Махиборода Людмила Ивановна,старший методист МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Ludmila I. Makhiboroda, senior methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation |
Современные тенденции развития профессиональных компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций средствами профессиональных конкурсов
В статье рассматриваются современные тенденции развития профессиональных компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций средствами профессиональных конкурсов. Приведен актуальный перечень конкурсов профессионального мастерства для педагогов и руководителей образовательных организаций федерального, регионального и муниципального уровней. Анализируется подготовка участников муниципальных конкурсов и рассматриваются перспективы развития информационно-методического и организационного сопровождения конкурсов профессионального мастерства. Делается вывод о взаимосвязи развития профессиональных компетенций и участия в профессиональных конкурсах.
Ключевые слова: конкурсы профессионального мастерства, развитие профессиональных компетенций, методическая компетентность.
The article examines the current trends in the development of professional competencies of teachers and heads of educational organizations through professional competitions. It provides an up-to-date list of professional competitions for teachers and heads of educational organizations at the federal, regional, and municipal levels. The article analyzes the preparation of participants in municipal competitions and discusses the prospects for developing information, methodological, and organizational support for professional competitions. The article concludes that the development of professional competencies is closely related to participation in professional competitions.
Keywords: professional competitions, development of professional competencies, methodological competence.
В условиях модернизации образования особую актуальность приобретает проблема развития профессиональных компетенций педагогических работников и руководителей образовательных организаций. Профессиональные конкурсы выступают эффективным инструментом не только оценки, но и развития профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров.
На наш взгляд, профессиональные компетенции представляют собой интегральную характеристику личности педагогического или управленческого работника, включающую знания, умения, навыки и личностные качества, необходимые для эффективной педагогической деятельности.
Большинство отечественных исследователей приходят к выводу, что формирование профессиональной компетентности происходит только при преодолении профессиональных трудностей, решении задач, поиске выхода из ситуации. И одной из наиболее распространенной причин трудностей являются проблемы методического характера. Этот аспект и стимулирует к выделению методической компетентности в отдельное и важное звено профессиональной компетентности [4].
Новосибирский Институт Современного Образования ставит задачу повышения уровня профессиональной и, в том числе, методической компетентности педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска. Сектор сопровождения профессиональных конкурсов решает эту задачу через организационно-методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства.
Такое сопровождение мы видим в двух направлениях: методическая помощь в подготовке педагогов и управленцев образовательных организаций города Новосибирска к участию в конкурсах профессионального мастерства федерального и регионального уровней и информационно-методическое и организационное сопровождение муниципальных конкурсов профессионального мастерства.
Информационное сопровождение заключается в информировании педагогических работников и управленческих кадров о верифицированных информационных источниках, где размещена информация о профессиональных конкурсах.
Так, на официальном сайте Минпросвещения России (https://edu.gov.ru/activity/main_activities/talent_support/competitions_for_educators/) ежегодно публикуется перечень актуальных конкурсов профессионального мастерства для педагогов, среди которых:
– Всероссийский конкурс «Учитель года России»;
– Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России»;
– Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;
– Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России»;
– Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России»;
– Конкурс на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности;
– Всероссийский конкурс педагогических работников «Воспитать человека»;
– Международный профессиональный конкурс педагогических работников «Учитель-международник»;
– Проект «Классная тема!» в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России»;
– Всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы»;
– Всероссийский профессиональный конкурс «Первый учитель»;
– Проект «Флагманы образования»;
– Всероссийский конкурс педагогического мастерства «История в школе: традиции и новации»;
– Всероссийский конкурс краеведов, работающих с молодежью;
– Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»;
– Всероссийский конкурс в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»;
– Всероссийский конкурс «Клевер ДНК» на лучшие разработки учителей в области духовно-нравственной культуры;
– Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна – моя Россия»;
– Международный конкурс имени Льва Выготского;
– Командный междисциплинарный конкурс «Урок для учителя»;
– Конкурс профессионального мастерства среди преподавателей обществознания;
– Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России»;
– Всероссийский конкурс «Учитель здоровья России»;
– Всероссийская олимпиада «Мой первый учитель»;
– Премия «Топ БЛОГ»;
– Всероссийский конкурс «Лига Лекторов»;
– Всероссийская олимпиада для учителей информатики «ПРО-IT»;
– Всероссийский просветительский конкурс «Атомный урок»;
– Всероссийская олимпиада для учителей физики «Лига лучших»;
Также на этом ресурсе достаточно широко представлен перечень конкурсов, в которых могут принять участие руководители образовательных организаций. Это такие конкурсы, как:
– Всероссийский профессиональный конкурс «Директор года России»;
– Проект «Флагманы образования».
