Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ

 

Оленникова Ольга Николаевна,

начальник отдела ДПО ЦНПР МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

 

Olga N. Olennikova,

head of the Department of Further Professional Education, Center for Advanced Professional Development, Municipal Autonomous Educational Institution of Further Professional Education «Novosibirsk Institute of Modern Education», Novosibirsk, Russian Federation

 

Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ

Study of educational requests of teaching staff and management personnel of educational organizations of the city of Novosibirsk on the subject and content of additional professional programs

В статье представлен опыт работы по изучению образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: повышение квалификации, дополнительные профессиональные программы, образовательные запросы, руководители и педагоги образовательных организаций.

 

The article presents the experience of studying the educational requests of teaching staff and management personnel of educational organizations of the city of Novosibirsk on the topic and content of further professional programs of advanced training courses.

Keywords: advanced training, further professional programs, educational requests, heads and teachers of educational organizations.

За 2023/2024 учебный год в ЦНПР МАУ ДПО «НИСО» прошли обучение  2066 слушателей. По 18 дополнительным профессиональным программам  курсов повышения квалификации (далее – ДПП КП) и 2 ДПП профессиональной переподготовки завершили обучение 33 учебных группы слушателей.

Из 20 ДПП ПК и ПП – 9 программ для руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций, 8 программ – для руководителей и педагогов общеобразовательных организаций, 2 программы – для начинающих руководителей и кадрового резерва ОО, 1 программа – для педагогов учреждений дополнительного образования (диаграммы 1, 2).

По итогам завершения ДПП ПК и ПП для обратной связи в целях повышения эффективности и изучения оценки условий, содержания курса проводится анкетирование для участников курсовой подготовки.

В диаграмме 3 представлены сводные данные итоговых анкет удовлетворенности качеством образовательной деятельности по ДПП ПК и ПП ЦНПР МАУ ДПО «НИСО» за 2023/2024 учебный год.  Приняли участие в анкетировании 84 % слушателей.

99,8 % удовлетворенности качеством организации и проведения курсов повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам свидетельствует о высоком уровне предоставления МАУ ДПО «НИСО» образовательной услуги.

В целях совершенствования образовательной деятельности МАУ ДПО «НИСО» и удовлетворения образовательных потребностей педагогических работников и управленческих кадров муниципальной системы образования в 2023/2024 учебном году разработаны, актуализированы и откорректированы дополнительные профессиональные программы ЦНПР МАУ ДПО «НИСО».

Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и переподготовки ЦНПР МАУ ДПО «НИСО» подготовлены в соответствии с ведущими тематиками и подходами проектирования ДПП ПК (по информационным материалам Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Государственного университета просвещения) (диаграмма 4).

Для сбора информации об образовательных запросах на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ курсов повышения квалификации от педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска были использованы:

– анализ сводных данных итоговых анкет слушателей по результатам освоения ДПП;

– данные мониторинга  о прохождении педагогами образовательных организаций курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности (приказ департамента образования мэрии города Новосибирска от 07.04.2023 № 0444-од «О проведении мониторинга прохождения повышения квалификации и профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности педагогами образовательных организаций, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска»);

– изучение запросов от ММО педагогов и руководителей;

– данные диагностики предметных и методических компетенций на основе единых диагностических материалов и методик ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».

Ведущее место в образовательных запросах занимают ДПП для руководителей образовательных организаций. Анализ сводных данных итоговых анкет по ДПП повышения квалификации для руководителей ОО позволяет выявить высокую оценку содержания курса: 71 % – 100 % слушателей оценивают на «Отлично», полностью удовлетворены, результат превзошел ожидания; 11 % – 29 % дают оценку «Хорошо», удовлетворены содержанием курса; 100 % слушателей считают тематику ДПП  актуальной.

Из данных мониторинга в 2022/2023 учебном году по ДПП ПК, содержащим модуль по повышению стрессоустойчивости, сохранению психологического здоровья в целях профилактики профессионального выгорания педагогов, прошли курсовую подготовку 1254 человека (10 % от общего числа педагогов образовательных организаций города) по 23 дополнительным профессиональным программам. Наибольшее количество программ по данному вопросу было реализовано в ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО (27 %). Во все ДПП ЦНПР МАУ ДПО «НИСО» включен модуль «Основы здоровьесбережения обучающихся и педагогов» объемом 4 часа.

По запросам от ММО педагогов и руководителей особенно востребованы ДПП для педагогов-библиотекарей, тренеров-преподавателей, воспитателей дошкольных образовательных организаций.

