Проектирование урока: устранение профессиональных дефицитов учителей естественно-научного цикла и географии

 

Лапина Юлия Владимировна,

старший преподаватель кафедры естественнонаучного образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, Новосибирск, Российская Федерация

Yulia V. Lapina,

senior lecturer, department of natural science education, State Autonomous Institution of Additional Professional Education Novosibirsk Region, Research Institute of Pedagogical and Professions, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Киселева Ирина Викторовна,

старший преподаватель кафедры естественнонаучного образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, Новосибирск, Российская Федерация,

Irina V. Kiseleva,

senior lecturer, department of natural science education, State Autonomous Institution of Additional Professional Education Novosibirsk Region, Research Institute of Pedagogical and Professions, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Чуб Елена Геннадьевна,

заведующий кафедрой естественнонаучного образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, Новосибирск, Российская Федерация

Elena G. Chub,

head of the department of natural science education Novosibirsk, State Autonomous Institution of Additional Professional Education Novosibirsk Region, Research Institute of Pedagogical and Professions, Novosibirsk, Russian Federation

 

Проектирование урока: устранение профессиональных дефицитов учителей естественно-научного цикла и географии

Lesson design: addressing professional deficits in science and geography teachers

В статье рассматривается проектирование и проведение сессии для руководителей муниципальных методических объединений учителей естественных наук и географии. Задача авторов – совершенствование профессиональных компетенций учителей с акцентом на значимости читательской грамотности в обучении естественно-научным предметам и географии. Предложены практические рекомендации по разработке уроков с акцентом на развитие читательской грамотности, а также приведены примеры методических приемов. Предложенные материалы будут полезны руководителям муниципальных методических служб, руководителям образовательных организаций, слушателям курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: читательская грамотность, методические приемы, муниципальные методические службы, курсы повышения квалификации, проектная сессия, профессиональные компетентности, современный урок, групповые методы обучения, методическая помощь, стратегическая сессия, командная работа.
 

The article discusses the design and conduct of a session for the heads of municipal methodological associations of teachers of natural sciences and geography. The task of the authors is to improve the professional competencies of teachers with an emphasis on the importance of reading literacy in teaching natural science subjects and geography. Practical recommendations on the development of lessons with an emphasis on the development of reading literacy are presented, as well as examples of methodological techniques. The proposed materials will be useful to heads of municipal methodological services, heads of educational organizations, and students of advanced training courses.

Keywords: reader’s literacy methodological techniques municipal methodological services advanced training courses project session professional competencies modern lesson group teaching methods methodological assistance strategic session teamwork.

 

За последние годы контрольно-измерительные материалы диагностических процедур по предметам естественно-научного цикла и географии не только изменились по структуре, но и претерпели качественную трансформацию по форме и содержанию. Сейчас ни в одной экзаменационной работе, предлагаемой в рамках ГИА, не встретишь заданий-«угадаек», даже задания базового уровня сложности требуют для выполнения критического оценивания и формулирования собственных выводов. Для качественного выполнения экзаменационной работы недостаточно основательной подготовки по предмету. Все чаще выпускники ошибаются по причине неверной интерпретации данных условия, так как задания приобретают комплексный характер. Нередко несколько заданий имеют единый контекст или требуют для выполнения внетекстовых фоновых знаний, которые приобретаются эмпирически или накапливаются из различных источников информации, формируя общую эрудицию.

Читательская грамотность, безусловно, является необходимой предпосылкой освоения предметного содержания и качественного выполнения экзаменационной работы в рамках ГИА. К сожалению, многие педагоги недооценивают значение читательской грамотности и не считают нужным уделять внимание развитию читательской рефлексии при реализации систематического курса по предмету по разным причинам: недостаток времени, владение минимальным набором однообразных приемов осмысления учебных текстов или недопонимание целесообразности использования конкретного приема на определенном этапе урока. Соответственно, руководители образовательных организаций должны уделять пристальное внимание решению управленческих задач в части совершенствования компетенций учителей как в контексте выявленной дефицитарности, так и в целом [4].

Устранение обозначенных профессиональных дефицитов учителя возможно через методическую деятельность муниципальных методических объединений (ММО) при условии компетентности в рассматриваемых вопросах методического лидера. Для совершенствования компетентности специалистов, являющихся руководителями муниципальных методических объединений в масштабах функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров НСО состоялось очередное методическое мероприятие в формате проектной сессии. Проектная сессия представляет собой групповую деятельность под руководством модератора, во время которой происходит поиск и структурирование проблемных вопросов заданной тематики, формируются проектные инициативы, происходит активный диалог между участниками, принимаются совместные решения выявленных проблемных точек, генерируются новые подходы к получению проектного продукта. В рамках проектной сессии продукт моделируется сознательно, публично и коллективно [1]. Задача проектной сессии – помочь участникам в режиме реального времени решить волнующую проблему и расширить спектр практических умений по ее разрешению.