Отдельно на этом официальном ресурсе представлены Всероссийские конкурсы для образовательных организаций, такие как:
– Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России»;
– Всероссийский конкурс «Школа – территория здоровья».
Отдельно на данном ресурсе можно выделить конкурсы для педагогов в рамках федерального проекта «Без срока давности». Так, до 22 сентября 2025 года можно принять участие во Всероссийском фестивале методических разработок по кинопедагогике «Лента памяти», направив оператору конкурса методические разработки и видеоролики для участия в Фестивале.
«Мы рассматриваем конкурсы как ресурс для развития кадрового потенциала системы образования. Необходимо находить тех педагогов, которые готовы быть лидерами общественного мнения, готовы возглавить педагогическое профессиональное сообщество в регионах, готовы доносить актуальную повестку системы образования до своих коллег на местах и личным примером приводить в педагогическую профессию талантливую молодёжь», – подчеркнула замминистра просвещения России Ольга Колударова [10].
В 2025 году произошли изменения в профессиональных конкурсах для педагогов и управленцев. Изменения в Положении нашли отражение в обновленных. 24 апреля 2025 года единый организационный комитет Всероссийского конкурса «Учитель года России» и всероссийских профессиональных конкурсов «Воспитатель года России», «Директор года России», «Первый учитель» 2025 года утвердил порядки проведения конкурсов. Новое Положение устанавливает единые подходы к организации и проведению 4 главных профессиональных конкурсов, организатором которых является Министерство просвещения РФ:
– «Учитель года России»,
– «Воспитатель года России»,
– «Директор года России»,
– «Первый учитель».
Для всех 4 конкурсов предусмотрено проведение двух этапов: отборочного и заключительного. Для конкурсов «Учитель года России» и «Воспитатель года России» закреплено проведение отборочного (регионального) этапа. По его итогам на федеральный заключительный этап конкурсов направляется победитель – представитель субъекта РФ.
В свою очередь, согласно Порядку проведения областного конкурса «Учитель года» Новосибирской области в 2025 году для участия в Конкурсе от каждого муниципального образования Новосибирской области делегируется один конкурсант – победитель муниципального этапа Конкурса текущего года, но от города Новосибирска участие в конкурсе принимают 5 лауреатов конкурса. А в условиях проведения муниципального (городского) конкурса «Учитель года» в городе Новосибирске предусмотрено проведение районного (отборочного) этапа конкурса.
В рамках подготовки участников районного и городского этапов конкурса «Учитель года» МАУ ДПО «НИСО» разработана и реализуется ДПП ПК «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций – участников конкурсов профессионального мастерства» (https://record.nios.ru/index.php?r=guest/kursView&id=125).
Порядком проведения регионального профессионального конкурса «Воспитатель года» также предусмотрено проведение муниципального этапа, согласно которому участниками регионального этапа Конкурса являются победители муниципальных этапов. Для участников городского конкурса МАУ ДПО «НИСО» также разработана и реализуется ДПП ПК «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций средствами конкурсов профессионального мастерства».
Для конкурсов «Директор года России» и «Первый учитель» организатором состязаний – Министерством просвещения РФ – предусмотрены самовыдвижение участников и проведение отборочного заочного этапа для всех, кто подал заявки.
С целью подготовки педагогов и управленцев образовательных организаций города Новосибирска к участию во Всероссийских конкурсах организаторами конкурсов было принято решение в 2005-2006 учебном году провести городские конкурсы «Директор года», «Первый учитель», «Учитель года», «Воспитатель года». Вся информация о сопровождении перечисленных конкурсов, а также архив конкурсов предыдущих лет расположены на официальном сайте МАУ ДПО «НИСО» по адресу: https://niso54.ru/konkursy.
Педагоги и руководители образовательных организаций могут принять участие в региональных конкурсах профессионального мастерства, перечень и информация об этих конкурсах представлена на официальном сайте Министерства образования Новосибирской области (https://minobr.nso.ru/page/11467). Это такие профессиональные конкурсы, как:
– Учитель года,
– Воспитатель года,
– Лучшие учителя,
– Лучший педагогический работник,
– Почётный работник образования.
