Развивающая предметно-пространственная среда – ключ к пробуждению интереса к культурному наследию в дошкольном возрасте

Жихарева Ольга Михайловна, Сарнавская Наталья викторовна

Статья посвящена изучению роли развивающей предметно-пространственной среды в формировании интереса к культурному наследию у детей дошкольного возраста. Авторы анализируют современные подходы к созданию такой среды, подчеркивая важность интеграции музейных экспонатов, исторических артефактов, интерактивных элементов и игровых пространств.

Роль театра теней в процессе развития воображения как одного из компонентов творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Зиберт Инна Давыдовна

В статье описана актуальность использования театра теней как одного из компонентов в работе по развитию воображения и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Приведены примеры упражнений пальчиковой гимнастики для теневого театра с использованием рук, а также описана технология организации мини-спектакля с участием детей.

Ключевые слова: театр теней, нарушение речи, воображение, творческие способности.

Социокультурная адаптация и интеграция воспитанников ДОО из семей мигрантов

Шураева Елена Владимировна

В статье описана система работы ДОО по социокультурной адаптации воспитанников из семей мигрантов, представлен опыт работы с родителями детей-билингвов, продемонстрирован реализованный проект «Кукла в национальном костюме».  

Ключевые слова: многоязычное образование, поликультурное образование, дошкольный возраст, коммуникативные навыки, толерантность, билингвизм.

Развитие просодической стороны речи у дошкольников с ЗПР посредством музыкотерапии

Козырева Ольга Анатольевна, Демиденко Яна Сергеевна, Прокудина Анна Николаевна

В статье представлен теоретический анализ литературы по вопросу влияния музыкотерапии на развитие просодической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития. Описаны различные формы музыкального воздействия.

Ключевые слова: дошкольный возраст, ЗПР, музыкотерапия, просодика, дети с задержкой психического развития.

Практическое применение таксономии Блума в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Иванова Милана Юрьевна

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда по формированию речевых и мыслительных процессов у детей с использованием таксономии Блума как интерактивного метода в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова: интерактивные методы, дошкольники, тяжелое нарушение речи, мышление, таксономия Блума.

Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре

Веселова Юлия Валериевна, Острикова Тамара Константиновна

В статье рассматривается возможность формирования интереса к национальной культуре в процессе разработки костюмов для студенческого театра костюма. Театр костюма – это один из видов внеучебной деятельности студентов, который играет важную культурно-образовательную роль в их жизни, способствует развитию творческих способностей, помогает погрузиться в мир новых образов, познакомиться с неизвестными фактами в истории и мифологии, связанными с культурой своего народа.

Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста

Верясова Лариса Михайловна

Статья посвящена анализу значимости тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Определены основные принципы, методы тьюторской деятельности, оказания поддержки в индивидуализации и социализации детей с РАС.

Ключевые слова: адаптация обучающихся, индивидуализация, расстройство аутистического спектра, социализация, тьюторское сопровождение.

Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл»

Песчанко Алексей Викторович

В статье рассмотрен процесс воспитания танцевальной культуры у младших школьников как важнейшей компоненты образовательного процесса в хореографическом коллективе. Выделены основные используемые формы и методы воспитания танцевальной культуры, определена роль родителей и обучающихся-наставников.

Ключевые слова: танцевальная культура, младшие школьники, дополнительного образование, детский танцевальный коллектив.

Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Тучина Ольга Валерьевна

В статье описан опыт по формированию межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены игровые методики и конспекты занятий во внеурочной деятельности, а также приведен сравнительный анализ мониторинга уровня сформированности межличностных отношений детей в классе.

Ключевые слова: межличностные отношения, дети младшего школьного возраста, внеурочная деятельность, комплекс игр и игровых учреждений.

Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ

Абрамова Любовь Николаевна, Баранова Юлия Сергеевна

В статье представлен практический опыт работы по организации коллективных творческих дел, направленный на социализацию обучающихся с ОВЗ. Коллективная творческая деятельность является ценным инструментом в работе со слабовидящими школьниками, так как открывает для многих из них возможность проявить личностные способности, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Одной из эффективных форм такой работы является агитбригада.

Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания

Безлюдная Светлана Александровна

В статье описан работы по формированию функциональной грамотности у обучающихся на уроках истории и обществознания. Приведены примеры заданий, направленных на развитие читательской грамотности, умения оценивать социальную информацию, вести поиски в источниках различного типа, объяснять и оценивать явления и процессы общественного развития.

Ключевые слова: читательская грамотность, формы и методы работы со сплошным и несплошным текстом, взаимосвязь предмета истории с реальной практикой. 

Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми

Буслова Елена Николаевна

Статья посвящена проблеме речевых нарушений у детей дошкольного возраста и поиску эффективных средств, методов и приемов формирования активной речи у неговорящих детей за счет применения средств логоритмики. Рассматриваются коррекционные возможности в логопедической ритмике как средства формирования активной речи у неговорящих детей.

Ключевые слова: нарушение, речь, логоритмические занятия, неговорящий ребенок, коррекция.

Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах

Ким Виолетта Вячеславовна

Статья посвящена особенностям формирования финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра. Автор раскрывает методы и приемы развития финансовой грамотности на уроках математики.

