Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы)

 

Киприянова Ксения Валериевна,

педагог дополнительного образования, МБУДО ДШИ «Гармония», МБУДО ДМШ № 2 им. Е. Ф. Светланова, Новосибирск, Российская Федерация

Ksenia V. Kiprianova,

teacher of additional education of the highest qualification category, municipal budgetary institution of additional education school of arts «Harmony», municipal budgetary institution of additional education musical school No. 2 named after E. F. Svetlanov, Novosibirsk, Russian Federation

 

Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы)

Developing a sense of rhythm in children of primary school age using a game model (from work experience)

В статье описана игровая модель «Собирайся на пикник», применяемая на занятиях сольфеджио в младших классах для работы над развитием чувства ритма. Чувство ритма необходимо для успешных занятий музыкой, у детей оно воспитывается во время специально организованной деятельности.

Ключевые слова: сольфеджио, младший школьный возраст, чувство ритма, игровая модель.

The article describes the «Get ready for a picnic» game model, which is used in solfeggio classes in elementary grades to work on developing a sense of rhythm. A sense of rhythm is necessary for successful music lessons, and it is brought up in children, including during specially organized activities.

Keywords: solfeggio, primary school age, sense of rhythm, game model.

 

Ритм – это основа любой музыкальной деятельности. При приеме детей в музыкальную школу, проверяя их способности, особое внимание мы уделяем именно чувству ритма. Если оно недостаточно развито, довольно проблематично научить петь или играть на музыкальных инструментах, т. к. это невозможно без способности воспринимать и воспроизводить музыкальный ритм.

Проблеме развития чувства ритма посвящено много научных и практических трудов. Это такие отечественные авторы, как Б. М. Теплов, Е. В. Назайкинский, А. Л. Готсдинер, В. Н. Холопова, О. А. Берак, Т. Боровик, Н. Бергер и другие. Среди зарубежных авторов стоит упомянуть Э. Жак-Далькроза с системой ритмической гимнастики и К. Орфа, который разработал методику элементарного музицирования, сочетающую разные элементы: речь, жесты, движение, игру на инструментах, пение и театр.

Афоризм Ганса фон Бюлова «вначале был ритм» часто цитируется. Это действительно так. Музыка зарождалась из ритма. Она может существовать без выраженной мелодии, без контрапункта, без гармонии, но не может существовать вне ритма, это выражение музыки во времени. И пульс музыки не механический, это не тиканье метронома, он, скорее, близок дыханию, биению сердца, волнам моря. Чувство ритма помогает расчленить звуковой поток, установить временные соотношения отдельных элементов.

Не случайно мы говорим «чувство ритма». Ритм надо именно почувствовать. Поступающим в хореографическое училище детям играют музыкальные фрагменты, меняя жанр, темп и характер музыки, и наблюдают, как ребенок реагирует, как меняется его пластика, слышит ли он доли, попадает ли в акценты. Никто не спрашивает: «Определите, какой здесь размер, какие длительности?» Балетным педагогам интересны не знания, а музыкальность, чувство ритма в первую очередь.

Работать с развитием чувства ритма в детском возрасте эффективно только через эмоции и движение. Логическое осмысление – это удел более взрослых учеников. Если детям младшего возраста объяснять ритм логически, мы не добьемся больших успехов. История о том, что целая длительность – это яблоко, которое разрезали на две части и получили две половинные длительности, вполне понятна детям на картинке, но никак не помогает воспроизвести ритмический рисунок. Как и более новый вариант «деления пиццы на кусочки». Только в движении приходит ощущение пульсации, сильных и слабых долей, ритмического рисунка.

В музыкальных школах есть предмет «Ритмика», который помогает ученикам почувствовать метр и ритм через движение, с участием всего тела и использованием большого пространства класса. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные движения мелкой моторики.

Работу над развитием чувства ритма мы начинаем с движения под музыку с ощущением пульсации долей. Ребенок должен эмоционально прожить непрерывность метра, изменения темпа музыки, ее характера, который отражается в ритмических фигурах. Только после работы над умением слышать пульсацию, чередование сильных и слабых долей метра, осознания повторяемости и предсказуемости этого процесса мы начинаем наблюдать: а что же внутри доли?

Очень важно в младшем возрасте многократно работать с одними и теми же ритмическими моделями, доводя их исполнение до точности, а восприятие и узнавание – до мгновенной реакции. Чтобы такое повторение не стало рутинным, не вызвало отторжение и скуку у детей, целесообразно каждый раз предлагать одно и то же, но в разных «обертках». Лучшее средство для этого, несомненно, игра. Дети играют естественно, с удовольствием. Игровые условия вуалируют для них технические задачи, перенося фокус внимания на сюжет и обстоятельства.

