Практическое применение таксономии Блума в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

 

Иванова Милана Юрьевна,

учитель-логопед, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 369 «Калейдоскоп», Новосибирск, Российская Федерация

Milana Yu. Ivanova,

speech therapist teacher, Municipal Autonomous Preschool educational institution of Novosibirsk «Kindergarten No. 369 «Kaleidoscope», Novosibirsk, Russian Federation

 

 

 

Практическое применение таксономии Блума в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Practical application of Bloom's taxonomy in work with children with severe speech disorders

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда по формированию речевых и мыслительных процессов у детей с использованием таксономии Блума как интерактивного метода в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова: интерактивные методы, дошкольники, тяжелое нарушение речи, мышление, таксономия Блума.

The article presents the experience of a speech therapist in developing speech and thought processes in children using Bloom's taxonomy as an interactive method in working with preschoolers with severe speech impairments.

Keywords: interactive methods, preschoolers, severe speech impairment, thinking, Bloom's taxonomy.

 

Воспитание и обучение дошкольников с тяжелыми нарушениям речи (ТНР) является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. Согласно задачам Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (ФАОП ДО), учитель-логопед обязан содействовать коррекции недостатков психофизического и речевого развития воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи. Группа детей с ТНР крайне неоднородна в своем развитии. В воспитании и обучении таких детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности, мышления и речи.

Для стимулирования интереса к новой теме и развития аналитических способностей, а также умения формулировать выводы и ответы на вопросы эффективным инструментом выступает таксономия Блума, представляющая собой интерактивную методику, направленную на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

Интерактивные методы представляют собой педагогические подходы, при которых обеспечивается комфортное взаимодействие между ребенком и взрослым, способствующее ощущению успеха и максимальной вовлеченности учащегося в образовательный процесс. Эти методы позволяют поддерживать речевую активность ребенка в процессе занятия, закладывать прочные системные знания, учить видеть взаимосвязи (причины и следствия, цепочки событий, сходства и различия и т. п.), развивать мышление.

Таксономия Блума была разработана в середине 50-х годов ХХ века американским ученым – психологом университета в Чикаго Бенджамином Блумом. Он утверждал, что, какие бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения ребенок вряд ли может достигнуть выдающихся высот. Блум описал модель воспитательных и образовательных приемов, которые помогли полному раскрытию талантов у людей, участвующих в его исследовании.

Модель Блума изначально разрабатывалась для сферы когнитивных процессов и получила название «Таксономия уровней познания Бенджамина Блума». Она представляет собой не только классификационную схему, но и попытку структурирования различных мыслительных операций в виде иерархической системы. В рамках данной иерархии каждый последующий уровень предполагает способность ученика успешно справляться с задачами предыдущего уровня. На первом этапе обучения важно обеспечить знакомство с базовой информацией по теме таким образом, чтобы дети смогли её воспроизвести. Второй этап требует от ребёнка пересказа усвоенного материала собственными словами. Третий уровень отличается большей сложностью, поскольку здесь требуется практическое применение полученных знаний. На этапах анализа, синтеза и оценки ученик овладевает навыками критического мышления, учится выражать суждения и аргументированно обосновывать свою позицию.

Таксономия Блума стала применяться в дошкольных учреждениях сравнительно недавно. Для работы со старшими дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР), особенно эффективен инструмент под названием «Кубик Блума», представляющий собой шестигранный куб, на каждой грани которого написаны вопросы и задания: «почему», «объясни», «назови», «предложи», «придумай», «поделись».

Цель этих вопросов – активизировать речевые и мыслительные процессы, умение анализировать, делать выводы, а также в активной и занимательной форме проверить знания и умения детей, выяснить, что вызывает затруднения, помочь ребенку увидеть изучаемую тему в разных аспектах. Эти вопросы не только помогают активизировать психические процессы, но и оказывают влияние на развитие связно речи, побуждая ребенка отвечать на вопросы по теме игры.

Играть с кубиком достаточно просто. На первом этапе педагог бросает кубик сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Можно адресовать куб с заданием определенному ребенку, а можно задавать один вопрос всем игрокам-участникам, если в игре задействованы несколько человек.

Когда ребята усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди. Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно ввести правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала. Если даётся неполный ответ, то другие дети могут его дополнить и исправить.

 Кубик Блума возможно использовать как во время изучения новой темы, так и на итоговом занятии. Организовать образовательную деятельность можно индивидуально, небольшими группами по 2-3 человека, подгруппами и фронтально. При подготовке тщательно продумываются вопросы по изучаемой теме. На каждую грань необходимо не менее 2-3 вопросов-заданий. В конце игры проводится рефлексия: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме. Примерные вопросы по лексическим темам «Овощи/фрукты», «Лес» представлены в приложении. Пример Кубика Блума по теме «Овощи/фрукты» на рисунке 1.

