Медведева Валерия Анатольевна,директор МБОУ СОШ № 160, Новосибирск, Российская Федерация Valeria A. Medvedeva, director of MBOU Secondary School No. 160, Novosibirsk, Russian Federation |
Радостева Анастасия Андреевна,заместитель директора МБОУ СОШ № 160, Новосибирск, Российская Федерация Anastasia A. Radosteva, deputy director of MBOU Secondary School No. 160, Novosibirsk, Russian Federation |
Потапова Татьяна Витальевна,заместитель директора МБОУ СОШ № 160, Новосибирск, Российская Федерация Tatyana V. Potapova, deputy director of MBOU Secondary School No. 160, Novosibirsk, Russian Federation |
Корпоративная система взаимообучения на базе школьной методической площадки
В статье представлен опыт работы МБОУ СОШ № 160 по реализации корпоративной системы взаимообучения педагогических кадров в рамках методической деятельности образовательной организации. Рассмотрены основные этапы реализации проекта, подходы к построению индивидуальной образовательной траектории педагога, способы оценки результативности практики.
Ключевые слова: взаимообучение, педагогические кадры, индивидуальная образовательная траектория педагога, методическая работа.
The article presents the experience of MBOU Secondary School № 160 in the implementation of a corporate system of mutual training of teaching staff within the framework of methodological activities of an educational organization. The article presents the main stages of the project implementation, approaches to build an individual educational trajectory of a teacher, and ways to assess the effectiveness of practice.
Keywords: mutual learning, teaching staff, individual educational trajectory, methodical work.
Современная школа – это центр высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, готовых к постоянному совершенствованию профессионального мастерства.
Школьная методическая площадка – структура, организованная на базе МБОУ СОШ № 160, осуществляющая повышение квалификации работников учреждения в форме корпоративной системы взаимообучения. Ее целью является создание оптимальных условий для совершенствования профессиональной культуры педагогов, их эффективного сотрудничества и результативной инновационной деятельности, направленной на повышение качества образования в школе.
Руководителем площадки является директор школы. Организационно-методическое руководство осуществляет заместитель директора, являющийся куратором, выполняя следующие функциональные обязанности:
– организует разработку нормативной документации, регулирующей деятельность школьной методической площадки;
– согласует программы мероприятий, проводимых на школьной методической площадке с руководителем, педагогическим советом, советом Учреждения (при необходимости организации обучения родителей (законных представителей);
– проводит мониторинг деятельности школьной методической площадки, прогнозирует необходимые обучающие мероприятия с целью эффективного повышения качества образования в образовательной организации, а также профессионального развития педагогического коллектива, управленческой команды;
– осуществляет информационно-методическую поддержку школьной методической площадки по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.
Целью практики является создание оптимальных условий для совершенствования профессиональной культуры педагогов, их эффективного сотрудничества и результативной инновационной деятельности, направленной на повышение качества образования в школе.
Основными задачами являются:
– Изучить и внедрить в практику школы новые педагогические технологии.
– Провести работу по обобщению передового педагогического опыта педагогов школы, активизировать их работу над темами самообразования, осуществлять методическую поддержку учителей, внедрить корпоративную систему взаимообучения педагогических кадров.
– Оказать методическую помощь в профессиональном становлении молодых, вновь прибывших и назначенных на новую должность по внутреннему совмещению педагогов, развить систему наставничества.
– Организовать систему непрерывного повышения квалификации педагогов.
– Руководить работой методических объединений и творческих (рабочих) групп (научно-методических лабораторий) педагогов школы.
Деятельность школьной методической площадки носит непрерывный характер и осуществляется в виде:
– анализа проблемных зон в работе педагогического коллектива с целью разработки эффективного плана мероприятий для оперативного устранения профессиональных дефицитов;
– проведения мероприятий (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий), направленных на повышение квалификации;
– непрерывной методической поддержки педагогических кадров, в том числе по всем вопросам, требующим оперативного консультирования;
– мониторинга продуктивности проведенных мероприятий с целью учета эффективных практик.
