Мальцева Алина Дмитриевна,учитель китайского языка МАОУ СОШ № 222, абсолютный победитель XXX областного конкурса «Учитель года – 2023», Новосибирск, Российская Федерация Alina D. Maltseva, Chinese language teacher, MAOU Secondary School No. 222, absolute winner of the XXX regional competition «Teacher of the Year – 2023», Novosibirsk, Russian Federation |
Педагогика в эпоху перемен: значение конкурсов профессионального мастерства для развития и адаптации специалистов
В статье рассматриваются современные тенденции в образовании, способные оказать влияние на успешность участия школьных учителей в профессиональных конкурсах педагогического мастерства. Дается краткий ретроспективный анализ роли учителя в отечественном образовании, представлены факторы, повлиявшие на изменение этой роли и общественного запроса на «нового учителя». Определяется значение педагогических конкурсов как инструмента для поиска таких учителей. Выделены и описаны основные тенденции в школьном образовании, которые необходимо учитывать современному учителю как при подготовке к участию в конкурсах профессионального мастерства, так и для профессионального развития в целом: активное вовлечение, запрос на метакогнитивный подход в обучении, стимулирование внутренней мотивации. В результате сформулированы основные рекомендации для учителей непосредственно на этапе принятия решения о подаче заявки на участие в педагогических конкурсах.
Ключевые слова: метакогнитивный подход, вовлекающий опыт, опережающая педагогика, внутренняя мотивация, формирующее оценивание, искусственный интеллект, конкурсы педагогического мастерства.
This article examines contemporary trends in education that can influence the success of school teachers participating in professional pedagogical mastery competitions. The beginning of the article provides a brief retrospective analysis of the teacher's role in domestic education, highlighting factors that have contributed to changes in this role and the societal demand for a «new teacher». The significance of pedagogical competitions as a tool for identifying such teachers is also discussed. Further, the main trends in school education are identified and described, which modern teachers need to consider both when preparing for participation in professional mastery contests and for their overall professional development: active engagement, a demand for a metacognitive approach to learning, and stimulation of intrinsic motivation. As a result, key recommendations are formulated for teachers, particularly at the stage of deciding whether to apply for participation in pedagogical competitions.
Keywords: metacognitive approach, engaging experience, anticipatory pedagogy, intrinsic motivation, formative assessment, artificial intelligence, pedagogical mastery competitions.
В современном мире образованию требуется новая парадигма, ищущая ответы на вызовы, связанные с быстро меняющимся социальным, технологическим, а также с перенасыщенным событиями историческим контекстом. Традиционный подход к обучению, основанный на «догоняющей» и «реагирующей» педагогике, когда учащемуся сначала необходимо освоить как можно больший объем накопленного опыта предков, а затем научиться гибко подстраиваться под обстоятельства, чтобы быть успешным в условиях не слишком быстротечных общественных изменений, утратил свою эффективность. Такой подход, часто игнорируя воздействие на личный опыт ученика, не может сформировать целостную картину мира, а педагог в ведущей роли контролера – вдохновить на творчество.
Во все времена учитель был неотделим от решения задач, стоящих перед государством. И в условиях стремительных изменений в российском обществе и экономике возрастает потребность в опережающей педагогике, требующей ярких и профессиональных учителей, которые способны становиться «толкователями и переводчиками», популяризаторами научных достижений и открытий, создавая тот самый запоминающийся и вдохновляющий опыт, становясь посредниками между теоретическими изысканиями ученых и массовым просвещением [3]. В период основных модернизационных волн в российском образовании уже не раз были пересмотрены и расширены функции учителя: от обучения и воспитания до выявления индивидуальных потребностей и построения индивидуальных образовательных маршрутов. От современного учителя требуются навыки консультанта, модератора, психолога, наставника. И сегодня, как никогда раньше, профессиональные конкурсы педагогического мастерства становятся востребованным инструментом системы образования для поиска таких педагогов, поскольку они не только способствуют развитию профессиональных навыков, но и вносят большой вклад в формирование прогрессивной и вдохновляющей образовательной среды. И на такую среду созрел спрос у всех участников образовательных отношений.
Какие же тенденции должен учитывать учитель, желающий достичь профессионального признания и успеха? Как говорилось ранее, у нового цифрового поколения четко оформился запрос на динамический и вовлекающим опыт вместо скучных и неэффективных лекционных занятий. Это помогло самым чутким специалистам из профессионального сообщества быстро осознать необходимость избавиться от сковывающего подхода «расскажи и проверь». Действительно, если попросить любого человека вспомнить свой самый успешный опыт обучения, скорее всего, никто не вспомнит свой лучший учебник, но многие скажут «у меня был прекрасный учитель» [2].
