Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОП

 

Демьянова Людмила Васильевна,

учитель информатики и технологии МАОУ «Гимназия № 3 в Академгородке», Новосибирск, Российская Федерация

Lyudmila V. Demyanova,

teacher of computer science and technology of MAOU «Gymnasium No. 3 in Akademgorodok», Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Коваль Светлана Николаевна,

учитель информатики МАОУ «Гимназия № 3 в Академгородке», Новосибирск, Российская Федерация

Svetlana N. Koval,

teacher of computer science of MAOU «Gymnasium No. 3 in Akademgorodok», Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Соседкина Наталия Валерьевна,

учитель информатики МАОУ «Гимназия № 3 в Академгородке», Новосибирск, Российская Федерация

Natalia V. Sosedkina,

teacher of computer science of MAOU «Gymnasium No. 3 in Akademgorodok», Novosibirsk, Russian Federation

 

Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОП

Integration of school subjects «Computer Science» and «Labor (technology)» in the light of the requirements of the FEP

В статье анализируется содержание курсов ФОП по предметам «Информатика» и «Труд (технология)», обосновывается необходимость разных форм интеграции этих предметов. Предлагаются возможные пути формирования межпредметных связей для достижения образовательных результатов, обозначенных ФГОС ООО.

Ключевые слова: информатика, технология, труд, ФОП, ФГОС, интеграция, материальная база, содержание образования.

 

The article analyzes the content of the FEP courses in «computer science» and «labor (technology)», justifies the need for different forms of integration of these subjects. Possible ways of forming interdisciplinary connections to achieve educational results indicated by FSES GBE are proposed.

Keywords: Computer science, technology, labor, EFP, FSES, integration, material base, Commonwealth of Education.

 

Ретроспективный анализ системы образования последних трех-четырех десятилетий показывает регулярный посыл к необходимости формирования межпредметных связей в содержании и методах обучения. Большим достижением реформы образования начала 90-х годов XX века было право учителей самостоятельно формировать рабочие программы и вносить изменение в содержание образования в рамках одной школы. Важной целью инноваций того времени была интеграция содержания на основе межпредметного подхода. Педагоги старались выстраивать курсы, связывая хронологически и содержательно темы, изучаемые на разных предметах. Например, изучение волновых свойств света в физике смещали в программе так, чтобы ученики уже были знакомы с тригонометрическими функциями в математике. Появились взаимные проникновения естественно-научного содержания в изучение иностранных языков, например, CLIL-технологии и т. д.

Предмет «Информатика» именно в это время пришел в школу, и его содержание изначально строилось на основе взаимопроникновения в другие школьные предметы. Трудно представить себе информатику в отрыве от математической логики, математического анализа, английского языка или лингвистики.

В современных реалиях межпредметные связи приобретают ещё большее значение, но обозначаются в государственных документах опосредованно, через личностные и метапредметные результаты, через необходимость формирования функциональной грамотности. Эти идеи прослеживаются в обновленных концепциях изучения ряда предметных областей: истории, естествознания, технологии и т. д.

Вот уже два года школы России переходят на новые образовательные стандарты и Федеральные образовательные программы (ФОП). Основной особенностью ФОП является детерминированность рабочих программ вплоть до единого поурочного планирования. Это создает много позитивных моментов, но и порождает новые препятствия с точки зрения межпредметной интеграции. На наш взгляд, возникло противоречие между необходимостью формирования целостной картины мира ребенка и растущей изоляцией учебных предметов на основе ФОП.

На сегодняшний день учителями информатики гимназии еще не пройден полный цикл курса «Информатика» ни в основной, ни в средней школе, но за два первых года уже выявлен ряд сложностей в достижении образовательных результатов, обозначенных в ФОП, среди которых:

