Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ

 

Протасова Ольга Викторовна,

заведующий МБДОУ ЦРР д/с № 504, Новосибирск, Российская Федерация

Olga V. Protasova,

head, MBDOU CRR d/s No. 504, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Гнедина Екатерина Владимировна,

старший воспитатель МБДОУ ЦРР д/с № 504, Новосибирск, Российская Федерация

Ekaterina Vl. Gnedina,

senior educator, MBDOU CRR d/s No. 504, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Шевченко Татьяна Александровна,

старший воспитатель МБДОУ ЦРР д/с № 504,  Новосибирск, Российская Федерация

Tatyana Alexandrovna Shevchenko,

senior educator, MBDOU CRR d/s No. 504, Novosibirsk, Russian Federation

 

Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Active forms of methodological work as a means of improving the professional competence of preschool teachers

В статье описан опыт работы МБДОУ ЦРР д/с № 504 по повышению профессиональной компетентности педагогов через использование таких активных форм методической работы, как конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы по использованию эффективных форм развития и воспитания детей, разработка и реализация педагогических проектов в рамках приоритетных направлений деятельности педагогов.

Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональная компетентность, методическая работа, педагогическое проектирование, конкурсное движение, педагогические технологии.

The article describes the experience of MBDOU CRR d/s No. 504 in improving the professional competence of teachers through the use of such active forms of methodological work as professional skill contests; master classes on the use of effective forms of development and upbringing of children; development and implementation of pedagogical projects within the framework of priority areas of activity of teachers.

Keywords: preschool education, professional competence, methodical work, pedagogical design, competitive movement, pedagogical technologies.

 

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается.

Уровень предоставляемых образовательных услуг дошкольным образовательным учреждением, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам, во многом, и даже в первую очередь, зависит от качества работы педагогического коллектива.

Основной целью работы методической службы МБДОУ ЦРР д/с № 504 является создание целостной системы взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетенции каждого педагога и на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива.

С 01.01.2022 г. произошла реорганизация Учреждения в форме присоединения МКДОУ д/с № 173 к МКДОУ ЦРР д/с № 504, в связи с чем возникла необходимость объединения членов педагогического коллектива через постановку общих целей и путей их достижения.

Биографии дошкольных учреждений богаты своими традициями, которые бережно сохранялись, закреплялись, совершенствовались сплоченными педагогическим коллективами, на их основе сегодня создаются и развиваются новые формы организации педагогического процесса.

Основной состав представляют педагоги, проработавшие свыше 10 лет. Этот состав сохраняет традиции детского сада, его члены увлечены работой с детьми, имеют высокую оценку уровня сформированности профессионально значимых качеств.

Гармоничное формирование ребенка и гарантия его успешности в процессе обучения подразумевает высокий уровень развития профессиональной компетентности воспитателей. Таким образом, качество дошкольного образования напрямую зависит и от уровня квалификации воспитателей, и от качества методической работы.

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования, должна осуществляться педагогами, соответствующими Профессиональному стандарту педагога.

Заметное явление в ДОУ – успешная аттестация педагогов на квалификационную категорию, активное участие в районных и городских педагогических мероприятиях, внедрение воспитателями в практику метода проектирования педагогического процесса, постоянное обогащение предметно-развивающей среды групп, реализация педагогами проектов по приоритетным направлениям деятельности.

Сегодня ДОУ требуются педагоги, способные строить работу с детьми на основе современных технологий и новых программ, быть творцами педагогического процесса, то есть быть компетентными профессионалами, обладать высоким уровнем педагогического мастерства. Это не всегда имеет место в дошкольном образовательном учреждении по субъективным причинам, а порой, по объективным. Поэтому перед методической службой стоит очень непростая задача, реализация которой требует систематической, последовательной, целенаправленной работы. Старший воспитатель должен находиться в постоянном поиске наиболее эффективных путей повышения профессиональной компетентности педагогов, так как методическая работа должна носить опережающий характер в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.

Проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных, потому что нет одинаково целеустремленных, ответственных и творческих педагогов, а задача стоит перед всеми одна, и важно находить такие активные формы методической работы, которые будут способствовать вовлечению всех педагогов в деятельность и диалог. Формирование новых подходов к образованию невозможно без изменения самого педагога, его мобильности, без его постоянного профессионального роста.

Одним из ведущих направлений методической работы в МБДОУ ЦРР д/с № 504 является создание системы активных форм работы с педагогами, в которых они принимают участие. Тем самым будут реализовываться поставленные задачи по повышению компетентности и мастерства воспитателей и специалистов.

Мы относим к таким формам профессиональные конкурсы, мастер-классы, творческие отчеты по результатам реализации педагогических проектов и считаем их наиболее приемлемыми и практико-ориентированными.