Предлагаем игровую модель работы с ритмом «Собирайся на пикник», которую можно использовать, начиная со второй половины первого года обучения на уроках сольфеджио.

Дети к этому времени легко отличают двухдольные и трехдольные размеры, могут прохлопать четверти, восьмые, шестнадцатые и половинные длительности в разных сочетаниях. Им знакома ритмизация слов и стихотворных строчек. Они могут повторить хлопками ритмический рисунок из знакомых длительностей (так называемое «ритмическое эхо») и записать его.

Говорим детям, что нам надо выехать на природу, мы хотим организовать пикник, нужно подумать, что берем с собой. Можем брать все, что угодно, но есть условия: если записать ритм, то он должен поместиться в такт в размере 4/4, а ритмы не должны совпадать – у каждого предмета свой. Дети предлагают разные вещи, например, «новая палатка», «шашлыки», «зеленый огурец», «плед с бахромой», «коробок со спичками». Здесь важно не ограничивать их фантазию. Если кто-то предлагает взять любимого зайку, радостно соглашаемся, нам важнее атмосфера свободы, чем реальный список необходимого. Предметов должно быть по количеству детей в группе. Вместе решаем, в каком ритме можно произнести. Если дети затрудняются, помогаем ритмизировать, предлагаем изменить словосочетания. Записываем на доске в столбик, можно рисовать перед ритмом предмет, это вызывает оживление у детей. Каждому достается какой-то один такт. Репетируем: дети хлопают и говорят свои слова по очереди.

Дальше мы решаем, на чем поедем и какой звук издает этот транспорт. Например, были такие варианты: машина «тых-тых-тых», поезд «чух-чух-чух», трактор «тыр-тыр-тыр», а также пешком «топ-топ-топ» и вплавь «буль-буль-буль». Придумываем вместе, какие будут движения, имитирующие наше передвижение. На этом этапе тоже очень важно поддержать инициативу детей, не отвергать предложенное. Тогда дети не будут стесняться высказать какие-то идеи, будут чувствовать себя раскованно.

Дети встают друг за другом. В зависимости от выбранного способа передвижения делаем движения и произносим выбранные звуки (пульсация восьмыми два такта), это задает общий темп.

Начинаем «погрузку». Пульсация со «звуком транспорта» продолжается ostinato. Первый человек поворачивается к остальным и произносит свои слова в ритме (и прохлопывает ритм) с вопросительной интонацией. Все хором отвечают «Да! Да! Да!», пока он бежит в другой конец класса. Так продолжается по цепочке до последнего человека. На новом месте встаем в круг.

Итак, мы «приехали». Одновременно все произносят и прохлопывают свои слова четыре раза. Возможно это делать с ускорением темпа, возможно с усилением громкости. Дальше также возможны варианты. Например, дети проходят круг со «звуком транспорта» и друг за другом отправляются в то место, откуда начиналось путешествие. Или, стоя в кругу, «едят» то, что съедобное: ребенок произносит текст и прохлопывает ритм, группа повторяет ритмический рисунок со слогом, например, «ням-ням-ням».

Как любая игровая модель, наш «пикник» может развиваться. В следующий раз, например, возьмем с собой только сладости. Или исключительно «здоровую» еду. Или только то, что начинается на определенную букву. Или договариваемся с собой брать только съедобное, тогда при погрузке на все несъедобные предметы дети отвечают: «Нет! Нет! Нет!» Либо движение на пикник проходит сложным маршрутом между столами, по кругу, с изменениями темпа, с изменениями динамики. Или мы решаем, что на пикник едут, например, маленькие гномы, и говорим соответствующим тоненьким голосом. Возможно огромное количество вариантов. Обычно дети с азартом придумывают новое, но если произошла заминка, педагог может предложить какой-то свой заготовленный вариант.

