Кайгородцева Марина Васильевна,методист, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Дом творчества «Октябрьский», Новосибирск, Российская Федерация Marina V. Kaygorodtseva, municipal budgetary institution of additional education of Novosibirsk «Oktyabrsky House of Creativity», methodologist, Novosibirsk, Russian Federation |
Открытый межрегиональный конкурс методических материалов «Секрет успеха» как модель повышения профессионального мастерства педагогических работников
Конкурсы профессионального мастерства являются действенным средством развития творческого потенциала педагога. Участие в конкурсах методических материалов способствует совершенствованию методической деятельности любого сотрудника образовательной организации. Образовательная среда в рамках Конкурса содействует росту профессионального мастерства педагогических работников.
Ключевые слова: конкурс, модель, опыт, поддержка, презентация, профессионализм, ретрансляция, саморазвитие, сопровождение, успех.
Professional skill contests are an effective means of developing a teacher's creative potential. Participation in contests of methodological materials contributes to the improvement of the methodological activities of any employee of an educational organization. The educational environment within the framework of the Competition promotes the growth of professional skills of teaching staff.
Keywords: competition, model, experience, support, presentation, professionalism, relay, self-development, support, success.
Константин Дмитриевич Ушинский, 200-летие которого широко отмечала педагогическая общественность, раскрыл значимость потребности человеческой души в специфических человеческих чувствованиях, которые составляют особую, говоря его словами, «силу саморазвития». Одним из источников этой «силы саморазвития» является чувство прекрасного, удовлетворение человека в созидательной деятельности. Константин Дмитриевич считал, что истина красоты – истина эстетического авторского отношения – важное условие педагогической грамотности, позволяющее педагогу содействовать обогащению растущей личности [2, 69; 2,72].
Считается, что у каждого человека есть спираль развития. Чем туже она закручена в детстве, тем спокойнее можно быть за ребенка: его интеллекту и душе не грозит застой. Эти слова Ирины Александровны Лошмановой, методиста МБУ ДО ЦРТДиЮ им. А. Гайдара из города Арзамаса, по праву могут стать определяющими в методической работе. И действительно, главное в педагогической деятельности – закрутить «спираль развития», но не менее важно, чтобы спираль развития была у педагога. Закрутить такую спираль – задача руководства учреждения, ведь ситуация успеха для педагога важна не менее, чем для его ученика, воспитанника. Задача методических служб образовательных организаций – через систему повышения профессионального мастерства, организацию участия педагогов в различных конкурсах, конференциях, педагогических чтениях, методических выставках создать для педагогов ту самую ситуацию успеха, которую они формируют для своих воспитанников. [4, 1; 5,1].
О важности методической работы педагогов хочется сказать словами Надежды Владимировны Михайловой, педагога дополнительного образования из Центра воспитательной работы «Галактика»: «Может быть, вы тоже задавались вопросом: зачем вообще нужна методическая работа? Действительно – зачем? Ведь можно просто провести интересное занятие, увидеть его результат, радостные глаза детей с готовым ярким рисунком, например, и быть довольным. Но в жизни каждого педагога наступает момент, когда хочется увидеть и применить в своей работе собственный методический продукт достойного уровня. И это связано не только с участием в различных методических активностях, аттестацией и переходом на более высокий уровень, но и с осознанием необходимости опираться на него в педагогической деятельности».
Такую возможность предоставляет открытый межрегиональный конкурс методических материалов «Секрет успеха» (далее – Конкурс), который проводится с 2010 года. Инициаторами его проведения выступили работники Дома творчества «Октябрьский» города Новосибирска. Идею поддержали специалисты кафедры педагогики, воспитания и дополнительного образования ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». С 2016 года информационную поддержку в проведении оказывает министерство образования Новосибирской области.
Изначально организаторы Конкурса рассматривали его как некую модель повышения профессионального мастерства педагогических работников в части их методической подготовки. И сегодня эта идея является актуальной (о важности роста профессионального мастерства говорится во всех современных нормативных документах в сфере образования). Цель Конкурса – содействие росту профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников образовательных организаций.
