Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект

 

Глухоедова Надежда Николаевна,

кандидат филологических наук, старший методист МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Nadezhda N. Glukhoedova,

candidate of philological sciences, senior methodologist of MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Юшкова Наталья Александровна,

старший методист МАУ ДПО «Новосибирский институт современного образования», Новосибирск, Российская Федерация

Natalia A. Yushkova,

senior methodologist of the MAU DPO «Novosibirsk institute of modern education», Novosibirsk, Russian Federation

 

Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект

Model of training teachers to work with children of migrants: methodological aspect

В статье рассматриваются методические проблемы, связанные с подготовкой педагогов для работы с детьми-мигрантами в современном образовательном пространстве, раскрыты причины, вызывающие трудности в этой деятельности, предприняты попытки обоснования актуальных направлений ее совершенствования. Предложена модель повышения профессиональной компетентности педагогов в контексте непрерывности профессионального развития, личностно-ориентированного подхода, принципов поликультурности.

Ключевые слова: дети мигрантов, уровень владения русским языком, повышение профессиональной компетентности, модель, поликультурность.

 

The article discusses methodological problems associated with the training of teachers to work with migrant children in the modern educational environment, reveals the reasons causing difficulties in this activity, аttempts have been made to substantiate current directions for its improvement. A model for increasing the professional competence of teachers is proposed in the context of continuity of professional development, personality-oriented approach, and principles of multiculturalism.

Keywords: Children of migrants, level of Russian language proficiency, increasing professional competence, model, multiculturalism.

 

Введение. В течение двух последних десятилетий в городе Новосибирске, как и в большинстве крупных городских центров, отмечается появление потока беженцев, вынужденных переселенцев и мигрантов, дети которых обучаются в российских образовательных учреждениях. Возрастает численность детей мигрантов, не владеющих или слабо владеющих русским языком, как основным языком реализации основных общеобразовательных программ. В связи с чем проблематика подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов выступает как целенаправленная методическая стратегия. Авторы отмечают, что методический аспект подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов отражает процесс изменений в непрерывном повышении квалификации, что позволяет корректировать компоненты педагогического процесса. Задача учреждений дополнительного профессионального образования заключается в том, чтобы, во-первых, предложить учителям спектр возможностей и оказать помощь в выборе обучения; во-вторых, декомпозировать процесс повышения профессионального мастерства.

Цель исследования – на основе анализа проблемы, уровня владения русским языком детьми мигрантов, учитывая ресурсы и возможности муниципальной системы образования города Новосибирска представить модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов.

Актуальность исследуемой проблемы. В городе Новосибирске вопросы обеспечения адаптации, социализации и обучения иностранных несовершеннолетних граждан особо актуальны для муниципальной системы образования. В 2023/2024 учебном году в школах Новосибирска обучается более 4500 детей с миграционной историей. Наибольшее количество из них в возрасте от 7 до 16 лет. Около 50 % детей данной категории – подростки. Количественный состав детей данной категории в школах неоднороден и зависит от локализации проживания национальных диаспор. Наибольший миграционный прирост дают граждане Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана. Большинство таких детей составляют дети из семей граждан государств-членов СНГ, в том числе работающих в рамках совместных экономических программ Евразийского экономического союза, а также международных трудовых мигрантов, преимущественно из сопредельных стран [10, 7]. «Оказавшись на территории с иным укладом жизни, языковыми, социальными, культурными традициями и установками, дети с международной миграционной историей испытывают значительные трудности в адаптации к чуждой для них среде. И площадками первичной социализации и адаптации для них являются общеобразовательные организации, которые испытывают на себе дополнительную нагрузку в связи с появлением контингента детей – носителей иных национальных и культурных традиций, языка, менталитета» [12, 65].

