Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения

 

Филимонова Ирина Геннадьевна,

учитель английского языка, МБОУ Гимназия № 4, Новосибирск, Российская Федерация

Irina G. Filimonova,

english teacher, MBOU Gymnasium No. 4, Novosibirsk, Russian Federation

 

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения

The use of critical thinking technologies in English at the lessons to develop creative initiative, motivate students in order to improve the quality of learning

В данной статье систематизирован опыт работы педагогов по использованию приёмов развития критического мышления на современных уроках английского языка. Особое внимание уделяется тому, как применение данной технологии способствует развитию творческой инициативы и мотивации обучающихся.

Ключевые слова: технологии, критическое мышление, уроки английского языка.

This article systematizes the experience of teachers in using critical thinking techniques in modern English lessons. Particular attention is paid to how the use of these technologies contributes to the development of creative initiative and motivation of students.

Keywords: technologies, critical thinking, English lessons.

 

Несмотря на то, что в научной среде и литературе термин «критическое мышление» появился впервые в середине двадцатого века, в профессиональном языке преподавателя он стал использоваться сравнительно недавно. Современное образование требует от учеников не просто запоминания фактов, но и способности к их анализу, интерпретации и применению в различных контекстах. В связи с этим критическое мышление становится одним из ключевых навыков, который педагоги стремятся развить у обучающихся.

Критическое мышление является одним из ведущих компонентов функциональной грамотности, который впервые в 2021 году оценивался в рамках международного исследования PISA. В России десять гибких навыков будущего представлены в модели «4К». Это четыре ключевые компетенции, которые необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда. К ним относятся креативность, коммуникация, командообразование и критическое мышление.

Американский философ и педагог Джон Дьюи определял критическое мышление как основу качественного образования и демократического общества. Дьюи подчеркивал, что развитие навыков критического анализа способствует формированию самостоятельности, ответственности и способности оценивать сложные ситуации, что в конечном итоге формирует активных и ответственных граждан [3].

Л. Элдер и Р. Пол представляют критическое мышление как многослойный процесс, состоящий из нескольких уровней – от начального осознания необходимости критического мышления до более глубоких стадий, когда учащиеся начинают интегрировать его в свое повседневное мышление и взаимодействие. Эта модель включает уровни «новичок», «начинающий», «компетентный», «опытный» и «мастер», каждый из которых предполагает прогрессивное развитие анализа, интерпретации, саморегуляции и оценочных навыков. Ученые подчеркивают, что каждый этап требует постепенного формирования критической позиции по отношению к информации и осознанного выбора, а не просто заучивания материала [7].

Для преподавателей английского языка задача развития критического мышления обучающихся особенно важна, так как язык является не только средством коммуникации, но и инструментом для осмысления и оценки информации. Учёные рассматривают критическое мышление как ключ к улучшению качества обучения, отмечая, что этот навык позволяет школьникам более глубоко и осознанно подходить к материалу, вырабатывая собственные идеи и формируя уникальные выводы. Критическое мышление тесно связано с мотивацией учащихся и их способностью проявлять творческую инициативу. Таким образом, актуальность данной темы обусловлена необходимостью подготовки гимназистов к жизни в информационном обществе, где критическое мышление и способность адаптироваться к новым знаниям становятся жизненно важными навыками.

Роль критического мышления в развитии языковой компетенции является одним из ключевых моментов. В области языкового образования критическое мышление способствует не только повышению качества усвоения информации, но и формированию у обучающихся способности к интерпретации и анализу текстов, выработке собственного мнения и осознанному взаимодействию с языковым материалом.

Согласно исследованию Д. Уиллинхэма [8], критическое мышление тесно связано с когнитивными процессами, необходимыми для глубокого изучения языка. В процессе анализа текстов дети учатся понимать подтекст, различать факты и мнения, искать скрытые смыслы и аргументированно излагать свои мысли. В результате, как отмечает Д. Хэлперн [6], развивается языковая компетенция, так как учащиеся начинают понимать, что язык не ограничивается простым средством передачи информации – он также является инструментом анализа и осмысления. Развитие критического мышления помогает учащимся выстраивать более точные и аргументированные ответы в процессе обсуждений, участвовать в дебатах и конструктивной критике.

В образовательной сфере существует довольно много технологий и методов, работающих на развитие критического мышления, среди которых можно выделить, например, таксономию Блума.

