Развивающая предметно-пространственная среда: ключ к пробуждению интереса к культурному наследию в дошкольном возрастеЖихарева Ольга Михайловна, Сарнавская Наталья викторовнаСтатья посвящена изучению роли развивающей предметно-пространственной среды в формировании интереса к культурному наследию у детей дошкольного возраста. Авторы анализируют современные подходы к созданию такой среды, подчеркивая важность интеграции музейных экспонатов, исторических артефактов, интерактивных элементов и игровых пространств. |
Роль театра теней в процессе развития воображения как одного из компонентов творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речиЗиберт Инна ДавыдовнаВ статье описана актуальность использования театра теней как одного из компонентов в работе по развитию воображения и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Приведены примеры упражнений пальчиковой гимнастики для теневого театра с использованием рук, а также описана технология организации мини-спектакля с участием детей. Ключевые слова: театр теней, нарушение речи, воображение, творческие способности. |
Социокультурная адаптация и интеграция воспитанников ДОО из семей мигрантовШураева Елена ВладимировнаВ статье описана система работы ДОО по социокультурной адаптации воспитанников из семей мигрантов, представлен опыт работы с родителями детей-билингвов, продемонстрирован реализованный проект «Кукла в национальном костюме». Ключевые слова: многоязычное образование, поликультурное образование, дошкольный возраст, коммуникативные навыки, толерантность, билингвизм. |
Развитие просодической стороны речи у дошкольников с ЗПР посредством музыкотерапииКозырева Ольга Анатольевна, Демиденко Яна Сергеевна, Прокудина Анна НиколаевнаВ статье представлен теоретический анализ литературы по вопросу влияния музыкотерапии на развитие просодической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития. Описаны различные формы музыкального воздействия. Ключевые слова: дошкольный возраст, ЗПР, музыкотерапия, просодика, дети с задержкой психического развития. |
Практическое применение таксономии Блума в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речиИванова Милана ЮрьевнаВ статье представлен опыт работы учителя-логопеда по формированию речевых и мыслительных процессов у детей с использованием таксономии Блума как интерактивного метода в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи. Ключевые слова: интерактивные методы, дошкольники, тяжелое нарушение речи, мышление, таксономия Блума. |
Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуреВеселова Юлия Валериевна, Острикова Тамара КонстантиновнаВ статье рассматривается возможность формирования интереса к национальной культуре в процессе разработки костюмов для студенческого театра костюма. Театр костюма – это один из видов внеучебной деятельности студентов, который играет важную культурно-образовательную роль в их жизни, способствует развитию творческих способностей, помогает погрузиться в мир новых образов, познакомиться с неизвестными фактами в истории и мифологии, связанными с культурой своего народа. |
Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возрастаВерясова Лариса МихайловнаСтатья посвящена значимости тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Определены основные принципы, методы тьюторской деятельности, оказания поддержки в индивидуализации и социализации детей с РАС. Ключевые слова: адаптация обучающихся, индивидуализация, расстройство аутистического спектра, социализация, тьюторское сопровождение. |
Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл»Песчанко Алексей ВикторовичВ статье рассмотрен процесс воспитания танцевальной культуры у младших школьников как важнейшей компоненты образовательного процесса в хореографическом коллективе. Выделены основные используемые формы и методы воспитания танцевальной культуры, определена роль родителей и обучающихся-наставников. Ключевые слова: танцевальная культура, младшие школьники, дополнительного образование, детский танцевальный коллектив. |
Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельностиТучина Ольга ВалерьевнаСтатья посвящена формированию межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены игровые методики и конспекты занятий во внеурочной деятельности, а также описан сравнительный анализ мониторинга уровня сформированности межличностных отношений детей в классе. Ключевые слова: межличностные отношения, дети младшего школьного возраста, внеурочная деятельность, комплекс игр и игровых учреждений. |
Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗАбрамова Любовь Николаевна, Баранова Юлия СергеевнаВ статье представлен практический опыт работы по организации коллективных творческих дел, направленный на социализацию обучающихся с ОВЗ. Коллективная творческая деятельность слабовидящими школьниками Ключевые слова: практический опыт, дети с ОВЗ, творческие способности у детей с нарушением зрения, коллективная деятельность, социализация детей, агитбригада. |
Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознанияБезлюдная Светлана АлександровнаВ статье описан работы по формированию функциональной грамотности у обучающихся на уроках истории и обществознания. Приведены примеры заданий, направленных на развитие читательской грамотности, умения оценивать социальную информацию, вести поиски в источниках различного типа, объяснять и оценивать явления и процессы общественного развития. Ключевые слова: читательская грамотность, формы и методы работы со сплошным и несплошным текстом, взаимосвязь предмета истории с реальной практикой. |
Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьмиБуслова Елена НиколаевнаСтатья посвящена проблеме речевых нарушений у детей дошкольного возраста и поиску эффективных средств, методов и приемов формирования активной речи у неговорящих детей за счет применения средств логоритмики. Рассматриваются коррекционные возможности в логопедической ритмике как средства формирования активной речи у неговорящих детей. Ключевые слова: нарушение, речь, логоритмические занятия, неговорящий ребенок, коррекция. |
Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классахКим Виолетта ВячеславовнаСтатья посвящена особенностям формирования финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра. Автор раскрывает методы и приемы развития финансовой грамотности на уроках математики. Ключевые слова: финансовая грамотность, расстройство аутистического спектра, индивидуальный подход, урок математики. |
Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьниковШахматова Анна Борисовна, Гулец Ирина ВладимировнаВ статье рассматривается вопрос развития функциональной грамотности школьников посредством проведения недель межпредметной коллаборации, представлен алгоритм проведения недель в учебном процессе. Ключевые слова: межпредметность, функциональная грамотность, учебный процесс. |
Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развитияКосырева Евгения ВикторовнаСтатья посвящена проблеме формирования пространственных представлений у дошкольников, имеющих задержку психического развития. Отражен опыт проведения коррекционно-развивающей работы по проблеме исследования с использованием кинезиологических упражнений, представлены результаты проведенной работы в МБДОУ города Новосибирска «Детский сад № 495 комбинированного вида». Ключевые слова: пространственные представления, кинезиологические упражнения, старшие дошкольники, задержка психического развития. |
Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мираКрамер Елена АлександровнаВ статье рассматриваются вопросы формирования читательской грамотности у обучающихся на уровне начального общего образования. Приведены примеры приёмов формирования читательской грамотности на каждом этапе современного учебного занятия. Ключевые слова: информационное общество, цифровизация, младший школьник, окружающий мир, читательская грамотность, функциональная грамотность, учебное занятие. |
Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотностиПогребняк Елена ВикторовнаВысокий уровень сформированности читательской грамотности является необходимым условием успешного обучения в школе. Педагогическая практика находится в поиске эффективных подходов для ее формирования в рамках учебной деятельности. В статье представлен опыт проектирования урока в 4 классе по теме «Учимся использовать фразеологизмы» руководителями муниципальных методических объединений Новосибирской области, который может быть полезен практикующим педагогам. |
Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературыТиханова Анастасия СергеевнаВ данной статье описано использование комикса на уроках литературы в качестве способа работы с изучаемым текстом. Предложена идея для урока по античной литературе. Представлены и отрефлексированы результаты творческой работы обучающихся. Ключевые слова: комикс, литература, самостоятельная работа, античная литература, урок, мотивация, креативная работа, методика, обучение литературе, поколение «Альфа». |
Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организацииЧиглина Татьяна Александровна, Страхова Екатерина ПетровнаСтатья посвящена опыту реализации программы здоровьесберегающей деятельности «Здоровячок» в условиях инклюзивного образования дошкольной образовательной организации. Ключевые слова: инклюзивное образование, здоровьесберегающие технологии, ограниченные возможности здоровья, инклюзия. The article is devoted to the experience of implementing the health-saving activity program «Zdorovyachok» in the context of inclusive education of a preschool educational organization. |
Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образованияВеретенников Петр ВладимировичВ статье представлен опыт гражданско-патриотического воспитания в условиях Дома детского творчества им. А. Гайдара – структурного подразделения учреждения дополнительного образования детей МБУДО Центр «Юность». Патриотическое воспитание способствует формированию гордости за историю, культуру и достижения своей страны, учит детей ценить родной язык, традиции и обычаи, быть ответственными гражданами, готовыми защищать свою Родину. |
Включение проектной деятельности в коррекционно-развивающую работу как фактор развития социальной компетентности детей с общим недоразвитием речиРусакова Дарья Александровна, Воронова Ирина ВалентиновнаСтатья посвящена опыту по включению технологии проектной деятельности в коррекционно-развивающую деятельность учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими нарушения речевой функции, с целью развития социальной компетентности. Ключевые слова: социальная компетентность, проектная деятельность, детский сад, дошкольники, общее недоразвитие речи. |
Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обученияФилимонова Ирина ГеннадьевнаВ данной статье систематизирован опыт работы педагогов по использованию приёмов развития критического мышления на современных уроках английского языка. Особое внимание уделяется тому, как применение данной технологии способствует развитию творческой инициативы и мотивации обучающихся. Ключевые слова: технологии, критическое мышление, уроки английского языка. |
Эффективные системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанниковПетрова Екатерина ВладимировнаСтатья представляет исследование наиболее действенных инструментов взаимодействия ДОО и семей воспитанников в качестве основного аспекта в развертывании оптимальной образовательной среды. Отражена значимость сотрудничества между воспитателями и родителями, обеспечивающего гармонизацию процесса развития подрастающего поколения и активную интеграцию семей в обучающую деятельность. |
Школьные средства массовой информации как ресурс формирования медиакомпетентности школьниковПовстьянова Ксения ОлеговнаСовременный мир характеризуется бурным развитием цифровых технологий и глобализацией информационного пространства. В этих условиях медиаобразование становится одним из ключевых направлений подготовки подрастающего поколения. Важным элементом медиаобразования являются школьные средства массовой информации. В статье представлены результаты мониторинга школьных средств массовой информации учреждений образования г. |
Роль краеведения в духовно-нравственном развитии личности на примере сайта «Библиотека сибирского краеведения»Кузменкина Людмила АнатольевнаСтатья посвящена деятельности сетевого издания «Библиотека сибирского краеведения» и его роли в духовно-нравственном развитии личности. Приводится краткая история сайта, описаны его структура, приоритеты и задачи, а также анализ деятельности, направленной на воспитание патриотизма, глубокого знания истории родного края. Ключевые слова: краеведение, «Библиотека сибирского краеведения», духовная культура, патриотизм, гражданственность, малая родина. |
№ 32 (4), декабрь 2024
Статей в выпуске: 35 |