Стратегическая сессия как форма эффективного профессионального взаимодействия с руководителями ММО

 

Лапина Юлия Владимировна,

учитель химии, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Гимназия № 1», Новосибирск, Российская Федерация

Yulia Vl. Lapina,

chemistry teacher, municipal autonomous educational institution of the city of Novosibirsk «Gymnasium No. 1», NovosibirskRussian Federation

 
 

Киселева Ирина Викторовна,

учитель физики, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей № 22 «Надежда Сибири», Новосибирск, российская Федерация

Irina V. Kiseleva,

physics teacher, municipal autonomous educational institution of the city of Novosibirsk «Lyceum No. 22 «Nadezhda Siberia», NovosibirskRussian Federation

 

Стратегическая сессия как форма эффективного профессионального взаимодействия с руководителями ММО

Strategic session as a form of effective professional interaction with leaders of municipal methodological associations

В статье рассматривается значение функциональной грамотности в контексте обновленных ФГОС ОО, а также ее влияние на ценностно-смысловую сферу личности. Отмечается роль муниципальных методических объединений г. Новосибирска в оказании методической помощи педагогам в вопросах совершенствования функциональной грамотности школьников. Предлагается вариант занятия, проводимого в формате стратегической сессии, наиболее часто используемой формы проведения подобных методических событий в нашем регионе. Предложенные материалы будут полезны руководителям муниципальных методических служб, руководителям образовательных организаций, педагогам.

Ключевые слова: функциональная грамотность, ФГОС ОО, ценностно-смысловое развитие, муниципальные методические объединения, стратегическая сессия, командная работа, воспитательный потенциал, методический кейс.

The article examines the importance of functional literacy in the context of the updated Federal State Educational Standards for Education, as well as its impact on the value-semantic sphere of the individual. The role of municipal methodological associations of Novosibirsk in providing methodological assistance to teachers in improving the functional literacy of schoolchildren is noted. An option is offered for a lesson conducted in the format of a strategic session, the most commonly used form of conducting such methodological events in our region. The proposed materials will be useful to heads of municipal methodological services, heads of educational organizations, and teachers.

Keywords: functional literacy, FSES for general education, value-semantic development, municipal methodological associations, strategic session, teamwork, educational potential, methodological case.

        

Актуальность публикации определяется процессами обновления ФГОС ОО и значимостью заявленных в нормативных документах целевых установок государства в области образования [9, 10]. Одним из важных средств повышения качества образования на современном этапе считается функциональная грамотность. В последнее время наблюдается тенденция к расширению этого понятия. Сегодня функциональную грамотность можно рассматривать как индикатор уровня знаний, умений и навыков, которые обеспечивают ценностно-смысловое наполнение личности и предопределяют ее нормальное поведение в социуме [3].

Большинство педагогов испытывают затруднения в интеграции на системных принципах указанного комплексного понятия в образовательный процесс. В связи с этим становится очевидной необходимость действенной методической помощи учителю по указанным вопросам. Курирующая роль в преодолении затруднений педагогов в преломлении воспитательных аспектов функциональной грамотности может принадлежать муниципальным методическим объединениям (далее – ММО). Для продуктивного профессионального взаимодействия и совершенствования компетентности специалистов, являющихся руководителями ММО, в масштабах функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров НСО проводятся многочисленные мероприятия. Наиболее более эффективной, на наш взгляд, формой взаимодействия с руководителями ММО является стратегическая сессия, поэтому она часто используется нами в работе.

Стратегическая сессия представляет собой спланированную групповую деятельность по заявленной теме под руководством модератора, в результате которой у участников формируется единое видение ситуации по рассматриваемой проблеме и вырабатывается набор конкретных действий для ее решения [4].

Качественному проведению стратегической сессии способствует тщательная подготовительная работа, а именно, оптимально продуманная методология сценария. Целесообразный подбор методов модерации позволяет осуществлять максимальную вовлеченность слушателей на этапе мотивации и поддерживать заинтересованность на операциональном и рефлексивном этапах занятия.

Моделирование профессионально-контекстных заданий различного формата с обязательной презентацией группами проектов выполнения заданий, визуализация промежуточного и итогового контроля принятых решений способствуют результативной деятельности слушателей в рамках сессии и пониманию реализации проработанных решений на практике в своих муниципалитетах.

