Глухоедова Надежда Николаевна,кандидат филологических наук, старший методист МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Nadezhda N. Glukhoedova, candidate of philological sciences, senior methodologist of MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation |
Климова Лариса Юрьевна,старший методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Larisa Yu. Klimova, senior methodologist, MAU DPO «NISO»,Novosibirsk, Russian Federation |
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ
Аннотация: В статье рассматривается повышение квалификации с целью совершенствования профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций средствами конкурсов профессионального мастерства.
Ключевые слова: конкурс профессионального мастерства, дошкольная образовательная организация, воспитатель, программа повышения квалификации, профессиональные компетенции.
Abstract: The article discusses advanced training with the aim of improving the professional competencies of teachers of preschool educational organizations through professional skills competitions.
Key words: professional skills competition, preschool educational organization, educator, professional development program, professional competencies.
Приоритетным направлением в развитии образовательного учреждения является повышение профессионального уровня педагога через самообразование. В решении этой задачи важную роль играют конкурсы профессионального мастерства. Конкурсную деятельность в целом можно рассматривать как один из способов мотивации педагога к активному творческому развитию, которое невозможно без повышения профессиональной компетенции. «Конкурс сегодня приобретает дополнительные функции стимулирования мотивации, самоактуализации, саморазвития педагогов дошкольных образовательных организаций, становится университетом педагогического мастерства при соблюдении совокупности организационно - педагогических условий повышения квалификации субъектов конкурса профессионального мастерства» [6, c.46]. Конкурсы профессионального мастерства – живая история образования города Новосибирска. Каждый новый участник вписывает в нее свою страницу, получает признание педагогического сообщества, расширяет свои творческие, интеллектуальные, профессиональные горизонты.
Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года» завоевал признание городской педагогической общественности. В течение 10 лет он собирает педагогов, убежденных в том, что счастливое детство, а также дальнейшее будущее каждого ребенка зависит от мудрости педагогов, которые не представляют свою жизнь без детей. За время своего существования конкурс серьезно изменил и форму, и содержание. Задания совершенствуются, возникают новые вызовы времени, однако остаются незаменимыми педагогические ценностные аспекты гуманности, сотрудничества, свободы и достоинства педагогов, бесконечной любви к детям и верности профессии, а также творчества. Конкурсные испытания – это демонстрация педагогического мастерства и повод для профессионального самосовершенствования, самореализации. Активизация инновационной деятельности, повышение творческих возможностей, расширение профессионального диапазона, сотрудничество педагогов – всё это несомненный эффект конкурса «Воспитатель года», формирующий позитивное мнение общественности о значении дошкольного образования. Конкурсанты приобретают бесценную возможность общаться друг с другом, знакомиться с достижениями своих коллег, делиться педагогическим опытом. Конкурс является стартом в будущее и определяет перспективы будущего профессионального развития и роста, новую точку зрения в покорении высот педагогической мастерской.
Одним из ключевых моментов любого конкурса является способность конкурсанта профессионально представить свой опыт. Конкурс профессионального мастерства становится своего рода рингом для участников, чтобы проявить психологическую устойчивость, самоотверженность, умение продемонстрировать личные педагогические достижения.
Участие педагогов в конкурсе является еще дополнительной физической и психологической, а иногда и материальной нагрузкой. Еще Дейл Карнеги отмечал, что единственная возможность заставить человека что-либо сделать – это сделать так, чтобы человек сам захотел это сделать [3, с.97].
Повышение уровня квалификации и социального статуса педагогических работников, рост престижа профессии педагога предусмотрены в рамках внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников в соответствии со следующей нормативной правовой основой: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Этот факт и многолетние наблюдения, анализ причин небольшого количества заявляющихся конкурсантов, неумение публично демонстрировать наработки, находки и опыт обратили наше внимание на необходимость разработки такой программы, которая могла бы снять ряд методических, психолого-педагогических и коммуникативных проблем будущего конкурсанта. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций средствами конкурсов профессионального мастерства» (далее – программа) была разработана старшим методистом Муниципального автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Новосибирский Институт Современного Образования» (далее – МАУ ДПО «НИСО») Климовой Ларисой Юрьевной. Федеральный портал цифровой среды дополнительного профессионального образования (apkpro.ru)) и успешно реализована осенью 2023 года. Кадровую реализацию программы обеспечивали сотрудники МАУ ДПО «НИСО» и приглашенные специалисты муниципальных и региональных организаций: Селина Татьяна Михайловна, заместитель директора по научно-методической работе Новосибирского педагогического колледжа № 1 им. А.С. Макаренко, Агеева Татьяна Дмитриевна, победитель регионального профессионального конкурса «Воспитатель года Новосибирской области», лауреат Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России - 2023» воспитатель МБДОУ «Детский сад № 494» г. Новосибирска, Ракитянская Оксана Геннадьевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 494» г. Новосибирска. Базой для проведения практических занятий стали образовательные учреждения, оснащенные современным оборудованием, необходимым для формирования профессиональных компетенций у молодых воспитателей ДОО, например, ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко».