Таксономия Блума одна из наиболее распространенных моделей для классификации учебных целей, созданная Бенджамином Блумом и расширенная Лоуренсом Андерсоном и Дэвидом Кратволом [4]. Эта модель разбивает когнитивные навыки на шесть уровней: знания, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. В процессе пересмотра модели была добавлена дополнительная иерархия, которая акцентирует внимание на метакогнитивных навыках и включает такие уровни, как «помнить», «понимать», «применять», «анализировать», «оценивать» и «создавать». В языковом обучении данная таксономия используется для планирования учебных заданий, которые способствуют глубокому пониманию материала и побуждают обучающихся к анализу текстов на различных уровнях.

Эта модель служит для преподавателей эффективным инструментом при разработке учебных заданий, направленных на поэтапное развитие критического мышления у учащихся. Применяя таксономию Блума, педагоги могут формировать задания с различными уровнями сложности и помогать учащимся постепенно двигаться от базового понимания текста к глубокому анализу, что особенно важно в процессе изучения языка.

Еще одним условием, важным для стимулирования критического мышления у учащихся, является введение цифровых технологий на уроках английского языка. Использование мультимедиа, онлайн-платформ и цифровых историй даёт возможность ученикам анализировать информацию из разнообразных источников, сравнивать её и применять для создания собственных работ. Например, цифровые истории (сторителлинг) позволяют ученикам не только работать с текстом, но и применять аудио, видео и графику для более глубокого понимания и самостоятельного создания контента. Это способствует развитию самостоятельности, аналитических навыков и умению излагать информацию в разных форматах [1].

Онлайн-платформы, такие как «УЧИ.РУ», «ЯКласс» и «Мой класс», «РЭШ» предлагают интерактивные задания, которые позволяют ученикам более активно взаимодействовать с материалом, задавать вопросы, проверять свои знания и сравнивать свои ответы с ответами других учащихся. Такие платформы стимулируют критическое мышление, так как учащиеся не просто выполняют задания, но и оценивают правильность решений, обсуждают их и делают выводы, формируя навыки анализа и синтеза информации.

Платформа для совместного создания мультимедийных проектов, такая как «ГлобалЛаб», может быть использована для разработки презентаций, на которых учащиеся представляют свои исследования и анализы, используя как текстовую, так и визуальную информацию. Такие технологии также помогают учащимся развивать навыки работы с Интернет-ресурсами и критически относиться к информации, найденной онлайн.

Проектное обучение также способствует развитию критического мышления школьников. При работе над проектами учащиеся сталкиваются с задачами, требующими комплексного анализа, поиска информации и самостоятельного принятия решений. Например, Л. С. Столлер описывает проектное обучение как способ, который требует от гимназистов работы в командах, обсуждения проблем и критического подхода к решению поставленных задач. В рамках языкового обучения оно может включать создание исследовательских проектов, интервью с носителями языка, анализ культурных явлений, что способствует не только развитию языковых навыков, но и критическому подходу к информации.

Один из наиболее эффективных способов вовлечь учащихся в активное сотрудничество – это выполнение групповых проектов. Примером может служить проект по анализу и обсуждению культурных аспектов разных англоязычных стран. Школьники делятся на группы, каждая из которых исследует определенный аспект культуры, и затем представляют результаты своему классу. Такой подход развивает не только критическое мышление, но и навыки работы в команде, а также улучшает коммуникативные способности. Процесс исследования и представления выводов способствует углубленному анализу и более глубокому осмыслению темы. Важно, что в этом процессе школьники должны активно взаимодействовать друг с другом, задавать вопросы, проверять факты, что стимулирует их критическое восприятие информации.

Дебаты – это отличный способ развивать критическое мышление, а также способности к аргументации и анализу, например, при защите своих проектов. Для уроков английского языка можно организовать дебаты на темы, связанные с актуальными проблемами, такими как изменение климата, использование технологий в обучении или влияние социальных сетей. Ученики должны аргументировать свою точку зрения, опираться на факты и анализировать противоположную точку зрения. Это помогает развивать навыки критической оценки информации и выражения собственного мнения на иностранном языке.

Анализ текста является одной из центральных методик для развития критического мышления в языке. Использование конкретных техник анализа, таких как вопросы вызова и метод INSERT, помогает обучающимся глубже погружаться в содержание текста, разбирать структуру аргументов и выявлять подтексты.

Вопросы вызова – это вопросы, которые побуждают ученикам задуматься над содержанием текста и высказать своё мнение. Например, вопросы типа «Do you believe…?» помогают школьникам формировать аргументированные ответы, заставляя задуматься над прочитанным и подвергнуть его критической оценке. Такие вопросы способствуют развитию независимого мышления, так как учащиеся должны не просто пересказать содержание, а проанализировать его, сформировать собственное мнение и подкрепить его аргументами.

