Песчанко Алексей Викторович,педагог дополнительного образования, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Дом детского творчества им. А. И. Ефремова», Новосибирск, Российская Федерация Alexey V. Peschanko, additional education teacher, municipal budgetary institution of additional education of the city of Novosibirsk «A. I. Efremov Children's Art Center», Novosibirsk, Russian Federation |
Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл»
В статье рассмотрен процесс воспитания танцевальной культуры у младших школьников как важнейшей компоненты образовательного процесса в хореографическом коллективе. Выделены основные используемые формы и методы воспитания танцевальной культуры, определена роль родителей и обучающихся-наставников.
Ключевые слова: танцевальная культура, младшие школьники, дополнительного образование, детский танцевальный коллектив.
The article examines the process of educating dance culture among younger schoolchildren as the most important component of the educational process in a choreographic team. The main forms and methods of dance culture education used are highlighted, the role of parents and mentoring students is defined.
Keywords: dance culture, primary school students, additional education, children's dance group.
В процессе работы над выстраиванием методики воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста необходимо видение и понимание танца как средства создания художественного образа. Танцевальную культуру в хореографической педагогике зачастую называют «исполнительской культурой», что не совсем верно. Л. А. Мясникова, А. С. Полякова определяют танцевальную культуру как особую уникальную совокупность сложившихся танцевальных приемов, техник, их смыслов – танцевальную традицию, а также мастерство исполнителей [4, с. 107]. В самом общем смысле понятие «исполнительская культура» включает в себя владение хореографическим языком, его необходимыми техническими навыками и приемами, средствами выразительности, что внешне создает похожее содержание, что и танцевальная культура. Но хочется отметить, что в ряде исследований таких педагогов-хореографов, как Н. Бачинская, А. И. Бочаров, Г. П. Гусев, Д. Зайфферт, Л. И. Климов, А. В. Лопухов, И. А. Моисеев, А. В. Ширяев, говорится о том, что в хореографии существует острая необходимость в воспитании культуры движения у исполнителей современной хореографии, что является непосредственной частью танцевальной культуры. А это позволяет нам определить «танцевальную культуру» как более широкую область компетенций и способностей танцора, чем исполнительская культура.
За годы работы в детском танцевальном коллективе «Смайл» сформировалась своя система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста. С первого года обучения педагоги коллектива начинают работу над формированием танцевальной культуры у детей совместно с родителями, которые являются в данном воспитательном процессе единомышленниками.
На подготовительном этапе педагогами коллектива проводится целенаправленная работа с детьми: наглядно транслируются при помощи различных визуальных материалов общепризнанные постановки профессиональных ансамблей народного танца, и, параллельно, на примере данных постановок, объясняется, что такое «танцевальная культура». И это, как показывает опыт многолетней работы с детьми, необходимо делать с первых дней нахождения ребенка в танцевальном коллективе, потому что первые впечатления, эмоции, вызванные профессиональным исполнением народно-сценического танца, становятся ориентиром для детей на протяжении всего обучения.
Параллельно воспитательной работе с детьми ведется работа с родителями. Для того чтобы они стали единомышленниками, педагогам-хореографам необходимо не менее ярко и актуально показать огромный воспитательный и образовательный потенциал народно-сценического танца, ознакомить их с программой коллектива. И затем обозначить пути совместной работы в процессе формирования танцевальной культуры.
На деятельностном этапе наряду с обучением начинается непосредственно воспитательный процесс. Воспитание – это сугубо педагогический процесс. К основным направлениям воспитательной деятельности на занятиях мы относим следующие: воспитание у обучающихся привычки к волевым усилиям, реализация естественной потребности в движении, развитие сознательного отношения к народному танцу, дисциплинированность, самостоятельность, стимулирование мотивации, создание ситуаций успеха (заострение внимания на положительных моментах, закрепление состояния успеха).
Можно выделить эффективные формы и методы воспитательной работы по формированию танцевальной культуры:
1. «Погружение» в историю народного танца. Приступая к постановочной работе, мы рассказываем детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т. д. Все это необходимо подготовить для детей младшего школьного возраста на доступном для них языке, возможно, с показом красочных иллюстраций. Важно преподнести материал эмоционально, выразительно.
2. Просмотр визуального материала, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагогов танцевального коллектива. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог может тактично направить детей в русло правильных рассуждений. Кроме того, такая форма учит детей анализировать и обобщать информацию, высказывать свою точку зрения, соблюдая правила этикета, вести беседу с ровесниками и педагогом.
3. Наличие в коллективе традиций. В нашем коллективе это танцевальная форма, определенный обряд встречи и прощания, мероприятия (посвящение в танцоры, традиционные праздники, народный календарь).