В 2023/2024 учебном году разработаны и апробированы 5 новых ДПП ПК по актуальным вопросам организации образовательной деятельности, 3 из которых предназначены для педагогов дошкольных образовательных организаций:

  1. «Реализация ФГОС ДО средствами ФОП ДО и методиками, ориентированными на ребенка», 36 часов, форма обучения: очная с использованием ЭО и ДОТ;
  2. «Проектирование воспитательной работы в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО», 40 часов, форма обучения: очная с использованием ЭО и ДОТ;
  3. «Содержательные аспекты преподавания модуля «Основы православной культуры» учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в условиях реализации обновленного ФГОС НОО», 24 часа, форма обучения: очная с использованием ЭО и ДОТ;
  4. «Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение учебно-тренировочного процесса подготовки фехтовальщиков на этапе периода начальной подготовки и тренировочного периода», 88 часов, форма обучения: очная с использованием ЭО и ДОТ (была разработана и реализована в первом полугодии 2023/2024 в рамках взаимодействия с МБУДО «Центр «Виктория»);
  5. «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций средствами конкурсов профессионального мастерства», 44 часа, форма обучения: очная с использованием ЭО и ДОТ.

ДПП ПК «Организация деятельности педагога-библиотекаря в условиях современной образовательной среды» была разработана в 2022/2023 учебном году, апробирована и вошла в единый федеральный реестр дополнительных профессиональных программ.

По данным итоговых анкет выявлен запрос на дополнительную профессиональную программу повышения квалификации по теме инклюзивного образования для педагогов ДОУ. ДПП ПК «Организация работы воспитателя ДОУ в условиях инклюзивного образования» была разработана, реализована в 2023/2024 году и вошла в единый федеральный реестр дополнительных профессиональных программ.

В 2023/2024 учебном году в единый федеральный реестр дополнительных профессиональных программ (ФР ДПП) сотрудниками ЦНПР было загружено 6 ДПП ПК, которые успешно прошли профессионально-общественную экспертизу и были включены в ФР ДПП.

Данные программы получили положительное заключение профессиональных и общественных экспертов в части требований к характеристике программы, к ее содержанию, к формам аттестации и оценочным материалам, к организационно-педагогическим условиям реализации программы.

По результатам диагностики методических компетенций существенные профессиональные затруднения педагогов наблюдаются в областях ИКТ-компетенций, работы с обучающимися с ОВЗ, объективного оценивания и современных педагогических технологий, а также в организации проектной деятельности. Проблема включения в образовательный процесс детей-инофонов (детей международных мигрантов) требует разработки и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по языковой, социально-культурной и психологической адаптации детей-инофонов.

В соответствии с актуальными потребностями педагогов и руководителей на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ курсов повышения квалификации планируются к разработке в 2024/2025 учебном году ДПП ПК:

  1.  «Использование интерактивных технологий на предметах общественно-научного цикла», 32 часа, форма обучения: очная с использованием ЭО и ДОТ;
  2. «Преподавание русского языка как иностранного: методические аспекты», объем 54 часа, форма обучения: очная с использованием ЭО и ДОТ;
  3. «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов общеобразовательных образовательных организаций средствами конкурсов профессионального мастерства», 36 часов, форма обучения: очная с использованием ЭО и ДОТ.
  4. «Особенности реализации ФГОС ОВЗ в условиях инклюзивных и коррекционных ОУ», 36 часов, форма обучения: очная с использованием ЭО и ДОТ.
  5. «Организация и содержание методической деятельности начинающего старшего воспитателя (заместителя заведующего по УВР) ДОО в рамках реализации ФГОС и ФОП ДО», объем 72 часа, форма обучения: очная с использованием ЭО и ДОТ.

Таким образом, ведется системная работа по выявлению образовательных запросов педагогов и руководителей образовательных организаций города Новосибирска и обновление реестра дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки ЦНПР МАУ ДПО «НИСО».

Количество просмотров: 91  

Добавить комментарий

Target Image
1. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска
2. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства
3. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога
4. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект
5. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ
6. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС
7. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации
1. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
2. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
3. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
4. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
5. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
6. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
7. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
8. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
9. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск
10. Стратегическая сессия как форма эффективного профессионального взаимодействия с руководителями ММО №29/2024 Новосибирск
11. ПАТЕРНАЛИЗМ В ПЕДАГОГИКЕ: АНАЛИЗ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО №29/2024 Новосибирск
12. ВЗРАЩИВАЯ ТАЛАНТ – ФОРМИРОВАТЬ ОПЫТНОСТЬ. По материалам открытого городского конкурса профессионального мастерства в области образования «Педагогические таланты» №28/2023 Новосибирск
13. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ №28/2023 Новосибирск
14. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА МОЛОДОГО ИЛИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО УЧИТЕЛЯ. РОЛЬ МЕТОДИСТА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА №28/2023 Новосибирск
15. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ №28/2023 Новосибирск