ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА МОЛОДОГО ИЛИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО УЧИТЕЛЯ. РОЛЬ МЕТОДИСТА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

 

Карпова Наталья Валерьевна,

методист муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Лицей № 176», Новосибирск, Российская Федерация

Natalya V. Karpova,

methodologist of municipal autonomous general education institution of Novosibirsk «Lyceum № 176», Novosibirsk, Russian Federation

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА МОЛОДОГО ИЛИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО УЧИТЕЛЯ. РОЛЬ МЕТОДИСТА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF MENTORING ACTIVITIES AS AN IMPORTANT COMPONENT OF THE IMPLEMENTATION OF A PERSONALISED MENTORING PROGRAMME FOR A YOUNG OR NEWLY RECRUITED TEACHER

Аннотация: В статье представлен опыт работы МАОУ «Лицей № 176» по реализации системы наставничества. Рассмотрены основные этапы реализации проекта «Наставничество», обозначена роль методиста лицея, значимость работы психолого-педагогического сопровождения наставнической деятельности, рассмотрены основные риски.

Ключевые слова: система наставничества, наставник, наставляемый, методист, психолого-педагогическое сопровождение, персонализированная программа наставничества.

Abstract: The article presents the experience of  «Lyceum No. 176» in the implementation of the mentoring system. The main stages of implementation of the project "Mentoring" are considered, the role of the methodologist of the lyceum, the importance of psychological and pedagogical support of mentoring activity is outlined, the main risks are considered.

Key words: mentoring system, mentor, mentee, methodologist, psychological and pedagogical support, personalised mentoring programme.

 

Наставничество педагогических работников в образовательных организациях является одним из центральных фокусов государственной политики в области образования. Его нельзя назвать новым явлением в области образования, так как оно уходит своими корнями в XIX век [1, с.2].

Как aспект государственной политики в области образования современное наставничество обрело четкие контуры с утверждением национального проекта «Образование». 7 мaя 2018 года, в день своей инaугурации, Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Укaз «О национальных целях и стратегических зaдaчaх рaзвития Российской Федерaции нa период до 2024 года». Этот Укaз устaнaвил и утвердил нaционaльные проекты России по 13 стрaтегическим нaправлениям в трех облaстях: «Человеческий кaпитал», «Комфортнaя среда для жизни», «Экономический рост». Одним из проектов в области «Человеческий кaпитaл» стал национальный проект «Обрaзовaние» (сроки реaлизaции: 1 января 2019 годa – 31 декaбря 2024 годa) [3, с.6].

Целевая модель нaстaвничествa педагогических рaботников в системе общего обрaзовaния ориентировaнa нa реaлизaцию федерaльного проектa «Современнaя школa», который предполaгaет внедрение в систему обрaзовaния основных принципов нaционaльной системы профессионального ростa педaгогических рaботников Российской Федерaции, включaя нaциональную систему учительского ростa.

В современном образовательном пространстве вновь на первое место поставлена задача формирования института наставничества. Многие молодые выпускники учреждений среднего или высшего профессионального образования, владеющие знаниями инновационных методов и технологий в обучении, подходов к обучению, зачастую не обладают опытом взаимодействия как с обучающимися, так и с педагогическим сообществом школ.

Каждый учитель индивидуален и как личность, и как педагог, поэтому в работе методиста школы очень важен персонализированный подход к формированию наставнических пар.

В МАОУ «Лицей № 176» (далее – лицей) для структурирования и систематизации работы второй год реализуется проект «Наставничество», который содержит цели, задачи и целевые показатели выполнения задач проекта. Паспорт проекта «Наставничество» представлен в приложении 1. Структура системы наставничества МАОУ «Лицей № 176» представлена в приложении 2.

Для достижения эффективности решения задач проекта «Наставничество» организована поэтапность их выполнения через дорожные карты, планы работ структур лицея, разрабатываемые на каждый учебный год, анализ их реализации и корректировка.

При выполнении планов работы, являющихся приложением к дорожной карте проекта, определяются новые задачи и потребности. Так, например, по окончании 2022-2023 учебного года нами выявлена необходимость более глубокого психолого-педагогического сопровождения наставнических пар.

Далее мне бы хотелось более подробно раскрыть опыт работы лицея по формированию и психолого-педагогическому сопровождению наставнических пар как систему работы.

На первом этапе, в начале каждого учебного года, административной командой лицея анализируется состав «Банка наставников» лицея. Методист лицея представляет достижения каждого педагога «Банка наставников» по реализации наставничества предыдущих лет. Рассматриваются формы работы, организация педагогического взаимодействия, результативность деятельности наставляемого и перспективы его дальнейшего развития. А также проходит рассмотрение результатов работы других педагогов лицея, по итогам которых появляется возможность включения их в состав «Банка наставников». Стоит отметить, что мы не забываем об обучении наставников во внешнем контуре системы наставничества лицея.