4. Танцевальный этикет и дисциплина. Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. На занятиях мы стараемся пробудить в детях уважение к общему труду, воспитываем способность подчинить личное общественному. Педагогами-хореографами коллектива разработано Положение о танцевальном этикете, которое дети изучают, с первых дней находясь в коллективе. Соблюдение танцевального этикета позволяет ребенку воспитать в себе значимые личностные качества, важные не только в танце, но и в повседневной жизни.
5. Проведение анализа выступлений коллектива (концертные программы, занятия, выступления на конкурсах). Мы вместе анализируем и останавливаемся как на положительных, так и на отрицательных моментах. Важно уделить внимание каждому ребенку. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.
7. Наставничество «старший обучающийся – младший обучающийся» (проведение совместных занятий младших и старших детей, проведение старшими детьми мастер-классов для младших). Такие формы организации наставничества, помимо совместной работы над техникой танца, сопровождаются беседами, ответами на вопросы, напутствиями, советами, поддержкой младших детей. Это оказывает сильное влияние на всех детей. Младшие дети получают заряд бодрости и мотивацию успеха благодаря вниманию старших, ведь старшие обучающиеся являют собой наглядный пример танцевальной культуры. А старшие обучающиеся-наставники учатся объяснять, любить, заботиться о младших товарищах.
Воспитание танцевальной культуры в определенном смысле способствует разрешению возникающих проблем у обучающихся: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении в культурных и общественных местах и т. д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере юного танцора); нивелирует тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь танцевальный коллектив); бережет детей от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей в танцевальном коллективе.
На деятельностном этапе педагогами-хореографами применяется метод проектов, который помогает системно подойти к изучению истории народного танца и воспитанию танцевальной культуры детей. Так, для детей младшего школьного возраста нами разработан проект «Изучение народной культуры в детском танцевальном коллективе», который успешно реализован в 2023 году и получил положительные отзывы как детей, так и родителей.
Цель проекта – ознакомление детей младшего школьного возраста с русским народным танцевальным искусством и танцами других народов мира. Проектными задачами стали:
– познакомить учащихся с русским народным творчеством и творчеством народов мира: фольклором, песнями, танцами, костюмами;
– обучить детей элементам русских народных танцев и танцев народов мира;
– воспитывать уважение к русским народным традициям, пробуждать интерес к культуре России;
– воспитывать танцевальную культуру у обучающихся;
– развивать творческий потенциал детей;
– способствовать укреплению физического и психологического здоровья.
В результате реализации проекта обучающиеся познакомились с историей и танцевальной культурой танцев народов мира, ознакомились с профессиональной народной хореографией в лице Заслуженных коллективов народного танца России, смогли проявить свои творческие способности. И, самое главное, у детей значительно усилилась мотивация к обучению народно-сценическим танцам.
Также хочется отметить результативность работы с родителями, непосредственными партнёрами образовательного процесса. Одним из условий реализации проекта стали обобщающие беседы детей с родителями: после каждого мероприятия дети должны были рассказать родителям об увиденном, услышанном, высказать свою точку зрения, выслушать точку зрения родителей. Таким образом, родители на протяжении всего проекта получали информацию от своих детей, вместе с эмоциями и новыми знаниями, а также имели возможность выразить свою позицию. Хочется отметить активность родителей на итоговом мероприятии – закрытии проекта –, где все родители посетили мастер-классы своих детей по элементам народного танца, сыграли в народные игры и получили заслуженную похвалу и благодарность от педагогов-хореографов.
В заключение можно отметить, что основными направлениями системы воспитания танцевальной культуры у обучающихся младшего школьного возраста детского танцевального коллектива «Смайл» являются коллективные мероприятия, наставничество и работа с родителями.
Литература
- Вестник Гуманитарного университета. – 2020. – № 4 (31). – С. 75–81.
- Курюмова Н. В., Коротаева Е. В. Фестиваль современного танца как способ существования и развития современного танца в России // Вестник Гуманитарного университета. – 2019. – № 1 (24). – С. 90–102.
- Мясникова, Л. А. О соотношении понятий «танцевальная культура» и «хореографическая культура» / Л. А. Мясникова, А. С. Полякова // Вестник Гуманитарного университета. – 2021. – № 3 (34). – С. 101–110.
- Полякова А. С. К вопросам терминологии в области народно- сценического и характерного танцев / А. С. Полякова // Народный танец в современном культурном пространстве: история, теория, практика: сборник статей / сост. А. С. Полякова. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2021. – С. 27–36.
Количество просмотров: 67 |
Добавить комментарий