Однако в любой сфере деятельности, требующей перемен, всегда стоит стараться в первую очередь осуществлять такие изменения путем реформ, а не революций. Так, В. В. Кучурин, проректор по научно-методической деятельности Ленинградского областного института развития образования, в своем обзоре современных тенденций в образовании отмечает, что одной из наиболее серьезных проблем, с которой сталкиваются современные учителя в работе, является сохранение концентрации внимания учащегося в среде, насыщенной цифровыми отвлекающими факторами. Это означает, что, к примеру, набирающее популярность использование (в том числе и на конкурсных уроках) мультимедийных стратегий для успешного достижения своих целей по-прежнему должно включать техники активного вовлечения и паузы для рефлексивных вопросов, что, по некоторым исследованиям, повышает возможности когнитивной обработки и на 30 % улучшает результаты обучения [7].
Мотивация, особенно внутренняя, играет решающую роль в достижении академического успеха обучающимся любого поколения. Теория самоопределения Deci and Ryan's (1985) утверждает, что внутренняя мотивация обусловлена тремя ключевыми факторами: автономией, компетентностью и связанностью. Исследование Deci and Ryan's (1985) с участием школьников старших классов показало, что, когда учащимся предоставлялась автономия в выборе тем для своих исследований, они тратили на 40 % больше времени на свои проекты и демонстрировали лучшие академические результаты по сравнению с учащимися с назначенными темами [4]. Это говорит о том, что предоставление учащимся возможности выбора и, что особенно важно, контроля над своим обучением повышает их мотивацию и вовлеченность.
Таким образом, вторым важным запросом современного поколения учеников, который нужно учитывать современному конкурентоспособному учителю, можно назвать запрос на метакогнитивный подход в обучении [7]. Безусловно, если учащиеся еще совсем не знакомы с предлагаемым учебным материалом, они не в состоянии представить, что в нем может их заинтересовать или с какими трудностями в его усвоении они могут столкнуться. И здесь четкое руководство и поддержка учителя, понятные примеры, правильные вопросы и много практики в развитии умения учеников понимать, как именно они учатся («то ли я делаю?», «правильно ли я это понимаю?», размышления вслух и обсуждение в группах и пр.) создают для самих учащихся быстрый переход от внешней к внутренней мотивации в обучении, а для учителей (особенно на конкурсном уроке) – возможность продемонстрировать способность помогать учащимся быстро преодолевать трудности и приобретать больше осознанности в процессе учебы – качество, в современных условиях необходимое на протяжении всей профессиональной жизни.
Говоря о включении в урочное занятие или образовательный процесс в целом такого новшества, как элементы искусственного интеллекта, стоит затронуть тему формирующего оценивания. Такое оценивание еще больше повышает автономию, предоставляя персонализированную обратную связь, которая помогает учащимся определить свои сильные стороны и проанализировать области для улучшения. Инструмент искусственного интеллекта, интегрированный в процедуру формирующего оценивания, способен скорректировать индивидуальный процесс обучения. На основе предварительного анализа он способен генерировать упражнения и задания, необходимые учащемуся в данный конкретный момент времени. Поощряя таким образом учащихся к размышлению о процессе и результатах своего обучения, можно значительно улучшить их способность планировать, контролировать и оценивать свой собственный прогресс [8]. Такой подход к обучению через осознание своего незнания может стать ключом к более эффективному образованию.
Действительно, искусственный интеллект предлагает значительные возможности для поддержки саморегулируемого обучения. Однако стоит помнить, что и здесь необходимо искать баланс «ингредиентов успеха». К примеру, недавнее масштабное исследование австралийских ученых показало, что, хотя половина опрошенных учащихся активно использует генеративный ИИ для получения обратной связи в процессе обучения, они по-прежнему считают обратную связь от своих учителей более полезной и значительно более надежной. [8]. Не пренебрегайте таким доверием, разрабатывая приемы рефлексии к своим учебным занятиям.
Еще одним немаловажным фактором, на который следует ориентироваться современному, в том числе, конкурсному учителю в своей деятельности, безусловно, являются особенности модернизационной волны, которую российское образование переживает в настоящий момент. Среди ярких особенностей этого периода необходимо выделить стандартизацию, единые учебники и единое содержание образования [1]. В сложившейся ситуации зоной педагогического творчества становятся формы, методы и технологии образования, а также обращение к наследию педагогов-новаторов, ведь педагогическое творчество предполагает непрерывный поиск нового, и именно этим оно отличается от простого «ремесла».