Вторым этапом работы является собеседование с педагогами-наставниками по организации наставнической работы и, при положительном отклике, сбор согласий наставников, затем - формирование «Банка наставников» на учебный год. В собеседовании обязательно принимает участие педагог-психолог лицея, безусловно, это опытный специалист, которому уже «доверяют» педагоги лицея.

На данном этапе педагог-психолог осуществляет роль «поддержки» для наставника, а для администрации лицея - понимание психологической готовности педагога к осуществлению роли наставника, которое важно, так как должна быть уверенность в результативности его работы.

Одновременно проводится работа с наставляемыми: это молодые специалисты, вновь прибывшие в лицей педагоги, а также могут быть уже работающие в лицее педагоги, которым потребовалось частичное наставничество.

В отношении молодых специалистов и вновь прибывших педагогов контрольно-диагностической комиссией лицея, состоящей из заместителей директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе, методиста, педагога-психолога, специалиста по IT-технологиям, в течение первого месяца работы осуществляются контрольно-диагностические процедуры, направленные на изучение системы работы новых педагогов через посещение учебных и внеурочных занятий, классных часов и родительских собраний, проверку учебной документации, изучение ИКТ-компетентности.

Составляется аналитическая справка и намечаются направления наставничества. Стоит отметить, что нами рассматриваются разные направления, виды и формы наставничества: и те, которые рекомендованы официальными документами, и те, что практикуем мы в рамках своего педагогического коллектива (приложение 2).

Для закрепления статуса наставляемого с новыми педагогами проводится ряд собеседований методистом лицея, курирующим заместителем директора по учебно-воспитательной работе, педагогом-психологом. Осуществляется предложение работы в наставнической паре в статусе наставляемого и, при положительном отклике, сбор согласий наставляемых.

Итак, первоначальные этапы пройдены, они реализованы в первый месяц учебного года и завершились в начале октября.

Третий этап реализации системы наставничества — организационный, это формирование наставнических пар, определение видов и типов наставничества для каждой наставнической пары, разработка персонализированных программ и карт индивидуальных образовательных траекторий для каждого наставляемого, разработка планов психолого-педагогического сопровождения наставнических пар, плана мониторинга системы наставничества.

В чем же заключается роль методиста лицея в реализации системы наставничества?

  1. Определение степени методической грамотности нового педагога и дальнейшего методического сопровождения;
  2. Определение предметных затруднений для дальнейшего сопровождения;
  3. Организация работы педагога-психолога с обеими сторонами наставнической пары для определения «психотипа» каждой и возможности их эффективного взаимодействия;
  4. Формирование наставнических пар и закрепление их работы приказом по лицею;
  5. Помощь в составлении персонализированных программ;
  6. Составление плана психолого-педагогического сопровождения работы наставнических пар (в совместной работе с педагогом-психологом);
  7. Организация психолого-педагогического сопровождения;
  8. Составление и реализация плана мониторинга работы наставнических пар;
  9. Общий контроль реализации системы наставничества.

Важной составляющей реализации персонализированной программы наставничества является психолого-педагогическое сопровождение работы наставнических пар.

Психолого-педагогические условия лицея включают меры по созданию атмосферы психологического комфорта и доверия, взаимопомощи и уважения в педагогическом коллективе. Такая атмосфера позволяет предотвратить напряжение и конфликтные ситуации в коллективе, повысить стрессоустойчивость наставников и наставляемых; нивелировать монотонность и однообразие в деятельности педагогов старших возрастов, предотвратить их профессионально-личностное выгорание, успешно адаптировать молодых или начинающих педагогов в коллективе.

Психолого-педагогический ресурс в системе наставничества подразумевает широкое использование методик и технологий рефлексивно-ценностного и эмоционально-ценностного отношения к участникам системы наставничества. Главная цель таких технологий – актуализация глубинных жизненных ресурсов [2].

Эту поддержку обеспечивает служба социально-психологического сопровождения (СПС) лицея, которая оказывает психологическую помощь парам наставников и наставляемых посредством проведения психологических диагностик, тренингов, консультаций, бесед, лекций, разработки методических материалов.

Основной целью службы СПС является создание в лицее условий для профессионального роста молодых специалистов и вновь прибывших педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному их вхождению в профессиональную деятельность, профилактика профессионального «выгорания» педагогов, оказание помощи педагогам-наставникам в формировании эффективных коммуникаций с наставляемыми.

Не менее важной задачей службы СПС является   формирование психологической готовности наставляемого не копировать чужой, пусть и очень успешный опыт, а выйти на индивидуальную траекторию, которая поможет сформироваться неповторимому профессиональному «почерку» педагога.

