Спецова Мария Алексеевна,директор МБОУ СОШ № 56, Новосибирск, Российская Федерация Maria A. Spetsova, director MBOU secondary school No. 56, Novosibirsk, Russian Federation |
Чуб Елена Валентиновна,кандидат педагогических наук, доцент, методист МБОУ СОШ №56, Новосибирск, Российская Федерация Elena V. Chub, candidate of pedagogical sciences, associate professor, methodologist of MBOU secondary school No. 56, Novosibirsk, Russian Federation |
Наставничество в образовательной организации – предиктор профессионального становления молодых педагогов
Наставничество является одним из эффективных механизмов введения специалистов в профессиональную деятельность. Успешность адаптации и профессионально-личностный рост молодых и начинающих педагогов напрямую зависит от грамотно организуемой системы наставнической деятельности в образовательной организации.
Ключевые слова: профессиональное становление молодых педагогов, развитие системы наставничества
Mentoring is one of the effective mechanisms for introducing specialists into professional activities. The success of adaptation and professional and personal growth of young and novice teachers directly depends on a well-organized system of mentoring activities in an educational organization.
Keywords: professional development of young teachers, development of a mentoring system
Необходимым условием развития современного общества продолжает оставаться непрерывное образование. В этой связи изменение современного образовательного ландшафта ставит перед российской педагогической наукой и практикой целый комплекс задач, требующих оперативного разрешения. В последние годы вопросы профессионального роста педагога, наращивания динамики профессионализма педагогических кадров рассматриваются как ключевые факторы достижения нового качества образования и правомерно заслуживают пристального внимания.
В условиях кадровой ограниченности в системе образования вопросы активного привлечения в общеобразовательные организации молодых и начинающих педагогов выходя т на первый план. Профессиональная адаптация молодых педагогов – это сложный динамический процесс овладения профессией, основанный на приобретенных и постоянно пополняемых профессиональных знаниях, способах организации профессиональной деятельности. Этап вхождения в профессию отличается напряженностью, сменой личностного статуса, принятия новых социальных ролей. Поэтому успешное решение задач профессионально-личностного становления молодых и начинающих педагогов, выявление у них типичных профессиональных затруднений, восполнение обнаруженных дефицитов, развитие востребованных педагогических компетенций становится актуальным для образовательной организации с первых дней работы молодых специалистов в учреждении.
На заседании Госсовета 27.12.2023 г. В. В. Путин заявил о необходимости возвращения РФ к лучшим традициям образования и воспитания. Одной из таких традиций, по его мнению, является организация наставничества, работа с молодыми педагогами, передача передового педагогического опыта. Развитие личности учителя, его профессиональная адаптация, повышение его психолого-педагогической, исследовательской культуры напрямую зависит от степени готовности самой образовательной организации к оказанию систематической методической и информационной поддержки начинающим педагогам в вопросах овладения практическими профессиональными компетенциями. Иными словами, речь идет о необходимости создания эффективной системы наставничества в образовательной организации.
В современной российской педагогической науке наставничество рассматривается как многоаспектный феномен, элементы которого достаточно хорошо обоснованы такими исследователями как О. А. Абдуллина, В. С. Бутенко, B. И. Загвязинский, В. А. Сластенин, Ю. Н. Кулюткин, Л. В. Маслова, А. П. Ситник и др.
Наставничество является одним из древнейших способов передачи знаний, умений и навыков в профессиональной сфере. Считается, что понятие «наставничество» приобрело свое современное значение в середине 60-х годов XX века и рассматривалось как действенная форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи. Наставниками, как правило, становились люди авторитетные, с хорошей профессиональной подготовкой и богатым жизненным опытом [5]. Однако в течение длительного времени данная технология профессионального научения была недостаточно востребована. В результате возникшей ситуации произошел отрыв одного поколения профессионалов от другого во многих отраслях, в том числе и в сфере образования [3]. Данная проблема напрямую сопряжена с рассмотрением такого вопроса, как необходимость создания оптимальных условий, влияющих на успешную профессиональную адаптацию молодого специалиста в организации. Поэтому востребованной продолжает оставаться необходимость формирования целенаправленно-ориентированной системы наставничества в каждом образовательном учреждении. На сегодняшний день в большинстве общеобразовательных организаций реализуется целевая модель наставничества. Однако для того, чтобы внедрение данной модели было результативным, необходимо соблюдать ряд условий. К таким условиям можно отнести:
– профессионально-личностную готовность наставников к продуктивному взаимодействию с наставляемым на основе единых, стоящих перед ними задач;
– организацию совместной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов в профессиональном развитии наставляемого;
– выбор оптимального стиля и форм организации межличностного профессионального взаимодействия, ориентированного на компетентностное развитие молодого специалиста, его включенность в творческую профессионально-развивающую деятельность и т. п.
Значимым фактором комфортного профессионального становления молодых педагогов является поэтапное вхождение в профессию, постепенное погружение в учебно-познавательную, практико-ориентированную, исследовательскую деятельности.