В настоящей статье предлагается технологическая карта занятия, состоявшегося в рамках очередной стратегической сессии по проблемам развития функциональной грамотности (приложение 1). Тема занятия: «От создания условий для формирования функциональной грамотности обучающихся к достижению планируемых результатов в контексте актуальных ФГОС ОО». Целевые установки занятия были ориентированы на проектирование конкретных методических событий, способствующих формированию функциональной грамотности как одного из системообразующих метапредметных результатов достижения образовательных программ.

Занятие включало три части. В первой части была организована командная работа руководителей ММО учителей естественнонаучного цикла и географии. Здесь рассматривалась функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ОО и ее воспитательный потенциал. В рамках второй части реализовывалось решение методических кейсов в предметных группах по тематике «ФОП как инструмент достижения результатов освоения ООП». Третья часть была представлена совместным подведением итогов и рефлексией.

В работе таких сессий обычно принимает участие более ста руководителей ММО школ по предметам естественнонаучной направленности и географии. Многочисленность участников сессии и выбранный формат обусловили необходимость привлечения к работе, кроме ведущего преподавателя, выполняющего роль модератора, еще нескольких преподавателей в качестве тьюторов. За каждым тьютором закреплены определенные команды слушателей, что обеспечивает оперативность и согласованность в деятельности групп, своевременную корректировку организационных моментов и оказание методической помощи в течение занятия по рассматриваемым вопросам.

Прогнозируемым результатом заявленного занятия явилось:

- создание методического банка воспитательных мероприятий различного формата;

- заполнение матрицы, отражающей связь содержания понятия ФГ с метапредметными результатами освоения образовательной программы и возможным форматом учебного задания, нацеленного на формирование/оценку конкретного метапредметного действия;

- проектирование шаблонов разнообразных методических событий, направленных на развитие компетентностей учителей по вопросам достижения метапредметных результатов.

В результате проведенного занятия слушатели приобрели опыт организации и проведения в интерактивном режиме занятия, раскрывающего воспитательный потенциал функциональной грамотности и ее влияние на ценностно-смысловую сферу обучающихся. Многочисленные интеллектуальные продукты, созданные в ходе интерактивного взаимодействия участников сессии, позволят содержательно наполнить и эффективно провести подобные методические мероприятия руководителям ММО в своих муниципалитетах.

 

Литература

  1. Андреева И. Г. Воспитательный потенциал естественнонаучного образования// Педагогика, 2015. — №8. — с.10–15.
  2. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. – № 4. – Т.1 (61) 2019 http://ozp.instrao.ru/images/a_4.1.61.2019_rus-min.pdf
  3. Горобец Л. Н., Бирюков И. В. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения. — Электронный ресурс — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-kak-osnovnoy-trend-sovremennogo-obucheniya/viewer (дата обращения: 20.02.2024).
  4. Калинина Н. Н. Стратегическая сессия как инновационная форма инициирования и планирования проектной работы в образовательной организации. — Электронный ресурс. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskaya-sessiya-kak-innovatsionnaya-forma-initsiirovaniya-i-planirovaniya-proektnoy-raboty-v-obrazovatelnoy-organi (дата обращения: 20.02.2024).
  5. Потенциал обновленного ФГОС основного общего образования: оценка и позиция педагогического сообщества / [Афанасьева Т. П., Ковалева Г. С., Логвинова И. М. и др.]; под научн. ред. Ю. С. Тюнникова. — М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». — 2022. — 102 с.
  6. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций — Электронный ресурс. — URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-rabochaia-programma-vospitaniia-dlia-obshcheobrazovatelnykh-organizatsii (дата обращения: 20.02.204 ).
  7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) — Электронный ресурс. — URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 20.02.2024).
  8. Технология «Мировое кафе» в школе. — Электронный ресурс. — URL: https://teacher.yandex.ru/posts/tekhnologiya-mirovoe-kafe-v-shkole#:~:text=%C2%AB%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B5%C2%BB%20(The%20World,%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%BE%D0%BD%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2 (дата обращения: 20.02.2024).
  9. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 2 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. — Электронный ресур.с — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 20.02.2024).
  10. Федеральный государственный стандарт основного общего образования // Справочно-правовая система Гарант. — Электронный ресурс. — URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 20.02.2024).
  11. Федеральная образовательная программа основного общего образования. — Электронный ресурс. — URL: https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html#/sections/2 (дата обращения: 12.02.2024).
  12. ФИОКО – Образцы и описания проверочных работ для проведения ВПР в 2023 г — Электронный ресурс. — URL: https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2023 (дата обращения: 20.02.2024).
  13. Шохин В. К., Абушенко В. Л. – Ценность / Гуманитарный портал: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002-2023 (последняя редакция: 08.12.2023). — Электронный ресурс. — URL: https://gtmarket.ru/concepts/6895/ (дата обращения: 20.02.2024).

