Сетевые педагогические издания как эффективный ресурс развития профессионального мастерства педагогов

 

Костина Ольга Витальевна,

начальник отдела редакционно-издательской деятельности МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

 

Olga V. Kostina,

head of the editorial and publishing department UIA DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

Сетевые педагогические издания как эффективный ресурс развития профессионального мастерства педагогов

Online pedagogical publications as an effective resource for the development of professional skills of teachers

Статья посвящена определению роли, значения и возможностей сетевых изданий педагогической направленности в качестве средства повышения уровня профессионального мастерства педагогов. Представлен анализ 20-летней деятельности электронной газеты «Интерактивное образование» (г. Новосибирск); его итоги доказывают высокую эффективность подобных изданий для изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, а также стимулирования профессионального развития педагогов и создания условий непрерывного образования.

Ключевые слова: профессиональное мастерство, педагог, обобщение и распространение педагогического опыта, сетевые педагогические издания, профессиональная деятельность.

The article is devoted to defining the role, significance and possibilities of online publications of pedagogical orientation as a means of improving the level of professional skills of teachers. An analysis of 20 years of activity of the electronic newspaper «Interactive Education» (Novosibirsk) is presented; its results prove the high efficiency of such publications for studying, generalizing and disseminating advanced pedagogical experience, as well as stimulating the professional development of teachers and creating conditions for continuous education.

Keywords: professional skills, teacher, generalization and dissemination of pedagogical experience, online pedagogical publications, professional activity.

 

В настоящее время развитие профессионального мастерства является необходимым условием и важным фактором успешной деятельности педагога. Эта позиция отражена в Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, в профессиональном стандарте «Педагог», в требованиях к квалификации педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий.

В научной литературе трактовка понятия «педагогическое мастерство» рассматривается исследователями с позиций разных подходов и не имеет однозначности, что свидетельствуют о многогранности содержания данного термина. Тем не менее большинство ученых под профессиональным мастерством подразумевают комплекс личностных и профессиональных свойств педагога и включают в это понятие профессиональные знания (учебного предмета, методики его преподавания, педагогики и психологии), педагогические способности (академические, дидактические, речевые, коммуникативные, организаторские и др.), технологическую подготовленность (владение технологиями и методами решения образовательных задач) и способность к профессиональному самосовершенствованию. Соответственно, возможности формирования и совершенствования педагогического мастерства связаны с улучшением теоретической, технологической и методической подготовки учителя, наращиванием личного педагогического опыта, развитием исследовательской и информационной культуры, совершенствованием педагогической техники, изучением опыта ведущих специалистов, развитием способностей критического осмысления своей профессиональной деятельности и прогнозирования педагогических рисков [8, 11].

К эффективным способам развития профессионального мастерства исследователи относят обучение на курсах повышения квалификации, профессиональное общение и участие в сообществах, наставничество, проектную и научно-методическую деятельность, конкурсное движение, самоанализ и обобщение педагогического опыта [9].

В современных научно-методических исследованиях подчеркивается, что анализ, осмысление и обобщение опыта – неотъемлемая часть педагогической деятельности, которая является средством повышения эффективности работы учителя и качества образования обучающихся, поскольку в процессе этой деятельности педагог соотносит собственную практику с современными тенденциями развития общества и образования, достраивает свою дидактическую систему необходимыми элементами, адаптирует к условиям обучения новые идеи, средства и технологии [3, 417]. В научно-методических работах определены и довольно подробно описаны актуальные способы и формы обобщения и распространения педагогического опыта. В качестве наиболее эффективных форм обобщения опыта выделяют выступления на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях; проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классов; участие в деятельности профессиональных ассоциаций и конкурсах; создание собственных сайтов, а также публикация материалов с описанием личного профессионального опыта в печатных и сетевых педагогических изданиях [1, 15]. Таким образом, в настоящее время подготовка и написание статьи для публикации в педагогических изданиях является актуальной формой обобщения педагогического опыта и является одним из показателей профессионализма педагога: наличие публикаций разного уровня включено в качестве критерия в экспертное заключение о профессиональной деятельности работников образовательных организаций.

