Кондратьева Елена Анатольевна,заведующий, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 70 «Солнечный город», Новосибирск, Российская Федерация Elena A. Kondratyeva, head, municipal Autonomous Preschool Educational Institution of Novosibirsk «Sun City Kindergarten No.70», Novosibirsk, Russian Federation |
Малова Ольга Андреевна,старший воспитатель, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 70 «Солнечный город», Новосибирск, Российская Федерация Olga A. Malova, senior teacher, municipal Autonomous Preschool Educational Institution of Novosibirsk «Sun City Kindergarten No.70», Novosibirsk, Russian Federation |
Наставничество: от вертикали к кластеру
В статье представлен процесс создания оптимальной модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении. Актуальные потребности учреждения в профессиональном развитии педагогов вызвали необходимость перехода от традиционного вертикального наставничества к кластерам.
Ключевые слова: качество образования, профессиональное развитие, наставничество, вертикальная модель наставничества, кластерная модель наставничества.
The article presents the process of creating an optimal mentoring model in a preschool educational institution. The current needs of the institution in the professional development of teachers have caused the need of shifting from traditional vertical mentoring to clusters.
Keywords: quality of education, professional development, mentoring, vertical mentoring model, cluster mentoring model.
Достижение высокого качества образования – приоритет современной государственной политики и обязательное требование к деятельности учреждений образования всех уровней. Ключевым фактором, определяющим качество образования, является уровень профессионализма педагога.
Профессиональное развитие педагогических кадров осуществляется на протяжении всего периода педагогической деятельности. В качестве эффективного механизма профессионального развития в образовательных организациях реализуется наставничество.
Традиционно наставничество в образовательном учреждении рассматривается как индивидуальная работа с молодыми педагогами, впервые принятыми на работу в учреждение, либо взаимодействие опытного сотрудника со специалистом, осваивающим новую должность. Целью наставничества в данном случае является успешное освоение новой профессиональной роли и адаптация на рабочем месте. Таким образом, предполагается «вертикальное взаимодействие» между наставляющим и наставляемым.
Однако в практике деятельности нашего учреждения мы наблюдаем ряд проблем в профессиональном развитии педагогов, имеющих опыт работы в дошкольном образовании:
– во-первых, профессиональное развитие происходит неравномерно, могут наступать периоды подъёма и стагнации, кризисов, профессионального выгорания;
– во-вторых, разница в уровне профессионального развития не всегда зависит от стажа работы: иногда молодые педагоги имеют профессиональный потенциал и знания, которыми не обладают более старшие коллеги;
– в-третьих, опытные педагоги не всегда готовы к инновационной деятельности в силу ригидности при исполнении профессиональной роли;
– в-четвертых, в связи с введением новых нормативных документов и регламентов в практику работы учреждения педагоги, в том числе со стажем, не всегда готовы реализовать нововведения самостоятельно;
– в-пятых, часто требуется помощь при изменении контингента воспитанников: набор новой для педагога возрастной группы, приход воспитанника с особенностями развития.
Данные проблемы требуют пересмотра модели наставничества. На наш взгляд, наиболее эффективна для преодоления вышеуказанных противоречий кластерная модель наставничества.
Кластер в переводе с английского означает «кисть, гроздь, скопление». Понятие кластера используется в различных научных и практических областях и подразумевает, с одной стороны, объединение некоторых элементов, с другой стороны, их самостоятельность.
Преимущество кластера по сравнению с другими системами в том, что при прекращении функционирования, сбое в работе одного или добавлении нового элемента составляющие кластера не испытывают негативного влияния.
Признаками кластера являются целостность (наличие общего ориентира) и синергетичность (самоорганизация и саморазвитие за счёт внутреннего потенциала кластера) [2]. Синергетичность обеспечивает устойчивость к внешним воздействиям, что актуально в эпоху постоянных преобразований.
Кластер в нашем учреждении — это форма организации наставнической деятельности, предполагающая объединение педагогов в целях совместного разрешения профессиональных проблем (противоречий между актуальными вызовами профессиональной деятельности и возможностями педагогических работников).
Внутреннее наставничество
Вертикаль: наставник – наставляемый
В 2022-2023 учебном году в качестве одной из форм организации взаимодействия педагогов было выбрано вертикальное наставничество.
Выбор данной формы был определен потребностью в поддержке педагогов, имеющих небольшой опыт педагогической деятельности, наставниками, обладающими более проработанными профессиональными компетенциями.