Приложение 1

Таблица 1.

Технологическая карта занятия

Название и целевые установки этапа

Деятельность ведущего преподавателя и тьюторов

Деятельность слушателей

Содержание предлагаемого задания или сигнальные вопросы

Прогнозируемый результат и/или пример достижения результата

Материалы и оборудование

1. Организационный

  • осуществление связи и преемственности с прошлой проектировочной сессией
  • мотивация на целесообразность работы в интерактивном режиме
  • деление на группы

Демонстрирует на слайде краткое содержание прошлой сессии, ее результаты и положительные отзывы слушателей; делает выводы о целесообразности работы в интерактивном режиме.

Включаются в беседу. Идентифицируют стол и свою команду по слову или словосочетанию из знакомой фразы. (Количество фраз соответствует числу команд. Фраза разбита по смыслу на четыре фрагмента, так как группы состоят из четырех человек). PS. Имеет смысл предусмотреть цветовую подсказку в случае большого количества слушателей.

При регистрации Вам выдали фрагмент известного высказывания, найдите стол, за которым вы будете работать в команде

(в случае затруднения обратите внимание на цветовой оформление, выданного фрагмента фразы)

Слушатели поделены на группы по 4 человека, демонстрируют готовность к работе в интерактивном режиме, выявляют концептуальную идею деления на группы

На столах различного цвета листы А4 с высказываниями известных людей о важнейших традиционных ценностях человека (Приложение 2)

2. Мотивационный

  • выявление проблемы на основе анализа текущей ситуации по вопросам ценностных ориентаций подрастающего поколения

Организует побуждающий полилог

Демонстрирует видеоролик «Что дальше?»

Моделирует проблемную ситуацию, устанавливая логическую связь между содержанием ролика и цитатой из Указа Президента РФ [8]

Раскрывает сущность потребительского образа жизни молодого поколения [12]

Включаются в беседу

Как Вы думаете, что за концепция положена в основу сегодняшнего деления на группы?

Что такое ценности? Каковы ценностные ориентации современной молодежи?

 

Слушатели осознают, что ценности – смыслообразующие основания существования; системы ориентации человека в мире; ценности меняются с годами; каждое время  характеризуется  специфическим набором ценностей. Признают, что молодое поколение в своем большинстве  живет без забот о завтрашнем дне, без целей и планов.

Смонтированный авторский ролик о смене ценностных ориентаций молодежи в различное время (отрывок из художественных фильмов «Свадьба», «Курьер», документального фильма «Хей, бро!»

Основной

Часть первая:

  • оценка ситуации, ознакомление с угрозами и рисками для сохранения традиционных ценностей
  • рассмотрение современных  интересных форм воспитательных мероприятий, препятствующих деструктивному идеологическому воздействию массмедиа на детей
  •  

Организует фронтальную работу с фрагментами  документов (Указ Президента РФ [8])

Организует работу в группах «Доска идей» с последующим обсуждением результатов выполнения Задания

 1.

Раскрывает возможности получения опыта социального взаимодействия обучающихся через участие в Общероссийском общественно-государственном движении детей и молодежи «Движение Первых».

Побуждает слушателей на формулирование вывода о связи социальной позиции обучающегося и уровнем сформированности глобальных компетенций и их слагаемых, в частности – функциональной грамотности.

Идентифицируют ценности, отраженные в высказываниях, представленных на столах, и соотносят их с перечнем традиционных ценностей в Указе [8].

Устанавливают параллели в содержании Указа, ФП воспитания [5]и  «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года» [6].

Выполняют Задание 1.

 

 

Задание 1.