Необходимо отметить, что педагогические издания на протяжении всей истории своего существования вносили значительный вклад в развитие системы образования нашей страны в целом и передового педагогического опыта в частности, освещая достижения лучших учителей и новаторских школьных коллективов. Печатные педагогические журналы всегда стремились стать центром обмена опытом, разработки и передачи знаний и умений, звеном, объединяющим деятельность всех тех, кто занимается проблемами образования [2]. Но при этом в силу довольно ограниченного круга читателей их деятельность и, соответственно, роль и значение были локальны и контингентированы. Появление Интернета ознаменовало переход этих изданий на принципиально новый этап. В настоящее время сетевые педагогические издания представляют собой значимый сегмент интернет-среды. Они востребованы педагогами средней и высшей школы, учеными, студентами – всем научным и образовательным сообществом.

Под термином «сетевые педагогические издания» мы понимаем размещенные в сети Интернет электронные публикации, рассматривающие широкий круг вопросов российского образования. Сетевые издания включают в себя всю совокупность электронных газет, журналов, периодических и непериодических сборников, которые целиком или частично посвящены проблемам образования, теории и практики обучения. К основным видам данных изданий относятся образовательные порталы, периодические издания педагогической и образовательной тематики, интернет-ресурсы издательств и редакций, где размещены электронные версии печатных периодических изданий, сайты образовательных учреждений, интернет-сообщества, форумы, личные сайты и блоги учителей.

Одним из примеров сетевого издания педагогической направленности является электронная газета «Интерактивное образование» (г. Новосибирск). Цели издания – повышение профессионального мастерства педагогов; привлечение внимания общественности к актуальным вопросам развития образования; формирование единого информационно-образовательного пространства. Авторы «Интерактивного образования» – это педагоги и руководители образовательных учреждений Российской Федерации, ученые и преподаватели вузов, специалисты методических служб и муниципальных органов управления образованием. Газета издается с 2005 года, зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, учредитель издания – муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Новосибирский Институт Современного Образования».

Ежегодно издается 5 выпусков электронной газеты «Интерактивное образование», каждый из которых имеет основную тему. Публикуемые материалы рассматривают широкий круг вопросов российского образования, представляют передовой педагогической опыт работы, результаты инновационной деятельности и способы решения наиболее сложных педагогических проблем. В настоящее время в издании 26 постоянных рубрик, в материалах которых представлены все основные направления развития российской системы образования («Мнение ученого», «Управление образованием», «Детское движение», «Инженерное образование», «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание», «Информатизация образования», «Дополнительное образование детей», «Дошкольная академия» и др.). У десяти рубрик есть ведущие, работающие в издании на общественных началах. Их вклад в развитие издания, высокий профессионализм, инициатива в распространении опыта, научная и методическая поддержка авторов статей способствуют развитию инновационной деятельности, активизации общения учителей между собой, повышают актуальность и содержательность публикаций выпусков.

К достоинствам данного педагогического издания относятся технические возможности современного интернет-ресурса: неограниченные объемы публикаций, возможность размещения видеофильмов, презентаций и аудиозаписей, комментирование материалов, участие читателей в выборе тематики издания, интерактивное общение с редакцией и ведущими рубрик. «Интерактивное образование» стремится быть актуальным и современным сетевым изданием и на протяжении всего времени существования регулярно обновляется: за 20 лет издания у газеты четыре раза менялся дизайн и система управления сайтом.

В настоящее время электронная газета «Интерактивное образование» является одним из самых популярных сетевых педагогических изданий в Сибирском федеральном округе. В ней представлен опыт более 4 500 педагогов из различных образовательных организаций Российской Федерации: общеобразовательных учреждений, вузов, колледжей, детских садов и учреждений дополнительного образования детей и взрослых.

Посещаемость данного ресурса стабильно высокая. Так, в 2024 году на сайте газеты зарегистрирован 483 121 посетитель (в 2023 – 508 003 посетителя, в 2022 – 439 118 посетителей). В настоящее время насчитывается около 1 500 посетителей ежедневно.

