Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации МАУ ДПО «НИСО» «Содержательные аспекты преподавания модуля "Основы православной культуры" учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"»

 

Пометелина Светлана Мухтаржановна,

кандидат филологических наук, доцент, методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Svetlana M. Pometelina,

candidate of Philology, Associate Professor, methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации МАУ ДПО «НИСО» «Содержательные аспекты преподавания модуля "Основы православной культуры" учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"»

Additional professional development program MAU DPO «NISO» «Substantive aspects of teaching the module "Fundamentals of Orthodox Culture" of educational subject "Fundamentals of religious cultures and secular ethics"»

В статье приведен анализ реализации программы повышения квалификации, посвященной изучению содержательных аспектов преподавания модуля «Основы православной культуры». Представлен опыт работы по организационно-методическому сопровождению слушателей программы.

Ключевые слова: программа повышения квалификации, модуль «Основы православной культуры», учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

The article provides an analysis of the implementation of a professional development program dedicated to the study of the substantive aspects of teaching the module «Fundamentals of Orthodox Culture». The experience of working on organizational and methodological support for the students of the program is presented.

Keywords: professional development program, module «Fundamentals of Orthodox Culture», educational subject «Fundamentals of religious cultures and secular ethics».

 

1 февраля 2024 года на педагогическом совете МАУ ДПО «НИСО» была рассмотрена и утверждена директором института Е. Ю. Плетневой дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК, программа) «Содержательные аспекты преподавания модуля «Основы православной культуры» учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в условиях реализации обновленного ФГОС НОО».

Актуальность создания программы была обусловлена необходимостью обеспечить непрерывное профессиональное образование педагогических кадров, способных квалифицированно преподавать модуль «Основы православной культуры» учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ).

ДПП ПК была разработана для учителей, которые уже проводят занятия по основам православной культуры или готовятся к реализации данного учебного модуля предметной области ОРКСЭ. Планируемый срок освоения программы составил 24 часа.

1 апреля 2024 года Новосибирский Институт Современного Образования совместно с культурно-просветительским центром «Ника» г. Новосибирска начал реализацию программы с целью совершенствования профессиональных компетенций педагогов в области содержательных аспектов преподавания модуля «Основы православной культуры».

В состав первой группы слушателей вошли 17 педагогов. Занятия проходили в культурно-просветительском центре «Ника». Проводил занятия руководитель подотдела катехизации отдела образования митрополии иерей Георгий Нестеров.

В июне 2024 года программа была размещена в федеральном реестре ДПП как одна из лучших программ дополнительного профессионального образования [1].

 

Учебный план программы ПК включает четыре темы:

  • Тема 1 посвящена характеристике нормативно-правовых документов, регламентирующих преподавание предметной области ОРКСЭ.
  • Тема 2 направлена на анализ федеральной рабочей программы ОРКСЭ и отработку умения создавать рабочую программу по предмету ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»).
  • Таким образом, первые темы выстраивают фундамент для изучения темы 3, которая включает содержательные аспекты модуля «Основы православной культуры» и является ключевой. Содержание темы 3 определено содержанием федеральной рабочей программы НОО «Основы религиозных культур и светской этики» [3].
  • Целью темы 4 является формирование умения планировать и проводить просветительскую и организационную работу с родительским коллективом в рамках учебного предмета ОРКСЭ.

Для того чтобы слушатели курсов ПК могли на занятиях выполнять практические задания, предусмотренные программой, для них была подготовлена рабочая тетрадь.

3 декабря 2024 года началось обучение второй группы педагогов. Информация о наборе слушателей на обучение по ДПП ПК представлена в таблице 1.

Таблица 1

Информация о наборе слушателей на обучение по ДПП ПК «Содержательные аспекты преподавания модуля «Основы православной культуры» учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в условиях реализации обновленного ФГОС НОО»

№ п/п

Район,

Количество слушателей

Наименование ОО

Количество обучающихся, изучающих ОПК в 2024/25 уч.году

Количество слушателей

программы

1

Ленинский:

6 слушателей

МБОУ СОШ № 92

40

2

МБОУ С(К)ШИ № 39

8

2

МБОУ СОШ № 72

0

1

МАОУ СОШ № 215

118

1

2

Центральный округ:

4 слушателя

МБОУ СОШ № 172

26

2

МБОУ СОШ № 24

19

1

МБОУ СОШ № 100

7

1

3

Калининский:

4 слушателя

МАОУ «Гимназия № 12»

22

4

4

Дзержинский:

3 слушателя

МБОУ СОШ № 169

3

2

МАОУ СОШ № 57

0

1

5

Первомайский:

3 слушателя

МБОУ СОШ № 145

25

2

МБОУ СОШ № 117

0

1

Всего

Районов – 5

ОО – 12

Обучающихся – 268

Слушателей – 20

 
 

С помощью сервиса «Опросникум» [2] слушатели прошли входную диагностику мотивации, включающую три вопроса:

1) Что явилось причиной, побудившей Вас посещать занятия по предлагаемой проблематике?

2) Что известно Вам о предмете будущего изучения на занятиях?

3) По чьей инициативе Вы проходите сейчас обучение на курсах?