Рисунок 1. Кубик Блума

При изучении новых звуков и букв мы в игровой форме закрепляли понятие «звук» и «буква», объясняли, чем отличаются эти понятия, называли слова с заданным звуком, определяли место звука в слове, давали характеристику заданному звуку. Дети предлагали различные способы изображения буквы. Играя с «Кубиком Блума», ребята легко запомнили изучаемые характеристики звуков и букв.

Практика убедительно доказала результативность применения данной методики в дошкольном учреждении: такая деятельность очень нравится детям, они быстро осваивают технику использования и понимают значение всех типов вопросов, активно участвуют в игре, принимая и понимая правила. Дают полный ответ на поставленный вопрос, что немаловажно при обучении детей с ТНР.

 

Литература

 

1.                 Оглоблина И. Ю. Развиваем речь и мышление. – М. – Владос, 2021. – 168 с.

2.                  Развитие проектировочных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений (на основе таксономии Б. Блума) // Методическое пособие. – Казань, Информационно-методический отдел Управления образования ИКМО г. Казани, 2020. – с 55.

3.                 Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406149049/ (дата обращения: 11.11.2024).

Приложение

 

Лексическая тема «Овощи / фрукты»

Назови:

– овощи (фрукты);

– какие овощи (фрукты) бывают зелеными (или любой другой цвет);

– овощи (фрукты) похожие по форме на овал, треугольник и т. п.

 

Почему:

овощи (фрукты) полезны;

– 4-й лишний: апельсин, мандарин, фрукт, ананас.

 

Объясни:

– как ты понимаешь пословицу «Каждому овощу свое время»;

– про кого можно сказать «Яблоко от яблоньки недалеко падает»;

– что будет, если не поливать грядки.

 

Предложи решение:

– Даша и Наташа помогали маме. Даша мыла фрукты, а Наташа – овощи. Кто мыл яблоки?

– Продолжи предложение: На огороде вырос богатый урожай, потому что….

 

Придумай:

– рецепт овощного (фруктового) салата;

– загадку.

 

Поделись:

– названием любимого блюда из овощей

– сравни огурец и морковь.

 

Лексическая тема «Лес»

Назови:

– кто живет в лесу;

– какие деревья растут в лесу.

 

Почему:

– лес называют дремучим;

– говорят: «Дрожит, как осиновый лист».

 

Объясни:

– как ты понимаешь: «Одно деревце еще не лес»;

– чего в лесу больше: грибов или маслят…

 

 

Предложи:

– что можно приготовить из лесных ягод;

– Миша и Даша собирали грибы: сыроежки и белые. Какие грибы собирала Даша, если Миша не собирал сыроежки?

 

Придумай:

– назови одним словом: малина, ежевика, земляника, черника;

– без чего не может быть дерева…

 

Поделись:

– расскажи правила поведения в лесу;

– расскажи, как правильно собирать грибы в лесу.

Количество просмотров: 42  

Добавить комментарий

Target Image
1. Развивающая предметно-пространственная среда: ключ к пробуждению интереса к культурному наследию в дошкольном возрасте
2. Роль театра теней в процессе развития воображения как одного из компонентов творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
3. Социокультурная адаптация и интеграция воспитанников ДОО из семей мигрантов
4. Развитие просодической стороны речи у дошкольников с ЗПР посредством музыкотерапии
5. Практическое применение таксономии Блума в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
6. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре
7. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста
8. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл»
9. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
10. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ
11. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания
12. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми
13. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах
14. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников
15. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития
16. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира
17. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности
18. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы
19. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации
20. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования

Страницы

1. Роль краеведения в духовно-нравственном развитии личности на примере сайта «Библиотека сибирского краеведения» № 32 (4), декабрь 2024
2. Школьные средства массовой информации как ресурс формирования медиакомпетентности школьников № 32 (4), декабрь 2024
3. Эффективные системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников № 32 (4), декабрь 2024
4. Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения № 32 (4), декабрь 2024
5. Включение проектной деятельности в коррекционно-развивающую работу как фактор развития социальной компетентности детей с общим недоразвитием речи № 32 (4), декабрь 2024
6. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования № 32 (4), декабрь 2024
7. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации № 32 (4), декабрь 2024
8. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы № 32 (4), декабрь 2024
9. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности № 32 (4), декабрь 2024
10. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира № 32 (4), декабрь 2024
11. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития № 32 (4), декабрь 2024
12. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников № 32 (4), декабрь 2024
13. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах № 32 (4), декабрь 2024
14. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми № 32 (4), декабрь 2024
15. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания № 32 (4), декабрь 2024
16. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ № 32 (4), декабрь 2024
17. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности № 32 (4), декабрь 2024
18. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл» № 32 (4), декабрь 2024
19. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста № 32 (4), декабрь 2024
20. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре № 32 (4), декабрь 2024

Страницы