ПАТЕРНАЛИЗМ В ПЕДАГОГИКЕ: АНАЛИЗ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО

 

Бочанцева Людмила Ивановна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», Тюмень, Российская Федерация

Lyudmila I. Bochantseva,

candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Social and Humanitarian Sciences of the Federal State Budgetary Educational Institution of the Northern Trans-Urals, Tyumen, Russian Federation

 
 

Журавлёва Дарья Алексеевна,

 студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», Тюмень, Российская Федерация

Daria A. Zhuravleva,

student of the Federal State Budgetary Educational Institution of the Northern Urals, Tyumen, Russian Federation

 

ПАТЕРНАЛИЗМ В ПЕДАГОГИКЕ: АНАЛИЗ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО

PATERNALISM IN PEDAGOGY: ANALYSIS OF THE POSITIVE AND NEGATIVE

В статье рассматривается педагогический патернализм в аспектах позитивного и негативного. Авторы описывают положительные стороны, такие как обеспечение защиты и безопасности, наставничество, поддержка обучающихся, а также негативные аспекты, включая ограничение свободы учеников, подавление инициативы и их самостоятельности, злоупотребление властью педагогом. В статье подчеркивается важность баланса для достижения эффективного образовательного процесса.

Ключевые слова: патернализм, педагогика, педагогический патернализм, взаимоотношения, учитель, ученик, дисциплина, контроль, образование.

 

The article examines pedagogical paternalism in the aspects of positive and negative. The authors describe the positive aspects, such as ensuring protection and safety, mentoring, support for students, as well as negative aspects, including restriction of students' freedom, suppression of initiative and their independence, abuse of power by the teacher. The article emphasizes the importance of balance in order to achieve an effective educational process.

Keywords: paternalism, pedagogy, pedagogical paternalism, relationships, teacher, student, discipline, control, education.

 

История возникновения и развития патернализма уходит своими корнями в глубокую древность. Так, понятие «патернализм» происходит от латинского слова «pater», что означает «отец».

Изучение патернализма как социально-психологического феномена представлено в трудах Т. И. Бонкало [1]. Проблема патернализма применительно к организации самостоятельной работы студентов представлена А. В. Петровым [3]. Автором показано различие между авторитарным, патерналистским и либеральным методами обучения, при этом патерналистский подход противопоставляется либерализму в образовательной среде.

Как отмечают К. А. Кузина и Л. И. Бочанцева, «патернализм представляет собой отношение, которое основано на проявлении заботы и защиты одной стороны (патера, т.е. отца) к другой стороне (подопечному). Другая сторона, как правило, рассматривается как меньшая по опыту или знаниям» [2].

Патернализм – социальная концепция построения отношений, где одна сторона ответственна за решения и действия другой, а также руководит ей, обеспечивает защиту и поддержку.

Патернализм — это комплексное и многоаспектное явление, охватывающее различные сферы жизни человека, включая медицину, политику, искусство и образование. Патернализм означает, что одна сторона, будь то государство, врач, учитель или работодатель, принимает на себя решения или оказывает влияние на другую сторону, предполагая, что она обладает большей компетентностью или информированностью. В сфере образования вопросы, связанные с патернализмом, становятся особенно актуальными и не менее спорными.

Концепция патернализма используется во многих сферах, например, в государственной политике, а также это и отношения в семье между родителями и ребенком, в экономике потребления.

В последние десятилетия педагогический патернализм стал одной из ключевых тем обсуждения в образовательных кругах. Этот подход, при котором учителя или воспитатели принимают на себя более активную и руководящую роль в воспитании и обучении учеников, вызывает не только значительный интерес, но и бурные дискуссии о его ценности, границах и этических аспектах.

Патернализм в педагогике представляет собой сложное взаимодействие между потребностью обеспечить благополучие и развитие учеников и потребностью уважать их индивидуальную автономию.

Патернализм в педагогике имеет следующие цели:

  1. Воспитание и развитие личности обучающегося: патерналистская педагогика нацелена на воспитание и развитие полноценной, гармоничной и ответственной личности, способной успешно интегрироваться в общество и стать его активным членом.
  2. Обеспечение безопасности и благополучия: педагогический патернализм нацелен на гарантирование физической и эмоциональной безопасности учащихся, особенно среди детей и подростков, через установление правил и ограничений для предотвращения потенциальных опасностей.
  3. Передача знаний: в рамках патерналистской педагогики ученикам передаются знания, умения и формируются необходимые навыки для успешной жизни и профессиональной деятельности. Это включает не только академические знания, но и практические умения и навыки, которые помогут детям стать самостоятельными и ответственными гражданами.
  4. Повышение качества образования: для обеспечения оптимальных условий обучения педагоги прибегают к установлению перед обучающимися определенных требований для достижения ими академического успеха.
  5. Формирование ценностей и норм: патерналистский подход в педагогике подразумевает не только передачу знаний, но и формирование у учеников определенных ценностей и норм (поведения, общения и пр.), развитие моральных убеждений, которые являются важными для функционирования общества. К ним относятся уважение к другим людям, честность, трудолюбие, толерантность и т.д.
  6. Обеспечение поддержки и заботы: патернализм направлен на предоставление необходимой поддержки и заботы тем ученикам, которые нуждаются в этом больше всего, включая предоставление ресурсов и помощи в учебе или личном развитии.
  7. Улучшение качества жизни: в конечном итоге, патерналистская педагогика направлена на улучшение качества жизни учащихся путем предоставления им возможностей для личностного роста, развития и успешной интеграции в общество

В образовании патернализм проявляется в разнообразных ситуациях. Например, когда преподаватель самостоятельно определяет цели и задачи для ученика, не учитывая его собственные потребности и способности. Это может ограничить развитие индивидуальности ученика. Другой случай – когда ученика лишают свободы выбора в учебном процессе, не учитывая его интересы и предпочтения. Это может вызвать у него потерю интереса и отсутствие мотивации к обучению. Кроме того, педагог может игнорировать мнение ученика, рассматривая его как объект обучения, а не активного участника. Также патернализм может проявляться через строгое установление правил и наказаний, что не способствует развитию самостоятельности и ответственности ученика.