В некоторых школах доля обучающихся с международной миграционной историей составляет 50-70 %. Анализ проблем адаптации и социализации детей иностранных граждан в образовательном пространстве города Новосибирска показал, что достаточно большое число детей мигрантов плохо владеют (или совсем не владеют) русским языком. Освоение русского языка начинается только после того, как они оказались в русскоязычной и поликультурной среде. Знание русского языка данной категории детей ограничено рамками примитивного бытового общения, и этого знания крайне недостаточно для качественного усвоения образовательных программ. В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения [13, 5], каждый из обучающихся должен получить и подтвердить предметные результаты по русскому языку. Таким образом, педагогам приходится осваивать новые компетенции, необходимые для работы с детьми мигрантов. Актуальность проблемы подтверждают исследования Б. А. Булгаровой, Д. Н. Рубцовой, Н. М. Румянцевой, Ю. А. Воропаевой: «При этом существующая в настоящее время школьная методика обучения не предполагает наличия в классе иностранцев, не владеющих русским языком. Таким образом, учитель вынужден вести предметные занятия, ориентируясь и на носителей русского языка, и на нерусскоязычных школьников одновременно или игнорируя последних. В такой ситуации возникает ряд методических, психологических и этических проблем» [4].

Теоретическая основа исследования. Теоретические выкладки основаны на концепции этнопедагогизации системы образования (Г. Н. Волков, Л. Н. Бережнова, М. Б. Кожанова, В. С. Кукушин, Д. И. Латышина, Г. В. Нездемковская, Г. В. Палаткина, С. К. Фёдорова, Р. З. Хайруллин, Ф. П. Харитонова и др.); идеи непрерывного и дополнительного профессионального образования (С. Г. Вершловский, А. Ю. Панасюк, Г. Н. Подчалимов, Е. П. Тонконогая, Т. И. Шамова и др.); теоретические подходы к проблемам поликультурного образования (А. Ю. Белогуров, О. В. Гукаленко, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, Г. В. Палаткина, Л. Л. Супрунова, А. А. Сыродеева, Э. Р. Хакимов, О.  Е. Хухлаев и др.); положения компетентностного подхода (В. А. Адольф, А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына, A. B. Хуторской и др.), на материалах исследований последних лет [5, 7].

Материал и методы исследования. Исследование проводилось в МАУ ДПО «Новосибирский институт современного образования» (далее – МАУ ДПО «НИСО») г. Новосибирска. В ходе реализации проекта и написания статьи применялся комплекс теоретико-эмпирических методов научного исследования: анализ тезисов, положений, концепций, выработанных в научной литературе, посвящённой проблемам детям с миграционной историей. Настоящее исследование предполагает применение таких методов как наблюдение, анализ, сравнение и обобщение данных.

Результаты исследования и их обсуждение. МАУ ДПО «НИСО», имея своей целью удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей педагогических и управленческих кадров организаций муниципальной системы образования города Новосибирска через совершенствование научно-методического сопровождения деятельности муниципальных организаций, анализирует и создает условия для нивелирования образовательных и профессиональных потребностей педагогов, связанных с обучением русскому языку детей мигрантов.

К услугам педагогов общеобразовательных организаций представлен ряд необходимых ресурсов совершенствования профессиональной компетентности. Представим их в виде модели подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов (рисунок 1).

Рисунок 1. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов

 

Модель является реальной, то есть построенной с учетом конкретных условий и потребностей, открытой для быстрого реагирования на внешние и внутренние изменения, прогностичной, позволяющей совершать участникам осознанные действия на основе образовательного целеполагания, а также подчеркивает субъектность участников повышения квалификации.

Принципы построения и реализации модели: актуальность, систематичность, последовательность, непрерывность, оперативность, гибкость, мобильность, инициативность, ответственность, корпоративность.

В 2023 году МАУ ДПО «НИСО» совместно с социальными партнерами разработал проект «Формирование и апробация комплексной педагогической модели социокультурной интеграции обучающихся общеобразовательных организаций, не владеющих русским языком, в образовательную среду школы». Данный проект получил высокую оценку Российской академии образования: в ноябре 2023 года решением президиума Российской академии образования организациям-разработчикам проекта присвоен статус инновационных площадок РАО по теме проекта (https://rusacademedu.ru/innovation-ploshadka/). В проект вошли 15 общеобразовательных организаций города Новосибирска, в которых численность детей с миграционной историей является значительной.