Ключевые слова: финансовая грамотность, расстройство аутистического спектра, индивидуальный подход, урок математики.

Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников

Шахматова Анна Борисовна, Гулец Ирина Владимировна

В статье рассматривается вопрос развития функциональной грамотности школьников посредством проведения недель межпредметной коллаборации, представлен алгоритм проведения недель в учебном процессе.

Ключевые слова: межпредметность, функциональная грамотность, учебный процесс.

Применение кинезиологических упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития

Косырева Евгения Викторовна

Статья посвящена проблеме формирования пространственных представлений у дошкольников, имеющих задержку психического развития. Отражен опыт проведения коррекционно-развивающей работы по проблеме исследования с использованием кинезиологических упражнений, представлены результаты проведенной работы в МБДОУ города Новосибирска «Детский сад № 495 комбинированного вида».

Ключевые слова: пространственные представления, кинезиологические упражнения, старшие дошкольники, задержка психического развития.

Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира

Крамер Елена Александровна

В статье рассматриваются вопросы формирования читательской грамотности у обучающихся на уровне начального общего образования. Приведены примеры приёмов формирования читательской грамотности на каждом этапе современного учебного занятия.

Ключевые слова: информационное общество, цифровизация, младший школьник, окружающий мир, читательская грамотность, функциональная грамотность, учебное занятие.

Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности

Погребняк Елена Викторовна

Высокий уровень сформированности читательской грамотности является необходимым условием успешного обучения в школе. Педагогическая практика находится в поиске эффективных подходов для ее формирования в рамках учебной деятельности. В статье представлен опыт проектирования урока в 4 классе по теме «Учимся использовать фразеологизмы» руководителями муниципальных методических объединений Новосибирской области, который может быть полезен практикующим педагогам.

Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы

Тиханова Анастасия Сергеевна

В данной статье описано использование комикса на уроках литературы в качестве способа работы с изучаемым текстом. Предложена идея для урока по античной литературе. Представлены и отрефлексированы результаты творческой работы обучающихся.

Ключевые слова: комикс, литература, самостоятельная работа, античная литература, урок, мотивация, креативная работа, методика, обучение литературе, поколение «Альфа».

Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации

Чиглина Татьяна Александровна, Страхова Екатерина Петровна

Статья посвящена опыту реализации программы здоровьесберегающей деятельности «Здоровячок» в условиях инклюзивного образования дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: инклюзивное образование, здоровьесберегающие технологии, ограниченные возможности здоровья, инклюзия.

The article is devoted to the experience of implementing the health-saving activity program «Zdorovyachok» in the context of inclusive education of a preschool educational organization.

Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования

Веретенников Петр Владимирович

В статье представлен опыт гражданско-патриотического воспитания в условиях Дома детского творчества им. А. Гайдара – структурного подразделения учреждения дополнительного образования детей МБУДО Центр «Юность». Патриотическое воспитание способствует формированию гордости за историю, культуру и достижения своей страны, учит детей ценить родной язык, традиции и обычаи, быть ответственными гражданами, готовыми защищать свою Родину.

Включение проектной деятельности в коррекционно-развивающую работу как фактор развития социальной компетентности детей с общим недоразвитием речи

Русакова Дарья Александровна, Воронова Ирина Валентиновна

Статья посвящена опыту включения технологии проектной деятельности в коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими нарушения речевой функции, с целью развития социальной компетентности.

Ключевые слова: социальная компетентность, проектная деятельность, детский сад, дошкольники, общее недоразвитие речи.

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения

Филимонова Ирина Геннадьевна

В данной статье систематизирован опыт работы педагогов по использованию приёмов развития критического мышления на современных уроках английского языка. Особое внимание уделяется тому, как применение данной технологии способствует развитию творческой инициативы и мотивации обучающихся.

Ключевые слова: технологии, критическое мышление, уроки английского языка.

Школьные средства массовой информации как ресурс формирования медиакомпетентности школьников

Повстьянова Ксения Олеговна

Современный мир характеризуется бурным развитием цифровых технологий и глобализацией информационного пространства. В этих условиях медиаобразование становится одним из ключевых направлений подготовки подрастающего поколения. Важным элементом медиаобразования являются школьные средства массовой информации. В статье представлены результаты мониторинга школьных средств массовой информации учреждений образования г. Новосибирска, проведенного осенью 2024 года в рамках работы творческого объединения руководителей школьных пресс-центров и студий аудиовизуального творчества в 2024/2025 учебном году.

Роль краеведения в духовно-нравственном развитии личности на примере сайта «Библиотека сибирского краеведения»

Кузменкина Людмила Анатольевна

Статья посвящена деятельности сетевого издания «Библиотека сибирского краеведения» и его роли в духовно-нравственном развитии личности. Приводится краткая история сайта, описаны его структура, приоритеты и задачи, а также анализ деятельности, направленной на воспитание патриотизма, глубокого знания истории родного края.

Ключевые слова: краеведение, «Библиотека сибирского краеведения», духовная культура, патриотизм, гражданственность, малая родина.