Научно-методический журнал «Управление развитием образования»: анализ деятельности и роль в развитии профессионального сообщества педагогов

 

Молокова Ирина Сергеевна,

кандидат педагогических наук, старший методист МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Irina S. Molokova,

candidate of pedagogical sciences, senior methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Протченко Надежда Александровна,

методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Nadezhda A. Protchenko,

methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

Научно-методический журнал «Управление развитием образования»: анализ деятельности и роль в развитии профессионального сообщества педагогов

Scientific and methodological journal «Education development management»: analysis of activities and role in development of the professional community of teachers

В статье представлен анализ деятельности научно-методического журнала «Управление развитием образования». Описана история журнала с момента основания. Проведен статистический анализ авторского состава, материалов издания, наполнения рубрик. Отмечена роль издания в развитии педагогического сообщества.

Ключевые слова: педагогическая пресса, научно-методический журнал, педагогическое сообщество, повышение качества образования.

The article presents an analysis of the activities of the scientific and methodological journal «Education Development Management». The history of the journal since its foundation is described. A statistical analysis of the authors, publication materials, and content of the headings is conducted. The role of the publication in the development of the teaching community is noted.

Keywords: pedagogical press, scientific and methodological journal, improving the quality of education.

 

Педагогическая периодика играет значимую роль в развитии образования и служит важным инструментом поддержки и развития профессионального сообщества педагогов. Такие издания предоставляют платформу для обмена опытом в области педагогики, открывая доступ к новейшим исследованиям и разработкам, аналитическим и информационным материалам, тем самым позволяют всем участникам образовательного процесса гибко выстраивать собственный профессиональный путь, что в конечном итоге способствует повышению качества образования.  

В данной статье мы проведем редакторский анализ одного из таких изданий – научно-методического журнала (сетевого издания) «Управление развитием образования», учредителем и издателем которого является МАУ ДПО «Новосибирский Институт Современного Образования».  Главный редактор – Молокова Ирина Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший методист МАУ ДПО «НИСО», Почетный работник сферы образования РФ.

Сетевое издание «Управление развитием образования» предназначено для распространения и популяризации достижений в управлении, педагогике и методике образования, анализа инновационных процессов, обсуждения проектных инициатив и оценки эффективности нововведений разного уровня.

Целевой аудиторией журнала являются руководители и педагоги образовательных учреждений Российской Федерации, преподаватели высших учебных заведений, специалисты методических служб и представители муниципальных органов управления образования, ученые, студенты, а также те, кого интересуют вопросы современного российского образования. 

Журнал «Управление развитием образования» начал издаваться в 2010 году как периодическое печатное издание. На протяжении ряда лет журнал развивался и совершенствовался, предоставляя педагогам новые возможности для обмена опытом и знаниями, для чего в 2023 году был переведен в электронный формат и зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (серия Эл № ФС77-86152 от 13 октября 2023 г.).

Поскольку важнейшим фактором успешного функционирования любого издания в современном медиапространстве становится его выход на новые платформы, был создан сайт журнала: https://uronsk.ru/, на котором размещена вся необходимая информация, включая электронную форму подачи статей в редакцию [5].

В 2021 году издание было зарегистрировано в национальной информационно-аналитической системе «Российский индекс научного цитирования». Все статьи, публикуемые в журнале, передаются для размещения в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/). Это крупнейшая в России электронная библиотека научных публикаций, обладающая богатыми возможностями поиска и анализа научной информации. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ) – созданным по заказу Минобрнауки РФ бесплатным общедоступным инструментом измерения публикационной активности ученых и организаций [3]. Изданию присвоен международный код ISSN (2225-7055).

К настоящему моменту опубликован 31 выпуск журнала. Периодичность выхода номеров до 2023 года составляла 2 выпуска в год, сейчас ежегодно выпускается четыре номера (1 – март, 2 – июнь, 3 – сентябрь, 4 – декабрь).

За 14 лет авторами журнала стали более тысячи человек: педагоги и студенты, представители органов управления образования, методисты и руководители образовательных учреждений города Новосибирска, области и других регионов России (так, в 2024 году опубликованы работы авторов из Москвы, Тольятти, Саранска, Тюмени, Волгограда, Красноярска, Свердловской области). 

Изучив авторский состав издания, можно утверждать, что основную категорию составляют руководители общеобразовательных, дошкольных учреждений, их заместители (23 %), а также учителя общеобразовательных организаций (22 %). На третьем месте по количеству опубликованных материалов – методисты разных организаций: МАУ ДПО «НИСО», ОО, ДОУ, организаций дополнительного образования (15 %). Равное количество статей опубликовали воспитатели дошкольных учреждений и педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, тьюторы (по 12,5 %).  Немногочисленную категорию авторов составляют педагоги дополнительного образования, деятели науки, преподаватели ВУЗов и студенты (рисунок 1). Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что журнал пользуется спросом прежде всего среди управленческого персонала и педагогических работников.