Метод INSERT (Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) предполагает маркировку текста специальными значками для обозначения определенных мыслей и реакций, таких как согласие, несогласие, новые идеи или необходимость дальнейшего исследования. Использование этой техники позволяет школьникам структурировать текстовый материал и углубить понимание содержания, выделяя основные идеи и потенциальные противоречия. Этот метод не только помогает лучше запоминать прочитанное, но и развивает навыки анализа и осмысленного восприятия текста, что является ключевым аспектом критического мышления.

Анализ новостных статей и ситуаций. Анализ актуальных новостей и их обсуждение на уроках английского языка помогает учащимся развивать навыки критического восприятия. Это может быть как чтение новостных статей, так и просмотр видеосюжетов, после которых необходимо ответить на вопросы, обсудить тему, оценить различные точки зрения, рассмотреть возможные последствия событий. Такой метод способствует развитию способности анализировать, понимать контекст и аргументированно высказывать мнение.

Визуальные методы обучения играют важную роль в развитии критического мышления, так как они помогают обучающимся увидеть и организовать связи между различными идеями.

Одним из наиболее эффективных методов является создание кластеров – графических схем, которые отражают взаимосвязь между различными элементами текста или понятий. Создание кластеров побуждает учащихся анализировать идеи, распределять их по категориям и визуализировать их взаимосвязь. Эта техника, описанная в работах П. Робинсона и Д. Уиллингема [8], является важным инструментом для организации информации, а также для формирования более глубокого понимания текста и его структуры. В процессе создания кластера учащиеся начинают лучше понимать смысл и контекст, а также формируют логические связи, что способствует развитию как критического, так и творческого мышления.

Кластеризация также помогает ученикам представлять сложные концепции в удобной для восприятия форме, что упрощает анализ и повышает эффективность обучения. Например, анализ литературного текста с помощью кластера может включать графическую организацию ключевых идей, персонажей, сюжетных линий и их взаимосвязей. Такая техника развивает не только аналитические, но и коммуникативные навыки, так как учащиеся могут делиться своими кластерами с одноклассниками и обсуждать различные интерпретации текста.

Описанные методы и технологии направлены на повышение аналитических способностей учеников, а также на развитие независимого, критического мышления, что способствует формированию полноценной языковой и коммуникативной компетентности, уверенности в себе при общении на иностранном языке.

Критическое мышление играет важную роль в развитии творческой инициативы обучающихся, так как оно способствует не только анализу информации, но и созданию новых идей. Исследования показывают, что учащиеся, активно вовлеченные в процесс анализа и проектные работы, показывают более высокие результаты в творческих заданиях. Например, использование метода кластеризации помогает ученикам визуализировать связи между различными идеями, что открывает новые горизонты для их творчества и самостоятельных решений. В процессе работы с кластерами школьники развивают способность видеть несколько подходов к решению задачи, а также умение строить логические и креативные связи между различными аспектами проблемы.

Когда гимназисты учат иностранный язык с применением методов критического мышления, они начинают не только воспринимать информацию, но и активно генерировать новые идеи, рассматривая разные точки зрения и строя аргументированные выводы. Это способствует развитию творческого подхода в решении задач, что важно не только для обучения, но и для общего развития личности учащегося. Таким образом, критическое мышление становится не только инструментом для анализа, но и важным стимулом для проявления творческой активности.

Мотивация является важным фактором для успешного обучения, особенно когда речь идет о языковом обучении. Критическое мышление способствует повышению мотивации обучающихся, так как вовлекает их в активные дискуссии, помогает задавать вопросы, требующие глубокого анализа и аргументации. Исследователи подчеркивают, что ученики, участвующие в таких обсуждениях, более заинтересованы в процессе обучения, так как критическое мышление позволяет им увидеть реальную значимость изучаемого материала для их личной и академической жизни. Обсуждения, дебаты и аргументирование позиции повышают уровень вовлеченности школьников, что, в свою очередь, укрепляет их мотивацию и желание углубляться в изучение языка.

Взаимосвязь между критическим мышлением и мотивацией также имеет тесную связь с уверенностью учащихся в своих силах. Критическое мышление помогает гимназистам повысить уверенность в своих знаниях, так как они начинают осознавать, что их мнение и анализ важны и могут быть подкреплены аргументами. Исследования демонстрируют, что повышение уверенности напрямую влияет на мотивацию продолжать обучение, так как обучающиеся чувствуют себя более уверенно при использовании языка в реальных ситуациях, будь то обсуждения, написание эссе или устные выступления. Эти процессы взаимосвязаны: чем более уверенным в себе становится ученик, тем выше его мотивация и желание продолжать развивать свои знания.

Таким образом, связь между критическим мышлением, творческой инициативой и мотивацией является очень важной для эффективного обучения. Применяя различные методы развития критического мышления в процессе обучения языку, можно значительно повысить не только уровень креативности и самостоятельности учеников, но и их уверенность и желание продолжать обучение.

