Наставничество: от вертикали к кластеру

 

Кондратьева Елена Анатольевна,

заведующий, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 70 «Солнечный город», Новосибирск, Российская Федерация

Elena A. Kondratyeva,

head, municipal Autonomous Preschool Educational Institution of Novosibirsk «Sun City Kindergarten No.70», Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Малова Ольга Андреевна,

старший воспитатель, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 70 «Солнечный город», Новосибирск, Российская Федерация

Olga A. Malova,

senior teacher, municipal Autonomous Preschool Educational Institution of Novosibirsk «Sun City Kindergarten No.70», Novosibirsk, Russian Federation

 

Наставничество: от вертикали к кластеру

Mentoring: from vertical to cluster

В статье представлен процесс создания оптимальной модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении. Актуальные потребности учреждения в профессиональном развитии педагогов вызвали необходимость перехода от традиционного вертикального наставничества к кластерам.

Ключевые слова: качество образования, профессиональное развитие, наставничество, вертикальная модель наставничества, кластерная модель наставничества.

 

The article presents the process of creating an optimal mentoring model in a preschool educational institution. The current needs of the institution in the professional development of teachers have caused the need of shifting from traditional vertical mentoring to clusters.

Keywords: quality of education, professional development, mentoring, vertical mentoring model, cluster mentoring model.

 

Достижение высокого качества образования – приоритет современной государственной политики и обязательное требование к деятельности учреждений образования всех уровней. Ключевым фактором, определяющим качество образования, является уровень профессионализма педагога.

Профессиональное развитие педагогических кадров осуществляется на протяжении всего периода педагогической деятельности. В качестве эффективного механизма профессионального развития в образовательных организациях реализуется наставничество.

Традиционно наставничество в образовательном учреждении рассматривается как индивидуальная работа с молодыми педагогами, впервые принятыми на работу в учреждение, либо взаимодействие опытного сотрудника со специалистом, осваивающим новую должность. Целью наставничества в данном случае является успешное освоение новой профессиональной роли и адаптация на рабочем месте. Таким образом, предполагается «вертикальное взаимодействие» между наставляющим и наставляемым.

Однако в практике деятельности нашего учреждения мы наблюдаем ряд проблем в профессиональном развитии педагогов, имеющих опыт работы в дошкольном образовании:

– во-первых, профессиональное развитие происходит неравномерно, могут наступать периоды подъёма и стагнации, кризисов, профессионального выгорания;

– во-вторых, разница в уровне профессионального развития не всегда зависит от стажа работы: иногда молодые педагоги имеют профессиональный потенциал и знания, которыми не обладают более старшие коллеги;

– в-третьих, опытные педагоги не всегда готовы к инновационной деятельности в силу ригидности при исполнении профессиональной роли;

– в-четвертых, в связи с введением новых нормативных документов и регламентов в практику работы учреждения педагоги, в том числе со стажем, не всегда готовы реализовать нововведения самостоятельно;

– в-пятых, часто требуется помощь при изменении контингента воспитанников: набор новой для педагога возрастной группы, приход воспитанника с особенностями развития.

Данные проблемы требуют пересмотра модели наставничества. На наш взгляд, наиболее эффективна для преодоления вышеуказанных противоречий кластерная модель наставничества.

Кластер в переводе с английского означает «кисть, гроздь, скопление». Понятие кластера используется в различных научных и практических областях и подразумевает, с одной стороны, объединение некоторых элементов, с другой стороны, их самостоятельность.

Преимущество кластера по сравнению с другими системами в том, что при прекращении функционирования, сбое в работе одного или добавлении нового элемента составляющие кластера не испытывают негативного влияния.

Признаками кластера являются целостность (наличие общего ориентира) и синергетичность (самоорганизация и саморазвитие за счёт внутреннего потенциала кластера) [2]. Синергетичность обеспечивает устойчивость к внешним воздействиям, что актуально в эпоху постоянных преобразований.

Кластер в нашем учреждении — это форма организации наставнической деятельности, предполагающая объединение педагогов в целях совместного разрешения профессиональных проблем (противоречий между актуальными вызовами профессиональной деятельности и возможностями педагогических работников).

