Современные инструменты руководства педагогическим коллективом: разработка и использование управленческих карт сотрудников

 

Медведева Валерия Анатольевна,

директор МБОУ СОШ № 160, Новосибирск, Российская Федерация

Valeria A. Medvedeva,

director of MBOU Secondary School No. 160, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Радостева Анастасия Андреевна,

заместитель директора МБОУ СОШ № 160, Новосибирск, Российская Федерация

Anastasia A. Radosteva,

deputy director of MBOU Secondary School No. 160, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Потапова Татьяна Витальевна,

заместитель директора МБОУ СОШ № 160, Новосибирск, Российская Федерация

Tatyana V. Potapova,

deputy director of MBOU Secondary School No. 160, Novosibirsk, Russian Federation

 

Современные инструменты руководства педагогическим коллективом: разработка и использование управленческих карт сотрудников

Modern tools for teaching staff management: development and use of staff management cards

Статья посвящена описанию актуальных инструментов эффективного руководства педагогическим коллективом в современных условиях. Рассматриваются особенности разработки и использования управленческих карт сотрудников, позволяющих систематизировать и анализировать профессиональные компетенции педагогов, выявлять зоны роста и разрабатывать индивидуальные траектории профессионального развития (ИОМ). Особое внимание уделено роли управленческих карт в оптимизации процессов принятия решений руководством образовательной организации, повышении мотивации педагогов и улучшении результатов учебного процесса. Статья представляет интерес для руководителей учебных заведений, методистов и специалистов сферы образования, заинтересованных во внедрении инновационных подходов к управлению персоналом.

Ключевые слова: управленческая карта, управление, индивидуальный образовательный маршрут, повышение мотивации педагогов.

The article is devoted to relevant tools for effective leadership of the teaching staff in modern conditions. The article considers the features of the development and use of management cards of employees, which make it possible to systematize and analyze the professional competencies of teachers, identify growth areas and develop individual professional development trajectories (IOM). Special attention is paid to the role of management cards in optimizing decision-making processes by the management of an educational organization, increasing the motivation of teachers and improving the results of the educational process. The article is of interest to heads of educational institutions, methodologists and educational specialists interested in introducing innovative approaches to personnel management.

Keywords: individual educational route, management cards, management, increasing teachers' motivation.

 

Современная система образования ставит перед руководителями образовательных организаций новые вызовы: повышение требований к качеству образования, конкурентоспособность выпускников, их востребованность, необходимость постоянного совершенствования профессиональных компетенций педагогов. Успех школьной команды напрямую зависит от грамотного управления ресурсами, оперативного выявления профессиональных дефицитов и их своевременного устранения.

С 2021 года МБОУ СОШ № 160 внедряет управленческую карту как основной инструмент оценки эффективности педагогической деятельности (рисунок 1).

Рисунок 1. Пример управленческой карты сотрудника

 

Система разработки и внедрения управленческих карт была создана инициативной командой методистов и заместителей директора, стремящихся сформировать ресурс, позволяющий систематически собирать и детально анализировать данные о работе каждого педагога.

С 2023 года в процессе заполнения управленческих карт принимают участие 100 % педагогического и административного состава школы. Такая форма работы с коллективом помогает эффективно выстраивать индивидуальные образовательные маршруты (далее – ИОМ), оперативно выявлять проблемные зоны в профессиональном развитии и проводить целенаправленную коррекционную работу, способствующую повышению общего уровня подготовленности работников образовательной организации.

Определены следующие задачи внедрения управленческой карты:

1. Систематизировать результаты профессиональной деятельности по итогам сбора аналитической отчетности в рамках внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО).

2. Проанализировать данные по каждому педагогу и руководящему работнику для выявления сильных сторон и дефицитов работы, увидеть динамику результатов.

3. Разработать совместно со службой психолого-педагогического сопровождения (далее – СППС) персонализированный образовательный маршрут с постановкой целевых показателей и методов их диагностики в соответствии с необходимым направлением методической поддержки, с учетом мнения сотрудника ОО.

4. Контролировать результативность выбранной профессиональной траектории.

Управленческая карта даёт возможность на качественно новом уровне создавать ИОМ для педагогов, точно определяя актуальные направления методической поддержки и дальнейшего профессионального роста каждого специалиста.

В нашей школе определены три направления методической поддержки:

Базовая модель включает разработку индивидуальной карты профессионального роста педагога, содержащую общую информацию о сотруднике, целевые ориентиры, ключевые задачи и детальный план мероприятий по повышению квалификации.

Повышенная модель направлена на устранение незначительных трудностей в педагогической деятельности, зафиксированных минимум дважды при проведении плановых диагностических процедур в течение одного учебного года.