В условиях омоложения кадров и поддержки педагогов-стажистов, которым тоже может понадобиться профессиональная помощь, важным фактором является непрерывное сопровождение со стороны управленческой команды, педагогического коллектива, а также привлечение сторонних организаций.
На стадии подготовительного этапа проекта управленческая команда в рамках административного совещания и педагогического совета выделяет направления развития ОО по итогам оценки матриц анализа ВСОКО на конец учебного года. В рамках анализа дополнительно акцентируется внимание на следующем:
– индивидуальные карты профессионального развития и образовательные маршруты педагогов (ИОМ);
– результаты проведения школьных методических фестивалей, где выявляются профессиональные дефициты кадров.
Лучшие практики педагогов в дальнейшем принимаются в работу.
Для контроля качества преподавания в школе разработан специализированный алгоритм диагностики, отражающий потребность педагогических кадров в программах сопровождения.
Контрольные мероприятия строго расписаны по месяцам для предотвращения избыточности и массивности процедур, которые предполагают различные виды и формы анализа для повышения объективности.
Административный контроль предметных, личностных, метапредметных результатов по итогам внутреннего и внешнего контроля наиболее ясно выявляет педагогов, нуждающихся в методической поддержке, так как отображает данные о трудностях в усвоении образовательных программ, которые испытывают обучающиеся.
С 2022 года школа начала выявлять дефицит в области предметных и методических компетенций педагогических кадров посредством проведения стандартизированных письменных работ, участия в федеральных апробациях педагогических знаний, создания условий по взаимоконтролю и взаимопосещению уроков. Данная оценка помогает проанализировать динамику эффективности работы с педагогом, определить «западающие» элементы преподавания, что, в свою очередь, позволяет избежать формализма в ИОМ педагога.
По итогам анализа работа с педагогическими кадрами делится на три направления методической поддержки:
- Базовое. Предполагает (в рамках программы кадрового потенциала) разработку карты профессионального роста педагога. Карта отражает общие сведения о сотруднике, цели, задачи и план повышения квалификации педагога.
- Повышенное. При выявленных профессиональных дефицитах в рамках школьных диагностик предполагает расширение методической поддержки. В данной ситуации к стандартной карте профессионального роста методической службой совместно с руководителем ШМО и самим педагогом разрабатывается «карта по повышению объективности оценивания образовательных результатов».
- Углублённое. Работа над устранением критических профессиональных дефицитов в области «повышения объективности оценивания образовательных результатов» или в области «повышения педагогических компетенций» в рамках выявленной дефицитной области.
Работа в рамках повышенного и углубленного уровней предполагает наличие «папки индивидуальной работы».
После определения направления методической поддержки осуществляется закрепление педагогов, нуждающихся в сопровождении (молодые специалисты, педагоги с выявленными профессиональными дефицитами, вновь назначенные на должность), в наставнические пары. Это оформляется приказом по школе. Пары «Наставник – Наставляемый» [3] формируются с учетом мнения как наставников, так и наставляемых. В этом помогает проведение управленческих собеседований при директоре, использование метода наблюдения, в том числе на психологическую совместимость. Здесь особую роль администрация отводит совместной работе с СППС, которая для качественной реализации и снятия психологического дискомфорта в коллективе ведет сопровождение наставничества.
В рамках каждой модели наставничества [2] за педагогом закрепляется коллега из базы педагогов-наставников, эффективность работы которых оценивается по критериям и показателям оценки результативности и эффективности реализации персонализированной программы наставничества педагогических работников МБОУ СОШ № 160, и принимается решение о дальнейшей профессиональной траектории педагога и наставника.
Для построения продуктивной методической работы в ежедневном режиме анализируются изменения в сфере образования, что является необходимым условием для составления графика актуальных мероприятий в рамках обучения педагогических кадров (и, при необходимости, родительской общественности) инновациям в сфере образования.
