От командного проектирования к развитию лидерской позиции учителя

 

Молокова Анна Викторовна,

доктор педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе и цифровизации ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, Новосибирск, Российская Федерация

Anna V. Molokova,

doctor of pedagogical sciences, associate professor, vice-rector for Scientific and Methodological Work and Digitalization of the State Autonomous Institution of Additional Professional Education of the Novosibirsk Region Research Institute of Pedagogical and Professional Development, Novosibirsk, Russian Federation

 

От командного проектирования к развитию лидерской позиции учителя

From Team Design to Developing Teacher Leadership

В статье представлен очередной этап реализации регионального проекта, цель которого состоит в совершенствовании качества общего образования через научно-методическое сопровождение деятельности методических объединений педагогических работников. Раскрыты особенности проведения сессии для методических лидеров, в ходе которой они осваивают основы подготовки и проведения мастер-класса.

 Ключевые слова: муниципальные методические объединения, методические лидеры, проектирование, мастер-класс.

The article presents the next stage of the implementation of a regional project, the purpose of which is to improve the quality of general education through scientific and methodological support of the activities of methodological associations of teaching staff. The features of the session for methodological leaders are revealed, during which they learn the basics of preparing and conducting a master class.

Keywords: municipal methodological associations, methodological leaders, design, master class.

Введение. В течение ряда лет в Новосибирской области осуществляется научно-методическое сопровождение муниципальных методических объединений (далее – ММО) педагогических работников. Руководители этих объединений находятся в постоянном продуктивном взаимодействии со специалистами кафедр ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО (далее – Институт). В частности, кафедра начального образования обеспечивает профессиональное развитие руководителей ММО учителей начальных классов, организуя для них ежегодный цикл сессий, конкурсы, курсы повышения квалификации, стажировки и консультации, вовлекает в подготовку региональных методических событий.

Абрис источников. Ранее была выявлена и опубликована специфика развития регионального сегмента единой федеральной системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров применительно к учителям начальных классов в части формирования функциональной грамотности младших школьников [1]. Разработанная при участии автора статьи региональная модель позволила в короткие сроки обеспечить организационно-педагогические условия для вовлечения руководителей ММО учителей начальных классов в интерактивное взаимодействие на региональном уровне и создать возможность для реализации ими лидерских позиций в педагогическом сообществе муниципалитетов.

Однако в дальнейшем было доказано, что методическое лидерство не равно ответственному и качественному выполнению учителем своих должностных обязанностей. Высокие результаты обучающихся, зачастую являющиеся основанием для выбора в муниципалитете руководителя ММО, не гарантируют наличия у этого педагога компетенций и мотивации для реализации лидерской позиции на муниципальном уровне. Особенно ярко компетентностные дефициты проявились в ходе проектирования инновационной деятельности управленческими командами образовательных организаций.

Анализ процесса создания и функционирования региональных инновационных площадок, начиная с этапа проектирования инновации, показал, что научно-методическое сопровождение приобретает особую актуальность в этом контексте [2].

Кроме того, было обоснованно выбрано и апробировано на практике такое эффективное средство профессионального развития педагогических работников, включая совершенствование компетенций проектирования и развития лидерских качеств, как методический тренинг. Организационные и содержательные особенности проведения этой формы научно-методического сопровождения деятельности ММО с целью обеспечения условий для профессионального развития педагогических работников раскрыты в статье Молоковой А. В. [3].

Особый интерес в контексте темы статьи представляют особенности подготовки мастер-классов специалистами кафедры начального образования, выступившими в роли наставников для руководителей ММО учителей начальных классов, в ходе подготовки методической сессии, включенной в программу съезда работников образования Новосибирской области [4].

Постановка проблемы. Было выявлено, что большинство руководителей ММО испытывают затруднения при подготовке и проведении мастер-классов, не проводят заседания ММО в том формате, что был организован для них, тем самым не реализуют возложенную на них миссию методического лидерства. Руководители школьных методических объединений, не имеющие возможности участвовать в цикле сессий и других региональных событиях, получают лишь информацию об их содержании, не погружаются в формат интерактивного взаимодействия, которое обеспечивается кафедрой начального образования для руководителей ММО.

Для решения этой проблемы специалисты кафедры приступили к целевому повышению квалификации руководителей школьных методических объединений, ответив на инициативу ММО учителей начальных классов г. Новосибирска. Кроме того, был разработан и реализован новый формат проведения проектировочной сессии для руководителей ММО учителей начальных классов Новосибирской области.