В настоящей статье предлагается краткое описание варианта занятия, состоявшегося в рамках проектной сессии для руководителей ММО учителей предметов естественно-научного цикла и географии. Целевые установки занятия были ориентированы на совершенствование профессиональных компетентностей педагогов в вопросах проектирования современного урока в контексте читательской грамотности. Занятие состояло из трех частей: мотивационно-ориентировочной, операционально-исполнительной и рефлексивно-оценочной.

Важность организационного момента заключалась в необходимости оптимально быстрого размещения 103 участников сессии с потенциальной возможностью их дальнейшей мобильности, так как формат мероприятия предполагал интенсивное и перекрестное общение. С этой целью место проведения мероприятия – актовый зал – было зонировано с помощью стикеров разного цвета, наклеенных на рабочие пространства для девяти рабочих групп по 11-12 человек, что гарантировало быстроту рассадки и организованное вхождение в работу. Кроме этого, произвольное размещение обеспечило попадание в команду методических лидеров, курирующих различные предметы, что в последующем обогатило обмен мнениями. Каждая группа получила рабочие материалы: формулировки понятия «читательская грамотность» различных авторов, QR-код, 6 карточек с конкретными читательскими умениями, инструктивные карточки к практическим работам, комплект из 13-ти карточек с числами от 1 до 13, набор стикеров и маркеры.

Модератор инициировал мотивационную активность участников, предложив экспресс-тест на понимание текста, смоделированный на основе африканской сказки «Горшок мудрости» [2], после чего учителя логично констатировали актуальность рассматриваемых на встрече вопросов. В первой части операционально-исполнительного этапа с помощью модератора участники актуализировали содержание понятия «читательская грамотность», проанализировав формулировки, встречающиеся в нормативных документах и в публикациях различных авторов: Леонтьева А. А., Цукермана Г. А., Виноградовой Н. Ф. и др. [3], – и проголосовали с помощью QR-кода за одно из предлагаемых определений, приведя веские аргументы в обоснование выбора. Реактивация представлений о слагаемых читательской грамотности была организована в активном режиме с помощью фасилитационной стены, которая позволила визуализировать процессы группового обсуждения: участникам было предложено разместить на стене выданные ранее карточки с текстами читательских умений в соответствии с компонентом читательской грамотности: поиск и извлечение информации, интерпретация информации, оценивание и использование информации. После обсуждения формат «Мозгового штурма» позволил за короткий временной интервал вспомнить большое количество приемов, стимулирующих читательскую рефлексию. Промежуточный этап фиксации идей размещен на рисунке 1.

Рисунок 1. Приемы осмысления предметного содержания

 

Для осмысления предложенных приемов была организована групповая Практическая работа № 1 «Идентификация приема», в ходе которой каждой группой по предложенным кратким описаниям было идентифицировано пять приемов читательской рефлексии. Результат выполнения групповой работы фиксировался на фасилитационной стене рядом с узнанным приемом. По окончании работы состоялось коллективное обсуждение, результаты которого оформлены в Приложении 1.

Значимым промежуточным выводом на данном этапе работы явилось заключение, о том, что

  • читательская грамотность – необходимое условие и средство для достижения всех трех видов результатов освоения основных образовательных программ;
  •  необходимым условием стимулирования читательской рефлексии является не только работа с учебными текстами различного вида и формата, но и осмысление предметного содержания в целом;
  • положительный результат обеспечивает только системный подход в решении любой проблемы, в том числе и в вопросах развития читательской грамотности.

 Следовательно, на каждом уроке имеет смысл оперировать приемами осмысления предметного содержания.

После 15-минутного перерыва во второй части сессии решалась задача вспомнить и расширить компетенции участников в проектировании уроков различной типологии. Для этого в логике процесса усвоения знаний все этапы урока – от организационного до этапа подведения итогов учебного занятия и рефлексии – были обозначены соответствующими номерами от 1 до 13. Участники в группах проектировали структуру уроков разной типологии (вводного, урока по изучению и первичному закреплению нового материала, урока по закреплению знаний и способов деятельности, урока по комплексному  применению знаний и способов деятельности, урока по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности, занятия по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности) в виде последовательности чисел [5]. Результаты групповой работы выборочно размещались на фасилитационной стене и обсуждались. Важным выводом на обозначенном этапе работы явилось заключение о целесообразности набора этапов, выбираемых учителем при проектировании урока, адекватности заявленным целям и типологии урока, направленности каждого этапа на решение определенной дидактической задачи и достижение конкретного результата, раскрытии потенциала каждого этапа урока для стимулирования читательской грамотности обучающихся.

