Организация наставнической деятельности в многопрофильном учреждении дополнительного образования

 

Иванова Ирина Андреевна,

заместитель директора МБУДО ЦДТ «Содружество», Новосибирск, Российская Федерация

Irina A. Ivanova,

deputy headteacher of Municipal Budgetary Establishment of Extracurricular Activities, Children’s Activity Center «Sodruzhestvo», Novosibirsk, Russian Federation

 

Организация наставнической деятельности в многопрофильном учреждении дополнительного образования

Organization of mentoring functioning in a multidisciplinary establishment of extracurricular activities

В статье представлен опыт формирования системы наставничества в многопрофильном учреждении дополнительного образования МБУДО Центр детского творчества «Содружество». Рассматриваются основные тенденции развития системы наставничества, формы наставничества, актуализированы некоторые проблемы наставнической деятельности.

Ключевые слова: наставничество, научно-методическое сопровождение, профессиональные дефициты, профессионально-развивающая среда.

The article describes the experience of the mentoring system formation in the multidisciplinary establishment of extracurricular activities MBEEA CAC «Sodruzhestvo» It brings up the main tendencies for mentoring system development, mentoring variations, some of the issues related to mentoring activity are maintained and updated.

Keywords: mentoring, research and methodological maintenance, professional deficiency, professional development environment.

 

В настоящее время наставничество существует в качестве элемента корпоративной культуры во многих учреждениях дополнительного образования. В истории российского образования есть яркие тому примеры. С 50-х годов ХХ века наставничество приобрело массовый характер в системе профессионально-технического образования, которое осуществлялось в форме шефства опытных рабочих над учащимися.

Традиционно наставничество трактовалось как специфический социальный институт, призванный обеспечивать преемственность поколений посредством ускорения передачи социального и/или профессионального опыта [5, 5]. В системе образования институт наставничества практиковался с советских времен в отношении выпускников педагогических вузов и училищ, их адаптации и закрепления в школе. Преимущественно в этом ключе наставничество рассматривается и сегодня в ряде нормативно-правовых документов, в частности в Методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися [1].

В настоящее время активно говорят о возрождении системы наставничества, хотя данная форма работы всегда оставалась в практике любого активно развивающегося учреждения.

Наставническая деятельность всегда присутствовала в системе работы нашего учреждения. В настоящее время мы активно формируем систему наставничества, сохраняя лучшие традиции в сочетании с современными подходами и технологиями.

В настоящий момент система наставничества учащихся[1], педагогических работников и управленческих кадров в МБУДО ЦДТ «Содружество» включает в себя следующие компоненты:

Форма наставничества в диаде «ученик – ученик» активно реализуется в рамках проектов «Дети – детям. Творческие мастерские ДПИ» и «Наука 7+». Наставники здесь старшие учащиеся, наставляемые – младшие. Особое педагогическое значение в данной форме наставничества приобретает то, что старшие дети-наставники имеют возможность осуществить профессиональные пробы в качестве организаторов образовательных событий, культурно-массовых мероприятий, то есть попробовать себя в педагогической профессии.

Программа «Основы проектной деятельности» НОУ «Содружество» позволяет в диаде «педагог – ученик» реализовать не только проект образовательный, но и проект жизни ребенка как процесс обретения и присвоения системы внутренних ценностей.

Для эффективной проектной деятельности учащихся задача наставника – наряду с внешней обеспечить внутреннюю мотивацию, в основе которой лежит авторская идея ребенка. В процессе реализации проекта педагог-наставник проходит этот увлекательный путь от идеи до воплощения с каждым наставляемым.

Многолетний опыт проведения нашим учреждением Открытого фестиваля научно-практического творчества «Розовая чайка», Открытой научно-практической конференции «Моё первое исследование» показали, что существует определенный дефицит проектных компетенций не только у учащихся, но и у педагогов. Так родилась программа наставничества «Архитектоника проектной деятельности» для детско-взрослых проектных команд разных направленностей дополнительного образования.

В триаде «наставник проектной деятельности – педагог дополнительного образования – ученик» задача наставника состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании.

На последующих этапах наставник консультирует, мотивирует, корректирует, иногда провоцирует, а также наблюдает, то есть сопровождает совместную деятельность педагога и учащихся.

Наставник здесь призван не исправлять, а направлять; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам под присмотром взрослого. Учащийся сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с педагогом.