На основе анализа деятельности педагогов в 2021-2022 учебном году старшим воспитателем были выявлены педагоги, нуждающиеся в профессиональной помощи и поддержке, а также определены педагоги, способные выступить в роли наставника.
Для регламентирования деятельности в данном направлении было разработано «Положение о наставничестве», изданы соответствующие локальные акты и сформированы пары наставник – наставляемый.
На основе запроса от наставляемого, с учетом анализа профессиональных дефицитов совместно со старшим воспитателем наставниками были разработаны планы взаимодействия с наставляемыми и определены задачи сотрудничества для достижения положительного профессионального результата.
Для построения продуктивной системы взаимодействия в наставнических парах педагогам-наставникам было предложено несколько моделей [4] (таблица1).
Таблица 1
Пример моделей наставничества и их задач
Модель наставничества |
Описание |
Целевая группа |
Задачи |
Классическое наставничество (менторство) |
Старший по возрасту и более опытный педагог передает свои знания о том, как выполнять то или иное задание |
Все категории работников, в том числе вновь принятые или переведенные на новую должность |
Обучить педагога новым навыкам. Помочь адаптироваться. Контролировать результат работы. Улучшить взаимодействие между работниками. Сохранить и передать знания внутри организации |
Супервизия (критическое взаимодействие) |
Два профессионала критически анализируют собственную работу |
Все категории работников |
Проследить прогресс в работе педагогов. Определить потребность педагогов в обучении и помощи |
Паритетное взаимодействие (buddying) |
Коллега или руководитель поддерживает педагога как равного |
Все категории работников |
Передать знания и адаптировать работника. Оценить эффективность изменений в работе педагога. Сформировать команду |
Незримая поддержка (shadowing) |
Педагога временно прикрепляют к другому работнику для включенного наблюдения за особенностями или приемами работы |
Студенты, молодые специалисты, кандидаты, заинтересованные в переводе на другую должность |
Обучить работника. Профессионально мотивировать педагога. Адаптировать работника к новым условиям труда |
Технология наставничества реализуется поэтапно:
- Прояснение необходимости наставничества, выявление проблем и потребностей наставляемого и наставника при участии старшего воспитателя.
- Инициация и фиксирование контекста наставничества.
- Выбор методов и форм наставничества.
- Реализация намеченной стратегии.
- Проверка умений и навыков, полученных в результате наставничества.
В течение учебного года в наставнических парах велась работа в соответствии с планом, а также с учетом возникающих в процессе профессиональной деятельности запросов наставляемых. Один раз в два месяца проводились встречи наставников со старшим воспитателем с целью выявления проблем и их оперативного совместного решения. В завершении учебного года педагоги-наставники предоставили аналитические отчеты о работе, проделанной за год. На итоговой совместной встрече наставники и наставляемые единогласно подтвердили пользу данного формата взаимодействия, однако отметили, что в решении некоторых вопросов общения с одним только наставником было недостаточно, в связи с чем наставники объединяли свои усилия. Было принято решение об изменении формата наставничества в следующем учебном году.
Важным условием взаимодействия является наличие двусторонней обратной связи – от наставника к наставляемому и наоборот. При оценке и подведении итогов работы результатом становится понимание, чему научился педагог, какого качества навыки, чему учиться дальше.
Внешнее наставничество
Вертикаль: куратор – наставник. Горизонталь: наставник – наставник
Параллельно с деятельностью наставников в МАДОУ д/с № 70 было принято решение совместно с ДОО №№ 389, 458, 508 Октябрьского района в рамках четырехстороннего соглашения организовать «Клуб наставников». Целью данного Клуба является совершенствование профессиональных компетенций педагогов-наставников в вопросах наставнической деятельности.
На установочной встрече клуба педагогам-наставникам была предложена анкета, которая позволила выявить сильные стороны каждого участника Клуба и определить перспективы и направления деятельности Клуба. На основе анализа анкет и личных бесед с педагогами-наставниками был составлен план работы Клуба на 2022-2023 учебный год.
В рамках деятельности Клуба педагоги-наставники имели возможность задать любой вопрос кураторам Клуба и получить на него развернутый ответ, а также могли поделиться опытом взаимодействия с наставляемыми, возникающими при этом трудностями и вариантами их решения. Подводя итоги в конце учебного года, все участники отметили теоретическую и практическую значимость организованных в рамках Клуба мероприятий, предложили продолжить работу в данном направлении в следующем учебном году.