 

Внутреннее наставничество

 

Вертикаль: наставник – наставляемый

В 2022-2023 учебном году в качестве одной из форм организации взаимодействия педагогов было выбрано вертикальное наставничество.

Выбор данной формы был определен потребностью в поддержке педагогов, имеющих небольшой опыт педагогической деятельности, наставниками, обладающими более проработанными профессиональными компетенциями.

На основе анализа деятельности педагогов в 2021-2022 учебном году старшим воспитателем были выявлены педагоги, нуждающиеся в профессиональной помощи и поддержке, а также определены педагоги, способные выступить в роли наставника.

Для регламентирования деятельности в данном направлении было разработано «Положение о наставничестве», изданы соответствующие локальные акты и сформированы пары наставник – наставляемый.

На основе запроса от наставляемого, с учетом анализа профессиональных дефицитов совместно со старшим воспитателем наставниками были разработаны планы взаимодействия с наставляемыми и определены задачи сотрудничества для достижения положительного профессионального результата.

Для построения продуктивной системы взаимодействия в наставнических парах педагогам-наставникам было предложено несколько моделей [4] (таблица1).

Таблица 1

Пример моделей наставничества и их задач

Модель наставничества

Описание

Целевая группа

Задачи

Классическое наставничество (менторство)

Старший по возрасту и более опытный педагог передает свои знания о том, как выполнять то или иное задание

Все категории работников, в том числе вновь принятые или переведенные на новую должность

Обучить педагога новым навыкам.

Помочь адаптироваться.

Контролировать результат работы.

Улучшить взаимодействие между работниками.

Сохранить и передать знания внутри организации

Супервизия (критическое взаимодействие)

Два профессионала критически анализируют собственную работу

Все категории работников

Проследить прогресс в работе педагогов.

Определить потребность педагогов в обучении и помощи

Паритетное взаимодействие (buddying)

Коллега или руководитель поддерживает педагога как равного

Все категории работников

Передать знания и адаптировать работника.

Оценить эффективность изменений в работе педагога.

Сформировать команду

Незримая поддержка (shadowing)

Педагога временно прикрепляют к другому работнику для включенного наблюдения за особенностями или приемами работы

Студенты,

молодые специалисты,

кандидаты, заинтересованные в переводе на другую должность

Обучить работника.

Профессионально мотивировать педагога.

Адаптировать работника к новым условиям труда

Технология наставничества реализуется поэтапно:

  1. Прояснение необходимости наставничества, выявление проблем и потребностей наставляемого и наставника при участии старшего воспитателя.
  2. Инициация и фиксирование контекста наставничества.
  3. Выбор методов и форм наставничества.
  4. Реализация намеченной стратегии.
  5. Проверка умений и навыков, полученных в результате наставничества.

В течение учебного года в наставнических парах велась работа в соответствии с планом, а также с учетом возникающих в процессе профессиональной деятельности запросов наставляемых. Один раз в два месяца проводились встречи наставников со старшим воспитателем с целью выявления проблем и их оперативного совместного решения. В завершении учебного года педагоги-наставники предоставили аналитические отчеты о работе, проделанной за год. На итоговой совместной встрече наставники и наставляемые единогласно подтвердили пользу данного формата взаимодействия, однако отметили, что в решении некоторых вопросов общения с одним только наставником было недостаточно, в связи с чем наставники объединяли свои усилия. Было принято решение об изменении формата наставничества в следующем учебном году.

Важным условием взаимодействия является наличие двусторонней обратной связи – от наставника к наставляемому и наоборот. При оценке и подведении итогов работы результатом становится понимание, чему научился педагог, какого качества навыки, чему учиться дальше.

 

Внешнее наставничество

 

Вертикаль: куратор – наставник. Горизонталь: наставник – наставник

Параллельно с деятельностью наставников в МАДОУ д/с № 70 было принято решение совместно с ДОО №№ 389, 458, 508 Октябрьского района в рамках четырехстороннего соглашения организовать «Клуб наставников». Целью данного Клуба является совершенствование профессиональных компетенций педагогов-наставников в вопросах наставнической деятельности.