Дальнейшее развитие исследований в этой области способно существенно повысить качество преподавания и результативность обучения, открывая новые перспективы для улучшения образовательного процесса.

 

Литература

 

  1. Азевич А. И.        Digital        storytelling. Воплощение замысла   // Вестник Московского       городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». – 2017. – № 4 (42). – С. 32–38.
  2. Браун Х. Д. Обучение по принципам: интерактивный подход к языковой педагогике, третье издание, 2007. – Электронный ресурс. – URL: https://octovany.wordpress.com/wp-content/uploads/2013/12/ok-teaching-by-principles-h-douglas-brown.pdf (дата обращения: 27.11.2024).
  3. Зайцев А. В. «Критическое мышление» в философской рефлексии Джона Дьюи. // Философия образования, 2019. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskoe-myshlenie-v-filosofskoy-refleksii-dzhona-dyui/viewer (дата обращения: 27.11.2024).
  4. Уилсон Л. О. Понимание пересмотренной версии таксономии Блума, – Электронный ресурс. – URL: https://thesecondprinciple.com/wp-content/uploads/2020/08/Blooms-revised-2020-PDF-version.pdf (дата обращения: 27.11.2024).
  5. Робинсон П. (2019). Роль технологий в развитии критического мышления в обучении языку. Advances in Economics, Business and Management Research, 114, 389-390.
  6. Halpern, D. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking Psychology Press, 2013. – Электронный ресурс. – URL: https://ia801301.us.archive.org/9/items/Thought_and_Knowledge_An_Introduction_to_Critical_Thinking_by_Diane_F._Halpern/Thought_and_Knowledge_An_Introduction_to_Critical_Thinking_by_Diane_F._Halpern.pdf (дата обращения: 27.11.2024).
  7. Paul, R., Elder, L. Critical Thinking: Concepts and Tools. Lanham, MD: Rowan and Littlefield. 2020. – Электронный ресурс. – URL: https://clck.ru/3EoL9m (дата обращения: 27.11.2024).
  8. Willingham, D. T. Critical Thinking: Why Is It So Hard to Teach? American Educator, 2007. – 31. – Электронный ресурс. – URL: http://www.aft.org/sites/default/files/periodicals/Crit_Thinking.pdf (дата обращения: 27.11.2024).

 

Электронные ресурсы

 

  1. Официальный сайт ГлобалЛаб globallab.ru.
  2. Образовательная платформа Учи.ру uchi.ru.
  3. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/.  
  4. Яндекс Учебник. Образовательная платформа https://vk.cc/cufBhU.
Количество просмотров: 17  

Добавить комментарий

Target Image
1. Развивающая предметно-пространственная среда: ключ к пробуждению интереса к культурному наследию в дошкольном возрасте
2. Роль театра теней в процессе развития воображения как одного из компонентов творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
3. Социокультурная адаптация и интеграция воспитанников ДОО из семей мигрантов
4. Развитие просодической стороны речи у дошкольников с ЗПР посредством музыкотерапии
5. Практическое применение таксономии Блума в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
6. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре
7. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста
8. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл»
9. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
10. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ
11. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания
12. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми
13. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах
14. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников
15. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития
16. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира
17. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности
18. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы
19. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации
20. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования

Страницы

1. Роль краеведения в духовно-нравственном развитии личности на примере сайта «Библиотека сибирского краеведения» № 32 (4), декабрь 2024
2. Школьные средства массовой информации как ресурс формирования медиакомпетентности школьников № 32 (4), декабрь 2024
3. Эффективные системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников № 32 (4), декабрь 2024
4. Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения № 32 (4), декабрь 2024
5. Включение проектной деятельности в коррекционно-развивающую работу как фактор развития социальной компетентности детей с общим недоразвитием речи № 32 (4), декабрь 2024
6. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования № 32 (4), декабрь 2024
7. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации № 32 (4), декабрь 2024
8. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы № 32 (4), декабрь 2024
9. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности № 32 (4), декабрь 2024
10. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира № 32 (4), декабрь 2024
11. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития № 32 (4), декабрь 2024
12. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников № 32 (4), декабрь 2024
13. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах № 32 (4), декабрь 2024
14. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми № 32 (4), декабрь 2024
15. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания № 32 (4), декабрь 2024
16. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ № 32 (4), декабрь 2024
17. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности № 32 (4), декабрь 2024
18. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл» № 32 (4), декабрь 2024
19. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста № 32 (4), декабрь 2024
20. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре № 32 (4), декабрь 2024

Страницы