Деятельность, организуемая наставником, направляет совместную работу взрослого и ребенка, любое событие проектируется совместно. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, наставник и педагог как бы дает ребенку (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что ждет его на жизненном пути.

В результате работы в триаде «наставник проектной деятельности – педагог дополнительного образования – ребёнок» на выходе учащиеся имеют реализованный социально-значимый, исследовательский или творческий проект, а педагог дополнительного образования готовый методический кейс по организации проектной деятельности с учащимися.

Инструментарий наставника и формируемые метакомпетенции представлены в структурно-содержательной модели программы (рисунок 1).

Рисунок 1. Структурно-содержательная модель программы наставничества

«Архитектоника проектной деятельности»

Естественно-научная направленность в системе дополнительного образования обладает уникальными возможностями для формирования и развития проектного мышления и проектных компетенций. В то же время Большие данные фиксируют относительно низкий процент творческих объединений этой направленности, одна из причин которого – кадровый дефицит педагогов естественно-научного профиля (рисунок 2).

Рисунок 2. Статистика по направленностям ДОД

 

Исходя из сложившегося противоречия, в 2022 году была разработана программа наставничества студентов педагогического колледжа по специальности «Педагог дополнительного образования по естественно-научной направленности», цель которой – содействие профессионально-личностному развитию будущих педагогов дополнительного образования посредством создания профессионально-развивающей среды.

Для реализации данной формы наставничества как основной подход был выбран средовой, как основная технология – проектная.

Средовой подход определяет возможность использования среды как фактора и условия реализации данной программы наставничества, включающего в себя совокупность предметно-пространственных и социально-культурных характеристик, необходимых для реализации потенциала каждого участника программы, включая среду образовательных организаций – участников программы, а также формируемые среды в ходе взаимодействия организаций различной ведомственной принадлежности [10, 15].

Профессионально-развивающая среда – это единая система взаимодействующих образовательных сред, каждая из которых содержит профессионально-развивающие ресурсы, которые взаимно дополняют друг друга [12, 5].

Создание профессионально-развивающей среды предоставляет студентам возможность выбора профессионально-развивающих ресурсов в целях проектирования вариативных траекторий профессионально-личностного развития и саморазвития (рисунок 3).

Рисунок 3. Модель профессионально-развивающей среды программы наставничества

«Формирование профессиональных компетенций»

Проектная технология – организация самостоятельной деятельности наставляемых, направленная на решение поставленных задач, интегрирующая в себе исследовательский, поисковый, проблемный, презентативный и рефлексивный методы.

Успех личности в современном мире во многом определяется способностью мыслить критически, готовностью к креативному поиску, способностью организовать свою жизнь, свою профессиональную деятельность как проект: определить ближнюю и дальнюю перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Проектная технология лежит в основе реализации программы наставничества, так как наставляемые проектируют свои траектории (векторы) профессионально- личностного развития (рисунок 4.).

Рисунок 4. Векторы профессионально-личностного развития наставляемых

 

Социальный вектор: расширение личной «профессиональной географии» (локации социокультурной среды, где можно получить профессиональный опыт).

Антропологический вектор: актуализация свойств личности и выявление профессиональных дефицитов.

Культурно-предметный вектор: расширение границ профессионального знания, корректировка направления деятельности в сфере естественных наук (например, астрономия, юннатство, генетика).

Создание инновационной профессионально-развивающей среды – одно из перспективных направлений развития нашего учреждения. В связи с этим с 2020 года в учреждении реализуется инновационный методический проект «Методический стартап как фактор управления качеством образования», цель которого – организация системы непрерывной поддержки педагогов, обеспечивающей создание новых и выживаемость старых образовательных программ или образовательных проектов в условиях конкуренции и повышенной неопределённости.

В рамках методического стартапа были запущены педагогический инкубатор, педагогический и управленческий акселераторы.

В состав педагогического инкубатора вошли молодые педагоги учреждения (молодые специалисты) и педагоги, которые пришли в систему дополнительного образования из других видов образования (дошкольного, инклюзивного и т. д.).

Работа педагогического инкубатора – это системная работа с наставляемыми наставника, а именно, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, с привлечением необходимых внешних и внутренних экспертов в течение всего учебного года.

