Игровые технологии как эффективный инструмент в развитии профессиональной осознанности

 

Дегтярёва Ольга Андреевна,

педагог дополнительного образования, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Центр дополнительного образования «Алые паруса», Новосибирск, Российская Федерация

Olga A. Degtyareva,

supplementary education teacher, center out-of-school education settings «Alie parusa», Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Шестакова Наталья Владимировна,

заместитель директора по методической и профильной работе, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Центр дополнительного образования «Алые паруса», Новосибирск, Российская Федерация

Natalia V. Shestakova,

deputy director in teaching and research, Сenter out-of-school education settings «Alie parusa», Novosibirsk, Russian Federation

 

Игровые технологии как эффективный инструмент в развитии профессиональной осознанности

Gaming technologies as an effective tool in developing professional awareness

В статье представлена авторская деловая игра, ориентированная на работу с профессиональной осознанностью будущих и действующих педагогических работников. Механика данной игры может быть использована при работе с командой любой организации, а также в рамках конкурсов профессионального мастерства.

Ключевые слова: профессиональная осознанность, дизайн-мышление, импровизация, профессиональная коммуникация, деловая игра, игровые технологии, геймификация.

The article presents an original business game aimed at working with the professional awareness of future and current teaching staff. The mechanics of this game can be used when working with a team of any organization, as well as within the framework of professional skill competitions.

Keywords: professional awareness, design thinking, impromptu, professional communication, business game, gaming technologies, gamification.

 

Обновление современной системы профессионального развития и подготовки кадров для прорывного развития нашей страны и обеспечения технологического лидерства на ближайшее десятилетие, заложенное в Указе Президента России В. В. Путина от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», в приоритет ставит создание эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и разработку механизмов регулярной оценки профессиональных знаний и квалификаций кадров для экономики, включая обратную связь [1].

Как показывает наш многолетний опыт работы по развитию инновационного потенциала педагогических кадров, в том числе представленный в рамках магистерской работы, а также опыт ведения профориентационной работы среди подростков, ключевым понятием, с которым работают специалисты по развитию кадров, выступает профессиональная осознанность [9]. Одинаково важная и для сознательного выбора своей профессии молодым человеком, и для формирования профессиональной гибкости и мобильности молодого специалиста, ориентированной на готовность к переквалификации в условиях изменений – качества нового времени, отраженного в национальных целях, и для обеспечения непрерывного профессионального саморазвития квалифицированного сотрудника со стажем.

Согласно Э. Ф. Зеер, «профессиональное становление – это развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности», которое можно определить, как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью [14, с. 9].

При рассмотрении личностного самоопределения, начиная с подросткового возраста, М. Р. Гинзбург предлагает понятие «психологического настоящего», включающее в себя два компонента: «самопознание, относящееся к ценностно-смысловой плоскости, и самореализацию – воплощение ценностей в реальной деятельности» [5].

Л. М. Митина, опираясь на положения С. Л. Рубинштейна о двух способах жизни, выделяет две модели определения себя человеком в профессиональной деятельности: «модель адаптивного поведения», имеющая алгоритмизированный характер подчинения профессионального труда внешним обстоятельствам, и «модель профессионального развития» – «осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста», что побуждает его к постоянному экспериментированию [7, с. 1-2].

Таким образом, мы можем говорить о важном месте осознанности в создании условий для профессионального развития личности. Понятие «осознанность» хотелось бы рассмотреть на сочетании определения Википедии как «непрерывного отслеживания текущих переживаний, то есть состояния, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего» [9], с уточнением от команды исследователей дополнения ­– «быть в настоящем моменте с открытым и непредвзятым восприятием того, что происходит внутри нас и вокруг нас» [12, с. 1].

Включение осознанности в профессиональную деятельность, как отмечают психологи, может принести целый ряд преимуществ [12, с. 2]:

  • улучшить концентрацию и осознанность при выполнении профессиональных задач;
  • способствовать формированию эмоциональной стабильности и управлению стрессом;
  • улучшить межличностные отношения на рабочем месте;
  • способствовать развитию лидерских качеств. 

Именно в этом контексте формирование и развитие профессиональной осознанности следует считать значимым процессом осмысления личностью своей профессиональной позиции, целей и средств ее осуществления.

