Профессионализм педагога дополнительного образования как условие развития современного учреждения дополнительного образования

 

Чернов Денис Владимирович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и методики воспитательных систем Новосибирского государственного педагогического университета, научный консультант МБУДО ЦДТ «Содружество», Новосибирск, Российская Федерация

Denis V. Chernov,

candidate of historical sciences, associate professor of the Department of Theory and Methodology of Educational Systems of Novosibirsk State Pedagogical University, scientific consultant of MBUDO CDT «Sodruzhestvo», Novosibirsk, Russian Federation

 

Профессионализм педагога дополнительного образования как условие развития современного учреждения дополнительного образования

Professionalism of a teacher of additional education as a condition for the development of a modern institution of additional education

В статье представлен опыт разработки программы развития Центра детского творчества «Содружество» Калининского района г. Новосибирска. Определены актуальные направления дополнительного образования на современном этапе. В качестве основного механизма развития в статье раскрывается содержание разработанной в учреждении модели развития «нового профессионализма педагога дополнительного образования».

Ключевые слова: педагог дополнительного образования, традиционные ценности, цифровая культура, дополнительное образование.

The article presents the experience of developing a development program for the Children's Creativity Center «Sodruzhestvo», Kalininsky District of Novosibirsk. The current areas of additional education at the present stage are determined. As the main mechanism for development, the article reveals the content of the model of "new professionalism of an additional education teacher" developed in the institution.

Keywords: additional education teacher, traditional values, digital culture, additional education.

 

В Концепции развития дополнительного образования детей [2] говорится, что сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в ХХI веке.

Современное развитие региональной сферы дополнительного образования представляет собой систему взглядов и приоритетов в деятельности, которая обусловлена современными требованиями общества, образовательными запросами семьи каждого учащегося и педагога.

Принципами, определяющими развитие учреждения дополнительного образования детей, в обобщенном варианте выступают:

– регионализация – организация деятельности с учетом региональных (муниципальных) социально-экономических, географических, культурно-демографических и других условий;

– межведомственность реализации деятельности, межотраслевой характер, направленность на всех субъектах предоставления услуг дополнительного образования детей, позволяющие проводить единую политику в сфере дополнительного образования и воспитания детей;

– гуманизация – создание максимально благоприятных условий для развития интеллектуального, творческого потенциала ребенка как уникальной личности, признание самоценности детства;

– конкурентоспособность – формирование таких образовательных программ, объединений, систем, которые способны к динамичным и конструктивным изменениям, мобильной смене деятельности, ориентированной на востребованность услуг и создание необходимого продукта деятельности;

– открытость – участие общественных некоммерческих организаций, бизнес-структур, семьи, других социальных институтов в обеспечении каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Учреждение дополнительного образования сталкивается сегодня с большим количеством вызовов и выстраивает свою деятельность стратегически, придерживаясь определенной концепции, все чаще применяя в управлении развитием проектный подход. Все это определяет сущность современной программы развития учреждения дополнительного образования детей вне зависимости от его размеров и масштабов деятельности.  

Так, концептуальным основанием программы развития МБУДО ЦДТ «Содружество» на 2024-2029 гг. является идея «нового профессионализма педагога дополнительного образования», отвечающая вызовам современности и возможностям перспективного общественного развития и совершенствования образования.

В условиях современной «текучести» (жизненной неопределенности), дифицитарности кадрового ресурса в педагогическом профессионализме особое значение приобретает человеческий фактор [3]. В современных условиях личностно-ориентированное отношение к педагогу, сбережение и грамотное использование его сил, содействие не только его профессиональной, но и личностной самореализации, на наш взгляд, является реальным потенциалом развития Центра детского творчества. 

Основанием модели развития «нового профессионализма педагога дополнительного образования» является сочетание трех основных компонентов развития и деятельности педагога в современной системе дополнительного образования:

– личностная востребованность (создание условий для самосовершенствования, интеграции в культурно-образовательное пространство района, города, области, страны);

– цифровая устойчивость (развитие навыков информационной безопасности, комфортности пребывания в цифровом пространстве образования);

– профессиональная успешность (создание безбарьерной среды профессионального творчества, содействие профессиональной гибкости и мобильности в условиях Центра и за его пределами).

В качестве основных направлений развития, раскрывающих содержание стратегических целей развития Центра в рамках развития «нового профессионализма педагога дополнительного образования», определены три направления.

Первое ориентировано на качество образовательной деятельности через развитие профессионализма педагога дополнительного образования. Содержательно его можно представить как совершенствование профессионализма педагогов в реализации уже существующих и внедрение новых перспективных направлений дополнительного образования, отвечающих запросам населения и перспективным задачам инновационного, социально-ориентированного развития системы образования в г. Новосибирске.

Основным ресурсом повышения профессионализма педагогов в реализации доступного качественного дополнительного образования учащихся мы видим совершенствование образовательной среды учреждения дополнительного образования, способствующей созданию условий для раскрытия способностей и талантов ребенка через различные виды творческой и проектно-исследовательской деятельности, содействия раннему выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей, реализации инклюзивного образования.

