сформированности связной речи зависит дальнейшее обучение, развитие, а также полноценная адаптация ребенка не только среди сверстников, но и в социуме, и во взрослой жизни.

Уметь грамматически правильно, содержательно и последовательно излагать свои мысли должен каждый ребенок, но нельзя забывать и то, что речь должна быть выразительной и живой. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. Именно в ней воссоздается логика мышления и речи.

Необходимо также отметить, что диалогическая и монологическая речь относится к связной речи. Если в диалогической речи важна грамотность при поддержании разговора и беседы на разные темы, то в монологической речи –грамотность при повествовании на определенную тему. Но в обоих видах речи необходима живая, непринужденная, связная речь.

У школьников, не имеющих отклонений в здоровье, намного легче формируется связная речь, так как ребенок слышит, видит, понимает, рассуждает и таким образом постепенно вводится связная речь. Но все же необходимо понимать, что для полноценного развития связной речи в младшем школьном возрасте необходимо использовать разные способы. Ирисбаева Ё. У. отмечает: «Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь» [2].

Наиболее тяжело развивать связную речь у детей с нарушениями слуха. Дети с нарушениями слуха – это особая категория, входящая в социальную группу под названием «дети с ограниченными возможностями здоровья». Мезенцева Е. Ю., Бабикова А. В. в своей работе отмечают следующее: «Согласно современной статистике в мире за последние два десятилетия число детей, рождающиеся с различными дефектами развития увеличивается. В настоящее время доля таких детей среди всех новорожденных составляет около 6–9 %. Сегодня большое количество детей страдает проблемой развития слуха. По данным Всемирной организации здравоохранения около 32 миллионов детей страдают различными нарушениями слуха, в России количество таких детей составляет около 1 миллиона человек. По многочисленным прогнозам, число таких детей может достигнуть отметки в 1,2–1,5 миллиона человек» [3]. Анализ данной информации приводит к тому, что необходимо систематизировать, апробировать работу с детьми с нарушениями слуха, используя различные методы, способы и приемы, направленные на его полноценное формирование.

Изучение научных трудов, касающихся развития связной речи младших школьников с нарушениями слуха, позволяет увидеть, что использование коррекционно-развивающей программы обеспечивает повышение уровня связной речи, формирует правильное понимание и выражение своих мыслей. В процессе занятий младшие школьники обогащают свой опыт в части составления предложений. Положительная динамика наблюдается в следующих показателях: умение образовывать развернутые высказывания, составлять описательные рассказы. У детей прослеживается увеличение лексического словаря, они учатся излагать свои мысли, проявляя самостоятельность и осознанный интерес.

Необходимо понимать, что формирование связной речи у данной категории детей проводится несколько в ином аспекте, чему обычных ребят, так как дети с нарушениями слуха имеют не только физическую патологию, но и психологическую. Это происходит в связи с неуверенностью в качестве своей речи, с непониманием речи окружающих, неумением вести диалог и др. Проблемы со слухом часто сопровождаются и другими нарушениями в развитии ребенка, которые также следует учитывать в процессе коррекции.

Работу по формированию связной речи можно проводить на всех проводимых уроках. Урок по изобразительной деятельности является одним из них. Именно на занятиях по изобразительной деятельности можно правильно организовать и создать необходимые педагогические условия. Школьник с нарушенным слухом через свои рисунки в процессе создания какого-либо объекта разгадывает и фиксирует образы окружающего его мира, свое мироощущение. Можно сказать, что в таком виде деятельности ребенок чувствует свою полноценность, успех. В рисовании у школьника есть возможность излагать свои мысли и превращать их в творчество. В коррекционной работе с такими детьми изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством при формировании связанной речи, поскольку рисование включает в себя многие психические процессы.

