Развивающая предметно-пространственная среда: ключ к пробуждению интереса к культурному наследию в дошкольном возрасте

 

Жихарева Ольга Михайловна,

старший воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 478 «Белоснежка», Новосибирск, Российская Федерация

Olga M. Zhikhareva,

senior educator, municipal budget preschool educational institution «Kindergarten No. 478 «Snow White» Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Сарнавская Наталья викторовна,

воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 478 «Белоснежка», Новосибирск, Российская Федерация

Natalia V. Sarnavskaya,

educator, municipal budget preschool educational institution «Kindergarten No. 478 «Snow White» Novosibirsk, Russian Federation

 

Развивающая предметно-пространственная среда: ключ к пробуждению интереса к культурному наследию в дошкольном возрасте

Developing the subject-spatial environment: the key to awakening interest in cultural heritage in preschool age

Статья посвящена изучению роли развивающей предметно-пространственной среды в формировании интереса к культурному наследию у детей дошкольного возраста. Авторы анализируют современные подходы к созданию такой среды, подчеркивая важность интеграции музейных экспонатов, исторических артефактов, интерактивных элементов и игровых пространств.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, культурное наследие, интерес, интерактивные элементы, игровые пространства, познавательная активность, эмоциональная вовлеченность, практические рекомендации.

The article is devoted to the study of the role of the developing subject-spatial environment in the formation of interest in cultural heritage among preschool children. The authors analyze modern approaches to creating such an environment, emphasizing the importance of integrating museum exhibits, historical artifacts, interactive elements and game spaces.

Keywords: developing subject-spatial environment, cultural heritage, interest, interactive elements, game spaces, cognitive activity, emotional involvement, practical recommendations.

 

Создание для дошкольников развивающей предметно-пространственной среды, погружающей их в мир русской культуры, – это задача не только сложная, но и крайне значимая. В процессе работы мы руководствовались рядом принципов, которые способствуют познанию и развивают эмоциональную сферу и творческие способности детей [1]. Наша цель – не просто показать культурное наследие, а активно вовлечь дошкольников в его осмысление и воспроизведение.

Наш подход основывается на понимании того, что восприятие и взаимодействие с окружающим миром у трёхлетних малышей и шестилетних дошкольников значительно различаются. Для самых маленьких детей важны яркие цвета, крупные формы, простые и понятные игрушки, а также безопасная и доступная среда. Игровые центры должны быть компактными, с хорошей видимостью из точки расположения воспитателя.

Для старших дошкольников мы разрабатываем более сложные игровые сценарии, включающие ролевые игры, конструирование и театрализованные представления. Учитываем их растущую потребность в самостоятельности и возможности самовыражения. Например, для детей старшей группы можно организовать мини-мастерскую по изготовлению народных кукол или художественную студию с различными материалами для творчества, включая натуральные красители и традиционные техники росписи.

Развивающая среда не должна быть статичной — она должна меняться и обогащаться в соответствии с возрастными особенностями детей и темами занятий [1]. Пространство мы разделили на четко определенные функциональные центры, каждый из которых предназначен для конкретной деятельности: игра, конструирование, творчество, чтение, музыка и тихий отдых. Каждый центр оформлен в соответствии с его назначением и возрастными особенностями детей. Например, игровой центр может быть оформлен в стиле русской избы с использованием традиционных игрушек и атрибутов. Центр творчества оборудован столами для рисования и лепки, а также полками с разнообразными художественными материалами.

Важно, чтобы центры были удобными и доступными для всех детей, включая детей с ограниченными возможностями [1]. Предусмотрено достаточное количество пространства для свободного передвижения и деятельности. Для обеспечения доступности имеются напольные коврики, низкая мебель и удобные хранилища для игрушек и материалов.