В развитии профессиональной осознанности хорошим потенциалом обладает игровая деятельность. Игровая деятельность сегодня представлена многочисленными типами, формами и механиками. В контексте данной статьи, говоря о профессиональной осознанности, мы возьмем за основу устоявшееся понятие «деловой игры», которая может включать в себя различные игровые механики.

А. А. Вербицкий в качестве главного эффекта деловой игры выделяет развитие (изменение, если речь идет о действующем специалисте) профессионального сознания, адаптацию личности к современным формам организации и управления, преодоление ограничений, накладываемых организационными структурами (ролью, местом специалиста), а также жесткими стереотипами профессионального поведения. Некоторые исследователи определяют назначение деловой игры в овладении каждым участником новыми знаниями или в трансформации имеющихся знаний, мыслей и чувств в отношении осваиваемого профессионального дела, в повышении уровня своей профессиональной компетентности [2, с. 80].

С. Л. Рубинштейн отмечает, что у взрослого игра исходит из его потребностей и интересов и служит развитию определенных способностей и сторон личности. «Игра – практика развития на протяжении всего жизненного пути личности» [Цитата по: 10, с. 170].

А. А. Вербицкий также выделяет такие основные принципы игровых методов обучения взрослых, как принцип имитационного, игрового моделирования содержания профессиональной деятельности; принцип проблемности содержания; принцип совместной деятельности участников в условиях ролевого взаимодействия; принцип диалогического общения и взаимодействия игроков как необходимое условие решения игровых задач; принцип двуплановости игровой образовательной деятельности, предполагающий, что достижение игровых целей служит средством реализации целей развития личности специалиста – участника игры [2, с. 84].

Исследователь отмечает, что в деловой игре резко увеличивается объем получаемой информации отдельным участником, иногда он получает доступ к информации, недоступной в обычных рабочих условиях, знакомится с требованиями и видением других игроков. В результате понимание играющим своей роли и ее связей с другими меняется, происходит новое осознание им своих возможностей и реалий, их границ и условности. Тем самым деловая игра выступает инструментом выявления и расширения границ профессионального сознания [2, с. 76].

Еще один плюс деловой игры – возможность взглянуть на собственный профессиональный опыт глазами других, получить порой «минуту славы» от тех, кто для тебя ценен. Ведь в большинстве своем, уходя на уровень педагогического мышления, мы забываем о том, что наши педагогические цели – не учить, а вести за собой, мотивировать, что весь наш педагогический опыт строится на нашем личном опыте и увлечениях, которые находят в нем свое преломление.

Именно поэтому игра, где участник-профессионал в условиях ограниченного времени должен вспомнить интересный факт о себе, еще неизвестный его собеседнику, придумать вопрос о педагогической/профессиональной реальности для своего собеседника или оценить, как метафорично отозвался опыт других педагогов, образно переданный в высказывании, в его личном опыте. Это помогает вывести многие интересные факты из сферы неосознанного в пласт осознанного, что и позволяет говорить о работе с профессиональной осознанностью.

Представленные постулаты нам удалось подтвердить опытным путем с применением деловой игры, включающей в себя механики настольной игры (согласно Википедии, «настольная игра – игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов (инвентарем), которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. Выделяют игры со специальным полем, карточные игры» [10]), и ролевой игры с элементами проективной и проектировочной деятельности производственной игры. Данная игра была разработана как рефлексия по итогам участия во всероссийском конкурсе педагога дополнительного образования МБУДО ЦДО «Алые паруса», Абсолютного победителя Регионального конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» Ольги Андреевны Дегтяревой при методическом сопровождении Натальи Владимировны Шестаковой, Апробирована она была в рамках Городского этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в декабре 2024 года, а также курсов повышения квалификации участников Регионального этапа в 2025 году, в ходе работы по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива МБУДО ЦДО «Алые паруса» и представлена на страницах педагогических изданий различного уровня.