Анализ результатов входной диагностики показал, что среди причин, побудивших посещать занятия, большинство слушателей выделяют следующие:

– необходимо знать обо всем новом в пределах своих функционально-должностных обязанностей – 23,07 %;

– вызывает интерес то новое, что предлагается на занятиях, и возможность применить это в своей работе – 23,07 %.

Эти результаты отражены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты входной диагностики педагогов

Знания слушателей о предмете изучения представлены следующим образом (диаграмма 2):

– 35 % слушателей знакомились самостоятельно с предметом изучения;

– 30 % слышали что-либо о предмете изучения от своих коллег или знакомых из других сфер деятельности.

Диаграмма 2. Опрос о предмете изучения

 

         Ответы слушателей на третий вопрос входной диагностики показали, что инициатива обучения исходила в основном от руководителя по месту работы – 51,72 % (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Опрос об инициативе обучения

 

В соответствии с учебным планом слушатели прошли входной контроль, состоящий из пяти вопросов. Результаты входного контроля представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сводные данные по результатам входного контроля

Параметры оценки

Да

 

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Итого

1.

Знаю приоритетные направления развития образовательной системы РФ

5 – 25 %

14 – 70 %

1 – 5 %

0

70 % – скорее да, чем нет

2.

Знаю законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие ведение дисциплины «Содержательные аспекты преподавания модуля «Основы православной культуры» учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в условиях реализации обновленного ФГОС НОО»

3 – 15 %

12 – 60%

5 – 25 %

0

60 % – скорее да, чем нет

3.

Знаю и использую Федеральную рабочую программу «Основы религиозных культур и светской этики: концептуальная основа, структура, содержание, целевые приоритеты»

8 – 40 %

8 – 40 %

3 – 15 %

1 – 5 %

40 % – да;

40 % – скорее да, чем нет

4.

В полном объеме владею знаниями по темам модуля «Основы православной культуры»

0

8 – 40 %

9 – 45 %

3 – 15%

45 % – скорее нет, чем да

5.

Легко провожу просветительскую и организационную работу с родительским коллективом в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»

4 – 20 %

8 – 40 %

6 – 30 %

2 – 10 %

40 % – скорее да, чем нет

 

 

Входной контроль показал, что никто из 20-ти слушателей не владеет в полном объеме знаниями по темам модуля «Основы православной культуры»; большинство слушателей (45 %) скорее не владеют в полном объеме такими знаниями. Полученные результаты свидетельствуют об актуальности рассматриваемой программы.

Занятия со слушателями второй группы проводили специалисты культурно-просветительского центра «Ника». На одном из занятий состоялась встреча педагогов с председателем отдела образования и просвещения Новосибирской епархии протоиереем Борисом Пивоваровым. Отец Борис представил присутствующим линию учебно-методических комплектов по основам православной культуры для начальной школы, подчеркнув, что комплект «Основы православной культуры» для 4 класса знакомит ребят с историческими и нравственными основами православной культуры, раскрывает ее значение как в истории России, так и в формировании личности человека, его отношения к миру и людям.

После изучения четырех тем программы ПК слушатели прошли промежуточную аттестацию, выполнив тестовую работу из 13 вопросов с множественным выбором ответов. Критерии оценивания зафиксированы в программе: промежуточная аттестация считается пройденной, если правильно выполнено более 70 % заданий. Результаты промежуточной аттестации отражены в таблице 3.

Таблица 3

Сводные данные по результатам промежуточной аттестации

Выполняли работу 20 слушателей – 100 %

Успешность выполнения работы

Количество

слушателей

%

88 %

1

5 %

85 %

2

10 %

80 %

1

5 %

76-71 %

16

80 %

 

Таким образом, тестовую работу в рамках промежуточной аттестации слушателей ДПП «Содержательные аспекты преподавания модуля «Основы православной культуры» учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в условиях реализации обновленного ФГОС НОО» можно считать успешно выполненной.

Согласно программе, итоговая аттестация слушателей состоялась в форме представления конспекта учебного занятия для 4 класса по выбранной теме. Темы уроков соответствуют федеральной рабочей программе НОО «Основы религиозных культур и светской этики» [3]. Слушатели второй группы выбрали следующие темы:

– Россия – наша Родина;

– Культура и религия;

– Добро и зло в православной традиции;

– Золотое правило нравственности;

– Любовь к ближнему;

– Отношение к труду;

– Долг и ответственность;

– Милосердие и сострадание;

– Православный храм и другие святыни;

– Символический язык православной культуры: христианское искусство;

– Праздники и посты в православном календаре;

– Христианская семья и её ценности;

– Любовь и уважение к Отечеству.

Все слушатели получили за итоговую аттестационную работу оценку «зачтено», поскольку продемонстрировали:

– высокий/достаточный уровень владения умениями самостоятельной разработки выбранной темы;

– творческий опыт решения выбранной темы на практике с использованием ресурсов, изученных в ходе реализации программы;

– грамотно выполненную и правильно оформленную работу, сопровожденную мультимедийной презентацией.

После итоговой аттестации слушателям было предложено пройти итоговое анкетирование, результаты которого представлены в таблице 4.