Погружение в мир народной культуры вызывает у детей положительные эмоции и формирует чувство гордости за свою страну и народ [2]. Чтобы добиться этого, мы использовали аутентичные культурные артефакты. Это не только национальные костюмы и игрушки, но и репродукции художественных произведений русских художников, книги с русскими народными сказками, музыкальные инструменты и предметы быта русских крестьян. Стремились создать атмосферу домашнего уюта, используя натуральные материалы, такие как дерево, лен и хлопок. На стендах размещены картины с изображением пейзажей России, иллюстрации к русским сказкам. Звучат записи русской народной музыки и песен. Кроме того, в оформлении пространства использованы элементы русской вышивки, росписи и резьбы по дереву. Все это способствует формированию у детей чувства принадлежности к русской культуре и развитию их национального самосознания.

Мы уверены, что развивающая среда должна создаваться не только педагогами, но и самими детьми и их родителями. Совместная деятельность по изменению и использованию пространства способствует развитию творческих способностей, чувства ответственности и коллективизма. Дети принимали участие в выборе игрушек, расстановке мебели и оформлении игровых центров. Родители помогали в изготовлении дидактических материалов, пополнении библиотеки русскими народными сказками и организации выставок детских работ. Это создало атмосферу партнерства и взаимопонимания между педагогами, детьми и родителями. В рамках совместного проектирования проводились мастер-классы по изготовлению традиционных игрушек, где дети и родители вместе создавали общую культурную среду.

Мы стремимся к максимально эффективному использованию доступного пространства. Многофункциональная мебель, трансформирующиеся зоны и рациональная система хранения игрушек и материалов помогли создать комфортную и удобную среду для детей [1]. Использовали вертикальное пространство для хранения и информации, что позволило сэкономить место и создать более просторную атмосферу. Правильное освещение, комфортная температура и акустическое решение также играют важную роль в рациональном использовании пространства и создании благоприятной атмосферы для развития детей.

Предметно-пространственная среда, наполненная элементами культурного наследия, – это не просто декорация, а мощный инструмент для всестороннего развития дошкольников. Она позволяет детям погрузиться в мир традиций, обычаев и ценностей своего народа, формируя у них глубокое чувство принадлежности к культуре. Однако потенциал этой среды раскрывается лишь при грамотном использовании. Например, рассматривая матрешку, ребенок узнает о традиционной русской росписи, а играя с деревянными ложками, ощущает связь с бытом предков. Игры, сопровождающиеся народными песнями и скороговорками, обогащают словарный запас ребенка, развивают его речь и слуховое восприятие. В совместных играх дети учатся взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила и проявлять уважение к товарищам. Рисование на основе народных мотивов, лепка из глины, конструирование из природных материалов – все это способствует развитию воображения, фантазии и творческих способностей детей.

Важным аспектом нашей образовательной среды является интеграция культурных практик в повседневную жизнь детей. Каждое взаимодействие обогащает их знания о русской культуре, формируя у них уважение и интерес к традициям.

Каждый год мы проводим поистине незабываемое мероприятие, на котором дети погружаются в атмосферу русской народной культуры. Младший воспитатель, облаченный в традиционный русский костюм, предлагает детям деревянные ложки вместо привычных. Надев костюмы в центрах «ряженья», дети не просто представляют, как выглядели их предки, но и начинают понимать социальные и культурные аспекты того времени. Это позволяет им осознанно относиться к тому, что они изучают, создавая эмоциональную связь с прошлым.

Русские народные игры – это уникальная форма активности, которая сочетает в себе элементарные физические упражнения и культурные традиции. Многие из этих игр имеют глубокие корни и передаются из поколения в поколение, помогая детям не только развиваться физически, но и осваивать важные социальные навыки. Кроме того, многие народные игры сопровождаются разучиванием русских народных песен и танцев, что помогает детям глубже понимать свою культуру.

Ежегодной традицией стало проведение «Театрального фестиваля» (один раз в год все возрастные группы готовят и показывают спектакль). Участие детей в музыкальных концертах, развлечениях позволяет им не только познакомится с культурой, но и стать ее активными участниками.