Представление результатов решения проблемы. Для руководителей ММО учителей начальных классов ежегодно проводится проектировочная сессия. В текущем учебном году это событие было спланировано в соответствии с Единой региональной методической темой – «Реализация требований ФГОС ОО с учётом содержания ФООП, ФАОП в образовательных организациях Новосибирской области». Значимый акцент сессии – создание условий для формирования и развития читательской грамотности обучающихся. Продолжительность сессии – 3 часа. Формат работы – коллективно-распределенная деятельность. Планируемый результат – 4 проекта учебных занятий по предметам и их представление в ходе 4-х мастер-классов. Традиционно сессии, организуемые специалистами кафедры начального образования, завершаются предоставлением руководителям ММО всех дидактических материалов. В описываемом примере им были переданы:

  1. организационная презентация;
  2. чек-листы проектов учебных занятий по заданной теме с целью, задачами, планируемыми результатами и структурой;
  3. лист для экспертной оценки мастер-класса о проекте учебного занятия.
  4. презентации проектов учебных занятий, подготовленных в группах (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир).

Проектировочная сессия для руководителей ММО учителей начальных классов по теме «Проектирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФОП НОО в контексте создания условий для формирования читательской грамотности» отличалась тем, что впервые была организована коллективно-распределенная деятельность по подготовке мастер-классов и их анализ.

На мотивационно-целевом этапе сессии модератором были представлены стартовые условия проектирования, обозначены цель, этапы и особенности проведения этого события. Идея сессии – проектирование учебного занятия в малых группах и проектирование мастер-класса в объединенных группах, – была принята участниками (руководителями ММО учителей начальных классов). Педагоги получили представление о ходе дальнейшей работы, обсудили критерии оценки проектов учебных занятий, получили оценочные листы и чек-листы в электронном виде в «Сферум».

Особое значение в контексте темы сессии имел выбор тем, целей и планируемых результатов проектируемых учебных занятий, предложенных специалистами кафедры начального образования: 

Русский язык, 4 класс. Тема «Учимся использовать фразеологизмы».

Цель педагога – создать условия для формирования у обучающихся умения использовать фразеологизмы в речи и достижения всех обозначенных метапредметных и личностных результатов.

Литературное чтение, 3 класс. Тема «Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Художник-иллюстратор».

Цель педагога – совершенствовать навыки использования аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации); познакомить с профессией художника-иллюстратора; создать условия для понимания ценности чтения художественной литературы и осознания важности читательской деятельности.

Математика, 2 класс. Тема «Учимся строить рисунок к задаче».

Цель педагога – создать условия для самостоятельного овладения учениками умением строить рисунок к задаче через систему заданий «Учимся решать задачи».

Окружающий мир, 2 класс. Тема «Мир животных: насекомые».

Цель педагога – познакомить младших школьников с особенностями внешнего вида, передвижения, питания насекомых, сформировать представления об узнавании, назывании, описании насекомых как значимых умениях.

На содержательно-деятельностном этапе специалисты кафедры начального образования поддерживали проектирование учебных занятий в ходе коллективно-распределенной деятельности педагогов по чек-листу учебного занятия. Учителя записывали идеи, которые затем обсуждали в команде, генерировали единый чек-лист, приглашали специалистов кафедры для консультаций по мере необходимости. Далее была организована проектная работа в укрупненных группах по чек-листу учебного занятия.

Наиболее значимым является фрагмент сессии, когда группы обсуждали проекты учебных занятий под руководством модератора и генерировали презентацию для мастер-класса. Для структурирования презентаций использовалась разработанная ранее автором статьи совокупность вопросов, ответы на которые структурировали проект урока в части реализации системно-деятельностного подхода.

На третьем результативно-оценочном этапе были созданы условия для представления и взаимной оценки руководителями ММО результатов проектирования. Избранный группой мастер представлял проект аудитории в формате «вопросы-ответы». Участники сессии активно отвечали, приводя примеры из практики. Каждая группа, разработавшая проект, фиксировала и вносила коррективы в презентацию. Участники остальных групп оценивали мастер-класс по критериям:

– коммуникативная культура (четкость речи; корректность комментариев; убедительность);

– результативность (активность участников; наличие дополнений в проект; выявление неточностей в проекте);

– содержательность (содержание соответствует  ФГОС НОО; выделены условия для формирования читательской функциональной грамотности; рефлексия проведена корректно).

Подсчет баллов проводила счетная комиссия из числа участников сессии.