Значимость издания доказывает и тот факт, что, согласно статистике посещаемости сайта газеты, ее постоянными читателями являются жители не только Новосибирска, но и других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Среди постоянных читателей жители Новосибирска составляют около 20 %, примерно столько же из Москвы – 18 %, остальные из Санкт-Петербурга – 9 %, Екатеринбурга – 8 %, Уфы, Казани, Кемерово, Самары, Нижнего Новгорода и других городов России (рисунок 1).

Рисунок 1. Статистика посещаемости читателей газеты по географическому признаку

 

Читают ресурс и за рубежом – примерно 10 % от всего числа посетителей (согласно статистике, ежедневно в 25-30 странах мира: Казахстан, Беларусь, Германия, Турция, Франция, Греция, США, Узбекистан, Грузия, Вьетнам, Израиль, Великобритания, Испания, Новая Зеландия и др.).

Электронная газета «Интерактивное образование» востребована среди людей разного возраста: согласно анализу данных, наибольший процент читателей издания составляют люди в возрасте от 25 до 34 лет. Вместе с тем, процент возрастных групп 35-44 года и 18-24 года несущественно ниже, что дает основание сделать вывод о широком возрастном диапазоне читательской аудитории данного сетевого издания (рисунок 2).

Рисунок 2. Статистика посещаемости читателей газеты по возрасту

 

В рамках данного издания выстроена система работы, включающая в себя несколько направлений деятельности.

1. Основное направление – редакционно-издательская деятельность. На данный момент издано 115 номеров, в которых опубликовано около 10 000 статей педагогов, ученых, методистов и руководителей образовательных учреждений РФ. Газета поднимает и рассматривает самые актуальные педагогические проблемы, такие как: «Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования», «Эффективные практики воспитательной работы в современной образовательной организации», «Современные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся», «Технологическое образование: современное состояние и тенденции развития», «Детские объединения и движения как фактор развития и социализации личности» и многие другие.

2. Конкурсная деятельность. Электронная газета «Интерактивное образование» один раз в два года проводит открытый конкурс лучших статей. Целями проведения конкурса на лучшую статью электронной газеты «Интерактивное образование» являются: стимулирование роста профессионального мастерства педагогов; содействие развитию исследовательской сферы в педагогической деятельности; выявление и поддержка лучших образцов передового педагогического опыта; публичное признание значительного личного вклада лауреатов и победителей конкурса в развитие отечественной школы, укрепление их позитивного имиджа, повышение профессионального статуса и рейтинга.

Номинации конкурса соответствуют названиям основных рубрик газеты. Форма участия в конкурсе – публикация статей в соответствующих рубриках «Интерактивного образования» в течение года. Оценка материалов осуществляется по таким критериям, как актуальность, эффективность, новизна, практикоориентированность, целостность, языковая культура и наглядность.

За все время проведения конкурса статей электронной газеты «Интерактивное образование» в нем приняли участие более 2 500 педагогов образовательных учреждений Новосибирска и других городов России. Статьи, победившие в конкурсе, отражают передовой педагогический опыт современной российской системы образования и подтверждают высокую квалификацию и профессионализм авторов. Экспертный совет неизменно отмечает активное участие работников образования в данном конкурсе, актуальность тем, глубину и содержательность раскрытия уникального профессионального опыта авторов статей.

3. Образовательная деятельность. Редакция электронной газеты «Интерактивное образование» проводит для педагогов Новосибирска и Новосибирской области семинары и мастер-классы по темам «Система работы при изучении, обобщении и распространении педагогического опыта», «Роль и место сетевых изданий в обеспечении профессионального развития педагогов», «Статья как форма обобщения педагогического опыта», «Особенности написания методической статьи». Всего было обучено 387 педагогов, 218 из которых обобщили свой профессиональный опыт в форме статьи и опубликовали его на страницах сетевой газеты.

За 20 лет издания газета не только сформировала круг постоянных авторов и читателей, но и стала важным явлением в образовательной жизни города и страны, образовав сообщество педагогов, совместно решающих общие проблемы и развивающих свои компетенции. Главной задачей такого сообщества является внутрисетевой обмен актуальным педагогическим опытом, практическими знаниями, накопленными в течение педагогической деятельности. Кадровый анализ педагогов – авторов электронной газеты «Интерактивное образование» – убедительно показывает: данное издание – это взаимодействие учителей-профессионалов. 78 % авторов – педагоги высшей квалификационной категории, что позволяет выстроить в рамках работы издания особую систему наставничества, которая включает экспертную оценку, квалифицированную помощь, консультации, презентации опыта и мастер-классы. Инновационные проекты и методические находки учителей становятся общим достоянием всей педагогической общественности, оперативно получают проверку, апробацию и обратную связь коллег и, как следствие, формируют и развивают современную информационно-образовательную среду.