На начальном этапе была проведена диагностика, которая позволила выявить следующие профессиональные дефициты:

– недостаточная психологическая готовность к профессиональной деятельности, трудности психологической адаптации в профессии, в учреждении;

– недостаточная сформированность методической компетентности;

– недостаточная сформированность отдельных личностных качеств и характеристик, снижающих результативность деятельности в современной, динамично изменяющейся образовательной организации;

– недостаточная нормативно-правовая компетентность, низкая информированность о существующих правовых механизмах решения различных задач.

Каждый учебной год педагогический инкубатор осуществляется свою деятельность в соответствии с единой методической темой, вот некоторые из них:

  • «Современное учебное занятие как фактор совершенствования образовательного процесса»;
  • «Технологическая карта учебного занятия как инструмент проектирования современного учебного занятия»;
  • «Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях».

В 2024-2025 учебном году педагогический инкубатор работает над проблемой укрепления неформального общения молодых педагогов, выстраиванием горизонтальных связей в коллективе. Изучив опыт регионов, мы убедились, что данная проблема волнует многие молодые коллективы [6, 15]. План работы педагогического инкубатора на 2024-2025 учебный год представлен в приложении.

Педагогический акселератор включает в себя несколько треков:

– управленческий акселератор (групповой трек);

– педагогический акселератор (групповой трек «Мой авторский мастер-класс»);

– педагогический акселератор (индивидуальный трек «Сердце отдаю детям»);

– реверсивное наставничество.

Таким образом, созданная в МБУДО ЦДТ «Содружество» система наставничества повышает вовлеченность всех участников образовательного процесса в активную познавательную и инновационную деятельность, способствует преодолению межпоколенческого разрыва, передаче накопленного опыта в новых формах и позволяет формировать метакомпетенции и навыки будущего.

 

Литература

  1. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
  2. Ангеловская С. К. Теоретические подходы к проблеме наставничества в профессиональном образовании / С. К. Ангеловская // Наставничество в системе среднего профессионального образования – Копейск: Издательство ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С. В. Хохрякова», 2017. – С. 5-9.
  3. Бондаренко Н. Пять главных приемов наставничества. Как обучать и мотивировать взрослых людей / Н. Бондаренко. – Текст: электронный. – URL: https://clck.ru/QWQW9 (дата обращения: 27.02.2025).
  4. Ванзатова Б. Р. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами / Б. Р. Ванзатова // Образовательная социальная сеть. – URL: https://clck.ru/QXUJg (дата обращения: 27.02.2025).
  5. Ладилова Н. А., Мишина И. А. Наставничество в России: от истоков к современности. – М.: ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 2023. – 223 с.
  6. Лучшие проекты Советов молодых педагогов по закреплению начинающих специалистов в отрасли образования Пермского края. Сборник кейсов / Под ред. И. А. Дреминой – Пермь: ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» – 2021. – 31 с.
  7. Наставничество в системе образования России: практическое пособие для кураторов в образовательных организациях /под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. – Москва: Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с.
  8. Наставничество: эффективная форма обучения: информационно метод. материалы / авт.-сост.: Нугуманова Л.Н., Яковенко Т. В. – Казань: ИРО РТ, 2019. – 48 с.
  9. Поздеева С. И. Организация наставничества как сопровождение профессионального развития молодого учителя /С.И. Поздеева // Научно-педагогическое обозрение, 2017.
  10. Ушаков А. А. Личностно-профессиональное саморазвитие педагога в условиях интегративной образовательной среды: теория и технология. Монография – М.: Мир науки, 2020. – Сетевое издание. – URL: https://izd-mn.com/PDF/59MNNPM20.pdf (дата обращения: 27.02.2025).
  11. Шаршакова Л.  Б. Наставничество в дополнительном образовании. Материалы секции «Наставничество в дополнительном образовании» XХXI районной научно-практической конференции «Развитие воспитания и дополнительного образования в Адмиралтейском районе. Опыт. Находки. Перспективы». – ГБУДО Дворец творчества «У Вознесенского моста», 2021.
  12. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

 

Приложение

Таблица 1

План работы педагогического инкубатора на 2024-2025 учебный год

 

№ п/п

Событие

Цель

Краткая характеристика

Ожидаемые эффекты

1.

Встреча в формате мастермайнд «Время говорить»

Оперативное решения проблем личностно- профессионального развития.

Мастермайнд – инструмент работы с личной и профессиональной эффективностью, это групповой формат работы, где участники периодически встречаются и помогают друг другу в достижении личных целей за счет  обмена опытом, генерации идей и взаимоподдержки.