На достижение цели направлено решение следующих задач Конкурса:
– повышать профессиональную культуру руководящих и педагогических работников, формировать положительное общественное мнение о методической работе;
– стимулировать методическую активность руководящих и педагогических работников;
– выявлять и поддерживать методическую составляющую в опыте профессиональной деятельности руководящих и педагогических работников, ретранслировать профессиональные достижения.
При организации Конкурса обеспечивается методическое сопровождение его участников. На первом этапе проводится техническая экспертиза конкурсных материалов, включающая проверку их оформления в соответствии с требованиям и проверку уникальности текста на сайте https://www.etxt.ru/antiplagiat/ (оригинальность авторского текста должна быть не менее 60 %).
Участники представляют авторский или творческий адаптированный методический материал. При приёме документов методисты обращают особое внимание на выполнение требований Положения о Конкурсе: объём текстового материала, правила его оформления, количество приложений.
В помощь участникам разработаны методические рекомендации «Виды методической продукции, правила их разработки и оформления» и дополнительные условия участия в конкурсе, в которых описаны требования к методическому обоснованию конкурсного материала, оформлению; содержанию, визуальному ряду, дизайну мультимедийной презентации; требования к видеоматериалам. На этом этапе у представляющих свои методические продукты коллег есть возможность ещё раз «посмотреть на собственный опыт через призму таких требований» и усовершенствовать его, представив методический материал в соответствии с требованиями Конкурса. Такая работа заставляет педагогов внимательно изучать положения других конкурсов, в которых они хотят принять участие, и успешно представить свои разработки в соответствии с требованиями, повышать результативность участия.
При проверке конкурсных материалов на уникальность текста методисты учреждения проводят работу с участниками конкурса, уровень уникальности текста у которых составляет менее 60 %. Им предлагается проанализировать результаты проверки, выявить источники, с которыми наблюдается большой объём совпадений, и объяснить эту ситуацию для членов жюри. Эта работа помогает педагогическим работникам внимательнее относится к источникам, с которыми они работают, правильно оформлять материалы интернет- заимствований, творчески перерабатывать такие материалы под свои задачи, что также повышает уровень методической грамотности педагогических работников.
Эта работа проводится в течение трёх месяцев: с ноября по январь. Она достаточно объёмна. Ведь в последнее время на Конкурс ежегодно поступает порядка 300 методических материалов не только из города Новосибирска и Новосибирской области, но и из других регионов нашей страны: традиционно – из Томской области и Алтайского края; периодически – из Республики Хакассия, ХМАО-Югра, Кемеровской области. В целом за 15 лет существования Конкурса участие в нём приняли педагогические работники 400 образовательных организаций 16 территорий Российской Федерации. Они представили на конкурс около 2500 тысяч методических материалов.
На втором этапе конкурса (в феврале) жюри оценивает конкурсные работы, организационный комитет планирует организацию подведения итогов.
В состав жюри конкурса входят специалисты ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», ФГБУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», другие специалисты, практикующие педагогические работники образовательных организаций различных типов, победители конкурсов прошлых лет. Высокий уровень профессионализма, заинтересованное отношение к представленным на Конкурс методическим материалам практиков, объективность выставленных баллов и анализ сильных и слабых сторон конкурсных работ вызывают доверие у участников и желание продолжать обобщать собственный педагогический опыт, принимать участие в Конкурсе.
Предложенные номинации позволяют педагогическим работникам образовательных организаций разных типов представить опыт своей профессиональной деятельности по очень широкому спектру актуальных для сферы образования направлений: системы деятельности методических служб образовательных организаций, оригинальные модели повышения квалификации педагогических работников в образовательной организации, наставничества, программы по реализации стратегических ориентиров воспитания, формированию базовых национальных ценностей российского общества, формированию у обучающихся функциональной грамотности и многое другое.
Педагогические работники предоставляют на Конкурс инновационные образовательные проекты, разработанные и внедрённые модели обучения и воспитания, контрольные измерительные и оценочные материалы, апробированные технологии: здоровьесбережения, сетевых форм взаимодействия, использования цифровых образовательных ресурсов, а также материалы по дистанционному обучению, работе с обучающимися с ОВЗ, с одарёнными детьми, взаимодействию с родительской общественностью и общественными организациями, управлению образовательным процессом и образовательной организацией.