В этом контексте профессиональные конкурсы педагогического мастерства становятся той необходимой площадкой, на которой можно продемонстрировать свой уровень педагогического мастерства и инновационного подхода.
Как же определить, что один из таких конкурсов действительно для Вас? Любой учитель влияет на педагогическую действительность, но именно те педагоги, кто находится в постоянном профессиональном поиске, кто со здоровым азартом изучает и пробует новые подходы и не боится собственной уязвимости на этом пути, вносят значительные изменения в педагогику и становятся примером для коллег [6]. Именно для выявления и поощрения таких учителей создаются профессиональные конкурсы педагогического мастерства.
Важным личным качеством такого педагога является способность в течение длительного времени выдерживать неопределенность. Здоровая конкуренция в конкурсе естественна и необходима, но заблуждением было бы считать, что конкурировать предстоит одновременно со всем профессиональным сообществом и сразу по всем профессиональным параметрам. Существуют вполне конкретные открытые критерии, отдельные аспекты и узкие темы, на которых можно сосредоточиться, задавая себе вопрос: «Что я в этом конкретном месте могу сделать или научиться делать лучше, чем раньше, а впоследствии и лучше, чем другие?» Возможности вырасти и проявить свои способности для учителя – это не приглашения к участию в конференциях или обмену опытом международного уровня, которые нужно ждать или искать годами. Они в обычных повседневных школьных делах, которые можно постараться сделать с учетом уже описанных тенденций чуть по-другому, чуть интереснее или чуть лучше, чем раньше. Вполне вероятно, в начале вашего пути их будет ограниченное количество, но с каждым новым шагом будут появляться новые. И в этом отношении конкурсы предоставляют возможность для «пробы пера», определения и осмысления ведущих трендов в современном образовании.
Цель заявить о себе и, одновременно, лучше познакомиться с собой как профессионалом возникает на основе подлинного стремления к саморазвитию, а не до него. Главное – это действовать со всей страстью и увлеченностью на каждом этапе своего пути. Именно это стремление позволяет не только достигать целей, но и находить истинное удовольствие в процессе общения в профессиональном сообществе и взаимодействия с учениками. Именно такие педагоги становятся движущей силой изменений в образовании, формируя именно ту целостную картину мира, которая так необходима сегодня нашим ученикам.
Литература
- Богуславский М. В., Дорохова Т. С. История отечественного образования и педагогики // Историко-педагогический журнал. – 2023. – № 2. – Электронный ресурс. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-funktsiy-uchitelya-v-otechestvennoy-pedagogike-hh-hhi-vekov/viewer (дата обращения: 09.08.2025).
- Дирксен Дж. Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным // М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 307 с.
- Иоффе А. Книга о полезном, здоровом и вкусном образовательном занятии // Ярославль: Академия 76, 2023. — 420 с.
- Лабзов И. Ю. Зарубежный опыт: теория самоопределения и её применение в зарубежной образовательной практике // Человек и образование, 2017, № 3. – Электронный ресурс. – URL: https://adm.jes.su/images/companies/64/2017-3/27LabzovaIJU.pdf?1666278090633 (дата обращения: 15.08.2025).
- Леонидова Г. В., Головчин М. А. Национальный проект «Образование» и возможность его влияния на развитие человеческого капитала // Проблемы развития территории. 2019. № 4 (102). С. 7–25. – Электронный ресурс. – URL: http://noc.isert-ran.ru/files/journal/issues/pdt-2019-4-102-1d893d0be5--ru (дата обращения: 19.08.2025).
- Свет ученых: как педагоги-новаторы изменили образование. – Электронный ресурс. – URL: https://наука.rф/journal/svet-uchenya-kak-pedagogi-novatory-izmenili-obrazovanie/?region=MOW(дата обращения: 15.08.2025).
- Chardonnens S. Adapting educational practices for Generation Z: integrating metacognitive strategies and artificial intelligence. – Электронный ресурс. – URL: https://www.researchgate.net/publication/388380449_Adapting_educational_practices_for_Generation_Z_integrating_metacognitive_strategies_and_artificial_intelligence(дата обращения: 16.08.2025).
- Henderson M., Bearman M., Chung J., Fawns T., Buckingham Shum S., Matthews K.E., de Mello Heredia J. Comparing Generative AI and teacher feedback: student perceptions of usefulness and trustworthiness // Assessment & Evaluation in Higher Education, 2025. – Электронный ресурс. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/02602938.2025.2502582 (дата обращения: 12.08.2025).
Количество просмотров: 2 |
Добавить комментарий