Методист лицея ведёт активное взаимодействие с педагогом-психологом на протяжении всего учебного года. Они осуществляют входной контроль, направленный на изучение системы работы молодых и вновь прибывших педагогов. Параллельно с определением предметной и методической составляющих опыта работы педагогов, педагог-психолог проводит диагностику и составляет «психологический портрет» наставляемых и делает сопоставление с «психологическим портретом» наставников, предложенных методистом для создания наставнической пары.

В опыте работы лицея были случаи, когда наставляемые не совпадали по психотипу с наставниками, и эффективность наставнической работы была значительно снижена. Была диагностирована повышенная тревожность как у наставника, так и у наставляемого. Поэтому нами было принято решение обязательно учитывать психологическую совместимость педагогов при формировании наставнической парты.

Бывает ситуация, когда появляется необходимость формирования наставнической пары по определенному направлению (виду или форме) наставничества, а банк наставников лицея «невелик», и наставническая пара определяется как имеющая низкую совместимость. В данном случае педагогом-психологом разрабатывается и реализуется индивидуальный план работы как с наставником, так и с наставляемым по снижению напряженности при взаимодействии, включающий тренинговые занятия, беседы, консультации и др. формы работы. Дополнительно педагогом-психологом разрабатываются методические материалы, которые рекомендуются к изучению как наставникам, так и наставляемым.

Для реализации коллективного наставничества методистом лицея в течение учебного года организуется проведение в педагогическом коллективе единых методических дней, методических тренингов, работы творческих объединений, педагогических мастер-классов, педагогических чтений, научно-практических конференций и др.

Также педагогом-психологом проводятся тренинги, направленные на развитие эмпатических способностей, на применение aкмеологических практик. Их цель – укрепить профессиональное здоровье педагогов, которое способствует преодолению жизненных и профессиональных кризисов.

По завершению запланированных этапов работы наставнических пар методистом лицея проводится ряд диагностических процедур по определению сформированности методической и педагогической компетентности молодых специалистов и вновь принятых педагогов, а педагогом-психологом проводится диагностика уровня психологического состояния наставнической пары.

Реализация этапов работы системы наставничества рассматривается на научно-методическом совете. Для продолжения работы наставнических пар могут быть даны рекомендации для внесения корректировки в персонализированные программы наставничества, может быть принято решение о завершении работы пары, формировании наставнической группы или переформировании наставнической пары по другой форме, виду или направлению.

Итоговое заседание научно-методического совета лицея определяет эффективность реализации системы наставничества за учебный год, результативность работы наставнических пар, педагогов-наставников, уровень сформированности компетенций наставляемых, оценивает общий уровень психологической комфортности в коллективе лицея, рассматривает образовательные результаты обучающихся молодых специалистов или вновь принятых педагогов, ставит задачи на следующий учебный год.

Анализ организации работы системы наставничества показывает положительные результаты по сокращению сроков адаптации новых педагогов, по формированию единого учебно-методического пространства, по минимизации рисков эмоционального выгорания педагогов и др.

Результативностью наставнической работы в 2022-2023 учебном году можно считать закрепление вновь прибывших молодых специалистов и педагогов на рабочих местах для дальнейшей работы в лицее (учитель начальной школы, два учителя физической культуры, учитель русского языка и литературы).

Эффективная организация курсов повышения квалификации является практической помощью педагогам по своевременному и успешному внедрению новых технологий и методик, в том числе дистанционных, в учебный процесс, а также позволяет добиваться высокого качества образования. Выполнение показателей реализации проекта «Наставничество» за 2022-2023 учебный год представлены в приложении 3.

Возможные риски при реализации системы наставничества

При реaлизaции системы нaставничествa педагогических рaботников возможны риски, которые требуют продумaнных мер по их минимизaции.

1. Недостaточное стимулирование и мотивирование нaстaвничествa педагогических работников. Если нaстaвническaя деятельность не имеет должного финaнсирования или немaтериального мотивировaния, онa рискует довольно быстро приобрести зaтухающий хaрaктер, пойдет нa убыль и фaктически превратится в стaндартную рaзновидность текущей методической рaботы.

MIN: стaбильное и достaточное финaнсировaние и мотивировaние нaстaвничествa позволит превратить его в мaссовое общественно-профессионaльное движение, вовлекaющее в свои ряды существенное большинство педaгогических рaботников, для этого необходимо нормaтивно-прaвовое закрепление стимулирующих и мотивирующих мер по рaзвитию нaстaвничествa кaк обязaтельных к исполнению.