Среди разнообразия конкурсных работ нужно выбрать такие темы для выступлений, которые будут интересны и полезны педагогическим работникам учреждений разных типов – и дошкольным образовательным организациям, и общеобразовательным, и организациям дополнительного образования, и профессиональным образовательным организациям.
Чаще всего на Конкурс педагогические работники образовательных организаций города Новосибирска направляют инновационные образовательные проекты, разработанные и внедрённые модели обучения и воспитания, апробированные технологии. Наибольший интерес проявляют к таким номинациям конкурса, как:
– «Открытые новации» (за три года на конкурс были представлены 67 методических материалов);
– «Методическое мастерство педагога» (за три года на конкурс были представлены 55 методических материалов);
– «Искусство воспитания» (за три года на конкурс был представлен 51 методический материал);
– «Территория взаимодействия» (за три года на конкурс были представлены 48 методических материалов).
Жюри, как уже упоминалось, помимо заполнения экспертных листов по оценке конкурсных материалов, ежегодно в свободной форме формулирует достоинства конкурсных работ и типичные ошибки, допускаемые участниками.
Методисты обрабатывают мнения членов жюри о достоинствах и недостатках конкурсных материалов и оформляют их в файл «Уроки конкурса». Этот файл размещается на сайте Дома творчества «Октябрьский» в разделе «Открытый межрегиональный конкурс методических материалов «Секрет успеха». Он служит своеобразной «путеводной нитью» для всех желающих участвовать в конкурсе, помогая им совершенствовать свои методические материалы как для текущего, так и для других методических конкурсов [9].
Члены жюри год от года отмечают рост качественного уровня представляемых на Конкурс материалов. Среди основных достоинств эксперты, как правило, отмечают следующие:
– актуальность в выборе тематики работ;
– методическую проработанность конкурсных материалов, что повышает их технологичность и практическую значимость;
– творческий подход в представлении содержания;
– авторский подход в работе над заявленной темой;
– комплексный подход, предусматривающий взаимодействие с другими специалистами и родителями.
Вместе с тем, основными типичными ошибками, снижающими итоговую оценку конкурсного материала, по мнению жюри, являются следующие:
– несоответствие (неполное соответствие) содержания работы заявленной номинации;
– некорректность в формулировании целей, задач и ожидаемых результатов;
– избыточность теоретического обоснования при отсутствии описания конкретного содержания работы;
– отсутствие или недостаточность научно-методического обоснования;
– недостаточная технологичность: некоторые работы представлены в форме отчета о проделанной деятельности с указанием результатов, но методы и технологии не описаны подробно;
– некорректное использование диагностического инструментария;
– отсутствие данных о результативности вообще, либо результаты представлены в описательной форме без приведения процентных и прочих показателей, что затрудняет понимание;
– наличие ошибок в тексте: орфографических, стилевых, пунктуационных, технических;
– невыполнение требований к срокам реализации методической разработки;
– несоответствие требованиям к техническому оформлению конкурсного материала: невыполнение требований к выбору шрифта и абзацев, погрешности при оформлении титульного листа, невыполнение требований к содержанию мультимедийной презентации.
Организаторы в это время планируют проведение последнего этапа Конкурса, итогового мероприятия – встречи-презентации «Взаимообмен творческим педагогическим опытом в деятельности образовательных организаций» с подведением итогов и вручением наград Конкурса.
До 2022 года итоговые мероприятия Конкурса проводились на выставках «УчСиб», «Учебная Сибирь». Участники конкурса могли ознакомиться с конкурсными работами (2010-2017 гг.) и с обобщённым мнением членов жюри о достоинствах и недостатках представленных на конкурс материалов, изложенном в памятке «Уроки конкурса» (2010-2021 гг.) на стенде выставки, а также принять участие в научно-практической конференции «Роль методической службы в развитии профессионализма педагогического коллектива» (конференция собирала до 100 участников; 2010-2018 гг.), в тематических секциях конференции (тематические стендовые презентации; 2011-2017 гг.), в семинаре-презентации «Образовательная инициатива» (семинар собирал до 100 участников; 2018-2021 гг.).
С 2022 года итоговое мероприятие проводится в начале апреля в актовом зале ГАУ ДПО НСО «НИПКиПРО» с охватом до 200 участников Конкурса.