На установочной встрече клуба педагогам-наставникам была предложена анкета, которая позволила выявить сильные стороны каждого участника Клуба и определить перспективы и направления деятельности Клуба. На основе анализа анкет и личных бесед с педагогами-наставниками был составлен план работы Клуба на 2022-2023 учебный год.

В рамках деятельности Клуба педагоги-наставники имели возможность задать любой вопрос кураторам Клуба и получить на него развернутый ответ, а также могли поделиться опытом взаимодействия с наставляемыми, возникающими при этом трудностями и вариантами их решения. Подводя итоги в конце учебного года, все участники отметили теоретическую и практическую значимость организованных в рамках Клуба мероприятий, предложили продолжить работу в данном направлении в следующем учебном году.

 

Кластерная система наставничества

 

Итоги 2022-2023 учебного года показали ограниченность вертикального наставничества и выявили потребность педагогов в более широком общении для решения вопросов профессионального развития.

С целью удовлетворения потребностей педагогов МАДОУ д/с № 70 в профессиональном общении и решении текущих вопросов различных тематик и направлений, в начале 2023-2024 учебного года был проведен анализ проблем и профессиональных запросов педагогов за предыдущий учебный год, а также выявлены профессиональные дефициты на текущий учебный год.

В результате подробного анализа были определены наставнические кластеры (рисунок 1).

Рисунок 1. Наставнические кластеры

 

Кластерная система наставничества является самонастраиваемой, т. е. позволяет в случае необходимости добавлять новые кластеры и закрывать те, которые уже выполнили свою функцию и стали невостребованными. Кроме того, подобная система наставничества позволяет одному и тому же педагогу быть как в роли наставника (например, курировать деятельность кластера «Старшие группы»), так и в роли наставляемого (например, быть участником кластера «Развитие ИКТ-компетенций»).

 

Деятельность кластеров

 

Кластеры по возрастным параллелям

Внедрение в систему наставничества кластеров по возрастным параллелям было вызвано серьезными изменениями в образовательной программе ДОО в связи с внедрением ФОП ДО. Уже на этапе деятельности рабочей группы ДОО по приведению ООП ДО в соответствие с ФОП ДО и ознакомлении педагогов с нормативным документом стало понятно, что педагоги испытывают трудности в понимании и правильности выстраивания образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями.

Работа в данных кластерах помогает воспитателям оперативно решать текущие вопросы по реализации программы, а также выявлять системные ошибки и своевременно их исправлять.

Следует отдельно отметить работу «Кластера групп раннего возраста». В 2023-2024 учебном году количество групп детей данной возрастной категории стало для нашего ДОО беспрецедентно большим. 6 групп приняли детей в возрасте от 1 г. 3 мес. до 3-х лет. При этом педагогов, имеющих опыт работы с детьми от 1,5 до 2 лет, только два. Воспитатели, ставшие кураторами кластера, имеют опыт работы на группах раннего возраста более 5 лет. В 2021-2022 учебном году педагоги прошли подготовку на годичных курсах Санкт-Петербургского института раннего вмешательства и взаимодействуют со специалистами по ранней помощи.

В августе 2023 года, до прихода новых воспитанников в группы раннего возраста, наставники организовали предварительную работу с педагогами, ранее работавшими с группами более старших возрастов, по вопросам правильной и мягкой адаптации детей к детскому саду. Уже на начальном этапе работы групп раннего возраста, в начале учебного года, можно было наблюдать положительные результаты такого наставничества: педагоги готовы к разным проявлениям детских и родительских особенностей на этапе адаптации и владеют минимальным набором способов взаимодействия с ребёнком и взрослым в сложных ситуациях; педагоги координируют деятельность родителей, дают советы и рекомендации, что не позволяет превратить процесс расставания родителей с детьми в хаос; педагоги способны грамотно организовать образовательный процесс с детьми в группе; обращение родителей к руководителю ДОО с опасениями относительно периода адаптации сведено к минимуму (по сравнению с предыдущим годом).