Рисунок 1. Авторский состав сетевого издания

«Управление развитием образования»

 

Основная задача сетевого издания «Управление развитием образования» – оказание действенной и эффективной поддержки всем участникам образовательного процесса. На это направлены четыре рубрики журнала: «Образовательный менеджмент: актуальные тенденции развития», «Методика обучения и воспитания», «Профессиональное развитие», «Государственно-общественное управление». Рассмотрим каждую из них более подробно.

1.                 «Образовательный менеджмент: актуальные тенденции развития». В рубрике представлены материалы, освещающие совокупность стратегий, методов, организационных моделей и технологических подходов к эффективному управлению образовательными учреждениями.

Статьи, размещенные в этом разделе, посвящены анализу сопровождения образовательных организаций в вопросах повышения качества образования, проведению оценки эффективности мер, направленных на это; рассматриваются факторы риска и причины школьной неуспешности. Обозначены общие тенденции развития муниципальной системы образования, общеобразовательных учреждений в рамках единого оценочного пространства Новосибирской области и Российской Федерации. Представлен опыт реализации региональных проектов, описана работа экспериментальных площадок, инновационных практик образовательных организаций и т. д. Например, описана реализация кураторской методики в работе со школами с низкими образовательными результатами, система работы по построению диалога культур в полиэтнических школах, проект «Специализированный класс», «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования», Модель «Школа – навигатор будущего» и многие другие.

Материалы рубрики предназначены в первую очередь руководителям образовательных организаций, их заместителям и методистам для принятия управленческих и организационных решений, направленных на повышение качества образования.  

2.                 «Методика обучения и воспитания».

Каждый педагог находится в постоянном творческом поиске, апробирует новые технологии, сочетает разные формы работы, что приводит к развитию его личностных и профессиональных качеств [6]. Одним из путей такого поиска является чтение профессиональной литературы, изучение работ коллег и распространение собственного педагогического опыта. Рубрика «Методика обучения и воспитания» направлена именно на это.

В данном разделе размещаются статьи, в которых представлены лучшие практики и теоретические исследования, результаты педагогической деятельности и современные подходы к организации учебного и воспитательного процесса.

Рубрика самая большая по наполненности материалами, которые адресованы педагогам общеобразовательных и дошкольных организаций для того, чтобы они могли, обмениваясь опытом, совершенствовать свои методы преподавания и воспитания, разрабатывать новые подходы к обучению и оцениванию, а также повышать качество образования в целом.

Здесь публикуются не просто методические разработки, а статьи практикующих педагогов, представляющие собой описание опыта с использованием новых технологий и нестандартных педагогических приемов, упражнений, авторских пособий и других средств обучения и воспитания.

 Много материалов посвящено работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и их семьями. Представлен опыт по повышению уровня функциональной грамотности обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности, организации работы школы по профессиональному самоопределению детей. Педагоги делятся мастерством в области инклюзивного, дополнительного, образования, коррекционно-развивающего обучения, проектно-исследовательской, творческой и патриотической деятельности, подготовки к экзаменам, работы в классах с полиэтническим составом, формирования ценностно-смысловых ориентиров обучающихся, создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ и многое другое.   

3.                 «Профессиональное развитие» – рубрика, посвященная вопросам профессионального роста, развития и повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций.

Профессиональное развитие педагогов имеет огромное значение и является необходимым условием педагогический деятельности, поскольку оно напрямую влияет на качество образования.

Материалы раздела разнообразны. Это статьи, посвященные изучению образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров ОО города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ курсов повышения квалификации; материалы с  описанием опыта работы по организации системы курсовой подготовки в условиях введения ФГОС, представлены модели повышения профессиональной компетентности педагогов в контексте непрерывности профессионального развития, личностно-ориентированного подхода, принципов поликультурности.

Система наставничества сегодня играет ключевую роль в профессиональном развитии начинающих специалистов. С первых дней работы молодых педагогов в образовательной организации важно успешно решать задачи их профессионально-личностного развития, выявлять типичные профессиональные трудности, устранять обнаруженные пробелы и развивать необходимые педагогические компетенции [4]. Наставничество позволяет опытным педагогам делиться своими знаниями и опытом с молодыми коллегами, помогая им быстрее адаптироваться к работе и успешно справляться с профессиональными задачами. В рубрике имеются работы, охватывающие эту деятельность: от поиска оптимальной формы организации наставничества до создания его нестандартной модели.

Одним из важных условий профессионального развития педагога является участие учителя в конкурсах педагогического мастерства. В настоящей рубрике имеются материалы, посвященные этому виду деятельности: от исследования вовлеченности городских педагогов в конкурсное движение до изложения личного опыта участия в конкурсах профессионального мастерства.