В рамках проекта с целью выявления исходного уровня владения русским языком, определения сформированности умений и навыков во всех видах речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) и выявления трудностей в произношении, правильном использовании грамматических форм и лексики у детей, для которых русский язык не является родным, проведена входная диагностика уровня языковой подготовки обучающихся с миграционной историей общеобразовательных организаций, участвующих в проекте. Диагностика проводилась в соответствии с Методическими рекомендациями об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан (письмо Минпросвещения России от 06.05.2022 № ДГ-1050/07 «О направлении методических рекомендаций»). Инструментом диагностики выступил языковой материал, размещенный на Интернет-портале «Единое содержание общего образования» (https://edsoo.ru/) [9].

Всего в диагностике участвовало 447 обучающихся с миграционной историей. Количественный анализ результатов диагностики уровня языковой подготовки представлен на диаграмме (рисунок 2).

Рисунок 2. Результаты диагностики уровня языковой подготовки обучающихся

 

Качественный анализ результатов диагностики уровня языковой готовности обучающихся:

3 (0,7 %) – не справились с диагностикой элементарного уровня. Дети не понимают вообще или лишь частично понимают фразы обращенной к ним речи, не владеют лексикой, в качестве общения использует жесты и мимику;

113 (25,4 %) – достигли элементарного уровня владения русским языком, что свидетельствует о значительных трудностях в понимании и усвоении учебного материала. Ребенок-инофон понимает только элементарные фразы. Все слова, которые использует, воспроизводятся им в начальной форме. В основном он накапливает первичный лексикон за счет конкретных существительных и небольшого количества глаголов. Грамматическое структурирование предложения грубо аграмматично. Русский язык становится средством бытовой коммуникации;

272 (61,3 %) – достигли базового уровня владения русским языком, что свидетельствует о том, что ребенок-инофон использует в общении все части речи, пытается изменять окончания слов, но все еще допускает ошибки. У него начинает формироваться связная речь. В предложения включает главные и второстепенные члены. Русский язык становится средством коммуникативного взаимодействия;

59 (13,3 %) – достигли продвинутого уровня владения русским языком. Их бытовой словарный запас сформирован. Происходит формирование навыка словообразования, также доступно обучение грамотности и языку. Возникают трудности с преобразованием временных и пространственных значений. Эти дети совершают ошибки в подборе синонимов и антонимов, подборе суффиксов и приставок. Русский язык становится не только средством коммуникативного взаимодействия, но и языком обучения. В настоящий момент ведется и обширная планомерная работа с педагогами школ-участников проекта по повышению уровня профессиональной компетентности и квалификации в вопросах преодоления языковых и социокультурных барьеров. Определены направления проекта, которые призваны обеспечить вовлечение детей мигрантов в различные виды образовательной, культурно-досуговой и социально-ориентированной деятельности с целью формирования языковой среды, помогающей ребенку изучать русский язык в неформальной обстановке, стимулировать его речевую активность. Кроме этого, осуществляется методическая проработка данных направлений, готовится к выпуску методическое пособие в помощь педагогам, их реализующим.

В 2023 году в МАУ ДПО «НИСО» разработана и реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Теория и методика преподавания РКИ: традиции и инновации» для педагогических работников муниципальной системы образования. Цель реализации программы заключается в получении новых профессиональных компетенций в области теории и методики преподавания русского языка как иностранного. В программе широко представлена тема «Русский глагол» (основные грамматические категории), т. к. глагол занимает центральное место на уроках по грамматике для начинающих. Порядок изучения основан на принципе функциональности. В настоящее время в МАУ ДПО «НИСО» находится в разработке дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Преподавание русского языка как иностранного: методические аспекты». Р. Б. Сабаткоев считает, что на уроке русского языка больше учебного времени должно отводиться работе по формированию умений и навыков практического владения языком детьми мигрантами в разных формах речевой деятельности [6, 78-85], мы считаем, что требуется программа повышения квалификации с учетом принципа поликультурности. В таблице 1 представлено содержание разработанной и планируемой к разработке программ повышения квалификации.

Таблица 1

«Теория и методика преподавания РКИ: традиции и новации»

«Преподавание русского языка как иностранного: методические аспекты»

Тема 1. Особенности грамматического строя русского языка и методика преподавания РКИ. Описательная и функциональная грамматика.