Для достижения поставленной цели – совершенствование методической работы в ДОО по повышению профессиональной компетентности и мастерства педагогов через активные формы работы – нами был разработан педагогический проект «Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ». В ходе реализации которого решались следующие задачи:

– создать условия для непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических работников;

– создать условия для обучения педагогического коллектива новым технологиям обучения и воспитания;

– диагностировать запросы и корректировать методические затруднения педагогов;

– развивать и поддерживать инициативу педагогов, стремления к профессиональному росту, проявлению своей педагогической индивидуальности;

– транслировать опыт работы лучших педагогов ДОО педагогическому сообществу района, города, региона.

Решение данных задач происходило по следующему алгоритму:

– анализ профессионального уровня педагогов и имеющихся условий для реализации задач проекта;

– создание и утверждение проекта на заседании творческой группы;

– организационная работа по подготовке к реализации задач проекта;

– прогнозирование результатов работы в рамках проекта по направлениям: профессиональные конкурсы, мастер-классы, творческие отчеты по приоритетным направлениям деятельности;

– оценка качества реализации проекта;

– презентация проекта.

В качестве принципов организации методической работы, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности, выступают следующие:

– принцип актуальности, единства теории и практики;

– принцип научности, принцип системности и комплексности;

– принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости;

– принцип создания благоприятных условии работы;

–принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода;

– принцип постоянного самообразования педагогов;

– принцип креативности.

В ходе организационно-подготовительного этапа на педагогическом совете был утверждён проект, разработаны Положения, рекомендации и схемы проведения коллективных форм организации педагогического процесса, подобраны методические материалы по темам педагогических мероприятий, созданы творческие группы, проведены консультации, выбраны члены жюри конкурсов, разработаны критерии оценки конкурсов, мастер-классов, творческих отчетов.

Также был проведен анализ уровня знаний, умений и действий педагогов согласно профессиональному стандарту педагога.

На основном этапе работа проходит по трём направлениям, одно из которых – конкурсы профессионального мастерства. Задача старшего воспитателя – оказывать методическую помощь педагогам в формировании коммуникативной компетентности, умении находить информацию, оценивании своей деятельности, скоординированности действий в ходе подготовки к конкурсу.

Задача педагога, участника конкурса, – продемонстрировать совокупность знаний, умений, навыков, определяющих результативность труда, объем навыков выполнения задачи, комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств, единство теоретической и практической готовности к реализации задач того или иного направления образовательной деятельности.

Задачи членов жюри – оценивать выполнение конкурсных заданий педагогов в соответствии с предлагаемыми критериями, придерживаясь принципа создания равных условий для всех конкурсантов, определить лауреатов и победителей конкурса.

Так, в 2022-2023, 2023-2024 учебных годах были организованы и проведены следующие конкурсы:

– «Центр безопасности для детей и взрослых»;

– «Мир сюжетно-ролевой игры»;

– Оформление групп «Новогодняя зимняя сказка» / «Новый год в стиле Российских мультфильмов»;

– «Лучший мини-музей ДОУ»;

– «Огород на окне»;

– «Лучший проект летнего участка»;

– «Лучшее авторское дидактическое пособие»;

– «Лучшее оформление приемных групп» (в соответствии с названием групп);

– «Лучший центр патриотического воспитания»;

– «Лучший педагогический проект».

С целью передачи практического педагогического опыта работы в том или ином направленим образовательной деятельности с использованием эффективных педагогических технологий, методов, приёмов, способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию дошкольников, педагогами проводятся мастер-классы. Ответственный за организацию и подготовку педагогов к мастер-классу – старший воспитатель. Сроки проведения мастер-классов определяются педагогами во временном промежутке январь – апрель учебного года.

Проведены мастер-классы по темам: «Продуктивно – творческая деятельность детей», «Освоение детьми норм этикета и правил культуры общения», «Изготовление дидактической игры и её использование детьми», «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», «Методы гендерного воспитания детей», «Формирование экологического сознания дошкольников», «Роль игры в познавательном развитии детей», «Эффективные методы активизации речи дошкольников», «Формы трудовой деятельности детей в группе», «Обучение правилам дорожного движения», «Ознакомление дошкольников с детской литературой»,  «Использование ИКТ в образовательном процессе», «Приемы театрализации и инсценирования детских произведений»,  «Формирование эмоционально-положительного состояния детей», «Методы воспитания привычки к здоровому образу жизни».

Кроме этого, педагоги могут самостоятельно предложить любую тему мастер-класса. Итоги мастер-класса проводятся по следующему алгоритму: самоанализ педагога, оценка мастер-класса его участниками (коллегами), оценка педагогического мероприятия администрацией ДОО в соответствии с требованиями, отраженными в методических рекомендациях, разработанных творческой группой педагогов.

Среди современных педагогических технологий наиболее эффективной является проектная технология. Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Внедрение в практику указанной технологии предъявляет к педагогу определенные требования как к творческой личности и специального обучения для повышения педагогического профессионализма.

Основной тезис современного метода проектов заключается в понимании участниками проекта, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Проект – это 5 «П»: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация.