Таблица 4

Сводные данные по результатам итогового анкетирования

1. Оценка содержания курса

 

5

4

3

2

1.1 Соответствие предложенной формы (способа, технологии) обучения тематике курса

17

85 %

3

15 %

-

-

  1. Понятность излагаемой информации

 

20

100 %

-

-

-

  1. Актуальность информации

 

20

100 %

-

-

-

2. Оценка условий при предоставлении услуги – уровень сервиса

2.1 Доступность предоставленной информации для получения услуги

20

100 %

-

-

-

2.2 График проведения занятий

 

18

90 %

2

10 %

-

-

2.3 Комфортность по время пребывания в помещениях учреждения (интерьер, гардероб, комнаты гигиены, стенды и т.п.)

19

95 %

1

5 %

-

-

2.4 Обеспеченность учебного процесса средствами обучения (учебно-методическими материалами)

20

100 %

-

-

-

3. Социальное доверие к организации

 

Да

нет

возможно

3.1. Готовность рекомендовать другим сотрудничать с нами

 

20

100 %

-

-

 

5

4

3

2

  1. Качество предоставляемой услуги – курсов повышения квалификации

20

100 %

-

-

-

 

В итоговой диагностике приняли участие 20 слушателей (100 %).

Удовлетворены содержанием курса, условиями при предоставлении услуги, качеством предоставляемой услуги – 100 % слушателей.

85-100 % слушателей оценивают содержание курса на «Отлично», весьма удовлетворены, результат превзошел ожидания; 15 % дают оценку «Хорошо», удовлетворены, но могло быть и лучше.

90-100 % слушателей оценивают условия при предоставлении услуги – уровень сервиса на «Отлично», весьма удовлетворены, результат превзошел ожидания; 5-10 % дают оценку «Хорошо», удовлетворены, но могло быть и лучше.

100 % слушателей готовы рекомендовать другим сотрудничать с МАУ ДПО «НИСО».

100 % слушателей оценивают качество предоставляемой услуги – курсов повышения квалификации на «Отлично», весьма удовлетворены, результат превзошел ожидания.

В итоговой анкете слушатели отметили актуальность тематики курсов в современных условиях и подчеркнули, что получили много информации, необходимой для проведения уроков по основам православной культуры.

В контексте современной государственной политики в сфере образования, учитывая мнение слушателей программы, в 2024/2025 учебном году МАУ ДПО «НИСО» продолжит обучение педагогов по программе «Содержательные аспекты преподавания модуля «Основы православной культуры» учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в условиях реализации обновленного ФГОС НОО».

 

Литература

1. Единый федеральный портал дополнительного профессионального образования. – Электронный ресурс. – URL: https://dppo.apkpro.ru/bank/detail/14945 (дата обращения: 25.02.2025).

2. Программный комплекс (сервис) «Опросникум». – Электронный ресурс. – URL: https://quick.apkpro.ru/survey/results/93626?operator_id=1 (дата обращения: 26.02.2025).

3. Федеральная рабочая программа начального общего образования «Основы религиозной культуры и светской этики» (для 4 класса образовательных организаций). – М., 2023. – 110 с.

Количество просмотров: 196  

Добавить комментарий

Target Image
1. Развитие системы дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки
2. Проектирование урока: устранение профессиональных дефицитов учителей естественно-научного цикла и географии
3. Открытый межрегиональный конкурс методических материалов «Секрет успеха» как модель повышения профессионального мастерства педагогических работников
4. Профессионализм педагога дополнительного образования как условие развития современного учреждения дополнительного образования
5. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации МАУ ДПО «НИСО» «Содержательные аспекты преподавания модуля "Основы православной культуры" учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"»
6. Организация наставнической деятельности в многопрофильном учреждении дополнительного образования
1. Организация наставнической деятельности в многопрофильном учреждении дополнительного образования № 33 (1), март 2025
2. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации МАУ ДПО «НИСО» «Содержательные аспекты преподавания модуля "Основы православной культуры" учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"» № 33 (1), март 2025
3. Профессионализм педагога дополнительного образования как условие развития современного учреждения дополнительного образования № 33 (1), март 2025
4. Открытый межрегиональный конкурс методических материалов «Секрет успеха» как модель повышения профессионального мастерства педагогических работников № 33 (1), март 2025
5. Проектирование урока: устранение профессиональных дефицитов учителей естественно-научного цикла и географии № 33 (1), март 2025
6. Развитие системы дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки № 33 (1), март 2025
7. Научно-методический журнал «Управление развитием образования»: анализ деятельности и роль в развитии профессионального сообщества педагогов № 32 (4), декабрь 2024
8. Сетевые педагогические издания как эффективный ресурс развития профессионального мастерства педагогов № 32 (4), декабрь 2024
9. Обобщение педагогического опыта посредством участия в издательской деятельности № 32 (4), декабрь 2024
10. Наставничество в образовательной организации – предиктор профессионального становления молодых педагогов № 32 (4), декабрь 2024
11. Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ № 32 (4), декабрь 2024
12. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
13. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
14. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
15. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
16. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
17. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
18. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
19. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
20. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск

Страницы