Сегодня достаточно широк пласт профессий типа «человек – человек», именно поэтому коммуникативные компетенции при их выборе являются одними из ключевых, поскольку позволяют транслировать когнитивные (знаниевые), поведенческие и эмоциональные установки непосредственному потребителю. В сфере образования это играет ключевую роль в поддержании привлекательного имиджа как самого педагога, так и учреждения, в котором он осуществляет свою деятельность. Но еще более важным этот вопрос становится тогда, когда педагог попадает в пространство конкурсов профессионального мастерства. Так, в рамках Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» в отдельный этап выделена «импровизация». Согласно личному опыта педагога дополнительного образования Ольги Андреевны Дегтяревой, смысловая основа этапа «импровизация» близка к определению профессиональной импровизации, данному Н. А. Сурковой: «Умение педагога действовать в нестандартных, непредвиденных профессиональных ситуациях, возникающих в ходе взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса» [15, с. 75]. При более углубленном анализе актуальность приобретают и отдельные смысловые части этого процесса. Совершенно точно необходима проявленная способность к речевой импровизации, как показатель уровня владения риторическим искусством, воплощение которого в речи говорящего транслируется через такие компоненты, как мыслительно-смысловой – умение творить мысль; стилевой – умение творить свой индивидуальный стиль и прием языковой игры. Импровизация – это творческий акт, так как рождается естественно и стихийно, но возможна она только при условии проработанности, продуманности, освоенности темы. А также это создание своего авторского индивидуального стиля, что согласуется с требованиями к участникам конкурсов профмастерства. При тотальной цифровизации и одновременном использовании одних и тех же информационных источников существует большой спрос на осмысленно выражаемое авторское «я» в педагогике.

Овладеть озвученными профессиональными компетенциями педагогам вполне возможно. Вот только делать это в индивидуальном порядке малопродуктивно, поскольку в конкурсной реальности этап «импровизация» проходит в условиях технологии дизайн-мышления, или проектного мышления, которую в отечественной и зарубежной науке рассматривают в качестве эффективного средства развития рефлексии и умения мыслить нешаблонно. По мнению Т. В. Волкодав, вслед за Т. Браун, «команда делает возможным реализацию проектов, которые не под силу одному человеку, ведь коллективный разум всегда сможет найти более рациональное решение, чем один-единственный человек. Технология дизайн-мышления опирается на естественную человеческую способность быть интуитивным, находить закономерности и придумывать идеи, которые не только эмоционально привлекательны, но и функциональны» [Цит. по: 6]. Таким образом, главной особенностью дизайн-мышления является не критический анализ, а творческий процесс, в котором самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы.

Очевидно, что главным фактором для воплощения системы дизайн-мышления в действии является наличие в коллективе сплоченной и дружественной атмосферы. Соответственно, для практического решения задачи необходимо творческое решение, отвечающее принципам человекоцентричности (от англ. human-centricity) – все решения должны быть ориентированы на конечных пользователей: детей, родителей, педагогов и других заинтересованных специалистов – и коллаборации, предусматривающей работу в коллективе.

На основе этих принципов педагогом МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска, финалистом Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям» Ольгой Андреевной Дегтяревой создана игровая технология «Педагогический дизайн», основанная на методе применения метафорических карт на педагогическую тематику, позволяющая раскрыть индивидуальный и групповой потенциал участников и подготовить их к осмысленному профессиональному росту и решению коллективных задач. Руководители и методисты могут использовать игровую технологию в качестве диагностики профессиональных и личностных качеств педагогического коллектива и отдельно взятого специалиста, что позволит в дальнейшем построить индивидуальную траекторию развития педагога, выявить проблемные области в работе с профессиональной педагогической осознанностью, обозначить необходимые точки для самообразования и творческого профессионального роста. В процессе использования данной игровой технологии участники получают возможность провести самодиагностику своего профессионального пути, актуализировать свой вклад в развитие педагогики в целом, методики преподавания своего предмета или дисциплины, а также вклад в работу учреждения. Это позволяет в дальнейшем развивать такие важные для профессионально-личностного роста качества, как уверенность в себе, творческий потенциал, осознанное отношение к педагогической деятельности как к процессу воспитания и формирования личности ребенка.