Кластеры по направлениям деятельности

Педагоги-наставники курируют закрепленные за ними направления. При организации мероприятий в рамках своего направления наставники могут формировать рабочие группы, творческие группы, методические объединения из числа педагогов МАДОУ д/с № 70 для решения конкретных задач. В случае необходимости могут привлекаться сторонние лица и организации.

Психологическое сопровождение педагогов является одним из направлений, которое реализуется в МАДОУ д/с № 70 на протяжении многих лет. Педагогами-психологами разработан и постоянно модернизируется проект «Ресурсный коннект-круг». В рамках данного проекта педагоги имеют возможность регулярно посещать темную сенсорную комнату для расслабления, на семинарах разбираются наиболее часто встречающиеся педагогические кейсы по работе с детьми и родителями, в рубрике «Психологический решебник» педагогов знакомят с базовыми эмоциями, их проявлениями у детей и родителей, возможными последствиями таких эмоций и способами работы с ними (просмотр обучающих фильмов и мультфильмов, подбор специальной литературы, игровые упражнения и тренинги).

Кластеры «Экологическое воспитание» и «Разговор о правильном питании» созданы для оказания помощи и поддержки педагогам, которые только начинают работать в данных направлениях, являющихся приоритетными для МАДОУ д/с № 70. Эти направления деятельности описаны в ОП ДО МАДОУ д/с № 70 в части, формируемой участниками образовательных отношений, и успешно реализуются уже несколько лет.

Программа «Разговор о правильном питании» вводится только в подготовительных группах и требует определенной технической подготовки воспитателей. Куратором данного кластера является педагог, работающий на группах старшего дошкольного возраста, способный быстро ориентироваться в особенностях программы и осуществлять техническую подготовку и поддержку педагогов на протяжении всего времени реализации программы в группах.

Экологическое воспитание в части работы в ДОУ имеет свои особенности: работа на метеостанции, организация дежурства в комнате экологии и т. д. Педагоги-кураторы координируют деятельность групп, объясняют правила работы на метеостанции, в случае затруднений помогают педагогам в правильном выстраивании образовательного процесса в данном направлении.

Кураторы экологического воспитания вне ДОУ отвечают за участие детей, родителей и педагогов в экологических акциях, волонтерской деятельности, конкурсах и фестивалях экологической направленности. Например, МАДОУ д/с № 70 несколько лет принимает участие в экологической акции «Мы за чистый город», организуемой комитетом по делам молодежи мэрии г. Новосибирска.

Кластеры «Финансовая грамотность» и «Физическое развитие» были созданы в связи с тем, что данные направления деятельности являются новыми для педагогов ДОУ.

Физическое развитие в общем его понимании в МАДОУ д/с № 70 развито достаточно хорошо, но с внедрением ФОП ДО в данном направлении появился новый блок – «Туризм». Поскольку именно туризм – новый вид деятельности для детей и педагогов МАДОУ д/с № 70, он курируется наставником: с педагогами подробно разбираются формы и способы взаимодействия с детьми и родителями, разрабатываются и проводятся экскурсии, терренкуры, туристические слёты.

При организации направления «Финансовая грамотность» наставники подробно знакомят педагогов с программой, снимают обучающие видео, совместно с участниками кластера подбирают игровые, фото- и видеоматериалы, разрабатывают и проводят квесты.

Кластер «Нравственно-патриотическое воспитание» является одним из самых объемных. Педагоги-наставники данного направления курируют реализацию Программы воспитания. Они напоминают педагогам о важных событиях, определенных программой, организуют конкурсы и массовые мероприятия, ведут просветительскую работу.

Кластер «Развитие ИКТ-компетенций» образовался исходя из пожеланий педагогов ДОО. Учителя-логопеды используют в своей работе различные интерактивные игры, созданные в программах PowerPoint, LearningApp и других. Дети с удовольствием играют в них на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а затем рассказывают об этом в группах. Воспитатели, отмечая заинтересованность детей, сделали запрос учителям-логопедам на обучение созданию игр с использованием ИКТ. Учителя-логопеды создали план обучения, и заинтересованные педагоги получили возможность повысить свои ИКТ-компетенции в вопросах создания интерактивных игр.