Информация о конкурсах профессионального мастерства регионального уровня представлена на официальном сайте ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО (https://nipkipro.ru/science/contests/). Информация о конкурсах на этом ресурсе делится на два вида: региональные этапы Всероссийских конкурсов и конкурсы, организуемые предметными кафедрами.
Отдельно можно выделить конкурс «Методическая гордость Новосибири», который учрежден Министерством образования Новосибирской области. Оператор конкурса – ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО (страница конкурса https://edunso.ru/node/9392). Согласно Приказу Минобразования Новосибирской области от 21.08.2025 № 1090 «Об утверждении положения о конкурсе «Методическая гордость Новосибири», информация о проведении конкурса размещается на официальном сайте оператора.
Таким образом, проанализировав тенденции развития конкурсного движения на федеральном и региональном уровнях, Новосибирский Институт Современного Образования готов ответить на вызовы и поддержать педагогов и управленцев образовательных организаций города Новосибирска в их стремлении к повышению профессиональной компетентности.
В предстоящем учебном году методисты сектора сопровождения профессиональных конкурсов МАУ ДПО «НИСО» разработали и готовы к информационно-методическому и организационному сопровождению следующих конкурсов муниципального уровня:
– Районный (отборочный) этап городского конкурса «Учитель года»;
– Городской конкурс «Первый учитель»;
– Городской конкурс «Директор года»;
– Городской конкурс на получение бюджетного образовательного сертификата;
– Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Новосибирской области, «Мой лучший урок» им. Т. П. Комаровой;
– Городской конкурс методических команд «Методический Олимп».
Большинство конкурсов муниципального уровня призваны готовить педагогов и руководителей образовательных организаций города Новосибирска к успешному участию во Всероссийских конкурсах.
Популяризация конкурсов профессионального мастерства как актуальной формы профессионального развития управленческих кадров и педагогических работников муниципальной системы образования также осуществляется в рамках дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Образовательный менеджмент: эффективный стартап» и дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Основы менеджмента. Управление образовательной организацией в современных условиях».
Все перечисленные профессиональные конкурсы, на наш взгляд, способствуют развитию таких компетенций, как:
– методическая компетентность – через разработку и презентацию авторских методик;
– коммуникативная компетентность – в процессе взаимодействия с экспертами и участниками;
– исследовательская компетентность – при анализе педагогической деятельности;
– управленческая компетентность– в части организации образовательного процесса.
При этом, компетенции развиваются не только у участников, но и членов жюри конкурсов.
Рассмотрим формирование этих компетенций на примере представленного опыта участников профессиональных конкурсов из образовательных организаций города Новосибирска. Так, все виды компетентности в рамках участия в городском конкурсе «Методист года» в 2024 году показали 6 лауреатов этого конкурса. Очный этап предполагал такие конкурсные испытания, как «Формула успеха», «Методическое решение», «Мастер-класс».
Победитель конкурса – заместитель директора, методист МБОУ СОШ № 160» Радостева Анастасия Андреевна – в рамках конкурсного испытания «Формула успеха» продемонстрировала свой опыт работы по теме «Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки». Продуктом этого проекта стала оценка результативности реализации учебных предметов, курсов по выбору, курсов внеурочной деятельности, дополнительного образования, и, в конечном итоге, матрицы анализа ВСОКО ОО. Также Анастасия Андреевна поделилась опытом организации фестиваля открытых уроков и моделями методической поддержки педагогов ОО (базовой и повышенной). Анастасия Андреевна отметила, что в ежегодный анализ эффективности деятельности педагогов входит и такая позиция, как участие в конкурсах профессионального мастерства.
Лауреат городского конкурса «Методист года» – Хлебникова Ольга Владимировна – участвовала в конкурсе как методист МАОУ «Лицей № 22» «Надежда Сибири» (ныне – директор МБОУ СОШ № 199»). Ольга Владимировна в рамках конкурса обобщила свой опыт по реализации проекта «Школа наставников» и предложила анкеты для формирования банка наставников и выявления профессиональных затруднений педагогов, а также эффективные методы и приемы «Школы наставников».