Каждый участник получает команду (группу поддержки) из равных ему людей, находящихся в похожем контексте и преследующих похожие цели. Обсуждая проблемы и задачи одного участника, каждый получает инсайты и прорабатывает собственные задачи. Опыт в мастермайнд группе накапливается в 5-10 раз быстрее, чем в одиночку.

2.

Коворкинг-парк «День Дзен»

 

Вовлечение молодых педагогов в творческую совместную деятельность

Данный формат предполагает создание открытого пространства, где происходит взаимообучение и взаимообмен разнообразным навыкам и умениям, которые предлагают сами участники.

Творческое содержание программы способствует, выстраиванию горизонтальных связей, неформальному общению.

 

3.

Фестиваль талантов «PROмолодость»

Расширение коммуникативного поля участников педагогического инкубатора посредством демонстрации талантов и взаимообмена различными умениями и увлечениями, которые предлагают сами участники.

 

Создание открытого фестивального пространства демонстрации скрытых и/или явных талантов.

Каждый участник получает возможность заявить о своей уникальности, заинтересовать своими увлечениями других. Зачастую мы не знаем, чем живут и увлекаются друзья и коллеги. Фестиваль талантов призван восполнить данные дефициты.

4.

Марафон педагогических митапов «ПедZарядка»

 

Изучение современных форматов образования поколения Z

Митап (от английского to meet up /meetup – встречаться) – это неформальная тематическая встреча единомышленников для обсуждения актуальных вопросов и обмена знаниями. Такие встречи, как правило, организовываются «накоротке» и без официоза. Главное — это наличие объединяющей участников темы, свободное общение, обсуждение существующих проблем, самоанализ и само рефлексия. Главную роль играют не приглашенные спикеры, a сами участники митапа.

Молодые педагоги изучают современные форматы образования; знакомятся с традиционными и новыми формами работы с родителями; определяют наиболее успешные практики применения цифровых образовательных ресурсов;

выстраивают дальнейшую перспективу по применению полученных знаний на митапе в своей дальнейшей педагогической деятельности

 

 

 

[1] В соответствии с п. 4 Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества «Содружество» (Приказ № 423 от 18.05.2017) участниками образовательного процесса в Учреждении являются учащиеся.

 

Количество просмотров: 119  

Добавить комментарий

Target Image
1. Развитие системы дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки
2. Проектирование урока: устранение профессиональных дефицитов учителей естественно-научного цикла и географии
3. Открытый межрегиональный конкурс методических материалов «Секрет успеха» как модель повышения профессионального мастерства педагогических работников
4. Профессионализм педагога дополнительного образования как условие развития современного учреждения дополнительного образования
5. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации МАУ ДПО «НИСО» «Содержательные аспекты преподавания модуля "Основы православной культуры" учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"»
6. Организация наставнической деятельности в многопрофильном учреждении дополнительного образования
1. Организация наставнической деятельности в многопрофильном учреждении дополнительного образования № 33 (1), март 2025
2. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации МАУ ДПО «НИСО» «Содержательные аспекты преподавания модуля "Основы православной культуры" учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"» № 33 (1), март 2025
3. Профессионализм педагога дополнительного образования как условие развития современного учреждения дополнительного образования № 33 (1), март 2025
4. Открытый межрегиональный конкурс методических материалов «Секрет успеха» как модель повышения профессионального мастерства педагогических работников № 33 (1), март 2025
5. Проектирование урока: устранение профессиональных дефицитов учителей естественно-научного цикла и географии № 33 (1), март 2025
6. Развитие системы дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки № 33 (1), март 2025
7. Научно-методический журнал «Управление развитием образования»: анализ деятельности и роль в развитии профессионального сообщества педагогов № 32 (4), декабрь 2024
8. Сетевые педагогические издания как эффективный ресурс развития профессионального мастерства педагогов № 32 (4), декабрь 2024
9. Обобщение педагогического опыта посредством участия в издательской деятельности № 32 (4), декабрь 2024
10. Наставничество в образовательной организации – предиктор профессионального становления молодых педагогов № 32 (4), декабрь 2024
11. Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ № 32 (4), декабрь 2024
12. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
13. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
14. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
15. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
16. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
17. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
18. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
19. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
20. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск

Страницы