Тема 2. Глагол как часть речи. Две основы глагола. Типы спряжения глагола в РКИ.

Тема 3. Классы глаголов.

Тема 4. Вид глагола. Значение, образование, употребление видов глагола.

Тема 5. Видовая пара. Способы образования видовой пары.

Тема 6. Значение видов глагола.

Тема 7. Употребление видов глагола в прошедшем времени

Тема 8. Употребление видов глагола в будущем времени.

Тема 9. Употребление видов глагола в инфинитиве

Тема 10. Глаголы движения в русском языке.

Тема 11. Значения групп глаголов движения с точки зрения направленности

Тема 12. Глаголы движения без приставок

Тема 13. Глаголы движения с приставками. Особенности образования видовой пары

Тема 14. Значение и употребление глаголов движения с приставками пространственного значения

Тема 15. Глаголы движения с приставками непространственного значения.

Тема 16. Употребление глаголов движения без приставок и с приставками

Тема 17. Способы глагольного действия. Глаголы с постфиксом -СЯ.

Модуль 1. Нормативное-правовое обеспечение

Модуль 2. Психологические и психолингвистические основы обучения русскому языку как иностранному

Модуль 3. Восприятие, понимание и порождение иноязычной речи

Модуль 4. Структура и содержание обучения русскому языку как иностранному

Модуль 5. Структура и содержание обучения русскому языку как иностранному

Модуль 6. Обучение грамматике

Модуль 7. Обучение аудированию и говорению на русском языке

Модуль 8. Обучение письменной речи и чтению на русском языке

Модуль 9. Категория ошибки в лингводидактике и пути преодоления языковых и речевых ошибок

Кроме того, для учителей начальных классов, русского языка и литературы города Новосибирска был организован и проведен двухдневный городской семинар-практикум «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного/неродного» с участием ведущих специалистов кафедры преподавания русского языка как иностранного Московского государственного лингвистического университета. В ходе семинара были рассмотрены вопросы осуществления инновационного подхода к обучению русского языка как иностранного, проведен обзор новых учебников и учебных пособий, рассмотрены основные трудности в преподавании грамматики, IT-инструменты преподавателя, а также сделан акцент на трудностях и типичных ошибках обучающихся и преподавателей при обучении русского языка как иностранного на начальном этапе.

Необходимо отметить, что на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» открыта магистерская программа «Русский язык как иностранный» в очной и заочной форме обучения. Цель программы – подготовка кадров для работы в современной полиязычной образовательной сфере. Программа предполагает подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, позволяющими осуществлять обучение граждан зарубежных стран русскому языку в различных образовательных учреждениях; разрабатывать проекты в сфере межкультурной коммуникации, межнационального речевого общения, речевого этикета в поликультурной среде. Магистерская программа ориентирована на систему дисциплин, обеспечивающих подготовку специалистов по методике русского языка как иностранного: русский язык в рамках этого курса рассматривается как неродной и иностранный.

Выводы. Для успешной реализации задач не только по языковой, но и социально-культурной и психологической адаптации детей мигрантов города Новосибирска необходимо:

  • осуществлять непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров уровня основного и среднего общего образования;
  • продолжать создавать условия для профессионального развития сотрудников МАУ ДПО «НИСО» по вопросам преподавания русского языка как иностранного;
  • актуализировать организационно-методическую поддержку школ по вопросам повышения межкультурной компетентности педагогов через серию методических часов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов в образовательном процессе, этнопедагогики;
  • совершенствовать сетевое взаимодействие с учреждениями, реализующими аналогичные программы.

 

 

 

Литература

 