Второе направление рассматривает науку и методику как условие развития профессионализма педагога дополнительного образования. Содержательно под данным направлением понимается сопровождение процессов развития образовательной деятельности Центра через профессиональное и личностное развитие педагогов, с учетом требований к качеству образования и в соответствии с особенностями образовательного, методического и воспитательного процессов едином образовательном пространстве района.

Методические службы в дополнительном образовании детей стремятся к тому, чтобы обеспечить устойчивое профессиональное и личностное развитие педагога, которое, в свою очередь, выступает механизмом совершенствования качества образовательной деятельности и повышения результатов обучающихся. Необходимым условием для этого является формирование организационно-педагогической культуры, обеспечивающей поддержание миссии и основных стратегических целей учреждения.

Третье направление ориентированно на воспитание, которое также рассматривается как фактор развития учреждения и механизм совершенствования профессионализма педагогов. Основным его содержанием в современных условиях является совершенствование профессионализма педагогов через определение и реализацию воспитывающего потенциала дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Особенно важно сегодня создать условия для реализации базовых национальных ценностей [1] через программу воспитания и проекты воспитательной направленности учреждения дополнительного образования.

Важным современным условием, оказывающим влияние на все представленные направления, является цифровая трансформация образования. Цифровизация образования меняет образовательную среду учреждения дополнительного образования детей, формирует новое «цифровое» пространство воспитания, делая менее привлекательными традиционные мероприятия, стирая границы между физическим и виртуальным участием в них обучающихся [4].

Рассмотренные выше направления и факторы развития дополнительного образования определили компоненты модели развития «нового профессионализма педагога дополнительного образования» в ЦДТ «Содружество»: профессиональная успешность, цифровая устойчивость, личная востребованность.

В образовательном пространстве Центра данные компоненты определяют основные направления деятельности и содержание основных управленческих проектов на 2024-2029 гг. (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Модель развития «нового профессионализма» педагога дополнительного образования

в МОУ ДОД «Содружество»

 

Таким образом, обращаясь в современной ситуации к уже достаточно давно актуализированной в педагогической теории и практике теме развития профессионализма педагога дополнительного образования, необходимо пересмотреть основные его составляющие.

Прежде всего, важно подчеркнуть значимость педагога дополнительного образования, не только как профессионала, но и как человека, ищущего смыслы.

Другими словами, привлечь внимание педагога перспективой личностной самореализации, создать для него условия комфортного включения в современное цифровое образовательное пространство, способствовать его коммуникациям с обучающимися на основе традиционных национальных российских духовно-нравственных ценностей.

 

Литература

  1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» – Электронный ресурс. – URL: /http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 21.02.2025).
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «О     б утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» – Электронный ресурс. – URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo... (дата обращения: 21.02.2025).
  3. Барынкин М. В., Сатарова М. И. Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования с учетом современных тенденций и ценностей образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 3-2(54). – С. 75-77.
  4. Мешкова Г. А., Севастьянова Т. Ю., Барминова О. Е. Цифровизация дополнительного образования детей: проблемы, достижения и перспективы / Перспективы цифровизации и технологические инновации: вызовы и возможности. сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа. – 2025. – С. 189-191.
  5. Нефедов А. С. Основные характеристики состояния сферы культуры и дополнительного образования в России на современном этапе // Педагогический журнал. – 2018. – Т. 8. – № 4A. – С. 255-262.
Количество просмотров: 119  

Добавить комментарий

Target Image
1. Развитие системы дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки
2. Проектирование урока: устранение профессиональных дефицитов учителей естественно-научного цикла и географии
3. Открытый межрегиональный конкурс методических материалов «Секрет успеха» как модель повышения профессионального мастерства педагогических работников
4. Профессионализм педагога дополнительного образования как условие развития современного учреждения дополнительного образования
5. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации МАУ ДПО «НИСО» «Содержательные аспекты преподавания модуля "Основы православной культуры" учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"»
6. Организация наставнической деятельности в многопрофильном учреждении дополнительного образования
1. Организация наставнической деятельности в многопрофильном учреждении дополнительного образования № 33 (1), март 2025
2. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации МАУ ДПО «НИСО» «Содержательные аспекты преподавания модуля "Основы православной культуры" учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"» № 33 (1), март 2025
3. Профессионализм педагога дополнительного образования как условие развития современного учреждения дополнительного образования № 33 (1), март 2025
4. Открытый межрегиональный конкурс методических материалов «Секрет успеха» как модель повышения профессионального мастерства педагогических работников № 33 (1), март 2025
5. Проектирование урока: устранение профессиональных дефицитов учителей естественно-научного цикла и географии № 33 (1), март 2025
6. Развитие системы дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки № 33 (1), март 2025
7. Научно-методический журнал «Управление развитием образования»: анализ деятельности и роль в развитии профессионального сообщества педагогов № 32 (4), декабрь 2024
8. Сетевые педагогические издания как эффективный ресурс развития профессионального мастерства педагогов № 32 (4), декабрь 2024
9. Обобщение педагогического опыта посредством участия в издательской деятельности № 32 (4), декабрь 2024
10. Наставничество в образовательной организации – предиктор профессионального становления молодых педагогов № 32 (4), декабрь 2024
11. Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ № 32 (4), декабрь 2024
12. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
13. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
14. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
15. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
16. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
17. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
18. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
19. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
20. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск

Страницы