Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога

 

Лукьяненко Екатерина Андреевна,

методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Ekaterina A. Lukyanenko,

methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога

Participation in the «Teacher of the Year» competition as a means of self-realization for teachers

В статье описан личный опыт участия в конкурсе «Учитель года». Автор анализирует влияние этого конкурса на профессиональное развитие и повышение квалификации педагогов, а также на распространение инновационного опыта и профессиональное самоопределение.

Ключевые слова: профессиональный педагогический конкурс, подготовка к педагогическим конкурсам, творческая деятельность педагога, учитель года.

 

Tthe article examines the author's personal experience of participating in the «Teacher of the Year» competition. The author analyzes the impact of this competition on the professional development and professional development of teachers, as well as on the dissemination of innovative experience and professional self-determination.

Keywords: professional pedagogical competition, preparation for pedagogical competitions, creative activity of a teacher, teacher of the year.

 

Профессиональное развитие педагога и совершенствование его методической компетентности – это целенаправленный процесс, оказывающий влияние на качественные изменения всех элементов образовательной деятельности. Одним из важнейших условий профессионального развития педагога является участие учителя в конкурсах педагогического мастерства. Творческий характер подготовки к конкурсам создает предпосылки для артпедагогических изменений повседневного труда педагога [2, 3].

В современном мире, где образование играет ключевую роль в формировании будущего общества, профессия учителя становится всё более значимой и востребованной. Учителя не только передают знания и навыки своим ученикам, но и помогают им раскрыть свой потенциал, развить таланты и стать активными членами общественной жизни. Одним из способов профессионального роста и самореализации для учителей является участие в конкурсах педагогического мастерства, таких как «Учитель года».

Конкурс «Учитель года» – это возможность для педагогов проявить свои лучшие качества, продемонстрировать достижения и поделиться опытом с коллегами. Конкурс нацелен на выявление талантливых учителей, распространение педагогического опыта лучших учителей города Новосибирска в соответствии с современными тенденциями развития российского образования. Участие в таком конкурсе требует от учителя серьёзной подготовки, которая включает в себя разработку и проведение урока, внеклассного мероприятия, написание педагогического диктанта, мастер-класс, ответы на проблемные вопросы и демонстрацию авторского опыта в решении актуальных педагогических проблем.

В данной статье описывается опыт участия в районном (отборочном) этапе городского конкурса «Учитель года-2023».

Неоценимую помощь участникам конкурса оказывает Новосибирский Институт Современного Образования, организующий цикл семинаров, в ходе которых происходит знакомство с критериями оценок конкурсных испытаний, демонстрация успешного опыта фасилитаторами – лауреатами и победителями разных этапов конкурса «Учитель года» прошлых лет.

В процессе работы на семинарах потенциальные участники конкурса имеют возможность задать уточняющие вопросы, знакомятся друг с другом, формируется атмосфера здоровой конкуренции. Работа на семинарах помогает качественно подготовиться к конкурсу, правильно оценить свои возможности.

Много нового узнают участники семинаров о критериях оценки конкурсных заданий, а также получают полезные советы от опытных педагогов. Атмосфера здоровой конкуренции мотивирует работать над собой и улучшать свои навыки. Семинары организованы таким образом, чтобы каждый участник мог получить для себя максимальную пользу. Опытные педагоги-фасилитаторы делятся своим опытом, рассказывают о своих трудностях и успехах. Они помогают участникам понять, как важно постоянно развиваться и совершенствовать свои навыки, чтобы быть успешным педагогом. Благодаря семинарам педагоги-участники могут лучше понять требования конкурса, на что обратить внимание, какие задания могут вызвать трудности и как их преодолеть, разработать стратегию подготовки.

Первый тур Конкурса состоял из трёх конкурсных испытаний: «Педагогический диктант», «Разговор со школьниками» и «Урок».