Цель программы – совершенствование профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций средствами конкурсов профессионального мастерства. Планируемые результаты обучения сформулированы в соответствии с Трудовыми функциями Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Программа предназначена для педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования на территории города Новосибирска, потенциальных участников конкурсов профессионального мастерства, имеющих стаж работы по специальности не менее трёх лет. Практическая значимость программы обусловлена необходимостью развития методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций педагогов для успешного участия в профессиональных педагогических конкурсах разных уровней. Успешное освоение слушателями данной программы позволит эффективно использовать полученные знания, умения, практический опыт для повышения эффективности образовательной деятельности педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, включая готовность к участию в конкурсном движении. Нормативно-правовой и организационный аспекты конкурсов профессионального мастерства рассматриваются в первом разделе программы. Раздел второй посвящен психологическим и коммуникативным аспектам подготовки участников конкурсов профессионального мастерства. Наибольшее количество часов включает раздел третий, раскрывающий методический аспект подготовки участников конкурсов профессионального мастерства. Входной контроль включал в себя задания в тестовой форме (самодиагностика готовности к участию в конкурсах профессионального мастерства). В рамках учебных занятий слушатели осваивали способы саморегуляции эмоционального состояния, проходили тренинг развития навыков самоконтроля, практиковали подготовку и проведение рефлексии в рамках конкурсного испытания как его составляющую часть. Практическая работа №5 была направлена на формирование умений вести профессиональный разговор, лаконично давать ответы на вопросы, формулировать и аргументировать профессионально-личностную позицию. 15 часов, из них 13 – аудиторной работы, было посвящено вопросам о современных формах представления профессиональной деятельности педагога, в том числе с использованием ИКТ, в условиях конкурсов профессионального мастерства. Практические работы №8 - №10 направлены на формирование навыков представления опыта профессиональной деятельности в современных формах: интернет-портфолио (сайт, блог, аккаунт), визитная карточка (видеоролик), педагогическая находка (метод, прием), мероприятие с детьми (реализация различных видов развивающей деятельности), мастерская педагога (мастер-класс). В ходе промежуточной аттестации для слушателей были проведены педагогические дебаты на тему «Современное образовательное пространство детского сада: реализуем ФОП ДО», максимально приближенные по условиям, содержанию и оцениванию к аналогичному этапу всероссийского конкурса «Воспитатель года». Итоговая аттестация состоялась в форме публичной презентации проектов индивидуальных профессиональных траекторий роста (далее – ИПТР) педагогов – потенциальных участников конкурсов профессионального мастерства с учетом выявленных образовательных потребностей, дефицитов профессиональных компетенций, ресурсов муниципалитета и с учетом специфики собственной образовательной организации. Примерный план проектирования ИПТР представлен на рисунке.
Рисунок. Примерный план проектирования ИПТР
ИПТР педагогов – потенциальных участников конкурсов профессионального мастерства позволяет оценить способности слушателей ориентироваться в информационном пространстве и суметь подобрать необходимые ресурсы, восполняющие личные образовательные потребности или профессиональные дефициты, позволяет оценить способности публичной презентации и эффективного взаимодействия с аудиторией. Замечания и предложения, полученные во время публичной презентации от экспертов, могут быть использованы слушателями для доработки и корректировки собственных проектов.
Слушатели высоко оценили условия реализации программы, способствовавшие совершенствованию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций: уровень удовлетворенности реализацией программы – 100%.
Успешное освоение слушателями данной программы позволит эффективно использовать полученные знания, умения, практический опыт для повышения эффективности образовательной деятельности педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, не только при подготовке к участию в конкурсном движении, но и в каждодневном профессиональном общении с коллегами, воспитанниками и их родителями.
Литература
- Гладкова Ю., Соломенникова О. Индивидуальный маршрут непрерывного профессионального образования и развития педагога // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 3. — С. 69-76.
- Горбунова Л. Н., Сорокина Е. В. Перспективная модель профессионального развития педагогов на основе индивидуальных методических маршрутов // Конференциум АСОУ. — 2015. — № 1. — С. 55-61.
- Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: Прогресс, 1990. — 720 с.
- Дирижук Н.М., Марчук С.Н. Секреты успеха: как провести конкурс педагогических достижений и подготовить педагогов к участию в нем : метод. Пособие / СПб. ГБУ ИМЦ Красносельского района. — Санкт-Петербург, 2020. — с. 104.
- Загвоздкин В.К. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольника: международный опыт : сборник научных статей по итогам Первой Московской Международной научно-практической конференции, посвященной Дню дошкольного работника / сост. Ю.В. Челышева; ГАОУ ВО МГПУ. — Москва: Издательство «Перо», 2020.
- Задворная М.С. Профессиональное развитие педагога дошкольной образовательной организации средствами конкурсного движения . — Электронный ресурс. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-pedagoga-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-sredstvami-konkursnogo-dvizheniya?ysclid=lpp1e09ng721250921 (дата обращения: 01.12.2023).
- Профессиональная траектория развития руководящих и педагогических кадров в условиях реализации национального проекта «Образование» : учебно-методическое пособие / О.Н. Рысева, И.С. Даровских, Г.А. Кобелева, С.А. Бартева. — Киров, 2020. — 96 с.
Количество просмотров: 481 |
Добавить комментарий