 Предложите варианты мероприятий, направленных на укрепление традиционной ценности, отраженной в высказывании, представленном на вашем столе.

Время 5 мин.

 

Слушатели осознают, что система ценностей задает нормы поведения и регулирует социализацию, система норм формирует традиции, сложившиеся в результате накопленного опыта поколений в виде представлений, образцов и правил. Осознают необходимость придерживаться в своей деятельности целевых установок государственной политики в области сохранения и укрепления традиционных ценностей.

Демонстрируют результаты выполнения Задания 1. (Приложение 3)

Маркеры, стикеры

 

Предлагает по числу групп тезисы для выяснения глубины понимания слушателями воспитательного потенциала функциональной грамотности

После обсуждения  внутри группы приводят аргументы, раскрывающий тезис

Формулировки тезисов: ФГ – это ситуативная характеристика личности; ФГ – смыслообразующий мотив деятельности; ФГ – вектор гражданской позиции; ФГ – «атомарный» уровень знаний, умений и навыков;

ФГ – целостно-интегрированный показатель образованности

Презентация аргументов

 

 

Предлагает выполнить задание на соотнесение содержания понятия ФГ с основными метапредметными результатами. Организует интерактивную деятельность с помощью приема «Мировое кафе» [7] Оценивает совместно с тьюторами результаты выполнения Задания 2.

Конкретизируют идеи по содержательному наполнению матрицы.

Задание 2.

Соотнести содержание понятия ФГ с основными метапредметными результатами освоения ООП, заявленными в ФГОС ООО и смоделировать возможный формат учебного задания, направленного на формирование/оценку конкретного метапредметного действия [8]

Презентуют результаты деятельности группы по выполнению Задания 2.

Матрица для выполнения задания

 

Предлагает примеры распечатанных заданий из банка ВПР  по предметам естественнонаучного цикла и географии [11] для выполнения Задания 3.

Оценивает совместно с тьюторами результаты. Организует совместную промежуточную рефлексию по  первой части занятия

Выявляют в предлагаемых заданиях ВПР преимущественно формируемое слагаемое ФГ и соотносят с указанным перечнем возможных форматов учебных заданий для формирования / оценки ФГ. Участвуют в рефлексии по итогам первой части занятия.

Задание 3.

 Идентифицировать в каждом предлагаемом задании из диагностических работ, заявленных в рамках ВПР по естественнонаучным предметам и географии преимущественно формируемое слагаемое ФГ и оформить в возможном формате учебного задания

 

Презентуют результаты выполнения задания 2,3

(Приложение 4).

Матрица для выполнения задания

Часть вторая:

  • ФОП как инструмент достижения результатов освоения ООП и сохранения единого образовательного пространства;
  • выполнение кейсов

Анализирует разделы и содержание ФОП [10], рассматривает ФРП по предметам естественнонаучного цикла и географии, знакомит с вариантами методической поддержки реализации ФРП.

Организует работу в группах по выполнению кейсов по предметам.

Выполняют предложенное задание, выбирают лучшее командное выступление

Кейс 1. Вас назначили ответственным за организацию методического семинара «Воспитательный потенциал ФРП по предмету на уровне ООО»

  1. Составьте план конкретных действий для реализации поставленной задачи.
  2. Подготовьте презентацию в любой форме (2-3 мин), отражающую результаты вашей деятельности.

Кейс 2. Вы получили задание: выступить на пед. совете, посвященном рассмотрению воспитательного потенциала ФРП ООО по предмету.

  1. Сформулируйте тему Вашего выступления.
  2. Подготовьте презентацию в любой форме (2-3 мин), кратко отражающую содержание Вашего выступления.

Кейс 3. Вам предложили провести мастер-класс по конкретизации метапредметных результатов, заявленных в ФРП по предмету на уровне ООО.

  1. Составьте план конкретных действий для реализации поставленной задачи.
  2. Подготовьте презентацию в любой форме (2-3 мин), отражающую результаты вашей деятельности.

Кейс 4. Вы получили задание: анонсировать на МО учителей Вашего района  публикацию о собственном опыте формирования метапредметных действий, заявленных в ФРП ООО по предмету

  1. Составьте план конкретных действий для реализации поставленной задачи.
  2. Подготовьте презентацию в любой форме (2-3 мин), отражающую результаты вашей деятельности.