Ассоциативные метафорические карты – признанный способ изучения и осмысления человеческих ценностей, они актуализируют связь контекста обсуждаемого предмета (в данном случае – профессиональной деятельности) с личным опытом, помогают найти в глубине подсознания бессознательные впечатления, которые определяют реакцию на жизненные ситуации, помогают раскрывать и использовать внутренний потенциал, узнать себя и свои возможности. Данная технология использует психологический и творческий опыт интерпретации метафор в контексте педагогической деятельности с максимальной опорой на концептуальный опыт мировой педагогической мысли. Использование игровой технологии «Педагогический дизайн» построено на следующих компонентах:

  1. На актуализации знания мирового и российского педагогического опыта, сформировавшего современные методики и технологии образования; это позволит педагогу определить для себя концептуальные теоретические и практические инструменты из данного опыта, переосмыслить и форматировать их для использования в современной реальности в рамках своей деятельности.
  2. На принципе формулирования индивидуальных и коллективных целей и задач, которые позволят педагогу выстроить траекторию развития, взаимоотношений с обучающимися, родителями и коллегами.
  3. На возможности в психологически комфортной атмосфере обменяться опытом с коллегами, найти возможности для творческого роста и совместной проектной деятельности.
  4. На обеспечении процесса командообразования в короткий срок с целью объединения участников для последующей проектной деятельности в рамках проведения импровизационного этапа конкурсов профессионального мастерства.
  5. На раскрытии возможности осмысленной речевой импровизации на заданную тему в условиях ограниченного времени, что призвано помочь в подготовке к публичному выступлению.
  6. На обозначении и обсуждении в профессиональном кругу препятствий и проблем, которые в настоящее время не позволяют участнику развивать свой личностный потенциал в профессии. Это особенно важно, поскольку в большинстве случаев сегодня мы привыкли больше говорить об успехах, забывая, что из анализа ошибок строится по-настоящему эффективная стратегия развития. Рефлексия профессиональных неудач дает возможность психологической проработки, формирования более осмысленной позиции по отношению к своей деятельности и позиционированию себя. Но главное, в коллективном обсуждении участник может получить эмпатичную ответную реакцию, осознать, что он не один испытывает трудности. А совместное обсуждение с разных позиций (гендера, жизненного и профессионального опыта, кругозора, эрудиции, преподаваемого предмета, профессионального багажа и т. д.) поможет найти оптимальное решение и объединить участников вокруг созидательной деятельности.

Этапы игры:

Подготовительный этап. Участники делятся на команды от 5 до 10 человек. Каждый участник получает индивидуальную рабочую тетрадь с подробными инструкциями по фиксации материала, получаемого в рамках игрового процесса. Перед каждой командой располагается игровое поле и два набора метафорических ассоциативных карт на педагогическую тематику. За каждой командой закрепляется мастер игры, игротехник, наставник, роль которого – обеспечивать исполнение правил игры, регулировать общение участников в рамках заданной темы, помогать формулировать мысли, обеспечивать комфортную психологическую атмосферу.

Основной этап.

1. «Самопрезентация». Участникам отводится до 10 минут на подготовку индивидуального представления на основе модели, предложенной в рабочей тетради. Данный этап направлен на выявление личностного потенциала каждого участника.

2. «Переход на игровое поле». Участники выбирают фишку. Каждый игрок бросает кубик и передвигает свою фишку на количество ходов, согласно цифре, выпавшей на кубике. Если игроку попал «?» («вопрос»), он в течение минуты формулирует и озвучивает вслух вопрос к одному из игроков, кого выберет сам, а игрок, которому вопрос задан, отвечает на него в течение минуты (лучше, если вопросы будут касаться педагогической деятельности игрока, ее результатов, применяемых им решений в сложных педагогических ситуациях и т. д.). Если игроку выпал знак «*» («факт»), то он должен озвучить о себе факт, связанный с его педагогической деятельностью (фундаментальное убеждение, концепция, которой придерживается, метод, который считает наиболее прогрессивным/эффективным/полезным и т. д.). Если игроку выпал «!» («восклицательный знак»), то ему необходимо выбрать из колоды «метафорическую карту» и прочесть вслух информацию, которая там написана, а также интерпретировать, как он ее понимает, исходя из своих личных убеждений и профессионального опыта. Устный ответ не должен превышать одной минуты. В экспресс-варианте игра для игрока завершается после того, как он прошел весь круг и вернулся на отметку «Старт» либо пересек ее. Переход хода происходит по часовой стрелке. Если игроки располагают временем, то можно сделать так, чтобы каждый игрок прошел 2-3 круга. Важно! Игроки продолжают фиксировать в тетради свои наблюдения и характеристику тех, с кем они играют. Данный этап направлен на выявление командного потенциала.