Публикации раздела «Профессиональное развитие» предназначены для руководителей образовательных организаций, их заместителей и методистов для принятия решений, направленных на мотивирование педагогов к саморазвитию, повышению уровня своего профессионализма и представления его педагогическому сообществу.

4.                 Рубрика «Государственно-общественное управление» демонстрирует практики общественного участия в управлении образованием в современных условиях.

Так, в одном из номеров журнала представлен анализ деятельности департамента образования мэрии города Новосибирска, отмечены основные направления работы, достижения и результаты, определены задачи на перспективу.

Данная информация может быть полезной как для педагогического сообщества, так и для родителей, представителей общественных организаций и иных заинтересованных сторон, заботящихся о современном образовании.

 

Рассмотрим количественную наполненность рубрик издания материалами. С момента основания журнала в нем было опубликовано более 1100 статей. Диаграмма «Распределение статей журнала по рубрикам» (рисунок 2) демонстрирует, что наибольшее количество публикаций приходится на вторую рубрику издания – «Методика обучения и воспитания» – и составляет 67 % опубликованных материалов. Это свидетельствует о том, что журнал успешно реализует свою функцию по формированию и развитию профессионального педагогического сообщества.

 

Рисунок 2. Распределение статей по рубрикам журнала

 

Прием статей для публикации в журнале осуществляется в электронном формате. На веб-сайте издания размещены требования к предоставляемым материалам, а также доступна электронная форма подачи статей в редакцию, что значительно упрощает процесс подготовки публикаций для авторов.

Все поступающие в редакцию статьи подвергаются проверке на соответствие требованиям, установленным для размещения материалов в системе РИНЦ. Решение о публикации принимается экспертами редакторской коллегии, которые проводят тщательный анализ представленных работ. В каждой рубрике действуют специалисты с ученой степенью кандидата наук, это обеспечивает высокий уровень экспертизы.

В заключение еще раз отметим, что сетевое издание «Управление развитием образования» представляет собой современную площадку для проведения инновационных педагогических исследований, обмена практическими наработками, а также технологиями управления, которые могут служить основой для принятия управленческих решений в образовательной сфере. Усилия редакции журнала и дальше будут направлены на продолжение диалога с педагогическим сообществом, предоставление возможности для повышения профессиональной компетенции участникам образовательного процесса в контексте модернизации российской системы образования.

 

Литература

 

1.   Высоцкая Е. Самообразование и профессиональная пресса // Библиополе. – 2011. – № 2. –  С. 6-10.

2.   Ковшова А. А. Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 07. С. 1-12. – Электронный ресурс. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211047.htm  (дата обращения: 05.12.2024).

3.   Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Электронный ресурс. – URL: https://elibrary.ru/elibrary_about.asp (дата обращения: 22.12.2024).

4.   Панова В. Н. Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования / В. Н. Панова // Образование и воспитание. – 2020. – № 1. – С. 46-48. – Электронный ресурс. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4788/ (дата обращения: 05.12.2024).

5.   Сетевое издание «Управление развитием образования». – Электронный ресурс. – URL: https://uronsk.ru/ (дата обращения: 22.12.2024).

6.   Синицкая Н. Непрерывное профессиональное образование / Н. Синицкая // Высшее образование в России. – 2020. – 35 с.

Количество просмотров: 20  

Добавить комментарий

Target Image
1. Научно-методический журнал «Управление развитием образования»: анализ деятельности и роль в развитии профессионального сообщества педагогов № 32 (4), декабрь 2024
2. Сетевые педагогические издания как эффективный ресурс развития профессионального мастерства педагогов № 32 (4), декабрь 2024
3. Обобщение педагогического опыта посредством участия в издательской деятельности № 32 (4), декабрь 2024
4. Наставничество в образовательной организации – предиктор профессионального становления молодых педагогов № 32 (4), декабрь 2024
5. Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ № 32 (4), декабрь 2024
6. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
7. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
8. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
9. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
10. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
11. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
12. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
13. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
14. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск
15. Стратегическая сессия как форма эффективного профессионального взаимодействия с руководителями ММО №29/2024 Новосибирск
16. ПАТЕРНАЛИЗМ В ПЕДАГОГИКЕ: АНАЛИЗ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО №29/2024 Новосибирск
17. ВЗРАЩИВАЯ ТАЛАНТ – ФОРМИРОВАТЬ ОПЫТНОСТЬ. По материалам открытого городского конкурса профессионального мастерства в области образования «Педагогические таланты» №28/2023 Новосибирск
18. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ №28/2023 Новосибирск
19. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА МОЛОДОГО ИЛИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО УЧИТЕЛЯ. РОЛЬ МЕТОДИСТА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА №28/2023 Новосибирск
20. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ №28/2023 Новосибирск