За последние три года на встрече-презентации выступали 17 представителей образовательных организаций города Новосибирска: (ЦО № 82 «Развитие», Гимназии № 10, Лицеев № 9, 113, Технического лицея № 128, средних общеобразовательных школ №№ 56, 86, детских садов №№ 110, 234, 498, а также ЦВР «Галактика», ЦДТ Советского района.
Кроме того, по итогам Конкурса было выпущено три сборника:
– «Секрет успеха»: Открытый региональный конкурс методических материалов. Люди, факты, комментарии. Пособие по самообразованию для методистов [4];
– «Сибирь, Сибирь, во мне твоя душа…» Сборник по материалам Открытого регионального конкурса методических материалов «Секрет успеха» 2010-2017гг. [8];
– «Дополнить жизни волшебство… По страницам работ руководящих и педагогических работников организаций дополнительного образования – лауреатов Открытого регионального конкурса методических материалов «Секрет успеха» 2010-2018 гг. [3].
По итогам Конкурса ежегодно выпускается электронный сборник работ, который размещается на сайте Дома творчества «Октябрьский» в разделе «Открытый межрегиональный конкурс методических материалов «Секрет успеха». Содержание данного сборника формируется по решению организационного комитета и жюри конкурса. Эта электронная продукция позволяет педагогическим работникам соотнести собственный опыт по разработке методических материалов с опытом коллег, увидеть пути дальнейшего совершенствования своей деятельности.
Перечисленные выше формы методических активностей в пространстве нашего «Секрета успеха» соответствуют модели «горизонтального обучения» педагогических работников, созданию общественных пространств, в том числе с использованием инструментов цифровизации, для их взаимодействия и эффективного обмена опытом работы.
Анализ состава участников Конкурса за последние три года позволил сделать выводы о высоком интересе к нему в педагогической среде города Новосибирска. Так, в 2021-2023 годах педагогические и руководящие работники города подали на Конкурс 586 методических материалов (почти 64 % от общего количества поступивших материалов), при этом конкурсантами становились в большей степени работники дошкольных образовательных организаций (46 ДОО), общеобразовательных организаций (33 ОО), организаций дополнительного образования детей (15 ОО ДОД).
Пять и более лет участвуют в Конкурсе педагогические и руководящие работники 30 учреждений нашего города:
– ОЦ «Горностай», Гимназии №№ 4, 9, 10, Лицеи №№ 9, 113, «Прогимназия № 1», СОШ № 96, С(К)Ш № 1, 107;
– д/с №№ 97, 100, 117, 234, 347, 374, 449;
– ДДТ им. В. Дубинина, ДДТ «Кировский», «Первомайский», «Центральный», ДТ «Октябрьский», ЦВР «Галактика», «Пашинский», ЦДО «Алые паруса», «Лад», ЦДТ Советского района, ЦРТДиЮ «Заельцовский», ДШИ «Гармония» и «Весна».
Отметим, что в указанный период абсолютными победителями становились представители организаций города Новосибирска:
– авторский коллектив под руководством Щедренко Т. С., педагога дополнительного образования ЦВР «Галактика», работа «Модель «Медиаобразование как ресурс творческого развития и профессионального самоопределения учащихся» (2022);
– Осинцева Т. В., учитель начальных классов Лицея № 9, работа «Блог учителя начальной школы как эффективный инструмент педагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся и взаимодействия с родительской общественностью» (2023);
– авторский коллектив под руководством Гущиной А. А., педагога дополнительного образования ЦДТ Советского района, сборник методических материалов профильной смены «Взгляд».
В обобщенном виде результаты участия педагогов города Новосибирска в Конкурсе представлены в таблице.