Особенно удачным при использовании данной игровой модели нам кажется то, что цель остается неизменной: мы развиваем чувство ритма. Попутно решается множество задач, как предметных, так и личностных. Дети учатся ритмизировать слова, закрепляют представление о длительностях и их соотношении, о размере, переритмизуют тексты. Учатся синхронизировать свои действия, укладывать разные ритмы в единую метрическую сетку. То, что пульсация продолжается все время, вовлекает всех детей в единый темп и пульс. Ее непрерывность и равномерность в сочетании с движениями помогают детям ощутить непрерывность и равномерность пульса в музыке. И, конечно, дети получают возможность творчества и самовыражения, что способствует хорошему эмоциональному фону занятия. Кроме того, мы имеем возможность поговорить на общие темы: кто был на настоящем пикнике; о чем нужно не забыть, выезжая на природу; какие продукты полезные; у кого какие любимые блюда. Такие краткие беседы на пару минут удивительно воздействуют на детей, раскрепощают их, улучшают общую атмосферу в группе, раскрывают учеников друг для друга и для учителя.

Таким образом, благодаря игровой форме работы с ритмом мы можем решить сразу несколько задач.

Также особенностью игровых моделей является то, что их использовать можно несколько раз, детям не надоедает: для них это разные игры. И с каждым разом они придумывают более интересные ритмы, увереннее себя чувствуют при одновременном исполнении нескольких ритмических рисунков. Наконец дети начинают слышать сочетание разных длительностей, приходящихся на одну долю. И это тот самый переломный момент, начиная с которого, можно исполнять ритмические партитуры по записи, слушая другие партии в сочетании со своей. В это время не ставится задача не сбиться на другой голос, а все стремятся добиться ритмического ансамбля. Это умение потом может стать основой ансамблевого музицирования, а также поможет маленьким пианистам координировать игру двумя руками на инструменте.

Кроме того, снимается вопрос, который иногда возникает у детей: зачем мы учим сольфеджио? Используя свои умения и знания на практике, ученики не спрашивают об этом. Игровая форма позволяет увлечь довольно рутинным занятием, вызывает радость и формирует положительное отношение к урокам.

Работа над развитием чувства ритма – это сложный процесс. Конечно, многое зависит от природных данных. Кому-то будет сложнее, кто-то будет двигаться быстрее. Но природные данные – это не то, что дано раз и навсегда, в деятельности все меняется. Важно помнить о том, что деятельность должна быть целенаправленная, разнообразная, систематическая и продуманная с точки зрения возрастных особенностей обучающихся.

 

Литература

 

1.       Берак О. Л. Школа ритма: Учебное пособие по сольфеджио: [в 6 выпусках] / О. Л. Берак. – Москва: РАМ м. Гнесиных, 2020. – 180 с.

2.       Бергер Н. А. Сначала – Ритм (Ребёнок, играя, творит музыку): учебно-методическое пособие / Н. А Бергер. – СПб: Композитор, 2019. – 72 с.

3.       Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – 4-е издание, стереотипное. – Москва: Планета музыки, 2022. – 488 с.

Количество просмотров: 182  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» – специфика, принципы и подходы в реализации
2. Инженерная лаборатория для дошкольников: воспитываем будущих новаторов с раннего возраста
3. Управление ресурсными возможностями стажировочной площадки как одно из направлений развития дошкольной образовательной организации
4. Стажировочная площадка «НовоСибСадЮныйИнженер»: первые шаги реализации проекта
5. Среда как условие успешной социальной адаптации детей иностранных граждан в ДОО с сохранением пространства культурной идентичности всех участников образовательного процесса
6. Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
7. Успешный школьный старт. Проблемы, решения, перспективы
8. Процесс формирования сюжетной игры в детском саду «Кроха»
9. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации
10. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
11. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника
12. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
13. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития
14. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов
15. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
16. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике
17. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи
18. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности
19. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского
20. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения

Страницы

1. Теоретические основы интеграции робототехники в дополнительное образование №31/2024 Новосибирск
2. Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба №31/2024 Новосибирск
3. Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОП №31/2024 Новосибирск
4. Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях №31/2024 Новосибирск
5. Урочная и внеурочная деятельность в специализированных медицинских классах №31/2024 Новосибирск
6. Образовательные и социальные дефициты детей мигрантов. Пути их преодоления №31/2024 Новосибирск
7. Лингвистический анализ текста как прием подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку №31/2024 Новосибирск
8. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы) №31/2024 Новосибирск
9. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения №31/2024 Новосибирск
10. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского №31/2024 Новосибирск
11. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности №31/2024 Новосибирск
12. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи №31/2024 Новосибирск
13. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике №31/2024 Новосибирск
14. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста №31/2024 Новосибирск
15. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов №31/2024 Новосибирск
16. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития №31/2024 Новосибирск
17. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи №31/2024 Новосибирск
18. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника №31/2024 Новосибирск
19. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников №31/2024 Новосибирск
20. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации №31/2024 Новосибирск

Страницы