Кластер «Дети для детей». Традиционным для нашего детского сада является «гостевание», когда взрослые дети и малыши ходят друг к другу в гости и старшие дошкольники организуют для малышей интересные игры, показывают театральные представления, делают совместные поделки и т. д. За каждой старшей и подготовительной группой закреплена одна или две группы младшего дошкольного или раннего возраста. О формате взаимодействия, тематике встреч и форме общения педагоги групп договариваются самостоятельно. В группах старшего дошкольного возраста мероприятия обсуждаются и подготавливаются совместно с детьми.

Особенности территориального расположения МАДОУ д/с № 70 определили необходимость введения отдельного кластера «Педагоги & студенты». Наш детский сад расположен в непосредственной близости к НГПУ. С университетом заключен договор о взаимодействии, и студенты Института детства ежегодно проходят практику в стенах нашего ДОО. Многие на протяжении всего периода обучения идут для прохождения практики именно в наш детский сад, а некоторые становятся полноправными членами нашего педагогического коллектива. Так, за последние три года коллектив МАДОУ д/с № 70 пополнили 5 молодых педагогов – выпускников НГПУ, проходивших практику на базе нашего детского сада.

Таким образом, наставничество для студентов-практикантов важно для нас, поскольку позволяет отбирать лучших студентов для дальнейшего трудоустройства, адаптировать их к условиям работы в организации. Кроме того, осуществляется укрепление имиджа и продвижение бренда нашей организации среди студентов и преподавателей профильных учебных заведений.

Для формирования общего представления о реализации деятельности внутри кластеров и выявления существующих проблем кураторы параллелей проводят ежемесячные итоговые встречи. На данные встречи приглашаются кураторы направлений, реализуемых в данных возрастных категориях, что позволяет увидеть целостную картину реализации образовательной деятельности в группах.

Ежемесячно по итогам встреч внутри кластеров проводится встреча кураторов-наставников со старшим воспитателем с целью оказания им методической поддержки, а также в рамках контролирующей функции. Один раз в квартал старший воспитатель присутствует на итоговых встречах-обсуждениях по кластерам.

 

Итоги реализации кластерной модели наставничества

в МАДОУ д/с № 70

 

В результате внедрения кластерной модели наставничества мы обнаруживаем положительные эффекты для всех участников образовательных отношений в МАДОУ д/с № 70.

Педагоги получают возможность совершенствования профессиональных компетенций, актуальные и своевременные ответы на запросы, возникающие в практике работы. Педагоги-наставники приобретают статус, который позволяет по-новому раскрыть себя в профессии. Наставляемые более комфортно чувствуют себя в профессиональной деятельности, поскольку находят поддержку, понимание и совет более опытных коллег. Важно, что педагоги получают не только профессиональную, но и личностную поддержку, что способствует эмоциональной стабильности, предупреждению синдрома эмоционального выгорания.

Таким образом, наставничество побуждает обе стороны – наставников и наставляемых – к повышению профессиональной эффективности, профессиональному и личностному развитию, что, в свою очередь, благоприятно отражается на качестве образования наших воспитанников.

 

Перспективы развития кластерной модели наставничества

в МАДОУ д/с № 70

 

Перспективой на 2024-2025 учебный год является создание большого и важного кластера «Взаимодействие с родителями». В МАДОУ д/с № 70 уже несколько лет существует родительский клуб «Связующая нить», однако процент вовлеченных в него родителей крайне мал. Педагогических коллектив понимает, что необходимо менять формат данного взаимодействия, и сейчас находится в стадии поиска интересных как родителям, так и педагогам форм общения. Педагоги проходят курсы повышения квалификации, изучают опыт детских садов города Новосибирска и других городов, являются участниками стажировочной площадки в форме медиамастерской «Технологии эффективного взаимодействия с родительской общественностью», организованной ФГБОУ ВО «НГПУ» в рамках конкурсного отбора на предоставление в 2023 году из федерального бюджета грантов в форме субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях достижения результата «Детский сад – маршруты развития».