  • Сокращение количества часов на тему «Компьютерная графика» не позволяет сформировать у детей даже базовые навыки работы с графическими редакторами. А освоить векторную, фрактальную и 3D-графику поурочное планирование программы предлагает учащимся за один урок.
  • В 7 классе отсутствует раздел «Алгоритмизация и программирование». Появляется зависимость результатов обучения информатике от качества преподавания модуля «Робототехника» в 5-7 классах. Следовательно, освоение базовых понятий алгоритмизации делегировано предмету «Труд (технология)».
  • Поверхностное знакомство с компьютерными сетями позволяет поговорить с учащимися только о правилах безопасного поведения в Интернете. Но дети этого возраста уже готовы и способны разбираться и в устройстве сетей, установке и настройке программного обеспечения. Это возраст, когда они особенно мотивированы на знакомство с компьютерным «железом».
  • В содержании образования в основной школе доминирует теоретические основы информатики. В связи с чем мы вынужденно минимизируем практическую работу, тем самым теряем мотивацию детей к изучению предмета.

Имея первый опыт работы в рамках ФОП, мы пришли к необходимости «навести мосты» между предметами «Информатика» и «Труд (технология)».

Курс образовательной области «Труд (технология)» формируется на основе десятилетнего опыта ведения курса «Технологи» в рамках Концепции технологического образования. Это модульный курс в основной школе, содержащий инвариантные и вариативные разделы. Наряду с традиционными для российской школы модулями «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», «Производство и технологии» в курс включены модули, тесно сопряженные с IT-технологиями. Например, «Робототехника», «Компьютерная графика», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование». Сегодня этот курс настолько смещен в сторону применения информационных технологий, что требует глубокого сопряжения его с курсом информатики.

Исходя из наблюдений, сделанных в ходе работы по новым ФОП и анализа содержания рабочих программ двух предметов, созданных на основе «Конструктора рабочих программ» единого содержания общего образования [1], нами были выделены тематические точки соприкосновения двух предметов (табица 1).

Таблица 1

Содержательные линии предметов «Информатика» и

«Труд (технология)»

Содержание образования

Информатика

Технология

1

Компьютерная графика

Информационные технологии (7 класс IV четверть, 4 часа)

 

Графика и черчение (5+6 класс, 16 часов)

Модели и 3D- моделирование. Макетирование (7 класс, 2 часа); Создание объёмных моделей с помощью компьютерных программ (7 класс, 4 часа); Программа для редактирования готовых моделей. (7 класс, 4 часа); Технологии САПР (7-8 класс, 8 часов)

2

Алгоритмизация и программирование

Исполнители и алгоритмы (8 класс, 10 часов); Языки программирования (8 класс, 9 часов); Разработка алгоритмов и программ (9 класс, 6 часов).

Робототехника (5+6 класс по 20 часов, всего 40), Алгоритмизация и программирование роботов (7 класс, 4 часа); Программирование управления роботизированными моделями (7 класс, 6 часов); Беспилотные летающие аппараты (8 класс, 9 часов)

3

Компьютерные сети

Компьютерные сети (7 класс, 2 часа); Глобальные сети, интернет и правила поведения в нем (9 класс, 3 часа)

Интернет вещей (9 класс, 6 часов)

4

Информационные технологии

Текстовые процессоры (7 класс, 6 часов)

Разработка проектной документации (7-9 класс)

Сопоставляя разделы тематических планов двух предметных областей, мы видим асинхронные моменты как по времени изучения, так и по содержанию образования. Курс компьютерной графики полностью перенесен в предмет «Труд», а предметными результатами освоения этого раздела в ФОП по информатике заявлено только умение оценивать размер графического файла. Знакомство с понятием «алгоритм» передано в предметную область «Труд (технология)». Программирование роботов, которое на уроках труда начинается в 5 и продолжается в 6-7 классах, требует от учащихся знаний основных алгоритмических конструкций. Но в информатике знакомство с этими понятиями запланировано лишь в 8 классе.

Разработка проектной документации, которая прослеживается в содержании образования курса «Труд (технология)» с 7 по 9 класс, требует от учащихся владения навыками работы в текстовых процессорах на уровне продвинутых пользователей. Но времени для формирование такого навыка не выделено в нужном объеме. И знакомство с технологиями обработки текста на уроках информатики начинается только в конце учебного года в 7 классе.

Кроме содержательной интеграции вынужденно возникнет интеграция и территориальная. Часть уроков труда должна будет проходить в компьютерных кабинетах, а значит, в нынешних реалиях – кабинетах информатики.