Этап подведения итогов проектировочной сессии интересен в аспекте рефлексивных высказываний ее участников. Рефлексия проводилась как устно, так и письменно в формате «Билет на выход». Руководители ММО учителей начальных классов отмечали то, что их удивило, порадовало и вдохновило в ходе сессии. Содержательно значимым был акцент на том, что необходимо помнить при проведении заседания ММО с использованием переданных дидактических материалов, включая презентации для проведения мастер-классов о проектировании уроков по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру для младших школьников. Существенный акцент – создание условий для формирования читательской функциональной грамотности в обучении всем перечисленным учебным предметам.

Вывод. Необходимость устранения профессиональных дефицитов учителей начальных классов активировала развитие научно-методического сопровождения руководителей ММО, стимулировала поиск форм и средств масштабирования условий для развития компетенций методического лидерства этих педагогических работников. С целью совершенствования профессиональной компетентности педагогов, избранных руководителями ММО учителей начальных классов, были созданы условия для проектирования учебного занятия по актуальной теме и, одновременно, для развития умений готовить и проводить мастер-классы для своих коллег. Дальнейшее развитие и масштабирование представленной в статье практики имеет существенное значение для улучшения качества реализации методической работы в муниципалитетах региона. 

 

Литература

1. Молокова А. В. Формирование функциональной грамотности младших школьников: научно-методическое сопровождение педагогов на региональном уровне // Управление развитием функциональной грамотности: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Казань, 2024. – С. 274-278.

2. Молокова А. В. Инновационное проектирование в региональной системе образования // Непрерывное образование в контексте идеи будущего: педагогические технологии и практики обучения взрослых. Материалы VII Международной научно-практической конференции. – Москва, 2024. – С. 60-65.

3. Молокова А. В. Научно-методическое сопровождение объединений педагогов: организация методического тренинга. [Электронный ресурс] // Проблемы теории и практики инновационного развития и интеграции современной науки и образования: материалы IV Международной междисциплинарной конференции (г. Москва, 15 февраля 2023 г.) / отв. ред. и сост. В. Г. Костякова. – Электрон. текстовые дан. (13,3 Мб). – Москва: Государственный университет просвещения, 2024. – 1 CD-ROM. – Систем. требования: Intel Pentium (или аналог) 1 ГГц; 512 Мб оперативной памяти; привод CD-ROM; операционная система Microsoft Windows XP SP 2 и выше; Adobe Reader 7.0 (или аналог). ISBN 978-5-7017-3454-6. С.265-269.

4. Молокова А. В. Мастер-класс для коллег: рекомендации руководителю методического объединения учителей [Электронный ресурс] // Интерактивное образование. – 2024. – № 114. Октябрь. – URL: https://io.nios.ru/articles2/131/36/master-klass-dlya-kolleg-rekomendacii-rukovoditelyu-metodicheskogo-obedineniya

Количество просмотров: 7  

Добавить комментарий

Target Image
1. От командного проектирования к развитию лидерской позиции учителя №32/2024 Новосибирск
2. Опыт работы МБОУ «Лицей № 136» города Новосибирска по реализации регионального проекта «Специализированные классы» №31/2024 Новосибирск
3. Опыт работы МБОУ «Лицей № 113» города Новосибирска по реализации предпрофильного и профильного обучения в рамках реализации регионального проекта «Специализированный класс» как формирование осознанной мотивации к выбору профессиональной деятельности №31/2024 Новосибирск
4. Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации: опыт работы стажировочной площадки «Среда – третий педагог» №31/2024 Новосибирск
5. Система сопровождения образовательных организаций города Новосибирска в вопросах повышения качества образования с учетом факторов риска и выявленных дефицитов №31/2024 Новосибирск
6. Взаимодействие педагогических работников общеобразовательного и дошкольного учреждения в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ №30/2024 Новосибирск
7. Модель «Школа – навигатор будущего» – среда возможностей и личностного развития учащихся в координатах XXI века №30/2024 Новосибирск
8. Полиэтническая школа – пространство для диалога №29/2024 Новосибирск
9. Эффективные методы и технологии в организации работы с педагогами как одно из условий повышения качества дошкольного образования №29/2024 Новосибирск
10. Молодежь и ее отношение к традиционной народной культуре №29/2024 Новосибирск
11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА №28/2023 Новосибирск
12. ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
13. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
14. О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ШКОЛ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ №28/2023 Новосибирск
15. СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (опыт реализации кураторской методики в муниципалитете в работе со ШНОР) №28/2023 Новосибирск