3. «Сложности и возможности». Мастер игры перемешивает колоду карт «Сложности», после чего каждый участник команды выбирает по одной карте. Свои карты они не должны показывать другим. Эти карты будут выражать препятствие, которое на данный момент мешает развитию потенциала участника в педагогической деятельности или страх (опасение), с ней связанный. После определения очередности хода первый участник выкладывает свою карту с препятствием и в течение минуты интерпретирует, что означает данная картинка для него и как данное препятствие мешает ему. После этого один из участников, которого выберет игрок, с помощью мастера игры выбирает одну карту из колоды «Возможности» и в течение минуты интерпретирует, как информацию на карте (цитату одного из великих педагогов мира) можно трансформировать в возможности для решения препятствия первого участника. Этап завершается после того, как все участники назовут свои сложности и получат с помощью карт рекомендации от других игроков. Данный этап направлен на командообразование, раскрытие потенциала участников коллективно и корректно обсуждать проблемные вопросы, предлагать решения, исходя из своего жизненного и профессионального опыта, а также оценивать потенциал проблемного опыта других для себя.

4. Рефлексия. Мастер игры предлагает каждому в течение 2 минут провести самоанализ полученных результатов как для себя лично, так и для потенциала команды. Актуализирует внимание участников на необходимости внести все мысли и наблюдения в рабочую тетрадь. Далее участники в коллективном обсуждении определяют свои роли в общем проекте и обосновывают свой выбор. После перерыва приступают к разработке командного проекта.

 

     

     

Рисунок 1. Этапы игры «Педагогический дизайн»

 

Заимствования в игровой технологии «Педагогический дизайн»: тестирование на ведущий способ восприятия информации по В. Шиманской «Коммуникация. Найди общий язык с кем угодно» [4]; картинки «Сложности» сгенерированы с помощью нейросети. Все остальные подходы, карточки с цитатами и технология реализации игровой технологии «Педагогический дизайн» являются авторской разработкой Ольги Андреевны Дегтяревой.

Поскольку автор-разработчик в рамках апробации своей части деловой игры выступал в роли мастера, это позволило методом включенного наблюдения зафиксировать результаты влияния данной игровой технологии на участников:

  1. Они стали более открытыми друг к другу. Снизилась тревожность по поводу трансляции своего педагогического опыта (особенно неудачного) – проявленная эмпатия других игроков дала возможность осознать свою ценность и уникальность.
  2. В некоторых случаях игроки выразили готовность воспользоваться транслируемым опытом коллег в части методов развития навыков воспитанности и тайм-менеджмента у детей среднего школьного возраста.
  3. Обозначилась индивидуальная профессиональная позиция игроков, основанная на личностном знании: метафорические сравнения, примеры использования продуктов мировой педагогической мысли и удачные примеры их современной интерпретации через метапредметность.
  4. Обозначилась готовность говорить о себе и своем опыте, критически оценивать его эффективность в части реализации социального заказа и ожиданий обучающихся.
  5. Обозначились системные кризисы и проблемы (преимущественно у педагогов «серебряного и золотого» возраста), выражающиеся в неготовности к гибкости мышления и переходу на цифровизацию образовательного процесса.

Как показала наша практика, даже несложный набор ассоциативных метафорических карт с авторским наполнением при грамотной работе мастера игры позволяет открыть новые смыслы как в своей профессиональной деятельности, так и в применении командного потенциала для развития учреждения. А все потому, что в игре, при опытном сопровождении, каждый игрок раскрывается, «играет в себя», не боясь быть непонятым, непринятым, и оттого все более удивительными становятся открытия о человеке как личности и профессионале, как специалисте и «лидере общественного мнения».