Тематический спортивный праздник, посвященный защитникам отечества, способствует развитию физической активности, а также формируют у детей уважение к защитникам Родины, что является важной составляющей патриотического воспитания. Викторина «Битва умов» представляет собой увлекательное и познавательное мероприятие, которое помогает детям дошкольного возраста познакомиться с русскими пословицами и поговорками.

Организация экскурсий к историческим памятникам: мемориалу защитникам Отечества в школе № 105, музеям, например, Калининский музей, 105 школа, библиотека им. братьев Гримм – обеспечивает детей непосредственным контактом с историей, делая ее более реальной и запоминающейся. Такие мероприятия усиливают эмоциональное и интеллектуальное воздействие на детей, помогая им глубже понять культурное и историческое наследие.

Использование современных технологий, таких как виртуальные экскурсии в музеи города Новосибирска и других российских городов, аудиогиды и 3D-модели, позволяет детям «побывать» в другом времени и пространстве.

Электронные конструкторы, такие как Lego WeDo 2.0 и ЛогоРобот «Пчелка», открывают уникальные возможности для знакомства детей дошкольного возраста с нашим культурным наследием. Используя эти инструменты, педагоги могут интегрировать элементы традиционной культуры в творческие проекты, что способствует развитию у детей не только технических навыков, но и понимания исторических и культурных контекстов.

Взаимодействие с социальными партнерами: «Музеем Калининского района», фольклорным театром «Родник» и «Детской библиотекой им. братьев Гримм» – играет значительную роль в формировании культурной среды для детей дошкольного возраста. Эти учреждения предоставляют уникальные возможности для знакомства с культурным наследием, что способствует развитию у детей интереса к искусству.

В подготовительных группах стало традицией смотреть фильмы-сказки режиссёра Александра Роу. Его произведения содержат яркие визуальные образы и важные нравственные уроки. Просмотр фильмов А. Роу становится не только увлекательным, но и образовательным процессом, формирующим у детей интерес к культурному наследию и закладывающим основы моральных ценностей.

В нашем детском саду уже стало традицией проводить конкурс «Самый умный» для детей подготовительных групп, направленный на расширение кругозора воспитанников, в том числе с точки зрения краеведения. В этом увлекательном состязании принимают участие по три ребенка от каждой группы. Игра состоит из трех раундов: разминка – три блиц-вопроса для каждого участника; общие темы – три вопроса, которые участники выбирают сами в случайном порядке; специальная тема – три вопроса по теме, выбранной игроком.

Вот несколько примеров вопросов для разминки: Под каким номером изображен герб города Новосибирска? Какой символ России поднимают в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях? Ответы на вопросы разминки должны быть быстрыми и однозначными. Примеры вопросов по общим темам: Назови вокзалы города Новосибирска. Какой из них является визитной карточкой нашего города? Как называется главная улица города Новосибирска и почему она так называется? Общие вопросы требуют полного и аргументированного ответа от участников. Примеры вопросов по специальным темам: Тема «Знаменитые земляки-писатели города»: В каком городе родился Борис Богатков? После чего и где он начал писать стихи о войне? Здесь также требуется полный и обоснованный ответ.

Мы очень рады видеть, что желание детей участвовать в подобных мероприятиях не ослабевает, а их кругозор при этом становится шире. С каждым годом задания становятся сложнее, что делает наш конкурс еще более увлекательным и познавательным.

Успешное осуществление большой и ответственной работы по воспитанию патриота невозможно в отрыве от семьи. Взаимодействие с родителями обеспечивается посредством проведения консультаций, привлечения родителей к проведению праздников, участия в проектной деятельности, конкурсах, акциях.

Так, проведение спортивного мероприятия «Мама, папа и я – спортивная сибирская семья» на базе школы № 151 стало традицией для нашего детского сада. В этом мероприятии активно участвуют дети из старших групп вместе с их семьями. «Фестиваль семейного творчества» прошёл во всех возрастных группах, в результате фестиваля «раскрылись» новые таланты. Конкурс макетов «Мой любимый город», который прошел в трех номинациях: «Микрорайон Снегири», «Калининский район», «г. Новосибирск» – расширил знания детей о достопримечательностях их малой родины.