Особенности подготовки и проведения презентации проекта:

1) Отчет о своей профессиональной (научно-методической и практической) деятельности в письменном виде готовят все педагогические работники. В нем отражается тема приоритетного направления (проект, авторская программа), проблема (цель и задачи), пути и средства её реализации и результаты, обоснованные теоретически и подтвержденные практическими материалами (фотографии, методические пособия, конспекты и сценарии);

2) Старший воспитатель по итогам контроля и анализа реализации проектов готовит и озвучивает на итоговом педсовете результаты работы воспитателей и специалистов ДОО по приоритетным направлениям деятельности;

3) В творческом отчете участвуют педагоги, в деятельности которых прослеживается новизна, оригинальность, возможность использования опыта работы другими педагогами и демонстрируется целостная система работы педагога по решению педагогических, психологических проблем.

Цель творческого отчета – отражение и обобщение индивидуального педагогического опыта педагога, раскрытие актуальности избранной темы или проблемы; обоснование отбора содержания, форм, методов и средств обучения, развития и воспитания; показ методов управления образовательным процессом по формированию и развитию личности дошкольника.

Задачи творческого отчета:

– раскрыть творческий потенциал и самореализацию педагогического коллектива детского сада;

– продолжить поиск педагогических идей по обновлению содержания образовательных технологий в практике дошкольного образования детей;

– обновлять содержание и технологии воспитательной и образовательной деятельности педагогов;

– развивать новые формы дошкольного образования с учетом опыта работы педагогов ДОО.

Содержание творческого отчета:

– учебно-дидактические и методические разработки;

– диагностический инструментарий;

– опубликованные материалы, печатные статьи (если таковые имеются);

– образцы творческих работ воспитанников;

– оригинальные разработки отдельных педагогических мероприятий, акций и др.;

– иллюстрированные справочные материалы (таблицы, схемы, диаграммы, алгоритмы);

– отзывы;

– фото и видеоматериалы;

– материалы, отражающие участие в работе педагогических советов; методических семинаров, научно-практических конференциях и др.;

– материалы, показывающие участие или результативность работы в инновационном или экспериментальном направлении образовательного учреждения.

Формы творческого отчета:

1.       Стендовый доклад: творческий отчет проводится как экскурсия по выставке всех материалов по теме, представленных на постере и в практических результатах совместной (взросло-детской) деятельности.

2.       Презентация: творческий отчет проводится на фото и видеоматериале, в который включены все компоненты, соответствующие требованиям к данному виду подведения итогов педагогической деятельности.

Таким образом, можно утверждать, что активные формы методической работы, такие как мастер-класс, конкурс профессионального мастерства, качественный реализованный педагогический проект – это путь к успешной аттестации на квалификационную категорию, которая является показателем высокого уровня педагогического мастерства педагога.

 

Литература

 

  1. Белaя К. Ю. Методическая деятельность в ДОУ / К. Ю. Белая. – М.: Сфера, 2016. – 128 с.
  2. Голицына Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ / Н. С. Голицына. – М.: Скрипторий, 2013. – 78 с.
  3. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся/ сборник методических рекомендаций: Самара, 2003. – 234 с.
  4. Зубкова Е. Н. Методическая работа в ДОО как причина управления качеством воспитательно-образовательного процесса / Е. Н. Зубкова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. – Чита: Изд-во Молодой ученый, – 2014.
  5. Ковалева, Н. П. Осуществление старшим воспитателем методической работы в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО / Н. П. Ковалева // Сборник трудов конференции. – 2017.
  6. Шушарина, Н. В. Организация методической работы в дошкольной образовательной организации / Н. В. Шушарина // Молодой ученый. – 2015. – № 8 (88). – С. 1078-1080. – Электронный ресурс. – URL: https://moluch.ru/archive/88/17256/  (дата обращения: 05.11.2024).
Количество просмотров: 9  

Добавить комментарий

Target Image
1. Научно-методический журнал «Управление развитием образования»: анализ деятельности и роль в развитии профессионального сообщества педагогов № 32 (4), декабрь 2024
2. Сетевые педагогические издания как эффективный ресурс развития профессионального мастерства педагогов № 32 (4), декабрь 2024
3. Обобщение педагогического опыта посредством участия в издательской деятельности № 32 (4), декабрь 2024
4. Наставничество в образовательной организации – предиктор профессионального становления молодых педагогов № 32 (4), декабрь 2024
5. Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ № 32 (4), декабрь 2024
6. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
7. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
8. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
9. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
10. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
11. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
12. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
13. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
14. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск
15. Стратегическая сессия как форма эффективного профессионального взаимодействия с руководителями ММО №29/2024 Новосибирск
16. ПАТЕРНАЛИЗМ В ПЕДАГОГИКЕ: АНАЛИЗ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО №29/2024 Новосибирск
17. ВЗРАЩИВАЯ ТАЛАНТ – ФОРМИРОВАТЬ ОПЫТНОСТЬ. По материалам открытого городского конкурса профессионального мастерства в области образования «Педагогические таланты» №28/2023 Новосибирск
18. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ №28/2023 Новосибирск
19. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА МОЛОДОГО ИЛИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО УЧИТЕЛЯ. РОЛЬ МЕТОДИСТА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА №28/2023 Новосибирск
20. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ №28/2023 Новосибирск