Медведева Валерия Анатольевна,директор МБОУ СОШ № 160, Новосибирск, Российская Федерация Valeria A. Medvedeva, director of MBOU Secondary School No. 160, Novosibirsk, Russian Federation |
Радостева Анастасия Андреевна,заместитель директора МБОУ СОШ № 160, Новосибирск, Российская Федерация Anastasia A. Radosteva, deputy director of MBOU Secondary School No. 160, Novosibirsk, Russian Federation |
Потапова Татьяна Витальевна,заместитель директора МБОУ СОШ № 160, Новосибирск, Российская Федерация Tatyana V. Potapova, deputy director of MBOU Secondary School No. 160, Novosibirsk, Russian Federation |
Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства
В статье представлен опыт работы МБОУ СОШ № 160 в рамках повышения результативности участия педагогических кадров в конкурсах профессионального мастерства. Рассмотрены способы выявления перспективных педагогов, способы повышения их мотивации к участию в мероприятиях различного уровня, отражены данные о достижениях школы по данному направлению.
Ключевые слова: конкурсы профессионального мастерства, педагогические кадры, методическая работа, мотивация.
The article presents the experience of MBOU Secondary School № 160 in improving the effectiveness of the participation of teaching staff in professional skills competitions. In addition, it includes methods of identifying promising teachers, ways to increase their motivation to take part in events of various levels, data on the achievements of the school.
Keywords: contests of professional skills, teaching staff, methodical work, motivation.
Стабильный позитивный имидж учреждения образования сегодня рассматривается как значимый компонент методического продукта школы, как управленческий ресурс развития образовательной организации. Особую роль в данном вопросе играет активное участие сотрудников в профессиональном движении района, города и страны.
В вопросах подготовки педагогов и административных кадров для участия в конкурсах профессионального мастерства крайне важным является не только наличие отработанной схемы поиска и развития перспективного сотрудника, но и создание крепкой, неравнодушной управленческой команды, заинтересованной в развитии учреждения образования.
Именно управленцы играют ключевую роль на всех этапах реализации программы развития кадрового потенциала образовательной организации: создание комфортной трудовой среды, в том числе активное взаимодействие и привлечение социально-психолого-педагогической службы для снятия тревожности сотрудников, выявление признаков профессионального выгорания, подбор грамотного индивидуального образовательного маршрута по итогам анализа работы педагога, уровня его компетентности и компетенций.
С 2020 года для качественного взаимодействия административного корпуса все методисты и заместители директора ведут свою работу в общей аудитории, переоборудованной в методический центр. В ходе данного решения была достигнута системность, целостность, взаимозаменяемость, продуктивность (коллективная работа, мозговые штурмы и прочее). Отмечается рост сплоченности и эффективности управленческой команды: начинающие методисты учатся у заместителей директора, растут профессионально в результате постоянного погружения в систему функционирования образовательного учреждения.
Поиск перспективных кадров начинается с первых шагов будущего сотрудника – собеседования, к которому привлекается вся управленческая команда. В ходе беседы выявляется важная информация не только о профессиональных, но и личностных качествах претендента: есть ли харизма и чувство юмора, готов ли к волонтерству, стрессоустойчив ли, как презентует себя, умеет ли отстаивать свою точку зрения. После подписания трудового договора следующим шагом является анализ диагностической анкеты «Первые шаги в профессию». Это важный ресурс для подбора ИОМ для тех новичков, которые еще не успели проявить себя в профессиональной деятельности.
Управленцы ведут постоянный мониторинг профессионального развития педагогических кадров в ходе анализа традиционных мероприятий [1]:
– школьного этапа конкурса «Учитель года;
– ежегодного педагогического начинания «Фестиваль открытых уроков»;
– качества публикаций в школьном методическом журнале «Мастер-класс»;
– дня открытых дверей с презентацией лучших практик;
– написания работ по диагностике знаний в области предметных и методических компетенций;
– личностных, метапредметных результатов обучающихся в ходе реализации основных образовательных программ;
– мониторинговых карт педагогов (финансовый документ позволяет «понять» уровень мотивации и профессиональных навыков до всех видов диагностик);
– ежемесячного взаимопосещения уроков педагогами, администрацией.
Эффективной формой работы для нашей школы оказалось мероприятие «Путь в профессию», где в свободной форме учителя рассказывают о себе, своих увлечениях, презентуют опыт, который они приобрели, делятся проблемами и успехами.
В ходе всех вышеуказанных мероприятий административный корпус отмечает для себя сотрудников, которые смогут успешно проявить себя на конкурсных площадках различного уровня, будь это «Учитель года» или конкурс, где требуется собрать команду «педагоги-обучающиеся».
На первое место в школе всегда ставится психологический комфорт всех участников образовательных отношений (в том числе и педагогов), который достигается посредством проведения тренингов («Перезагрузка»), медиативных процедур (при запросе), личных бесед, анкетирования, ежегодного мониторинга «Безопасность образовательной среды».
Управленческая команда и весь педагогический коллектив школы знает, что в случае возникновения трудной ситуации сотрудник не останется без внимания. Его всегда выслушают и предложат помощь, дадут совет. Человеческое участие и профессиональная поддержка стали негласным педагогическим кредо наших учителей. Мы продолжаем традиции педагогов-ветеранов, которые начинали свою деятельность в далеком 1962 году, во времена становления нашей школы. Важность выбранной траектории развития педагогического сообщества часто подчеркивается в ходе еженедельных инструктивно-методических совещаний, педагогических советов и других форм профессиональной деятельности.