Л. Д. Старостина для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предлагает изотерапию. Мы предполагаем, что элементы изотерапии необходимо использовать также и на уроках изобразительной деятельности. Л. Д. Старостина пишет: «Важным отличием изотерапии от уроков рисования является создание безопасной «экологической» среды, в которой детям предоставляется свобода самовыражения, спонтанной активности, где полностью исключаются оценочные суждения и соревновательность. В ходе занятий дети знакомятся и учатся овладевать различными техниками изотерапии: «Игры с цветом» (где основной упор делается на изучение цветового спектра и эмоций), «Марания» (раскрашивание, разбрызгивание, смешивание красок), «Штриховка, каракули» (графика с помощью карандашей и мелков), «Монотипия» (создание картины с помощью стекла и красок), «Рисование предметами окружающего пространства» (ватными палочками, мятой бумагой, нитками, пробками, щетками и др.), «Пластилинография» (создание выпуклых рисунков из пластилина и других предметов), «Рисование крупой и зернами» (включая бакалейные продукты), «Рисование пальчиками и ладошками» и др.» [5]. Полностью согласимся с автором, так как, действительно, творческое условие позволит школьникам овладеть опытом свободной активности.

Для проверки эффективности коррекционной работы на уроках изобразительной деятельности нами было проведено исследование связной речи младших школьников 1 класса с нарушениями слуха. В исследовании принимали участие 20 детей. Школьники были разделены на 2 группы. 1 группа – экспериментальная, 2 группа – контрольная. У всех детей имелись проблемы со слухом.

Исследование сформированности связной речи проводилось с использованием методики В. П. Глухова под названием «Обследование связной речи детей» [1]. Данная методика необходима для оценки уровня развития связной речи у детей младшего школьного возраста. В нее включены серии заданий по выявлению навыков ребенка составлять по картинкам рассказы, обрисовывать ситуации и предметы.

В таблице 1 приведены полученные результаты на констатирующем этапе исследования. 

Таблица 1

Результаты констатирующего этапа

Группа

Высокий

Средний

Низкий

Контрольная

0

40 % (4 детей)

60 % (6 детей)

Экспериментальная

0

50 % (5 детей)

40 % (4 ребенка)

 Констатирующий этап исследования показал, что в обеих группах получены практически одинаковые данные. Высокий уровень сформированности связной речи не выявлен ни в одной группе, что говорит о необходимости проведения коррекционной работы на уроках.

Формирующий этап исследования предполагает целенаправленную работу с детьми младшего школьного возраста по формированию и развитию связной речи. Для повышения результатов, безусловно, необходимо использование различных методов и способов работы с детьми. На уроках были применены элементы изотерапии и серии заданий, которые давали только школьникам экспериментальной группы. Были предложены такие задания, как «Игры с цветом», «Марания», «Штриховка, каракули», «Монотипия», «Рисование предметами окружающего пространства», «Рисование пальчиками и ладошками». Все вышеперечисленные занятия проходили в спокойной обстановке. Детям была дана возможность дополнить рисунки. Так, выполняя задание «Рисование предметами окружающего пространства», дети могли включить свою фантазию, рассказать по нарисованным картинам, что в них происходит, каков сюжет и многое другое. При рисовании пальчиками и ладошками педагоги вместе с детьми пели детские песни, что позволяло развивать звукопроизношение, интонацию и голос. Данные занятия также развивали мелкую и крупную моторику детей.

Предлагались и такие задания, как создание аппликации «Лес», «Цветы» на макете поляны. Создание аппликаций сопровождалось заданием составить описательный рассказ по этим макетам. Кроме того, изготавливались лепные поделки «Дружочки грибочки», «Кто такой красивый?», «Кто такой пушистый?», школьники устанавливали их на макет поляны, а также составляли описательные рассказы по макету. Данные задания направлены на формирование диалогической и монологической речи: дети учились вступать в беседу, правильно и последовательно задавать вопросы и отвечать на них. Все занятия проходили в теплой дружеской обстановке. Педагог учил детей не перебивать друг друга, полностью слушать рассказ сверстника, добавлять свои наблюдения. Постепенно речь детей становилась живой и эмоциональной.

