Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации

 

Нечаев Михаил Петроваич,

доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики, ГАОУ ДПО МО «Корпоративный университет развития образования», Москва, Российская Федерация

Mikhail P. Nechaev,

doctor of pedagogical sciences, professor of the Department of psychology and pedagogy, Corporate University of Educational Development, Moscow, Russian Federation

 

Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации

Interactive pedagogical Council as a tool for designing the module «Extracurricular activities» of the educational work program of a general education organization

Статья посвящена проблеме проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации. Представляется сценарий интерактивного педагогического совета «Внеурочная деятельность обучающихся: состояние, проблемы и пути развития». Даются методические рекомендации по его проведению.

Ключевые слова: внеурочная деятельность обучающихся, рабочая программа воспитания, педагогический совет.

 

The article is devoted to the problem of designing the module «Extracurricular activities» of the work program of education of a general education organization. The scenario of the interactive pedagogical council "Extracurricular activities of students: state, problems and ways of development" is presented. Methodological recommendations for its implementation are given.

Keywords: extracurricular activities of students, work program of education, pedagogical council.

 

С 1 сентября 2023 г. в школьную практику внедрена федеральная рабочая программа воспитания, которая является обязательной частью федеральных образовательных программ [6].

Федеральная рабочая программа воспитания в составе Федеральных образовательных программ (ФОП) начального общего, основного общего, среднего общего образования утверждена приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г.:

– начальное общее образование (Приказ № 372, рабочая программа воспитания в п. 28 ФОП) [4];

– основное общее образование (Приказ № 370, рабочая программа воспитания в п. 30 ФОП) [3];

– среднее общее образование (Приказ № 371, рабочая программа воспитания в п. 30 ФОП) [5].

На основе федеральной рабочей программы воспитания образовательные организации разрабатывают свои рабочие программы воспитания. Федеральную рабочую программу необходимо воспринимать как конструктор для создания рабочей программы воспитания школы. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание основных ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которую школа будет осуществлять в сфере воспитания.

В содержательном разделе программы в подразделе «Виды, формы и содержание деятельности» школа показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный подраздел может состоять из нескольких основных (инвариантных) и дополнительных (вариативных) модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.

В нашей статье остановимся на проектировании основного (инвариатного) модуля «Внеурочная деятельность». Его наличие в программе предполагает описание видов, форм и содержания деятельности, позволяющее ответить на вопросы:

– как найти, актуализировать, эффективно реализовать и развивать воспитательный потенциал внеурочной деятельности обучающихся;

– каким образом можно проводить внеурочные занятия на основе концепции воспитывающего обучения;

– как сделать внеурочную деятельность органической частью воспитательной системы образовательной организации;

– какие управленческие решения помогут достичь нового качества образования на основе единства урочной и внеурочной деятельности обучающихся?

Перед началом проектирования советуем посвятить этому модулю интерактивный педагогический совет «Внеурочная деятельность обучающихся: состояние, проблемы и пути развития». Рассмотрим содержание и технологию его проведения.

Цель педсовета: разработать систему организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации федеральной рабочей программы воспитания.

Задачи:

  • повысить мотивацию педагогического коллектива на эффективную реализацию модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания;
  • проанализировать уровень осведомлённости педагогического коллектива в спектре организации и содержании внеурочной деятельности обучающихся;
  • выявить проблемы педагогического коллектива при реализации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации обновлённых ФГОС ОО;
  • определить условия эффективной организации внеурочной деятельности обучающихся при проектировании и реализации модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания.

Технология: организационно-деятельностная игра.

Вид технологии: «мозговой штурм».

План педагогического совета:

1. Выступление заместителя директора школы по воспитательной работе.

2. Организационно-деятельностная игра.

3. Принятие решения педагогического совета.

Тезисы выступления заместителя директора школы по воспитательной работе можно подготовить на основе описания структуры федеральной рабочей программы воспитания.

Ход организационно-деятельностной игры

Педагогический коллектив разбивается на 4 равные команды (администрация, педагоги образовательной организации, родители обучающихся, подростки). Игра начинается во всех командах одновременно. Командам выдается задание на заранее заготовленных карточках, где указываются вопросы с позиций четырех социальных групп. Игрокам дается 15 минут на обдумывание. После выполнения первого задания команды меняются местами («переходят» в следующую социальную группу), и так далее, пока не проиграют роли представителей каждой социальной группы. В конце игры подводятся итоги работы каждой команды и коллектива в целом.

Задания участникам игры:

  1. Администрация:
    1. Ваше представление о системе внеурочной деятельности обучающихся в образовательной среде школы.
    2. Возможные формы взаимодействия с учителями и помощи им в организации внеурочной деятельности обучающихся.
  2. Педагоги:
    1. Сегодняшние трудности в организации внеурочной деятельности обучающихся.
    2. Ваши предложения по преодолению этих трудностей.
  3. Родители обучающихся:
    1. Какую помощь в организации досуга детей Вы ждете от школы?
    2. В чем возможны точки взаимодействия родителей и учителей в организации внеурочной деятельности обучающихся?

Подростки:

  1. Какой должна быть внеурочная жизнь в школе?
  2. Какую роль Вы отводите учителям в организации Вашей внеурочной жизнедеятельности?

Итоги обсуждения вопросов в каждой группе фиксируются, затем коллективно обсуждаются, анализируются, корректируются. Экспертная группа отбирает максимально приемлемые варианты решения поставленных задач.

Игру также рекомендуется провести с родителями обучающихся и с учащимися старших классов, а ее итоги также обсудить на педагогическом совете.