Есть также ряд менее значительных изменений в программах, касающихся одновременно двух курсов. Исходя их перечисленных наблюдений, мы можем выделить три основных аспекта поэтапного перехода на новые ФОП по информатике и труду.

Во-первых, кадровое обеспечение. В школах Советского района Новосибирска уже много лет ощущается кадровый голод и нехватка учителей как технологии, так и информатики. Опытные учителя технологии, успешно работавшие с детьми в формате образовательных стандартов предыдущих поколений, оказываются сегодня некомпетентными в преподавании ряда модулей ФОП. Робототехника и программирование роботов, компьютерная графика, компьютерное моделирование – разделы, требующие серьезной переподготовки учителей этого профиля. Однако, в связи с сокращением учебных часов на изучение информатики (информатика отсутствует в учебном плане начальной школы, практически нет возможности введения информатики с 5 класса, сокращено количество часов в 9 классе), можно рассматривать ситуацию, когда часть модулей в рамках технологии целесообразно передавать учителю информатики. В гимназии этот опыт оценивается как успешный. Учащиеся овладевают необходимыми навыками и демонстрируют свои результаты в различных конкурсах и на олимпиадах. Есть призёры и победители муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по направлению «Робототехника», «3D-моделирование и прототипирование», множество успешных творческих проектов, требующих создания цифровых двойников, работы с радиоэлектроникой и современным высокотехнологичным оборудованием. Стоит отметить, что стандартной компетентности учителя информатики в области компьютерной графики для курса труда (технологии) недостаточно. В частности, в области инженерного 3D-моделирования и черчения. Вопрос повышения квалификации и освоения российских САПР-программ встанет очень остро.

Построение модульных учебных курсов со сменой преподавателей порождает ряд проблем, решение которых находится в финансово-организационной плоскости. В рамках данной статьи только коротко перечислим их. При современной системе оплаты труда неравномерная нагрузка преподавателей в течение года влечет за собой неравномерную выплату учителю заработной платы. Правилами оформления электронных журналов и прочей документации не регламентирован такой режим работы учителя. При большом количестве классов на параллели привлекаемый для ведения специального модуля учитель порой не может вести его сразу во всех учебных группах, т. к. имеет и другую нагрузку. Поэтому в разных классах параллели модуль может начинаться в разное время в течение года, что противоречит идеологии ФОП.

Во-вторых, методическое обеспечение. В методике преподавания информатики учебные модули, связанные с графикой, моделированием и алгоритмизацией, хорошо разработаны. Учитель технологии может воспользоваться учебниками и методическими рекомендациями, которыми располагают школьные библиотеки. В переходный период, пока не будут в школу поставлены учебники, полностью соответствующие ФОП, использование таких учебников может сгладить острые углы в образовательном процессе.

В концепции построения учебного курса «Труд (технология)» прослеживается идея, выдвинутая в работах Сеймура Пейперта. В своих трудах на заре компьютеризации он доказывал, что ЭВМ станет для ребенка таким же интеллектуальным орудием, которое он будет применять также, как перо и карандаш [2]. Во многом выдвинутая этим ученым теория имеет сегодня подтверждение. Если посмотреть на те изменения, которые произошли в курсе информатики за сорок лет, то можно найти массу подтверждающих примеров. Знакомство с компьютером учитель давно не начинает с рассказа о том, где находится кнопка «Power» и как напечатать прописную букву. Не требуется особых приемов, чтобы объяснить ребенку, назначения ряда клавиш на клавиатуре. Дети давно овладели этими навыками в своей повседневной жизни.

Данная идея отражена в модуле «Робототехника». Подразумевается, что в процессе сборки робота ребенок в большей степени интуитивно будет применять различные алгоритмические конструкции и понимать свойства алгоритмов.

Однако теория Пейперта базируется на работах Ж. Пиаже, который доказал, что ребенок совершает большинство своих интеллектуальных открытий самостоятельно, но ПРИ УСЛОВИИ, что окружающий его фон достаточно богат, операционная обстановка, в которой развивается ребенок, должна быть насыщена необходимым оборудованием. И вот здесь возникает третья составляющая обеспечения учебного процесса – материальное обеспечение.