Таблица
Сводные данные по результатам участия образовательных организаций города Новосибирска в Открытом межрегиональном конкурсе методических материалов «Секрет успеха»
Показатель |
Год |
||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|
Всего работ / всего работ, Новосибирск |
295 / 137 |
299 / 135 |
314 / 113 |
Вид награды |
|
||
Диплом абсолютного победителя/ диплом абсолютного победителя, Новосибирск |
1 / 1 (ОО ДОД) |
1 /1 (ООО) |
1/1 (ОО ДОД) |
Диплом лауреата, всего / диплом лауреата, Новосибирск |
21 /18 10 – ООО, 4 – ОО ДОД, 4 - ДОО |
35 / 28: 13 – ОО ДОД, 10 – ООО, 5 - ДОО |
43/21: 10 – ОО ДОД, 8 – ДОО 3 - ООО |
Спец. приз жюри и спец. приз орг. комитета, всего / спец. приз жюри, Новосибирск |
16 / 9 7 – ООО, 2 - ДОО |
20 / 9: 5 – ДОО, 4 - ООО |
16/8: 5 – ООО, 2 – ОО ДОД, 1 - ДОО |
Впереди итоги 2024-2025 учебного года: будут объявлены имена новых победителей, а педагоги смогут поделиться ценным опытом или ознакомиться с электронным сборником. Жюри, в свою очередь, представит свои оценки конкурсных материалов. Мы уверены, что участие в Конкурсе станет важным этапом в развитии методического мастерства педагогов и коллективов-участников.
Региональный конкурс методических материалов «Секрет успеха» – это большая работа организаторов, конкурсантов, членов жюри, объединённых идеей Генри Форда: «Собраться вместе – это начало, остаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех».
«Успех – это волшебный элексир жизни… Успех, даже самый маленький, делает нас сильнее, умнее, увереннее, счастливее, это наша жизненная подпитка, наша жизненная энергия», – пишет русскоязычная писательница из Швеции Марина Линдхолм. Мы надеемся, что конкурс «Секрет успеха» будет и дальше развиваться, а количество его участников и географический охват будут неуклонно увеличиваться.
Литература
- Виды методической продукции, правила их разработки и оформления / Сост. И. Л. Кайгородцев. – Новосибирск: МБУДО ДТ «Октябрьский», 2019. - 38 с. – URL: https://cloud.mail.ru/public/3LiW/5qcUi3v78 (дата обращения: 18.02.2025).
- Донцов Д. А., Москвитина О. А. Актуальность научного наследия К. Д. Ушинского в современном воспитании школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 1 – № 3 (39). – С. 65-74. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-nauchnogo-naslediya-k-d-ushinskogo-v-sovremennom-vospitanii-shkolnikov (дата обращения: 18.02.2025).
- Дополнить жизни волшебство… По страницам работ руководящих и педагогических работников организаций дополнительного образования – лауреатов Открытого регионального конкурса методических материалов «Секрет успеха» 2010-2018 гг. / Сост. И. Л. Кайгородцев, М. В. Кайгородцева, Л. В. Катаева, А. С. Тарасов; науч. ред. Л. И. Боровиков. – Новосибирск: МБУДО «Октябрьский», 2019. - 168 с.
- Кайгородцева М. В. Открытый региональный конкурс методических материалов «Секрет успеха»: модель организации профессионального педагогического общения // Дополнительное образование детей: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б. П. Черника – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2019. – С. 218-222.
- Кайгородцева М. В., Кайгородцев И. Л. Открытый региональный конкурс методических материалов «Секрет успеха»: модель организации профессионального педагогического общения // Электронный журнал «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области». – Июнь, 2019.
- Линдхольм М. Анатомия игры. – Санкт-Петербург, Издательский дом Давид, 2011.
- Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 17 декабря 2019 года № Р-140 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование»». – URL: https://docs.cntd.ru/document/564065843 (дата обращения: 18.02.2025).
- Сибирь, Сибирь, во мне твоя душа… Сборник по материалам Открытого регионального конкурса методических материалов «Секрет успеха» 2010-2017гг. / Сост. И. Л. Кайгородцев, М. В. Кайгородцева, Л. В. Катаева, А. С. Тарасов, науч. ред. Л. И. Боровиков. – Новосибирск: МБУДО ДТ «Октябрьский», 2017. – 209 с.;
- Уроки XV Открытого межрегионального конкурса методических материалов «Секрет успеха». – URL: https://ddto.edusite.ru/sveden/files/1a611dde3a6a00871db561f4331344d6_0.pdf (дата обращения: 18.02.2025).
Количество просмотров: 124 |
Добавить комментарий