На основном этапе производится системная работа по достижению цели нашей практики в рамках организации мероприятий на базе школьной методической площадки, такие как нео-конференции, воркшопы, интенсивы, деловые игры, педагогические «тусовки».
Методической службой организованы обучающие семинары-практикумы в рамках школьных методических недель, например, «Обмен опытом в условиях цифровой трансформации образования» на базе МБОУ СОШ № 160», «Повышение профессиональных компетенций педагогов», «Современный урок как основа эффективного и качественного образования», «Использование кейс-технологии при организации урочной и внеурочной деятельности».
На инструктивно-методических совещаниях регулярно выделяется время педагогу, посетившему семинары, курсы, мастер-классы вне школы, для диссеминации полученного опыта.
В процесс открытости и готовности принимать новые методы работы с целью оперативной корректировки неуспешных практик обучения вовлечен весь педагогический персонал. Для этого регулярно проводится перекрестный контроль (взаимопосещение) уроков педагогами школы.
Сопровождение системы наставничества осуществляет управленческая команда, которая на постоянной основе анализирует внешние и внутренние изменения образовательных условий и вызовов для оперативной корректировки работы методического центра.
Подводя ежегодные итоги, экспертным советом школы отбираются лучшие практики для диссеминации опыта на муниципальных, региональных, всероссийских площадках. Административной командой составляется комплексный приказ по оценке результативности реализации основных общеобразовательных программ, программ дополнительного образования. Наши педагоги привлекаются к публикациям в школьном методическом журнале «Мастер-класс» для создания целостного методического силового блока школы. Это помогает ощутить каждому педагогу школы чувство сопричастности в имиджевом развитии организации, а лучшие педагоги награждаются на ежегодном торжественном мероприятии «Таланты 160-й» по разным номинациям, в том числе, в номинации «Лучший наставник».
За последние три года реализации проекта в образовательной организации наблюдается увеличение числа победителей и призеров конкурсов, фестивалей, олимпиад различного уровня, отмечается рост участников конкурсов профессионального мастерства. Из последних побед наиболее значимыми стали: наличие лауреатов муниципального и регионального этапов конкурса «Учитель года» в 2022 и 2023 годах, наличие лауреатов в Гуманитарно-просветительском проекте «Мой Новосибирск» в 2023 году, победа в конкурсе «ПроУспех» в секции «Корпоративное обучение – тренды методической работы» в 2024 году, МБОУ СОШ № 160 стала Абсолютным победителем в номинации «Лучшая практика мотивации» в системе ведения госпабликов в социальной сети «ВКОНТАКТЕ» в 2024 году.
Систематическая командная работа позволяет создать условия взаимопомощи и взаимоподдержки, что сохраняет количественные и качественные показатели работы педагогических кадров, способствует закреплению молодых специалистов, а учителям-стажистам обеспечивает признание их педагогических заслуг, вселяет уверенность, что они находятся на нужном месте. Происходит функциональная качественная трансформация педагогом своего внутреннего мира, каждый из них знает, что поддержка и помощь ему будет обеспечена.
Литература
1. Внутренняя система оценки качества образования в образовательных организациях: поиск подходов к построению оптимальной модели: методические рекомендации / Н. Н. Арбузова, С. Н. Кожухова, А. С. Майорова, Е. П. Тронза. – Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2022. – Электронный ресурс. – URL: https://beliro.ru/assets/resourcefile/5520/metod-rek-vsoko.pdf (дата обращения: 29.03.2024).
2. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. — Электронный ресурс. — URL: https://docs.cntd.ru/document/350611183 (дата обращения: 29.03.2024).
3. Приказ Министерства образования Новосибирской области от 25.03.2022 № 564 «Об утверждении примерного положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Новосибирской области». — Электронный ресурс. — URL: https://edunso.ru/node/7906 (дата обращения 29.03.2024).
Количество просмотров: 259 |
Добавить комментарий