Для подтверждения эффективности проведенных занятий нами был проведен контрольный этап исследования. На контрольном этапе использовалась та же методика, что и на констатирующем. В таблице 2 приведено сравнение результатов констатирующего и контрольного этапа. 

 

Таблица 2

Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов

 

До

После

Группа

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Контрольная

0

40 % (4)

60 % (6)

0

40 % (4)

60 % (6)

Экспериментальная

0

50 % (5)

40 % (4)

10% (1)

60 % (6)

30 % (3)

 

Из данных таблицы видно, что результаты исследования сформированности связной речи до и после формирующего этапа имеют отличия в экспериментально группе: увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем, уменьшилось с низким. Сравнение данных школьников контрольной группы показывает, что не имеется различий на констатирующем и контрольном этапах. Полученные результаты подтверждают эффективность использования элементов изотерапии на уроках по изобразительной деятельности, а также использования аппликации и лепки с составлением описательного рассказа по макету. Можно утверждать, что такие занятия дают возможность эффективно развивать связную речь детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности.

 

Литература

  1. Глухов В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография. – Изд. 2-е, исправ. и перераб. ‒ М. – 2014. – 537 с.
  2. Ирисбаева Ё. У. Связная речь – главное достижение в речевом развитии детей дошкольного возраста // Экономика и социум. – 2021. – № 10 (89). – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaznaya-rech-glavnoe-dostizhenie-v-rechevom-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 04.08.2024).
  3. Мезенцева Е. Ю., Бабикова А. В. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – №4 (52). – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-de... (дата обращения: 02.08.2024).
  4. Симкин М. Л., Мальцева И. А. Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2020. – № 1 (13). Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-sluha  (дата обращения: 01.08.2024).
  5. Старостина Л. Д. Сравнительный анализ эффективности изотерапии в реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». – 2023 (3):72-83.

 

 
Количество просмотров: 456  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» – специфика, принципы и подходы в реализации
2. Инженерная лаборатория для дошкольников: воспитываем будущих новаторов с раннего возраста
3. Управление ресурсными возможностями стажировочной площадки как одно из направлений развития дошкольной образовательной организации
4. Стажировочная площадка «НовоСибСадЮныйИнженер»: первые шаги реализации проекта
5. Среда как условие успешной социальной адаптации детей иностранных граждан в ДОО с сохранением пространства культурной идентичности всех участников образовательного процесса
6. Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
7. Успешный школьный старт. Проблемы, решения, перспективы
8. Процесс формирования сюжетной игры в детском саду «Кроха»
9. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации
10. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
11. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника
12. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
13. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития
14. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов
15. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
16. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике
17. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи
18. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности
19. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского
20. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения

Страницы

1. Роль краеведения в духовно-нравственном развитии личности на примере сайта «Библиотека сибирского краеведения» № 32 (4), декабрь 2024
2. Школьные средства массовой информации как ресурс формирования медиакомпетентности школьников № 32 (4), декабрь 2024
3. Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения № 32 (4), декабрь 2024
4. Включение проектной деятельности в коррекционно-развивающую работу как фактор развития социальной компетентности детей с общим недоразвитием речи № 32 (4), декабрь 2024
5. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования № 32 (4), декабрь 2024
6. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации № 32 (4), декабрь 2024
7. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы № 32 (4), декабрь 2024
8. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности № 32 (4), декабрь 2024
9. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира № 32 (4), декабрь 2024
10. Применение кинезиологических упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития № 32 (4), декабрь 2024
11. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников № 32 (4), декабрь 2024
12. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах № 32 (4), декабрь 2024
13. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми № 32 (4), декабрь 2024
14. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания № 32 (4), декабрь 2024
15. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ № 32 (4), декабрь 2024
16. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности № 32 (4), декабрь 2024
17. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл» № 32 (4), декабрь 2024
18. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста № 32 (4), декабрь 2024
19. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре № 32 (4), декабрь 2024
20. Практическое применение таксономии Блума в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи № 32 (4), декабрь 2024

Страницы