2. «Эффект узнaвaния». В сознании знaчительного количества педaгогов имеется предстaвление о том, что нaстaвничество – явление не новое, a, скорее, зaбытое и узнaвaемое стaрое. Оно существовaло рaньше, ничего принципиaльно нового в этой системе нет, нaстaвничество существует кaк чaсть методической рaботы с молодыми педaгогaми. Педaгоги и сaми несколько десятилетий нaзaд вступали в профессию с помощью нaстaвникa.

MIN: фокусировaние внимaния педaгогов нa инновaционных aспектaх и стрaтегиях современного нaстaвничествa, нa изменившихся условиях рaзвития нaстaвнической деятельности в российском обрaзовaнии.

3. Формaлизм в деле внедрения системы нaстaвничествa, нежелание aдминистрaтивных и педaгогических рaботников приклaдывать усилия по рaзвитию инновaционных форм и видов нaстaвничествa.

MIN: aктивизaция мероприятий по обмену опытом в отношении лучших прaктик нaстaвничествa, в ходе которых демонстрируется реaльный педaгогический эффект от нaстaвничествa и рефлексируются пути его достижения, a тaкже внесение в формы отчетности соответствующих требовaний.

4. Проблемa нехватки кaдров, способных быть эффективными высококвaлифицированными нaстaвникaми.

MIN: прохождение нaстaвникaми курсов повышения квaлификaции; использовaние инновaционного опытa обучения нaстaвников: коучинги, бизнес-тренинги, интенсивы, форвaрд-сессии и т.д.; использовaние отечественного и междунaродного опытa нaстaвничествa.

5. Фрaгментaрность и низкaя степень взaимодействия всех элементов двухконтурной структуры системы нaстaвничествa. Без этого взaимодействия нaстaвничество педaгогических рaботников рискует ограничиться исключительно рaмками обрaзовaтельной оргaнизaции и трaдиционных видов нaстaвничествa.

MIN: выстрaивaние полноценной дееспособной вертикaли нaстaвничествa педагогических рaботников [1].

В заключении можно с уверенностью утверждать следующее: психолого-педагогическое сопровождение наставнической деятельности является важной составляющей реализации персонализированных программ наставничества. Роль методиста образовательного учреждения в реализации системы наставничества очень важна, так как  необходима организация системной работы. Если методист образовательного учреждения владеет навыками организованного, научно-методического подхода к формированию любой системы работы, а в частности, к системе реализации наставнической деятельности в лицее, имеет устойчивые навыки взаимодействия со всеми структурами образовательного учреждения по достижению поставленной цели и решения задач, по структурированию личной работы, последовательного выполнения этапов реализации планов работы, то, несомненно, работа лицея будет эффективной, в том числе по реализации проекта «Наставничество», который, в свою очередь, повлияет на повышение профессионализма педагогических работников лицея и, как следствие, положительно отразится на образовательных результатах обучающихся лицея в целом.

 

Литература

  1. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. — Эл. Ресурс. — URL: // https://ug.ru/metodicheskie-rekomendaczii-po-razrabotke-i-vnedreniyu-sistemy-czelevoj-modeli-nastavnichestva-pedagogicheskih-rabotnikov-v-obrazovatelnyh-organizacziyah-2/ (дата обращения 27.11.2023).
  2. Непрокина И.В. Профессиональный стандарт как инструмент повышения качества профессиональной деятельности педагогов // Общество: социология, психология, педагогика. — 2016. — № 4.
  3. Письмо Министерства просвещения РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 21 декабря 2021 г. NN АЗ-1128/08, 657 О направлении Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях образования и науки РФ N 657 от 21.12.2021.

 

Приложение 1

Система работы  муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Лицей № 176»

по реализации наставничества в образовательной деятельности

(проект «Наставничество»)

 

Приложение 2

 

Структура системы наставничества МАОУ «Лицей № 176»

Приложение 3

 

Выполнение показателей реализации проекта «Наставничество»

за 2022-2023 учебный год

Количество просмотров: 494  

Добавить комментарий

Target Image
1. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
2. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
3. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
4. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
5. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
6. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
7. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
8. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
9. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск
10. Стратегическая сессия как форма эффективного профессионального взаимодействия с руководителями ММО №29/2024 Новосибирск
11. ПАТЕРНАЛИЗМ В ПЕДАГОГИКЕ: АНАЛИЗ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО №29/2024 Новосибирск
12. ВЗРАЩИВАЯ ТАЛАНТ – ФОРМИРОВАТЬ ОПЫТНОСТЬ. По материалам открытого городского конкурса профессионального мастерства в области образования «Педагогические таланты» №28/2023 Новосибирск
13. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ №28/2023 Новосибирск
14. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА МОЛОДОГО ИЛИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО УЧИТЕЛЯ. РОЛЬ МЕТОДИСТА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА №28/2023 Новосибирск
15. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ №28/2023 Новосибирск