Особую роль наша образовательная организация отводит признанию педагогических заслуг каждого перед всем коллективом. В МБОУ СОШ № 160 отработана эффективная система поощрения профессиональных заслуг, что повышает мотивацию кадров в саморазвитии и самореализации.
Эффективность системы достигается посредством применения следующих мер:
1) Материальные методы стимулирования [2]: основным инструментом является внедрение единоразовых финансовых поощрений (результативность участия педагогов в мероприятиях различного уровня рассматривается комиссией по стимулирующим выплатам по итогам справки «Об эффективности деятельности педагогического коллектива в рамках профессионального развития»).
2) Нематериальные мотивационные методы стимулирования: администрация МБОУ СОШ № 160 регулярно награждает грамотами наиболее инициативных сотрудников за активное участие в жизни педагогического сообщества в рамках инструктивно-методических совещаний и педагогических советов. Лучшие педагоги награждаются на ежегодном торжественном мероприятии «Таланты 160-й». Традиционно на августовском педсовете мы отмечаем лучших педагогов, просим их поделиться опытом, вручается фирменная грамота школы (обязательно с фотографией сотрудника в процессе его работы).
Хотелось бы отметить, что именно наличие уверенности в комплексной психологической и профессиональной поддержке становится решающим фактором в решении сотрудника участвовать в профессиональных конкурсах. Решение об участии педагога в конкурсе принимается в ходе административного совещания на основе аналитической карты результативности деятельности сотрудника и учета его личного мнения. Для каждого этапа назначается ментор, готовый качественно поддержать конкурсанта, консультировать его в ежеминутном режиме, даже если следующий этап будет уже завтра. На помощь готова прийти и остаться до позднего вечера вся команда.
Бывает так, что педагог мотивирован на участие в конкурсе, но недостаточно обладает необходимыми профессиональными навыками и знаниями. В таком случае для результативности участия административный корпус оперативно меняет курс методической поддержки педагога, вносит коррективы в индивидуальный образовательный маршрут с целью устранения выявленных дефицитов. В данной работе эффективным рычагом является сотрудничество с социальными партнерами, готовыми вывести практическое обучение педагога на новый уровень, дать ему возможность посмотреть на свою работу с новой стороны. Сотрудничество с Новосибирским Институтом Современного Образования, Домом Учителя г. Новосибирска по вопросам повышения профессиональных компетенций педагогов, профессионального развития высокомотивированных и талантливых учителей нельзя переоценить.
Подводя итоги результативности нашей работы, хотелось бы отметить, что два года подряд наши учителя становились лауреатами муниципального этапа всероссийского конкурса «Профессионал года» в номинации «Учитель года», в 2022 году учитель истории нашей школы получил звание лауреата регионального этапа конкурса «Учитель года». В 2023 году учитель биологии МБОУ СОШ № 160 вошел в десятку лучших учителей Новосибирской области. В 2021-2022 учебном году команда учителей школы стала лауреатом I городского конкурса инновационных практик «Инносфера», 2022-2023 год ознаменован победой команды педагогов и обучающихся в Гуманитарно-просветительском проекте «Мой Новосибирск». Система мотивации и работа по повышению цифровой компетентности педагогов позволила стать МБОУ СОШ № 160 абсолютным победителем в номинации «Лучшая практика мотивации» в системе ведения госпабликов в социальной сети «ВКОНТАКТЕ» и получить Благодарственное письмо администрации Губернатора НСО и Правительства НСО в январе 2024 года. Значительными успехами 2023-2024 учебного года являются победа в муниципальном конкурсе «ПроУспех» в секции «Корпоративное обучение – тренды методической работы», победа в муниципальном конкурсе «Методист года», успешная презентация опыта школы в рамках образовательной выставки «Учебная Сибирь 2023» в тематическом модуле «И словом, и делом».
Успешность карьерного роста находится в зависимости от личных побуждений, мотивации и возможностей человека. Понимание карьеры у каждого свое и продвижение как по вертикали, так и по горизонтали вызывает уважение. Так, для одного карьера – это продвижение по иерархической лестнице вверх, для другого – это возможность творческого самовыражения и достижения профессионального мастерства. И не важно, какой путь выберет педагог, движение по карьерной лестнице учит профессиональной самоорганизованости, самостоятельности. Ощущение нахождения на нужном месте, функциональная качественная трансформация педагогом своего внутреннего мира в результате осознанно ведут к новому, полноценному образу жизни.
Построение карьеры — большая работа, но даже малый путь начинается с первого шага. Но делать это нужно уже сегодня.
Литература
1. Внутренняя система оценки качества образования в образовательных организациях: поиск подходов к построению оптимальной модели: методические рекомендации / Н. Н. Арбузова, С. Н. Кожухова, А. С. Майорова, Е. П. Тронза. – Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2022. – 66 с. – Электронный ресурс. – URL: https://beliro.ru/assets/resourcefile/5520/metod-rek-vsoko.pdf (дата обращения: 18.09.2024).
2. Отраслевое соглашение по учреждениям Новосибирской области, находящимся в ведении министерства образования Новосибирской области, зарегистрированное в Министерстве труда и социального развития Новосибирской области 30.12.2022 № 28 — Электронный ресурс. — URL: // https://edunso.ru/node/8251 (дата обращения: 18.09.2024).
Количество просмотров: 112 |
Добавить комментарий