Кластерная система наставничества
Итоги 2022-2023 учебного года показали ограниченность вертикального наставничества и выявили потребность педагогов в более широком общении для решения вопросов профессионального развития.
С целью удовлетворения потребностей педагогов МАДОУ д/с № 70 в профессиональном общении и решении текущих вопросов различных тематик и направлений, в начале 2023-2024 учебного года был проведен анализ проблем и профессиональных запросов педагогов за предыдущий учебный год, а также выявлены профессиональные дефициты на текущий учебный год.
В результате подробного анализа были определены наставнические кластеры (рисунок 1).
Рисунок 1. Наставнические кластеры
Кластерная система наставничества является самонастраиваемой, т. е. позволяет в случае необходимости добавлять новые кластеры и закрывать те, которые уже выполнили свою функцию и стали невостребованными. Кроме того, подобная система наставничества позволяет одному и тому же педагогу быть как в роли наставника (например, курировать деятельность кластера «Старшие группы»), так и в роли наставляемого (например, быть участником кластера «Развитие ИКТ-компетенций»).
Деятельность кластеров
Кластеры по возрастным параллелям
Внедрение в систему наставничества кластеров по возрастным параллелям было вызвано серьезными изменениями в образовательной программе ДОО в связи с внедрением ФОП ДО. Уже на этапе деятельности рабочей группы ДОО по приведению ООП ДО в соответствие с ФОП ДО и ознакомлении педагогов с нормативным документом стало понятно, что педагоги испытывают трудности в понимании и правильности выстраивания образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями.
Работа в данных кластерах помогает воспитателям оперативно решать текущие вопросы по реализации программы, а также выявлять системные ошибки и своевременно их исправлять.
Следует отдельно отметить работу «Кластера групп раннего возраста». В 2023-2024 учебном году количество групп детей данной возрастной категории стало для нашего ДОО беспрецедентно большим. 6 групп приняли детей в возрасте от 1 г. 3 мес. до 3-х лет. При этом педагогов, имеющих опыт работы с детьми от 1,5 до 2 лет, только два. Воспитатели, ставшие кураторами кластера, имеют опыт работы на группах раннего возраста более 5 лет. В 2021-2022 учебном году педагоги прошли подготовку на годичных курсах Санкт-Петербургского института раннего вмешательства и взаимодействуют со специалистами по ранней помощи.
В августе 2023 года, до прихода новых воспитанников в группы раннего возраста, наставники организовали предварительную работу с педагогами, ранее работавшими с группами более старших возрастов, по вопросам правильной и мягкой адаптации детей к детскому саду. Уже на начальном этапе работы групп раннего возраста, в начале учебного года, можно было наблюдать положительные результаты такого наставничества: педагоги готовы к разным проявлениям детских и родительских особенностей на этапе адаптации и владеют минимальным набором способов взаимодействия с ребёнком и взрослым в сложных ситуациях; педагоги координируют деятельность родителей, дают советы и рекомендации, что не позволяет превратить процесс расставания родителей с детьми в хаос; педагоги способны грамотно организовать образовательный процесс с детьми в группе; обращение родителей к руководителю ДОО с опасениями относительно периода адаптации сведено к минимуму (по сравнению с предыдущим годом).
Кластеры по направлениям деятельности
Педагоги-наставники курируют закрепленные за ними направления. При организации мероприятий в рамках своего направления наставники могут формировать рабочие группы, творческие группы, методические объединения из числа педагогов МАДОУ д/с № 70 для решения конкретных задач. В случае необходимости могут привлекаться сторонние лица и организации.
Психологическое сопровождение педагогов является одним из направлений, которое реализуется в МАДОУ д/с № 70 на протяжении многих лет. Педагогами-психологами разработан и постоянно модернизируется проект «Ресурсный коннект-круг». В рамках данного проекта педагоги имеют возможность регулярно посещать темную сенсорную комнату для расслабления, на семинарах разбираются наиболее часто встречающиеся педагогические кейсы по работе с детьми и родителями, в рубрике «Психологический решебник» педагогов знакомят с базовыми эмоциями, их проявлениями у детей и родителей, возможными последствиями таких эмоций и способами работы с ними (просмотр обучающих фильмов и мультфильмов, подбор специальной литературы, игровые упражнения и тренинги).
Кластеры «Экологическое воспитание» и «Разговор о правильном питании» созданы для оказания помощи и поддержки педагогам, которые только начинают работать в данных направлениях, являющихся приоритетными для МАДОУ д/с № 70. Эти направления деятельности описаны в ОП ДО МАДОУ д/с № 70 в части, формируемой участниками образовательных отношений, и успешно реализуются уже несколько лет.