Как было доказано Пейпертом и Пиаже, материальное насыщение учебного процесса является основным инструментом для реализации концепции современного технологического образования. Пока нельзя сказать, что школы имеют нужную материальную базу. В лучшем случае большая часть учебного процесса при освоении модулей, связанных с робототехникой и БПЛА, будет перенесена в виртуальное пространство. Опыт, накопленный в методике преподавания информатики, позволяет сегодня работать с эмуляторами учебных роботов, оснащенных разными датчиками и программировать их на языках разной степени сложности: от визуального, типа Scratch, до языка «C» с расширенной функциональностью [3]. Однако отсутствие материального объекта «робот» не обеспечивает нужного операционного фона, в очередной раз уводит ребенка из реального мира в виртуальный и отчасти противоречит основной идее трансформации концепции преподавания курса «Труд (технология)». Будем надеяться, что школам и организациям ДО со временем удастся получить в распоряжение необходимое оборудование, эффективно использовать его, возможно, в формате сетевого взаимодействия.

Таким образом, переход на новые ФОП в основной школе вновь ставит перед учителями непростые задачи. Чтобы успешно решить их, недостаточно досконально разобраться с изменениями в своей предметной области, необходимо позаботиться о восстановлении старых межпредметных связей, а также увидеть, осмыслить и сформировать новые. Необходимо интегрировать и синхронизировать содержания обучения, разумно объединить материальную базу двух предметов – «информатика» и «труд». Ведь мыслить шире – это в традициях российского учительства.

Литература

  1. Единое содержание общего образования. Конструктор рабочих программ. – Электронный ресурс. – URL: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ (дата обращения 31.07.2024).
  2. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи: [Пер. с англ.] / Сеймур Пейперт. – Москва: Педагогика, 1989. – 220, [2] с.
  3. Поляков К. Ю. Преподавание, наука и жизнь. Электронный ресурс. – URL: https://kpolyakov.spb.ru/school/robotics/robotics.htm (дата обращения: 31.07.2024).
Количество просмотров: 214  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» – специфика, принципы и подходы в реализации
2. Инженерная лаборатория для дошкольников: воспитываем будущих новаторов с раннего возраста
3. Управление ресурсными возможностями стажировочной площадки как одно из направлений развития дошкольной образовательной организации
4. Стажировочная площадка «НовоСибСадЮныйИнженер»: первые шаги реализации проекта
5. Среда как условие успешной социальной адаптации детей иностранных граждан в ДОО с сохранением пространства культурной идентичности всех участников образовательного процесса
6. Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
7. Успешный школьный старт. Проблемы, решения, перспективы
8. Процесс формирования сюжетной игры в детском саду «Кроха»
9. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации
10. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
11. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника
12. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
13. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития
14. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов
15. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
16. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике
17. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи
18. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности
19. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского
20. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения

Страницы

1. Теоретические основы интеграции робототехники в дополнительное образование №31/2024 Новосибирск
2. Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба №31/2024 Новосибирск
3. Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОП №31/2024 Новосибирск
4. Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях №31/2024 Новосибирск
5. Урочная и внеурочная деятельность в специализированных медицинских классах №31/2024 Новосибирск
6. Образовательные и социальные дефициты детей мигрантов. Пути их преодоления №31/2024 Новосибирск
7. Лингвистический анализ текста как прием подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку №31/2024 Новосибирск
8. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы) №31/2024 Новосибирск
9. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения №31/2024 Новосибирск
10. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского №31/2024 Новосибирск
11. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности №31/2024 Новосибирск
12. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи №31/2024 Новосибирск
13. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике №31/2024 Новосибирск
14. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста №31/2024 Новосибирск
15. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов №31/2024 Новосибирск
16. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития №31/2024 Новосибирск
17. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи №31/2024 Новосибирск
18. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника №31/2024 Новосибирск
19. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников №31/2024 Новосибирск
20. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации №31/2024 Новосибирск

Страницы