Работа с карточками в процессе обсуждения, специально ориентированный игровой процесс механики настольной игры способствуют развитию умений формулировать и транслировать индивидуальные и коллективные цели и задачи, формируя коллективную профессиональную осознанность, выстраивать эффективное взаимодействие, позволяющее специалисту, вовлеченному в игру, в дальнейшем выстроить собственную траекторию развития. Так, в ходе всего двух игровых сессий участники игры открылись друг для друга и уже начали появляться горизонтальные связи, близкие по своей сути к моделям наставничества, но выстраиваемые уже на принципах профессиональной осознанности.

Организованный с учетом всех требований механики игровой процесс, сопровождаемый визуализацией, наличием личной рабочей тетради, позволяющей выстроить игровой процесс в едином смысловом поле, дает возможность создать условия для последующего осмысления каждым игроком всей полученной информации. Сначала о каждом участнике импровизированной команды, потом о ее профессиональном потенциале для работы над одной проектной целью. А в рамках проективного модуля по проектной деятельности позволяет распределить, перевести в пласт профессиональной осознанности, а затем и присвоить какие-то ключевые качества новых ролей, исходя из полученной о каждом участнике информации.

Как отмечает А. А. Вербицкий, в производственной игре «проигрываются критические ситуации, апробируются новые методы, новые позиции, анализируются слабые места в существующих системах, выявляются новые требования к специалистам, конфликты и проблемы, которые могут возникнуть, пути их разрешения» [2, с. 79]. Например, в ходе командного взаимодействия и противостояния педагоги и методисты, участники курсов повышения НИПКиПРО, работали над «переупаковкой» в четыре игровых такта по форме настоящего грантового проекта такой актуальной сегодня формы, как краткосрочная профориентационная смена для четырех категорий детей: детей, состоящих на профилактическом учете, детей-билингвов, детей-игроманов и детей, находящихся на длительном лечении. Они презентовали получившийся результат грантовой комиссии своих коллег по образовательному проектированию. С использованием проективных методик (согласно Википедии, проективные методики – один из методов психодиагностики, группа методик диагностики личности, для которых характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт) в рамках проективно-проектного модуля деловой игры мы предлагали коллегам поставить себя на место профессионалов из ключевых и современных профессий в сфере образования: специалиста по образовательной политике, руководителя образовательного учреждения, маркетолога, проектного менеджера (руководителя проекта) и др. Возможность получить реальную оценку и «финансирование» позволило всем участникам со стороны взглянуть на важность не только правильной проработки и упаковки, но и презентации своего проекта. В каждом конкретном случае под аудиторию выбирается объем и сложность проектного задания.

По итогам апробации предлагаемой деловой игры, можно говорить о том, что проективно-проектный модель в направлении работы с профессиональной осознанностью позволил нам усилить эффективность игровой технологии «Педагогический дизайн» и мотивировать участников к «осознанию своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста», по Л. М. Митиной, создать предпосылки для формирования профессиональной гибкости и мобильности, когда в игровой ситуации игрокам было «не страшно», по их признанию, выйти из личной профессиональной роли, подтвержденной опытом и достижениями, и даже личным брендом, и взглянуть на ситуацию другими глазами [Цит. по: 3, с. 1-2]. Также игровые технологии позволили педагогам перейти от педагогического творчества к пониманию социального проектирования с созданием реального продуктового решения. Так, например, итогом трех игровых сессий по 2 часа (именно в таком объеме происходит реализация полного цикла предлагаемой деловой игры), проведенных с педагогическим коллективом Центра дополнительного образования «Алые паруса», были «под ключ» разработаны три актуальных социально-значимых проекта, один из которых был представлен на грантовый конкурс «Т-Банка».

Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о высоком потенциале для профессиональной перезагрузки команды учреждения при игровом процессе выстраивания работы с профессиональной осознанностью.