Выставка детско-родительских работ «Краски осени» (используется природный материал) – один из способов воспитания в детях любви к искусству и уважения к культуре своей страны. В процессе подготовки к выставке дети и родители познакомились с работами известных русских мастеров, таких как Левитан И. И., Репин И. Е., Шишкин И. И., Врубель М. А. и многих других. Таким образом, выставка стала важным шагом на пути к формированию культурной идентичности нового поколения.

Родители приняли активное участие в оформлении стенгазеты «Как мы выбирали президента России». Совместное оформление родителями и детьми данной стенгазеты способствовало формированию позиции гражданина у детей дошкольного возраста. Родители нашего детского сада с удовольствием присоединились к Всероссийскому движению по выполнению детьми норм тестирования ГТО в МБУ «Спортивный город». Традиционно в конце мая Центр проводит тестирование по выполнению норм ГТО у выпускных групп. Дети получают золотые и серебряные знаки. Положительный опыт данного мероприятия дает возможность будущим школьникам ежегодно принимать участие в тестировании и уже в 1 классе получить знаки отличия.

Таким образом, созданная в ДОУ предметно-пространственная среда представляет собой динамичную систему, постоянно развивающуюся и адаптирующуюся к потребностям детей. Она способствует не только познанию русской культуры, но и гармоничному развитию личности каждого ребенка, формированию его чувства принадлежности к своему народу и его истории. Регулярный анализ и корректировка среды позволяют нам обеспечивать ее максимальную эффективность и соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей.

 

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2024. – 48 с.
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2024. – 224с.
  3. Юревич С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: учебное пособие для вузов / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина // под редакцией С. Н. Юревич. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 181 с.
Количество просмотров: 41  

Добавить комментарий

Target Image
1. Развивающая предметно-пространственная среда: ключ к пробуждению интереса к культурному наследию в дошкольном возрасте
2. Роль театра теней в процессе развития воображения как одного из компонентов творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
3. Социокультурная адаптация и интеграция воспитанников ДОО из семей мигрантов
4. Развитие просодической стороны речи у дошкольников с ЗПР посредством музыкотерапии
5. Практическое применение таксономии Блума в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
6. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре
7. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста
8. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл»
9. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
10. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ
11. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания
12. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми
13. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах
14. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников
15. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития
16. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира
17. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности
18. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы
19. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации
20. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования

Страницы

1. Роль краеведения в духовно-нравственном развитии личности на примере сайта «Библиотека сибирского краеведения» № 32 (4), декабрь 2024
2. Школьные средства массовой информации как ресурс формирования медиакомпетентности школьников № 32 (4), декабрь 2024
3. Эффективные системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников № 32 (4), декабрь 2024
4. Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения № 32 (4), декабрь 2024
5. Включение проектной деятельности в коррекционно-развивающую работу как фактор развития социальной компетентности детей с общим недоразвитием речи № 32 (4), декабрь 2024
6. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования № 32 (4), декабрь 2024
7. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации № 32 (4), декабрь 2024
8. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы № 32 (4), декабрь 2024
9. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности № 32 (4), декабрь 2024
10. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира № 32 (4), декабрь 2024
11. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития № 32 (4), декабрь 2024
12. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников № 32 (4), декабрь 2024
13. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах № 32 (4), декабрь 2024
14. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми № 32 (4), декабрь 2024
15. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания № 32 (4), декабрь 2024
16. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ № 32 (4), декабрь 2024
17. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности № 32 (4), декабрь 2024
18. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл» № 32 (4), декабрь 2024
19. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста № 32 (4), декабрь 2024
20. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре № 32 (4), декабрь 2024

Страницы