Приоритетной задачей государственной политики продолжает оставаться необходимость обеспечения высокого качества образования, что в свою очередь требует создания широчайшего спектра разнообразных условий, позволяющих педагогическим работникам реализовывать собственные притязания по повышению уровня профессионализма, наращиванию целого спектра актуальных педагогических компетенций, формированию личностной мотивационной готовности к непрерывному профессиональному росту и самосовершенствованию. Для того чтобы успешно обучать школьников востребованным компетенциям и развивать у них жесткие и мягкие навыки решения проблем, педагог должен сам систематически работать над своим профессионализмом. В связи с этим, проблема непрерывного профессионального развития педагога продолжает оставаться актуальной, особенно когда речь идет о молодых и начинающих специалистах.
Одним из важнейших механизмов профессионального становления молодых и начинающих педагогов является грамотно организованная методическая работа. Как показывает практика, результаты первичной профессионально-ориентированной диагностики демонстрируют недостаточный уровень предметной, цифровой и методической компетентности молодых педагогов. Их профессиональная готовность не в полной мере отвечает требованиям профстандарта, что, в свою очередь, не позволяет им успешно реализовать требования обновленных ФГОС. Поэтому оказание целенаправленной методической и консультационной поддержки на рабочем месте имеет существенные преимущества. В условиях общеобразовательной организации важно создать благоприятные условия реализации профессиональных замыслов и притязаний молодых и начинающих педагогов, предоставить возможность выбора востребованных направлений профессионального роста с учетом диагностируемого уровня имеющихся профессиональных компетенций.
В 2023 г. в МБОУ СОШ № 56 г. Новосибирска число молодых и вновь прибывших педагогов возросло до 10 % от общего числа педагогических работников, что потребовало от административной команды школы срочного решения вопроса по созданию необходимых организационных и психолого-педагогических условий, направленных на успешную профессиональную адаптацию, профессионально-личностное становление вновь прибывших педагогов с целью их последующего закрепления в образовательной организации. Такая работа с начинающими педагогами и была организована на базе учреждения. Без отрыва от их основной профессиональной деятельности, на своем рабочем месте молодые педагоги становились участниками корпоративного обучения. Начинающие педагоги находились под пристальным вниманием не только педагогов-наставников, коллег-предметников по школьному методическому объединению, но и методической службы в целом.
С целью создания оптимальных условий для успешного профессионального становления и адаптации молодых и начинающих педагогов на базе МБОУ СОШ № 56 г. Новосибирска был разработан проект по организации наставнической деятельности: «Профессионально-личностное становление молодых и начинающих педагогов в условиях образовательной организации». Создание такого проекта было обусловлено необходимостью расширения имеющегося опыта наставнической деятельности в образовательной организации. Основные задачи проекта предполагали:
– определение уровня когнитивной готовности молодых и начинающих педагогов к осуществлению профессиональной деятельности на основе диагностического обследования;
– необходимость инициирования педагогов на составление индивидуальных образовательных маршрутов профессионально-личностного роста как результата самодиагностики;
– проектирование системы наставнической деятельности (Школы наставничества), направленной на адаптацию и профессионально-личностное становление молодых и начинающих педагогов;
– определение основных направлений наставнической деятельности на основе разработанных программ профессионального роста наставляемого, специфики сформированных наставнических пар;
– апробация и последующее внедрение в практику методической работы школы системы наставничества.
Проект «Профессионально-личностное становление молодых и начинающих педагогов в условиях общеобразовательной организации» носит ярко выраженную практическую направленность. Дальнейшее внедрение проекта в практику работы МБОУ СОШ № 56 предполагает:
- реализацию выбранных методических направлений и способов научения и восполнения профессиональных компетенций молодых и начинающих педагогов на основе анализа полученных диагностических данных;
- успешную профессионально-личностную адаптацию молодых и начинающих педагогов, их последующее закрепление в организации;
- успешное овладение молодыми и начинающими педагогами основами педагогический деятельности.
Первоочередной задачей в рамках деятельности «Школы наставничества» стало выявление актуальных методических направлений и способов восполнения профессиональных компетенций начинающих педагогов на основе предиктивной диагностики. На диагностико-проектировочном этапе реализации проекта школьными методическими объединениями проводилось определение уровня готовности вновь прибывших учителей к осуществлению ими основной профессиональной деятельности. На основе выявленного дефицитарного знания, проблемных зон, спрогнозированных профессиональных затруднений определялись необходимые направления методической поддержки. В школьных методических объединениях выделяли наставников из числа наиболее опытных педагогов, формировали наставнические пары, составляли примерные планы работы наставников с наставляемыми.