Тем не менее, вопрос о том, насколько далеко должен зайти педагогический патернализм и в какой степени он должен ограничивать самостоятельность учеников, вызывает множество дискуссий и споров.

Педагогический патернализм, формирующийся на заботе и контроле педагога, обладает своими преимуществами:

- установление границ и дисциплины: педагогический патернализм помогает установить четкие границы и правила, что способствует формированию дисциплинированного поведения у учащихся;

- защита и безопасность: педагогика патернализма способствует защите учащихся от различных опасностей и негативного воздействия, что позволяет избежать ошибок и трудностей;

- обучение и наставничество: педагог, выступая в роли наставника, развивает у учеников не только знания, но и навыки, важные для успешной жизни;

- социализация и воспитание: педагогический патернализм способствует формированию правильных ценностей, норм поведения и социальных навыков учащихся, что важно для успешной адаптации в обществе.

- поддержка и понимание: создает атмосферу поддержки, где ученики могут чувствовать себя комфортно, получая необходимую помощь и понимание от преподавателей.

Несмотря на положительные стороны, выделенные в педагогическом патернализме, можно отметить и некоторые его недостатки. Так, в качестве таковых можно выделить ограничение свободы учеников. Патерналистская педагогика может подавлять инициативу и самостоятельность учащихся, так как она предполагает, что учитель знает, что лучше для ученика. Второе – это снижение мотивации учащихся, которые могут потерять интерес к процессу обучения, если они чувствуют, что учитель принимает решение за них и не дает возможность проявить свою индивидуальность. Третье – это риск злоупотребления властью педагогом, когда он занимает доминирующую позицию, а ученики должны следовать его указаниям без вопросов и возражений.

Обратимся к исследованию А. В. Петрова, который подчеркнул следующее: «педагогическая стратегия, правильно построенная на позиции патернализма, позволяет формировать чувство ответственности у обучающегося, а также разрешить проблему телеологии в образовании» [3].

Таким образом, в статье была предпринята попытка раскрыть позитивные и негативные аспекты патернализма в педагогике. Анализ позитивного и негативного подчеркивает двойственность этого подхода. Позитивные стороны, такие как обеспечение защиты и безопасности, наставничество, поддержка и понимание обучающихся - соседствуют с отрицательными, включая ограничение свободы учеников, подавление инициативы и их самостоятельности, злоупотребление властью педагогом.

Современные тенденции в образовании проявляются в отказе от патерналистического подхода в пользу педагогики сотрудничества, доверия и уважения к индивидуальности учеников. Однако, необходимо учитывать, что в некоторых ситуациях патернализм может иметь свои преимущества и выполнять важную роль в формировании базовых навыков учебы и поведения учеников. Необходимо найти некий баланс, стремясь к созданию поддерживающей образовательной среды без излишнего ограничения свободы, через гибкие методы обучения. В конечном итоге, эффективность патернализма в педагогике зависит от конкретной ситуации и того, как он применяется в образовательном процессе.

 

 

Литература

 

  1. Бонкало Т. И. Патернализм как социально-психологическая категория // Социальная политика и социология. — 2009. — № 9(51). — С. 213-215. — EDN THJSNN.
  2. Кузина К. А., Бочанцева Л. И. История возникновения и развития патернализма // Столкновение традиционализма и модернизма как тренд развития русского общества: материалы круглого стола, Тюмень, 23 октября 2023 года. – Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2023. — С. 79-83. — EDN NSWHJJ.
  3. Петров А. В. Патернализм в педагогике: препятствие или основание учебного процесса // Вестник МИТХТ. Серия: социально-гуманитарные науки и экология. — 2015. —Т. 2, № 2. — С. 20-25. — EDN VRWEZF.
Количество просмотров: 391  

Добавить комментарий

Target Image
1. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
2. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
3. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
4. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
5. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
6. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
7. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
8. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
9. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск
10. Стратегическая сессия как форма эффективного профессионального взаимодействия с руководителями ММО №29/2024 Новосибирск
11. ПАТЕРНАЛИЗМ В ПЕДАГОГИКЕ: АНАЛИЗ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО №29/2024 Новосибирск
12. ВЗРАЩИВАЯ ТАЛАНТ – ФОРМИРОВАТЬ ОПЫТНОСТЬ. По материалам открытого городского конкурса профессионального мастерства в области образования «Педагогические таланты» №28/2023 Новосибирск
13. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ №28/2023 Новосибирск
14. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА МОЛОДОГО ИЛИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО УЧИТЕЛЯ. РОЛЬ МЕТОДИСТА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА №28/2023 Новосибирск
15. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ №28/2023 Новосибирск