  1. Архипова Л. В. Аудирование монологической речи: учебно-методический комплекс: [16+] / Л. В. Архипова, Н. М. Немцова; Тамбовский государственный технический университет. – Тамбов: Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), 2017. – 160 с.: ил. – Электронный ресурс. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=498882  (дата обращения: 17.05.2023).
  2. Владимирова Л. В. Продолжаем изучать русский язык. Базовый уровень: учебное пособие / Л. В. Владимирова, О. В. Кулигина, Р. Н. Сафин; Казанский федеральный университет, Подготовительный факультет для иностранных учащихся, Кафедра гуманитарных наук. – Казань: Казанский федеральный университет (КФУ), 2014. – 214 с. Электронный ресурс. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276259  (дата обращения: 17.05.2023).
  3. Зеленская Ю. Б. Инновационные педагогические технологии: учебно-методическое пособие / Ю. Б. Зеленская, О. В. Милованова; Институт специальной педагогики и психологии. – Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2015. – 48 с.: табл. – Электронный ресурс. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438777  (дата обращения: 17.05.2023).
  4. Булгарова Б. А., Рубцова , Д. Н., Румянцева , Н. М., Воропаева , Ю. А. К вопросу об обучении детей-мигрантов в российских школах. Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 2020 (3), 176-185. – Электронный ресурс. – URL: https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1528 (дата обращения: 17.05.2023).
  5. Ильина Т. Б., Подготовка педагогов к работе с детьми-мигрантами в дополнительном профессиональном образовании. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Омск, 2018.
  6. Камалова Л. А. Проблемы обучения детей-мигрантов в школах России/ А. В. Исмагилова, А.  Р.Валиуллина// Лучшая научная статья в конкурсе Открываю мир: сборник Международного конкурса исследовательских и проектных работ студентов и учащихся. – Когнитус, 2018. – С.78-85.
  7. Капитонова Т. И., Московкин, Л. В., Щукин, А. Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык. Курсы, 2018.
  8. Крючкова Л.  С., Мощинская, Н. В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие. – М.: Флинта; Наука, 2014.
  9. Письмо Минпросвещения России от 06.05.2022 № ДГ-1050/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан»).
  10. Программа оценки особых образовательных потребностей детей – иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации. / Под ред. О. Е. Хухлаева, М. Ю. Чибисовой и Н. В. Ткаченко. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 238 с.
  11. Работа с детьми мигрантов в образовательных организациях: учебно-методическое пособие / Н. Н. Касенова, О. В. Мусатова, Г. К. Джурабаева [и др]; М-во науки и высшего образования Российской Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т, Новосиб. регион. общ. орг. «Узбекско-русский национально-культурный центр». – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. – 198 с.
  12. Смотрова И. В. Актуальные проблемы адаптации и социализации детей иностранных граждан в общеобразовательных организациях Московской области / И. В. Смотрова, О. С. Ткачук, О. Ю. Щигирева // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2021. – № 6 (78). – С. 64-69.
  13. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Русский язык (для 5–9 классов образовательных организаций). – Электронный ресурс. – / Интернет-портал «Единое содержание общего образования». – URL:
    https://quick.apkpro.ru/q/VPDzmmdb (дата обращения: 05.06.2024).
  14. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие. – М.: Флинта, Наука, 2018.
  15. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. Учебное пособие. Издательство: Флинта, 2024 г.
  16. Ямалетдинова, А. М., Давлетбаева, О. В., Байтимирова, И. Б. Современные подходы к обучению детей-инофонов русскому языку на уровне основного общего образования // Вестник Башкирск. ун-та. – 2022. – №1. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-obucheniyu-detey-inofonov-russkomu-yazyku-na-urovne-osnovnogo-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 05.06.2024).

 

Количество просмотров: 128  

Добавить комментарий

Target Image
1. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска
2. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства
3. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога
4. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект
5. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ
6. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС
7. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации
1. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
2. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
3. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
4. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
5. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
6. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
7. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
8. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
9. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск
10. Стратегическая сессия как форма эффективного профессионального взаимодействия с руководителями ММО №29/2024 Новосибирск
11. ПАТЕРНАЛИЗМ В ПЕДАГОГИКЕ: АНАЛИЗ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО №29/2024 Новосибирск
12. ВЗРАЩИВАЯ ТАЛАНТ – ФОРМИРОВАТЬ ОПЫТНОСТЬ. По материалам открытого городского конкурса профессионального мастерства в области образования «Педагогические таланты» №28/2023 Новосибирск
13. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ №28/2023 Новосибирск
14. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА МОЛОДОГО ИЛИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО УЧИТЕЛЯ. РОЛЬ МЕТОДИСТА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА №28/2023 Новосибирск
15. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ №28/2023 Новосибирск