Программа «Разговор о правильном питании» вводится только в подготовительных группах и требует определенной технической подготовки воспитателей. Куратором данного кластера является педагог, работающий на группах старшего дошкольного возраста, способный быстро ориентироваться в особенностях программы и осуществлять техническую подготовку и поддержку педагогов на протяжении всего времени реализации программы в группах.
Экологическое воспитание в части работы в ДОУ имеет свои особенности: работа на метеостанции, организация дежурства в комнате экологии и т. д. Педагоги-кураторы координируют деятельность групп, объясняют правила работы на метеостанции, в случае затруднений помогают педагогам в правильном выстраивании образовательного процесса в данном направлении.
Кураторы экологического воспитания вне ДОУ отвечают за участие детей, родителей и педагогов в экологических акциях, волонтерской деятельности, конкурсах и фестивалях экологической направленности. Например, МАДОУ д/с № 70 несколько лет принимает участие в экологической акции «Мы за чистый город», организуемой комитетом по делам молодежи мэрии г. Новосибирска.
Кластеры «Финансовая грамотность» и «Физическое развитие» были созданы в связи с тем, что данные направления деятельности являются новыми для педагогов ДОУ.
Физическое развитие в общем его понимании в МАДОУ д/с № 70 развито достаточно хорошо, но с внедрением ФОП ДО в данном направлении появился новый блок – «Туризм». Поскольку именно туризм – новый вид деятельности для детей и педагогов МАДОУ д/с № 70, он курируется наставником: с педагогами подробно разбираются формы и способы взаимодействия с детьми и родителями, разрабатываются и проводятся экскурсии, терренкуры, туристические слёты.
При организации направления «Финансовая грамотность» наставники подробно знакомят педагогов с программой, снимают обучающие видео, совместно с участниками кластера подбирают игровые, фото- и видеоматериалы, разрабатывают и проводят квесты.
Кластер «Нравственно-патриотическое воспитание» является одним из самых объемных. Педагоги-наставники данного направления курируют реализацию Программы воспитания. Они напоминают педагогам о важных событиях, определенных программой, организуют конкурсы и массовые мероприятия, ведут просветительскую работу.
Кластер «Развитие ИКТ-компетенций» образовался исходя из пожеланий педагогов ДОО. Учителя-логопеды используют в своей работе различные интерактивные игры, созданные в программах PowerPoint, LearningApp и других. Дети с удовольствием играют в них на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а затем рассказывают об этом в группах. Воспитатели, отмечая заинтересованность детей, сделали запрос учителям-логопедам на обучение созданию игр с использованием ИКТ. Учителя-логопеды создали план обучения, и заинтересованные педагоги получили возможность повысить свои ИКТ-компетенции в вопросах создания интерактивных игр.
Кластер «Дети для детей». Традиционным для нашего детского сада является «гостевание», когда взрослые дети и малыши ходят друг к другу в гости и старшие дошкольники организуют для малышей интересные игры, показывают театральные представления, делают совместные поделки и т. д. За каждой старшей и подготовительной группой закреплена одна или две группы младшего дошкольного или раннего возраста. О формате взаимодействия, тематике встреч и форме общения педагоги групп договариваются самостоятельно. В группах старшего дошкольного возраста мероприятия обсуждаются и подготавливаются совместно с детьми.
Особенности территориального расположения МАДОУ д/с № 70 определили необходимость введения отдельного кластера «Педагоги & студенты». Наш детский сад расположен в непосредственной близости к НГПУ. С университетом заключен договор о взаимодействии, и студенты Института детства ежегодно проходят практику в стенах нашего ДОО. Многие на протяжении всего периода обучения идут для прохождения практики именно в наш детский сад, а некоторые становятся полноправными членами нашего педагогического коллектива. Так, за последние три года коллектив МАДОУ д/с № 70 пополнили 5 молодых педагогов – выпускников НГПУ, проходивших практику на базе нашего детского сада.
Таким образом, наставничество для студентов-практикантов важно для нас, поскольку позволяет отбирать лучших студентов для дальнейшего трудоустройства, адаптировать их к условиям работы в организации. Кроме того, осуществляется укрепление имиджа и продвижение бренда нашей организации среди студентов и преподавателей профильных учебных заведений.