В конце операционально-исполнительной части занятия состоялась Практическая работа № 2, определяющая главную идею сессии – «Создание банка методических приемов осмысления информации для моделирования урока в контексте читательской грамотности». В рамках этой работы первые три группы участников независимо друг от друга моделировали приемы осмысления информации на конкретном содержании преподаваемого предмета для мотивационно-ориентировочного этапа урока; следующие три группы – для операционально-исполнительного, следующие три – для оценочно-рефлексивного. По истечении отведенного времени внутри групп обсуждались все приемы и выбирались три лучших примера. Затем группы, выполняющие одинаковое задание, кооперировались и выбирали лучшие три приема из обсуждаемых девяти. Результат выполнения задания размещался на фасилитационной стене напротив соответствующего этапа урока и презентовался авторами всей аудитории. Таким образом, в идеале каждый участник услышал об использовании 23 приемов осмысления предметного содержания и мог наряду с коллективным решением, представленным для обсуждения, смоделировать собственный интеллектуальный продукт, отражающий авторское видение решения проблемы. Примерный вариант инструктивной карты урока представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Инструктивная карта урока
с использованием приемов читательской грамотности

 

В качестве примера приведем несколько приемов осмысления информации на конкретном предметном содержании (таблица 1).

Название приема с указанием этапа урока, темы, класса

Учебный текст или учебная информация

Формулировка задания

Примечания

«Верите ли вы/ верно-неверно» О

«Австралия: географическое положение, особенности природы», 7 класс

Усова Г. С. Австралия – страна наоборот [5].

 

 

Прочтите текст,  выберите утверждения, характеризующие особенности, обозначенные в задании вашей группы [1]:

А) особенности географического положения Австралии;

Б) особенности климата материка;

В) особенности растительного и животного мира Австралии;

Г) особенности населения материка.

Выберите, на ваш взгляд, верные и неверные утверждения, на основе выбранных утверждений объясните характеризуемые географические особенности Австралии. Презентуйте перед классом обобщенную в вашей группе точку зрения в виде связного рассказа.

Почему ваша группа имела такое название, какое отношение это имеет к изучаемому материку?

Сделайте общий вывод об уникальности географического положения, своеобразия природы, особенностей освоения материка Австралия.

Работа в 4х

группах, предварительно поделенных с помощью

карточек с названиями географических объектов: Йорк, Стип-Пойнт, Саут-Пойнт, Байрон.

 

«Найди проблему» М

Превращение энергии при химических процессах. Первый  закон термодинамики», 9 класс, углубленный курс

«Некоторые заменители сахара имеют свойство освежать полость рта. Всем известны жевательные резинки с «ледяным эффектом» и другие освежители дыхания». Когда на язык попадают кристаллы ксилита (подсластителя, получаемого из березовой древесины), сорбита, (подсластителя, получаемого из сока рябины), мы чувствуем холод» [6].

Прочтите текст и ответьте на вопросы.

  • Почему вы чувствуете холод во рту?
  • Какие процессы, по вашему мнению, протекают в полости рта?
  • Может ли быть противоположный эффект?  Приведите примеры.
  • В чем причина возникающих ощущений?
  • Могут ли подобные процессы происходить при смешивании реагентов в реакционной колбе?
  • Сформулируйте тему и цель сегодняшнего урока.

Вопросы задаются в формате побуждающего диалога

Прием «Диалог с текстом» Р

 

На станцию «скорой помощи» в 10 часов 30 мин поступил вызов к туристу, упавшему в овраг в лесополосе. Достигнув места происшествия, бригада врачей осмотрела пострадавшего, осторожно поместила его на носилки, и машина тронулась в обратный путь. Передав пациента дежурному врачу больницы скорой помощи, бригада врачей отдыхала в течение часа. Следующий вызов был получен из оздоровительного комплекса «Сказка», из-за выхода из строя дозирующего оборудования посетители получили отравление хлором. Бригада приехала на место происшествия и оказала помощь пострадавшим.

Рабочий день подошел к завершению, машина вернулась в гараж.

 

Используя график зависимости скорости движения машины от времени, представленный на рис. 1,

- определите модуль проекции максимального ускорения машины до первого пострадавшего;

- найдите среднюю скорость движения машины за рабочую смену.