Демонстрируют результаты выполнения кейсов.

(Приложение 5)

 

Матрица выполнения кейса

Часть третья:

подведение итогов занятия

Организует работу по представлению и обсуждению результатов работы предметных групп по выполнению кейсов. Подводит итог мероприятия.

Обсуждают, рефлексируют, планируют проведение ММО в своих муниципалитетах по предлагаемому шаблону проведенного мероприятия

 

 

 

 

Приложение 2

Примеры высказываний известных людей о традиционных ценностях человека

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему».  Л.Н. Толстой

«Честь нельзя отнять, ее можно потерять». А.П.Чехов

«Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!» А.С. Пушкин

«Стоит лишить народ памяти, и из него можно вить веревки». В. Пикуль

«Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий». Л.Н. Толстой и т.д.

 

Приложение 3

  

                                    Рисунок 1. Вариант выполнения Задания 1

Приложение 4

Таблица 2.

Пример фрагмента выполнения Задания 2

Метапредметные результаты

Слагаемые функциональной грамотности

Возможный формат учебного задания, направленного на формирование/оценку действия

Базовые логические действия

ЧГ

МГ

ЕНГ

 

БЛ 1. выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений)

   

Умение объяснять явления

Предлагается описание достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал

БЛ 2. устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа…

   

Умение научно интерпретировать данные

Предлагается описание ситуации, в которой необходимо осуществить некоторый выбор и/ или  сформулировать вывод с аргументацией проводимого анализа

Базовые исследовательские действия

       

БИ 2. Распознавать и формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное

   

Умения оценивать и применять методы научного познания

 

Предлагается описание стандартной/нестандартной ситуации, для решения которой необходимо выявить причины возникших несоответствий или согласованностей

 

БЛ 6. выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов

Умение осмысливать и оценивать информацию

 

Умение научно интерпретировать данные

Предлагается описание стандартной/нестандартной ситуации, для решения которой, необходимо устанавливать прямые и обратные зависимости

Работа с информацией

       

РИ 2. Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления

Умение интегрировать и интерпретировать информацию

 

Умение научно интерпретировать данные

Предлагается выбор информации и ее преобразование из одной формы представления в другую, например: словесную в схематический рисунок, табличную форму в график или диаграмму и т.д.

Приложение 5

Таблица 3

 Пример выполнения Кейса 4

Название мероприятия: «От логических операций на уроке к функциональной грамотности на экзамене»

Цель: раскрыть некоторые аспекты собственной деятельности по оптимизации базовых логических действий(БЛД) обучающихся в процессе обучения химии

Содержательные компоненты с конкретными примерами

Форма реализации

1) БЛД – методологические основания для успешного выполнения экзаменационной работы в рамках ЕГЭ по химии  (анализ ситуации, выявление проблемы)

Идентификация БЛД, преимущественно необходимых для успешного выполнения конкретного задания

2) Установление причинно-следственных связей – одна из важнейших логических операций, определяющая качество выполнения экзаменационной работы

Выявление корреляции  качества выполнения задания  и  сформированности умения устанавливать ПСС

3) Моделирование  процесса оптимизации  БЛД 

Итог мероприятия: представление о заявленной в публикации модели оптимизации БЛД обучающихся в процессе обучения химии, приобретение первичного опыта их реализации

Количество просмотров: 403  

Добавить комментарий

Target Image
1. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
2. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
3. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
4. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
5. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
6. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
7. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
8. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
9. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск
10. Стратегическая сессия как форма эффективного профессионального взаимодействия с руководителями ММО №29/2024 Новосибирск
11. ПАТЕРНАЛИЗМ В ПЕДАГОГИКЕ: АНАЛИЗ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО №29/2024 Новосибирск
12. ВЗРАЩИВАЯ ТАЛАНТ – ФОРМИРОВАТЬ ОПЫТНОСТЬ. По материалам открытого городского конкурса профессионального мастерства в области образования «Педагогические таланты» №28/2023 Новосибирск
13. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ №28/2023 Новосибирск
14. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА МОЛОДОГО ИЛИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО УЧИТЕЛЯ. РОЛЬ МЕТОДИСТА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА №28/2023 Новосибирск
15. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ №28/2023 Новосибирск