На основе проведенной диагностики члены методического объединения помогали молодым и начинающим педагогам разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты. Востребованными видами наставнической деятельности при работе с молодыми педагогами стали традиционное, групповое и скоростное наставничество:
– традиционное наставничество – наставничество «один на один» (такой формат был использован наставниками при подготовке молодых педагогов к проведению открытых занятий, разработке ими технологических карт урока, организации профессионального коммуникативного взаимодействия и т. п.);
– групповое наставничество (groupmentoring) – вид, при котором один педагог работает с группой от 2-х до 6 человек одновременно (работа школы современного педагога, групповое консультирование, мини-семинары и т. д.);
– краткосрочное или целеполагающее наставничество (short-termor, goal-oriented mentoring). При данном взаимодействии в роли наставника чаще всего выступает руководитель ШМО. Совместная работа направлена на достижение конкретной цели. Это может быть участие молодого педагога в предметной неделе, в Фестивале открытых уроков, организации совместных внеурочных мероприятий и т. п.).
В рамках реализуемой системы наставничества на базе МБОУ СОШ № 56 активно применялись такие формы методической работы, как взаимопосещения, обсуждение в рамках методических объединений результатов открытых уроков, мастер-классы, консультации по подготовке и проведению учебных занятий, организации образовательного пространства, выстраивания конструктивного общения.
Теоретическое обучение при работе с молодыми и начинающими педагогами в условиях школы носит минимизированный характер, поэтому в рамках реализуемой системы внутриорганизационного повышения квалификации была разработана двухвекторная (бинаправленная) форма корпоративного обучения. С одной стороны, это мероприятия, организуемые в рамках модели внутриорганизационного повышения квалификации (обучающие, инструктивные, методические, информационные, практико-ориентированные семинары, круглые столы, нетворкинги по актуальным проблемам современного образования), участниками которых являлись молодые педагоги как представители педагогического коллектива. С другой стороны, содержание программы внутриорганизационного повышения квалификации может быть сложным для восприятия молодыми специалистами и не в полной мере соответствовать их профессиональным запросам. Поэтому, опираясь на выявленные профессиональные запросы и затруднения этой категории педагогических работников, целенаправленно разрабатывались обучающие практико-ориентированные занятия, мастер-классы, тренировочные уроки, мини-семинары; проводились демонстрационные лекции, целевые консультации, обзорные практикумы-знакомства с современными педагогическими технологиями.
Полученные результаты внедрения системы наставничества в практику работы образовательной организации показали положительную динамику профессионально-личностного роста молодых специалистов (по выбранным целевым индикаторам). Готовность к выполнению основной профессиональной деятельности молодые педагоги продемонстрировали, приняв участие в традиционном ежегодном школьном Фестивале открытых уроков «Учение с увлечением» в номинации «Мои профессиональные пробы». При консультационной поддержке наставников молодыми педагогами были предприняты первые попытки обобщения собственного опыта работы при написании ими первых статей для публикаций.
Систематические заседания «Школы наставничества» позволяют не только корректировать базовый уровень методической компетентности начинающих педагогов и восполнять профессиональные дефициты, но и мотивировать их на овладение новыми формами, методами, приёмами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. В рамках профессионального взаимодействия с наставниками начинающие педагоги становятся соучастниками организации тематических семинаров, групповых дискуссий, профессиональных нетворкингов, мастермайндов; выступают инициаторами в апробации современных образовательных технологий на своих учебных занятиях.
Целесообразность реализации системы наставничества в МБОУ СОШ № 56 г. Новосибирска была подтверждена в рамках обмена инновационным опытом методической работы на Городском конкурсе методических управленческих практик «Про Успех» в 20204 г. Предложенный проект был удостоен Диплома Лауреата первой степени в номинации «Учитель будущего».
Таким образом, анализируя эффективность внедрения системы наставничества в практику работы образовательной организации, можно сделать вывод, что целенаправленно организуемая наставническая деятельность, направленная на развитие профессиональных компетенций молодых и начинающих педагогов, является одним из важнейших факторов их успешной профессиональной адаптации, профессионально-личностного роста и способствует закреплению молодых специалистов в организации.
Литература
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022). – Электронный ресурс. – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/e232d026aa33e0e5cb2ce6827b355f1f73af31b0/ (дата обращения: 17.12.2024).
- Донгаузер Е. В., Кушмет Т. А. Развитие профессиональной компетентности учителя как актуальная проблема современного педагогического образования // Современные проблемы социогуманитарного образования: сборник студенческих статей / Под ред. Т. С. Дороховой, Е. В. Донгаузер. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2016. – С. 192–198.
- Молокова А. В. Потенциал педагогического наставничества в реновации российского образования / Молокова А.В. // Сибирский учитель. – 2016. – 6 (109). – С. 5-8.
- Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. – М.: Рыбаков Фонд, 2016. http://viro.edu.ru/attachments/article/9572/05_nastavnichestvo.pdf (дата обращения: 17.12.2024).
- Синягина Н. Ю., Райфшнайдер Т.Ю. Наставничество в системе образования России – Москва: Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с.
Количество просмотров: 9 |
Добавить комментарий