В первом испытании конкурсантам предстояло продемонстрировать самостоятельно осмысленные педагогические принципы и подходы к образованию, способность соотносить опыт отечественной педагогики с собственным профессиональным опытом, умение обрабатывать информацию. Целью конкурсантов являлось создание рукописного авторского текста, содержащего решения педагогических задач, разработанных на основе зачитанного ведущим отрывка из произведения основоположника научной педагогики в России К. Д. Ушинского. Работа продолжалась 180 минут. Это испытание было сложным и требовало от участников глубоких знаний и понимания принципов педагогики. Необходимо было не только проанализировать отрывок из произведения, но и применить его идеи к современным условиям образования. Благодаря тщательной подготовке, изучению работ К. Д. Ушинского и современных педагогических подходов. Справиться с этим заданием и создать качественный рукописный текст удалось. В авторском тексте было рассмотрено, как идеи К. Д. Ушинского о важности развития личности ребёнка могут быть применены в современной школе, а также предложены конкретные методы и приёмы, которые могут помочь учителям реализовать эти идеи на практике.

Следующим конкурсным испытанием стал «Разговор со школьниками», где нам требовалось продемонстрировать профессионально-личностные компетенции в области воспитания и социализации школьников. Для каждого при помощи онлайн-жеребьёвки, проведённой за неделю до мероприятия, определялась социально значимая тема для обсуждения. Членами жюри оценивались глубина и уровень раскрытия этой темы, коммуникативная культура конкурсантов, умение установить контакт в незнакомом классе. Это непростое испытание. Для его прохождения заранее были изучены возможные темы, подготовлены аргументы и примеры из собственного опыта. Получив тему, участники начали подготовку: необходимо было установить с контакт с детьми и вовлечь их в обсуждение, задавая вопросы, слушая ответы и предоставляя возможность высказать своё мнение. Нужно быть открытым и дружелюбным, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно. Это испытание дало возможность продемонстрировать компетентность в вопросах воспитания и социализации. Получилось заинтересовать школьников темой и вызвать у них желание обсуждать её. После испытания члены жюри отметили глубину понимания темы, коммуникативную культуру и умение установить контакт со школьниками.

Самым важным, ответственным и волнительным испытанием для каждого участника стал «Урок». Ведь именно урок является главной формой организации учебно-воспитательного процесса.

«Урок» проходил в том же классе, что и «Разговор», на базе одной из утверждённых оргкомитетом образовательных организаций. После него каждый конкурсант проводил самоанализ урока, обосновывая применение методических подходов, приёмов и технологий, отмечая сильные стороны; отвечая на вопросы членов жюри. Это испытание было сложным и напряжённым, но предварительная подготовка и здесь помогла: заранее была продумана структура и содержание урока, составлена технологическая карта, а также подготовлены необходимые материалы и оборудование. С самого начала занятия была создана доброжелательная и творческая атмосфера, в процессе урока были использованы разнообразные методы и приемы для мотивации учеников, вовлечения их в активную работу. В ходе урока использовались различные наглядные материалы, такие как презентации, видеофрагменты и раздаточные материалы. Это помогло ученикам лучше усвоить информацию и лучше её запомнить. Также применялись интерактивные методы обучения, такие как работа в парах и группах, дискуссии и ролевые игры. Это позволило ученикам активно участвовать в процессе обучения и затем провести успешную рефлексию. После проведенного урока члены жюри отметили методическую грамотность, способность создавать условия для развития учеников и коммуникативную культуру педагога. Были даны подробные и аргументированные ответы на вопросы жюри о подходе к обучению: почему выбраны именно эти методы и приёмы обучения, и какие результаты они дали.

Ко второму туру, состоящему из двух испытаний – «Мастер-класс» и «Вопрос учителю года» – были допущены самые успешные участники.

 «Мастер-класс» заключался в проведении учебно-методического занятия с коллегами, где демонстрировалось мастерство конкурсанта в области трансляции своего педагогического опыта, доказавшего эффективность в практической работе. Была проведена тщательная подготовка к мастер-классу: продумана его структура, содержание и форма проведения. Хотелось не просто поделиться своим опытом, но и вовлечь коллег в активное обсуждение, чтобы они могли задать вопросы и высказать свои идеи. Важно было продемонстрировать не только теоретический аспект, но и показать практический результат. Мастер-класс прошёл успешно. Коллеги высоко оценили представленный опыт и поблагодарили за возможность узнать что-то новое. Они отметили способность автора доступно и интересно объяснять сложные вещи, а также открытость и готовность делиться своими знаниями. Таким образом произошёл продуктивный обмен педагогическими практиками, конкурсанты пополнили свои методические копилки новыми приёмами работы и интересными идеями.