Для формирования общего представления о реализации деятельности внутри кластеров и выявления существующих проблем кураторы параллелей проводят ежемесячные итоговые встречи. На данные встречи приглашаются кураторы направлений, реализуемых в данных возрастных категориях, что позволяет увидеть целостную картину реализации образовательной деятельности в группах.
Ежемесячно по итогам встреч внутри кластеров проводится встреча кураторов-наставников со старшим воспитателем с целью оказания им методической поддержки, а также в рамках контролирующей функции. Один раз в квартал старший воспитатель присутствует на итоговых встречах-обсуждениях по кластерам.
Итоги реализации кластерной модели наставничества
в МАДОУ д/с № 70
В результате внедрения кластерной модели наставничества мы обнаруживаем положительные эффекты для всех участников образовательных отношений в МАДОУ д/с № 70.
Педагоги получают возможность совершенствования профессиональных компетенций, актуальные и своевременные ответы на запросы, возникающие в практике работы. Педагоги-наставники приобретают статус, который позволяет по-новому раскрыть себя в профессии. Наставляемые более комфортно чувствуют себя в профессиональной деятельности, поскольку находят поддержку, понимание и совет более опытных коллег. Важно, что педагоги получают не только профессиональную, но и личностную поддержку, что способствует эмоциональной стабильности, предупреждению синдрома эмоционального выгорания.
Таким образом, наставничество побуждает обе стороны – наставников и наставляемых – к повышению профессиональной эффективности, профессиональному и личностному развитию, что, в свою очередь, благоприятно отражается на качестве образования наших воспитанников.
Перспективы развития кластерной модели наставничества
в МАДОУ д/с № 70
Перспективой на 2024-2025 учебный год является создание большого и важного кластера «Взаимодействие с родителями». В МАДОУ д/с № 70 уже несколько лет существует родительский клуб «Связующая нить», однако процент вовлеченных в него родителей крайне мал. Педагогических коллектив понимает, что необходимо менять формат данного взаимодействия, и сейчас находится в стадии поиска интересных как родителям, так и педагогам форм общения. Педагоги проходят курсы повышения квалификации, изучают опыт детских садов города Новосибирска и других городов, являются участниками стажировочной площадки в форме медиамастерской «Технологии эффективного взаимодействия с родительской общественностью», организованной ФГБОУ ВО «НГПУ» в рамках конкурсного отбора на предоставление в 2023 году из федерального бюджета грантов в форме субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях достижения результата «Детский сад – маршруты развития».
Таким образом, 2023-2024 учебный год станет для педагогов МАДОУ д/с № 70 подготовительным этапом для создания и дальнейшего развития кластера, направленного на продуктивное взаимодействие с родительской общественностью.
Также точкой роста для педагогов ДОО, в связи с внедрением ФОП ДО, станет преобразование развивающей предметно-пространственной среды. На сегодняшний день в детском саду создана пилотная группа, педагоги которой вместе с детьми и родителями осваивают новые возможности использования группового пространства, знакомятся с различными форматами создания и обогащения развивающей среды, используя минимальные материальные вложения и максимальное привлечение детей и их родителей.
Литература
- Арский А. А. Институт наставников в образовательных кластерах / Мир современной науки. – 2015. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-nastavnikov-v-obrazovatelnyh-klasterah?ysclid=lwsqss9lpb597801509 (дата обращения: 10.08.2023).
- Кирпичникова А. В. Построение и функционирование образовательного кластера. / Человек и образование, № 4 (37), 2013. – Электронный ресурс. – URL https://cyberleninka.ru/article/n/postroenie-i-funktsionirovanie-obrazovatelnogo-klastera
- Лучшие практики наставничества в образовательных организациях: сборник методических материалов / ОГАОУ ДПО БелИРО; Ж. М. Яхтанигова, Е. В. Чуприкова, К. С. Лагода, Е. А. Фатнева; под ред. Е. Н. Мясищевой. – Белгород: ОГАОУ ДПО БелИРО, 2021.
- Нормативные документы об образовании в России: сайт. – ООО Гарант Сервис, 2024. – Электронный ресурс. – URL: https://edu.garant.ru/education/law/ (дата обращения: 12.11.2023).
- Ярцева В. Е., Лазарева М. В. Как организовать сопровождение педагогов в форме наставничества. – Материал из Справочной системы «Образование». – Электронный ресурс. – URL: https://1obraz.ru/#/document/16/38728/dfasirk7d4/?of=copy-c8ffbd680f (дата обращения: 12.11.2023).
Количество просмотров: 259 |
Добавить комментарий