Лауреат конкурса Цей Людмила Юрьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ СОШ № 213 «Открытие», при проведении мастер-класса «Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе» презентовала такие приемы, как «Пазл», «Кластер», «Виноградная гроздь», «Схема последовательных действий», «Колесо баланса», «Тур по галерее» и др.
По нашему мнению, примером профессионального роста лауреатов и победителей городского конкурса «Методист года» можно считать тот факт, что победитель и лауреат этого конкурса на следующий учебный год заявились к участию уже методических команд в открытом конкурсе методических команд «Методический олимп». Команды МБОУ СОШ № 160 и МАОУ СОШ № 213 «Открытие» стали победителями этого конкурса.
Анализ оценки системы методической работы в образовательной организации членами жюри показал высокий уровень по критериям «Нацеленность методической работы на повышение качества образования» и «Наличие точек роста (условий) для профессионального и карьерного лифта педагогов – профессиональные конкурсы, образовательные события и т. д.».
В рамках очных конкурсных испытаний анализ оценки такого испытания, как «Мастер-класс. Методическая находка», показал достаточно высокий уровень подготовки конкурсантов к данному испытанию. Наивысший балл выставили члены жюри по критериям «Актуальность и методическая обоснованность», «Коммуникативная культура и профессиональное взаимодействие с аудиторией», «Методическая и практическая ценность».
Таким образом, с точки зрения практической реализации эффективное использование конкурсов как инструмента развития предполагает:
– систему подготовки участников, которая включает диагностику готовности участников, индивидуальный план развития, формирование команды поддержки;
– механизм поддержки: наставничество, обучение по ДПП ПК;
– формы сопровождения: консультационная поддержка, практические семинары, мастер-классы;
– технологические инструменты поддержки – цифровые платформы: онлайн-консультации, вебинары, дистанционное обучение, электронные библиотеки, базы методических материалов, банк конкурсных материалов.
Развитие профессиональных компетенций посредством конкурсов планируется реализовать в следующих направлениях:
– расширение спектра оцениваемых компетенций;
– внедрение новых форматов конкурсных испытаний;
– развитие системы дистанционного участия;
– усиление практико-ориентированного характера конкурсов.
Таким образом, профессиональные конкурсы выступают эффективным инструментом развития профессиональных компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций. Их систематическое использование в сочетании с качественным методическим сопровождением позволяет обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров в соответствии с современными требованиями образования. Дальнейшее развитие системы профессиональных конкурсов должно быть направлено на создание условий для максимального раскрытия профессионального потенциала участников и распространения лучших педагогических практик.
Литература
- Данилова Л. Н. Профессиональные конкурсы как инструмент развития педагогического мастерства в цифровой среде / Л. Н. Данилова // Управление образованием: теория и практика. — 2023. — № 4. — С. 89–98.
- Заир-Бек С. И. Развитие профессиональных компетенций педагога в условиях инновационного развития образования / С. И. Заир-Бек // Педагогическая наука. — 2024. — № 1. — С. 67–78.
- Кларин М. В. Инновационные модели профессионального развития педагога / М. В. Кларин // Педагогика. — 2023. — № 8. — С. 15–23.
- Ковшова А. А. Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 07. С. 1–12. – Электронный ресурс. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211047.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11047 (дата обращения: 02.09.2025).
- Колесникова И. А. Профессиональное развитие педагога: современные подходы и технологии / И. А. Колесникова // Педагогическое образование сегодня. — 2024. — № 3. — С. 56–64.
- Новиков А. М. Профессиональное образование в России: новые горизонты развития / А. М. Новиков // Образование: практика, исследования, управление. — 2024. — № 2. — С. 78–86.
- Сластенин В. А. Педагогика: современные подходы к профессиональному развитию / В. А. Сластенин // Педагогическое образование. — 2023. — № 6. — С. 123–135.
- Хуторской А. В. Компетентностный подход в образовании: новые перспективы / А. В. Хуторской // Педагогическое образование и наука. — 2023. — № 5. — С. 89–97.
- Шмелев А. В. Профессиональное развитие педагога в условиях модернизации образования / А. В. Шмелев // Педагогическое образование и наука. — 2025. — № 1. — С. 67–74.
- Официальная группа Всероссийского конкурса «Учитель года России» https://vk.com/teacherofrussia .
Количество просмотров: 5 |
Добавить комментарий