Таким образом, 2023-2024 учебный год станет для педагогов МАДОУ д/с № 70 подготовительным этапом для создания и дальнейшего развития кластера, направленного на продуктивное взаимодействие с родительской общественностью.

Также точкой роста для педагогов ДОО, в связи с внедрением ФОП ДО, станет преобразование развивающей предметно-пространственной среды. На сегодняшний день в детском саду создана пилотная группа, педагоги которой вместе с детьми и родителями осваивают новые возможности использования группового пространства, знакомятся с различными форматами создания и обогащения развивающей среды, используя минимальные материальные вложения и максимальное привлечение детей и их родителей.

 

Литература

 

  1. Арский А. А. Институт наставников в образовательных кластерах / Мир современной науки. – 2015. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-nastavnikov-v-obrazovatelnyh-klasterah?ysclid=lwsqss9lpb597801509 (дата обращения: 10.08.2023).
  2. Кирпичникова А. В. Построение и функционирование образовательного кластера. / Человек и образование, № 4 (37), 2013. –   Электронный ресурс. – URL https://cyberleninka.ru/article/n/postroenie-i-funktsionirovanie-obrazovatelnogo-klastera
  3. Лучшие практики наставничества в образовательных организациях: сборник методических материалов / ОГАОУ ДПО БелИРО; Ж. М. Яхтанигова, Е. В. Чуприкова, К. С. Лагода, Е. А. Фатнева; под ред. Е. Н. Мясищевой. – Белгород: ОГАОУ ДПО БелИРО, 2021.
  4. Нормативные документы об образовании в России: сайт. – ООО Гарант Сервис, 2024. – Электронный ресурс. – URL: https://edu.garant.ru/education/law/ (дата обращения: 12.11.2023).
  5. Ярцева В. Е., Лазарева М. В. Как организовать сопровождение педагогов в форме наставничества. – Материал из Справочной системы «Образование». – Электронный ресурс. – URL:  https://1obraz.ru/#/document/16/38728/dfasirk7d4/?of=copy-c8ffbd680f (дата обращения: 12.11.2023).

 

Количество просмотров: 259  

Добавить комментарий

Target Image
1. Интерактивный педагогический совет как инструмент проектирования модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания общеобразовательной организации №31/2024 Новосибирск
2. Система работы в МАУ ДПО «НИСО» по обучению педагогов реализации обновленных ФГОС №31/2024 Новосибирск
3. Изучение образовательных запросов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций города Новосибирска на тематику и содержание дополнительных профессиональных программ №31/2024 Новосибирск
4. Модель подготовки педагогов к работе с детьми мигрантов: методический аспект №31/2024 Новосибирск
5. Участие в конкурсе «Учитель года» как средство самореализации педагога №31/2024 Новосибирск
6. Система мотивации и подготовки педагогических кадров к участию в конкурсах профессионального мастерства №31/2024 Новосибирск
7. Конкурсы профессионального мастерства в муниципальной системе образования города Новосибирска №31/2024 Новосибирск
8. Наставничество: от вертикали к кластеру №30/2024 Новосибирск
9. Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки №30/2024 Новосибирск
10. Стратегическая сессия как форма эффективного профессионального взаимодействия с руководителями ММО №29/2024 Новосибирск
11. ПАТЕРНАЛИЗМ В ПЕДАГОГИКЕ: АНАЛИЗ ПОЗИТИВНОГО И НЕГАТИВНОГО №29/2024 Новосибирск
12. ВЗРАЩИВАЯ ТАЛАНТ – ФОРМИРОВАТЬ ОПЫТНОСТЬ. По материалам открытого городского конкурса профессионального мастерства в области образования «Педагогические таланты» №28/2023 Новосибирск
13. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ №28/2023 Новосибирск
14. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА МОЛОДОГО ИЛИ ВНОВЬ ПРИНЯТОГО УЧИТЕЛЯ. РОЛЬ МЕТОДИСТА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА №28/2023 Новосибирск
15. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ №28/2023 Новосибирск