 

Литература

 

  1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента РФ В.В. Путина №309 от 07.05.2024. – Электронный ресурс. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73986  (дата обращения: 24.02.2025).
  2. Вербицкий А. А. Деловая игра как форма контекстного обучения и квазипрофессиональной деятельности студентов. – Электронный ресурс. –  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-forma-kontekstnogo-obucheniya-i-kvaziprofessionalnoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения: 24.02.2025).
  3. Елдышова О. А. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 7. – С. 101-102. – Электронный ресурс. – URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5223 (дата обращения: 24.02.2025).
  4. Коммуникация. Найди общий язык с кем угодно. – М.: Издательство «Альпина.Дети», 2023. – 152 с. – ISBN: 978-5-9614-9187-6.
  5. Личностное самоопределение. Википедия. – лектронный ресурс. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 24.02.2025).
  6. Марков С. Дизайн-мышление – новый способ видения и творческого решения проблем. – Электронный ресурс. – URL: https://geniusrevive.com/dizajn-myshlenie-novyj-sposob-videniya-i-tvorcheskogo-resheniya-problem/ (дата обращения: 24.02.2025).
  7. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1997/974/974028.htm  (дата обращения: 24.02.2025).
  8. Михайлов Ю. Г. Специфика «игры» в контексте обучения взрослых. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-igry-v-kontekste-obucheniya-vzroslyh (дата обращения: 24.02.2025).
  9. Моисеева В. С., Рыкман Л. В. Осознанность и профессионально-личностное самоопределение. – Электронный ресурс. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/117574/1/978-5-7996-3516-9_2022_135.pdf (дата обращения: 24.02.2025).
  10. Настольная игра. Википедия. – Электронный ресурс. – URL: https://ru.wikipedia.org/  (дата обращения: 24.02.2025).
  11. Осознанность. Википедия. – Электронный ресурс. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 24.02.2025).
  12. Осознанность в профессиональной деятельности: путь к успеху и благополучию. Википедия. – Электронный ресурс. – URL: https://www.b17.ru/blog/381689/ (дата обращения: 24.02.2025).
  13. Проективные методики. Википедия. – Электронный ресурс. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 24.02.2025).
  14. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с. – Электронный ресурс. –  URL: https://kirovipk.ru/sites/default/files/dokumenty/zeer_e.f._psihologiya_professiy.pdf (дата обращения: 24.02.2025).
  15. Суркова Н. А. Актуальные векторы профессионального развития педагогов дополнительного образования: импровизация в игротехнике // Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». – Челябинск: ЧИПКИПРО, 2021. – Вып. 1 (46). – С.75-85. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-vektory-professionalnogo-razvitiya-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya-improvizatsiya-v-igrotehnike (дата обращения: 24.02.2025).
Количество просмотров: 85  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование и развитие понятийного мышления – важнейшая образовательная задача № 34 (2), июнь 2025
2. Игровые технологии как эффективный инструмент в развитии профессиональной осознанности № 34 (2), июнь 2025
3. Метод таблиц как эффективный инструмент разработки программ дополнительного образования детей № 34 (2), июнь 2025
4. Профессиональные компетенции воспитателей ДОО в области коррекционно-развивающей работы с детьми «группы риска» № 34 (2), июнь 2025
5. Организация наставнической деятельности в многопрофильном учреждении дополнительного образования № 33 (1), март 2025
6. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации МАУ ДПО «НИСО» «Содержательные аспекты преподавания модуля "Основы православной культуры" учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"» № 33 (1), март 2025
7. Профессионализм педагога дополнительного образования как условие развития современного учреждения дополнительного образования № 33 (1), март 2025
8. Открытый межрегиональный конкурс методических материалов «Секрет успеха» как модель повышения профессионального мастерства педагогических работников № 33 (1), март 2025
9. Проектирование урока: устранение профессиональных дефицитов учителей естественно-научного цикла и географии № 33 (1), март 2025
10. Развитие системы дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки № 33 (1), март 2025
11. Научно-методический журнал «Управление развитием образования»: анализ деятельности и роль в развитии профессионального сообщества педагогов № 32 (4), декабрь 2024
12. Сетевые педагогические издания как эффективный ресурс развития профессионального мастерства педагогов № 32 (4), декабрь 2024
13. Обобщение педагогического опыта посредством участия в издательской деятельности № 32 (4), декабрь 2024
14. Наставничество в образовательной организации – предиктор профессионального становления молодых педагогов № 32 (4), декабрь 2024
15. Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ № 32 (4), декабрь 2024
16. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
17. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
18. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
19. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
20. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск

Страницы