 

Индивидуальная работа

 

[1]Каждая группа выполняет одно из 4-х доставшихся заданий

На рефлексивном этапе занятия участникам был предложен перечень вопросов:

  • Была ли достигнута цель сегодняшней сессии?
  •  Что помогло достичь цели?
  •  Приобрели ли Вы новые навыки?
  •  Перечислите, какие?
  •  Как приобретенные навыки будут применяться Вами?
  •  Какие сложности могут возникнуть?
  •  Какие пути решения вопроса могут быть?

Отвечая на вопросы, методические лидеры отметили актуальность и востребованность рассматриваемых в рамках сессии вопросов, полезность предлагаемых для работы материалов и высказали готовность расширить в своих муниципалитетах методический банк приемов, стимулирующих развитие читательской рефлексии, и представить на следующей встрече.

В результате проведенной интерактивной практики руководители ММО приобрели важный опыт организации и проведения занятия, раскрывающего подходы к устранению рассматриваемых профессиональных дефицитов учителей предметов естественно-научного цикла и географии; получили содержательную презентацию, представляющую собой проект сценария заседания ММО; а созданные в ходе совместной деятельности многочисленные интеллектуальные продукты  позволят содержательно наполнить и эффективно провести подобные методические мероприятия в своих муниципалитетах.

 

Литература

  1. Александрова С. Э. Функциональная читательская грамотность младших школьников: проблемы и пути решения. Отечественная и зарубежная педагогика. – 2023. – Т. 1, № 5 (95). – С. 97–114.
  2. Аксенова И. В. Активные формы обучения в условиях интеграции естественнонаучных дисциплин // Химия в школе, №3. – 2018. – С.3-18.
  3. Задания (комплект диагностик) на определение уровня читательской грамотности. – Электронный ресурс. – URL: https://xn--j1aaaehfdojs1d.xn--1ai/ucf/6633846b7470dfc65783d6509093e078.pdf (дата обращения: 03.02.2025).
  4. Нелюбов С. А. Субъектно-профессиональная позиция руководителя образовательного учреждения: монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – 244 с.
  5. Трушкова М. А., Давыдова Ю. Ю.  Проектная сессия как учебное событие в системе образовательной среды педагогического университета // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. – Электронный ресурс. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30139 (дата обращения: 03.02.2025).
  6. Усова Г. Австралия – страна наоборот. – Электронный ресурс. – URL: http://www.litkarta.ru/world/australia/library/usova-avstralija-strana-naoborot/  (дата обращения: 03.02.2025).
  7. Омон Р. Вкусы химика: Ароматы кухни / Рафаэль Омон; перевод с французского Марины Кареловой. – Минск: Дискурс, 2020. – С. 77.

Таблица 1

Количество просмотров: 116  

Добавить комментарий

Target Image
1. Развитие системы дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки
2. Проектирование урока: устранение профессиональных дефицитов учителей естественно-научного цикла и географии
3. Открытый межрегиональный конкурс методических материалов «Секрет успеха» как модель повышения профессионального мастерства педагогических работников
4. Профессионализм педагога дополнительного образования как условие развития современного учреждения дополнительного образования
5. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации МАУ ДПО «НИСО» «Содержательные аспекты преподавания модуля "Основы православной культуры" учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"»
6. Организация наставнической деятельности в многопрофильном учреждении дополнительного образования
1. Организация наставнической деятельности в многопрофильном учреждении дополнительного образования № 33 (1), март 2025
2. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации МАУ ДПО «НИСО» «Содержательные аспекты преподавания модуля "Основы православной культуры" учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"» № 33 (1), март 2025
3. Профессионализм педагога дополнительного образования как условие развития современного учреждения дополнительного образования № 33 (1), март 2025
4. Открытый межрегиональный конкурс методических материалов «Секрет успеха» как модель повышения профессионального мастерства педагогических работников № 33 (1), март 2025
5. Проектирование урока: устранение профессиональных дефицитов учителей естественно-научного цикла и географии № 33 (1), март 2025
6. Развитие системы дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки № 33 (1), март 2025
7. Научно-методический журнал «Управление развитием образования»: анализ деятельности и роль в развитии профессионального сообщества педагогов № 32 (4), декабрь 2024
8. Сетевые педагогические издания как эффективный ресурс развития профессионального мастерства педагогов № 32 (4), декабрь 2024
9. Обобщение педагогического опыта посредством участия в издательской деятельности № 32 (4), декабрь 2024
10. Наставничество в образовательной организации – предиктор профессионального становления молодых педагогов № 32 (4), декабрь 2024
11. Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ № 32 (4), декабрь 2024
12. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
13. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
14. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
15. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
16. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
17. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
18. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
19. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
20. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск

Страницы