Решение педагогического совета (проект)

Педагогический совет постановляет:

  1. С целью овладения педагогами современными педагогическими технологиями в организации внеурочной деятельности обучающихся заместителю директора образовательной организации по воспитательной работе (научно-методическим вопросам) разработать и провести практические занятия с классными руководителями, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования.
  2. Обобщить опыт педагогов, эффективно использующих современные инструменты и технологии в организации внеурочной деятельности обучающихся.
  3. Психологам образовательной организации провести индивидуальные и групповые консультации, целью которых является коррекция деятельности педагогов по внедрению в образовательные отношения инновационных форм работы.
  4. Администрации образовательной организации разработать и обеспечить организационно-педагогические условия, обеспечивающие возможности использования эффективных инструментов и технологий во внеурочной деятельности обучающихся.
  5. Создать в образовательной организации новую организационную структуру управления, обеспечивающую включение обучающихся, их родителей и педагогов в самоуправленческую деятельность в рамках внеурочной деятельности обучающихся.
  6. Классным руководителям на родительских собраниях ознакомить родителей обучающихся с результатами педагогического совета.
  7. Заместителю директора образовательной организации по воспитательной работе создать банк педагогических технологий по направлениям и видам внеурочной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Игру также рекомендуется провести с родителями обучающихся и с учащимися старших классов, а ее итоги обсудить на педагогическом совете или совещании рабочей группы по проектированию рабочей программы воспитания образовательной организации.

После обобщения результатов организационно-деятельностной игры можно приступить непосредственно к разработке (актуализации) системы организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания.

Вышеописанная идея проведения педагогического совета в форме организационно-деятельностной игры может быть реализована практически при решении любой педагогической проблемы в образовательной организации.

В этой связи рассмотрим Алгоритм подготовки и проведения педсовета в форме деловой игры [2], который заключается в выполнении следующих технологических этапов:

I. Конструирование педагогического совета (деловой игры):

1. Диагностика состояния воспитательного процесса в образовательном учреждении.

2. Постановка педагогической проблемы на диагностической основе, определение названия игры (темы педагогического совета).

3. Составление плана и сценария деловой игры.

4. Определение правил (условий) игры.

II. Вхождение в игру:

1. Разъяснение смысла игры, ее цели и задач.

2. Знакомство участников игры с правилами, условиями и регламентом.

3. Выдача задания, формирование рабочих групп, распределение ролей (групповых и личных).

4. Назначение экспертной группы.

III. Работа в группах над заданиями игры:

1. Поиск информации.

2. Разыгрывание ситуации.

3. Мозговой штурм в свободной дискуссии.

4. Принятие внутригруппового решения.

5. Подготовка спикера группы.

IV. Коллективная (межгрупповая) дискуссия:

1. Выступление спикеров групп.

2. Свободный микрофон (выступление тех участников игры, чье мнение отличается от группового; озвучивание новых идей, пришедших во время дискуссии).

V. Анализ, систематизация и обобщение результатов продуктивной деятельности.

1. Коллективный анализ, оценка и обобщающие выводы экспертной группы.

2. Рефлексия (индивидуальная и коллективная).

3. Подготовка проекта решения педагогического совета.

VI. Последействие:

1. Принятие решения педагогического совета.

2. Организационно-исполнительская деятельность по реализации решения педагогического совета.

3. Реализация решения педагогического совета.

В заключении отметим, что существует три способа работать с модулями рабочей программы воспитания:

1. Если текст федеральной рабочей программы полностью отражает воспитательную деятельность вашей образовательной организации, то берем федеральную рабочую программу и немного редактируем с учётом специфики своей школы.

2. Если текст федеральной рабочей программы содержит воспитательную деятельность, которой нет в вашей образовательной организации, заимствуем понравившиеся идеи из федеральной рабочей программы, вносим их в модуль и пытаемся их реализовать.

3. Если текст федеральной рабочей программы не содержит воспитательную деятельность, которая есть в вашей образовательной организации, добавляем новые модули, которые не увидели в федеральной рабочей программе.

Работая с модулями, мы корректируем, подстраиваем под себя (свою образовательную организацию и её воспитательную систему) текст федеральной рабочей программы.

 

Литература

 

  1. Нечаев М. П. Управление реализацией модуля «Профориентация» рабочей программы воспитания: учебно-методическое пособие / М. П. Нечаев, С. Л. Фролова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. – Москва: АСОУ, 2023. – 107, [3] с.
  2. Нечаев М. П., Романова Г. А. Игровые педагогические технологии в организации внеурочной деятельности обучающихся. – Москва: «Перспектива», 2014. – 207 с.
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897655/ (дата обращения: 06.08.2024).
  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897651/  (дата обращения: 06.08.2024).
  5. Приказ Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897653/ (дата обращения: 06.08.2024).
  6. Федеральная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. – Электронный ресурс. – URL: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/ooy (дата обращения: 06.08.2024).
Количество просмотров: 124  

Добавить комментарий

Target Image
1. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска
2. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства
3. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога
4. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект
5. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ
6. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС
7. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации
1. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
2. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
3. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
4. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
5. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
6. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
7. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
8. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
9. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск
10. Стратегическая сессия как форма эффективного профессионального взаимодействия с руководителями ММО №29/2024 Новосибирск
11. ПАТЕРНАЛИЗМ В ПЕДАГОГИКЕ: АНАЛИЗ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО №29/2024 Новосибирск
12. ВЗРАЩИВАЯ ТАЛАНТ – ФОРМИРОВАТЬ ОПЫТНОСТЬ. По материалам открытого городского конкурса профессионального мастерства в области образования «Педагогические таланты» №28/2023 Новосибирск
13. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ №28/2023 Новосибирск
14. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА МОЛОДОГО ИЛИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО УЧИТЕЛЯ. РОЛЬ МЕТОДИСТА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА №28/2023 Новосибирск
15. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ №28/2023 Новосибирск