Далее конкурсантам предстояло ответить на «Вопрос учителю года» от интервьюеров из числа ученической, студенческой, родительской и профессиональной общественности в формате пресс-конференции. Каждый из участников продемонстрировал свою конструктивную позицию по поставленным проблемам, предложил пути решения. Важно в это время быть спокойным и собранным, отвечать на вопросы чётко и уверенно, аргументируя свою точку зрения, анализируя проблемы, предлагать решения с опорой на личный опыт или опыт образовательной организации.

Третий, финальный, тур включал в себя одно испытание – «Слово учителю». В формате публичных выступлений финалисты транслировали своё понимание педагогически целесообразных идей и подходов в решении актуальных задач образования. Это было самое ответственное и волнительное испытание, ведь именно оно должно было определить победителя конкурса.

В финальном выступлении нами было отмечено, как важно для учителя быть открытым новому, постоянно развиваться и совершенствоваться, озвучены планы на будущее, чему хотелось бы научить учеников, обозначены достижения и неудачи. Члены жюри и коллеги по конкурсу отметили, что представленный опыт может быть полезен другим учителям.

Участие в конкурсе стало важным этапом в моей профессиональной жизни. Оно позволило понять, что учитель – это не просто человек, который передаёт знания, но и тот, кто помогает детям найти своё место в жизни, раскрыть свои способности и реализовать свой потенциал. Конкурс «Учитель года» позволил увидеть свои сильные и слабые стороны, определить направления для дальнейшего развития и совершенствования. Одним из главных преимуществ участия в конкурсе является возможность общения с другими педагогами, обмена опытом и идеями. Мы обсуждали новые методики обучения, делились своими успехами и неудачами, вместе искали пути решения сложных педагогических задач. Уверены, что это общение помогло каждому участнику расширить свой кругозор, вдохновило на новые проекты и идеи. Кроме того, участие в конкурсе способствует личностному росту. Это проявляется в том, что мы научились справляться со стрессом, преодолевать страх перед публичными выступлениями, быть более уверенными в себе. Эти навыки необходимы не только в работе, но и в повседневной жизни.

Таким образом, конкурс «Учитель года» является не только средством самореализации, но и стимулом к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Он помог понять, что была выбрана правильная профессия, которая позволяет не только передавать знания, но и помогать детям становиться лучше.

 

Литература

 

1. Капалкина Ю. А. Факторы, влияющие на успешность в конкурсах профессионального мастерства // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. – 2023. – № 2 (22). – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-uspeshnost-v-konkursah-professionalnogo-masterstva (дата обращения: 04.09.2024).

2. Ковшова А. А. Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития педагога // Концепт. – 2021. – № 7. – лектронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkursy-pedagogicheskogo-masterstva-kak-instrument-professionalnogo-razvitiya-pedagoga (дата обращения: 03.09.2024).

3. Лобанов В. В. Как побеждать в педагогических конкурсах (от творчества личности к профилю коллектива) // Проблемы современного образования. – 2024. – № 1. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-pobezhdat-v-pedagogicheskih-konkursah-ot-tvorchestva-lichnosti-k-profilyu-kollektiva (дата обращения: 02.09.2024).

Количество просмотров: 105  

Добавить комментарий

Target Image
1. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска
2. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства
3. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога
4. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект
5. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ
6. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС
7. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации
1. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
2. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
3. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
4. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
5. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
6. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
7. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
8. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
9. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск
10. Стратегическая сессия как форма эффективного профессионального взаимодействия с руководителями ММО №29/2024 Новосибирск
11. ПАТЕРНАЛИЗМ В ПЕДАГОГИКЕ: АНАЛИЗ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО №29/2024 Новосибирск
12. ВЗРАЩИВАЯ ТАЛАНТ – ФОРМИРОВАТЬ ОПЫТНОСТЬ. По материалам открытого городского конкурса профессионального мастерства в области образования «Педагогические таланты» №28/2023 Новосибирск
13. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ №28/2023 Новосибирск
14. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА МОЛОДОГО ИЛИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО УЧИТЕЛЯ. РОЛЬ МЕТОДИСТА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА №28/2023 Новосибирск
15. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ №28/2023 Новосибирск