Таким образом, можно сделать вывод, что сетевые педагогические издания обладают высоким потенциалом для создания условий непрерывного образования. Практика постоянного анализа результатов профессиональной деятельности, обсуждение с коллегами практических вопросов преподавания и воспитания, широкое вовлечение педагогов в обобщение и распространение эффективного педагогического опыта, несомненно, способствуют росту профессионального мастерства и повышению качества образования.

 

Литература

 

1. Андерсон М. Н. Статья как форма обобщения передового педагогического опыта // XX юбилейные Царскосельские чтения: сб. мат-лов Междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2016. – С. 15-17.

2. Бондаренко Н. И. Традиции отечественной педагогической журналистики и их роль в развитии российского образования. – Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2000.

3. Дедурина С. И. Обобщение актуального педагогического опыта как потенциальный ресурс развития системы образования // Молодой ученый. – 2024. – № 25 (524). – С. 416-418. URL: https://moluch.ru/archive/524/115995/ (дата обращения: 13.12.2024).

4. Дружинина М. В., Загороднюк А. Н. Способы профессионального развития педагога // Kant. – 2019. – № 4 (33). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-professionalnogo-razvitiya-ped... (дата обращения: 13.12.2024).

5. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. – М.: Академия, 2006. – 173 с.

6. Запятая О. В. Технология описания педагогического опыта // Методист. – 2020. – № 7. – С. 2-6.

7. Костина О. В. Потенциал сетевых изданий педагогической направленности в обобщении передового педагогического опыта // Сибирский учитель. – 2020. – № 3 (130). – С. 66-71.

8. Мардахаев Л. В. Профессиональное мастерство педагога, его сущность, содержание и особенности развития // Педагогика и психология: академический журнал. – 2024. – № 1 (4). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-masterstvo-pedagoga-eg... (дата обращения: 13.12.2024).

9. Молокова А. В., Поцукова Т. А., Малахова Н. Н. Феномен наставничества: анализ региональных практик сопровождения профессионального развития педагогов // Сибирский учитель. – 2023. – № 6 (151). – С. 32-38.

10. Турбовской Я. С. Изучение и обобщение педагогического опыта как методологическая проблема // Советская педагогика. – 1983. – № 9. – С. 50-54.

Количество просмотров: 14  

Добавить комментарий

Target Image
1. Научно-методический журнал «Управление развитием образования»: анализ деятельности и роль в развитии профессионального сообщества педагогов № 32 (4), декабрь 2024
2. Сетевые педагогические издания как эффективный ресурс развития профессионального мастерства педагогов № 32 (4), декабрь 2024
3. Обобщение педагогического опыта посредством участия в издательской деятельности № 32 (4), декабрь 2024
4. Наставничество в образовательной организации – предиктор профессионального становления молодых педагогов № 32 (4), декабрь 2024
5. Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ № 32 (4), декабрь 2024
6. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
7. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
8. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
9. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
10. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
11. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
12. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
13. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
14. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск
15. Стратегическая сессия как форма эффективного профессионального взаимодействия с руководителями ММО №29/2024 Новосибирск
16. ПАТЕРНАЛИЗМ В ПЕДАГОГИКЕ: АНАЛИЗ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО №29/2024 Новосибирск
17. ВЗРАЩИВАЯ ТАЛАНТ – ФОРМИРОВАТЬ ОПЫТНОСТЬ. По материалам открытого городского конкурса профессионального мастерства в области образования «Педагогические таланты» №28/2023 Новосибирск
18. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ №28/2023 Новосибирск
19. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА МОЛОДОГО ИЛИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО УЧИТЕЛЯ. РОЛЬ МЕТОДИСТА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА №28/2023 Новосибирск
20. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ №28/2023 Новосибирск