Углубленная модель – это работа над устранением критических профессиональных дефицитов: более двух неудовлетворительных результатов в течение одного учебного года, либо отсутствие прогресса при повторных диагностиках.

Для оптимального выбора индивидуального маршрута профессионального развития и профилактики эмоционального выгорания педагогов администрация МБОУ СОШ № 160 приглашает специалистов СППС к участию в составлении управленческих карт. Специалисты учитывают личностные характеристики сотрудника: характер, темперамент, сильные и слабые стороны. Оценка осуществляется с применением комплексного подхода, включающего диагностику «Безопасность образовательной среды», проведение индивидуальных бесед в рамках административных совещаний, наблюдения в ходе методических мероприятий, взаимопосещения уроков и участия педагогов во внутришкольных конкурсах.

После сбора всех необходимых справок, аналитических и статистических отчетов, управленческих приказов по кадровому составу в конце мая осуществляется распределение документации между ответственными лицами для последующего анализа и подготовки управленческих карт на следующий год, оценка реализации которых проводится один раз в триместр. Вновь прибывшим педагогам предлагается пройти опросник «Первые шаги в профессию». Эта анкета помогает провести начальную самооценку профессиональных компетенций и создать первоначальный ИОМ.

Как уже отмечалось, карта направлена на выявление дефицитов и способов их устранения, а достигнутые успехи фиксируются в аналитической отчётности методического центра образовательного учреждения.

После утверждения управленческой карты производится работа по согласованию и разработке индивидуальных образовательных маршрутов в ходе серии личных консультаций педагога с представителями администрации школы, сотрудниками СППС и руководителями школьных методических объединений.

Индивидуальные маршруты формируются на основании итогов управленческого анализа, принимая во внимание личные цели, интересы и предпочтения самих работников. Подготовленный итоговый вариант ИОМа передается заместителю директора для последующей интеграции в программу развития кадрового потенциала образовательной организации.

Разработка индивидуального образовательного маршрута предполагает наличие у учителей начальных навыков рефлексии и самостоятельного анализа своей профессиональной деятельности. Если возникают трудности с работой по данному направлению, школа организует специальные семинары-тренинги с использованием авторской технологии «Зеркало прогрессивных преобразований», разработанной коллегами из Псковской области Т. В Светенко, И. В Галковской, Е. Н. Яковлевой [1].

 

Данная технология оказалась особенно эффективной для вовлечения сотрудников в активное участие при создании индивидуальной карты профессионального роста совместно с наставниками, заместителями директора и руководителями школьных методических объединений.

Применение управленческих карт в организации работы методической службы школы позволяет:

– систематизировать постановку конкретных целей и задач в профессиональной деятельности, делая развитие педагогов осмысленным и целенаправленным процессом. Она чётко определяет направления совершенствования, что облегчает мониторинг прогресса и достижение поставленных целей;

– четкая структура карты даёт возможность каждому педагогу ясно осознавать свои зоны потенциального роста. Это способствует осознанному выбору форм повышения квалификации;

– управленческая команда получает наглядный инструмент для объективной оценки достижений сотрудников, выявления проблемных зон и принятия своевременных мер поддержки. Регулярный контроль и обратная связь помогают создавать благоприятные условия для карьерного роста и профессионального самосовершенствования.

Говоря об итогах внедрения практики, хотелось бы отметить, что за последние три года в МБОУ СОШ № 160 наблюдаются следующие результаты:

1. Отмечен рост заинтересованности в профессиональном развитии и самореализации педагогов через конкурсное движение: в 2023 и 2024 годах наши учителя стали победителями и лауреатами муниципального и регионального этапов конкурса «Профессионал года» в номинации «Учитель года», лауреатами гуманитарно-просветительского проекта «Мой Новосибирск», победителями и лауреатами муниципального конкурса «ПроУспех» 2024 и 2025, лауреатами городского конкурса успешных педагогических практик «От замысла до воплощения» в номинации «Воспитать человека», победителями открытого конкурса методических команд «Методический олимп». Образовательная организация была выбрана абсолютным победителем в номинации «Лучшая практика мотивации» в системе ведения госпабликов в социальной сети «ВКОНТАКТЕ».

2. Увеличилось число проектов различного уровня, в реализации которых принимает участие педагогический коллектив: федеральный проект «Школа Минпросвещения России», региональные проекты «Модернизация организационно-технологической инфраструктуры и обновление фондов школьных библиотек», «Сетевой учитель Новосибирской области», «Классы психолого-педагогической направленности Новосибирской области», муниципальные проекты «Развитие естественно-научного и биотехнологического образования в муниципальных общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска, в условиях сетевого взаимодействия с учреждениями профессионального и дополнительного образования», «Муниципальная Наставническая Лига» в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России» (МБОУ СОШ № 160 ведет работу с двумя подшефными школами по ключевому условию «Учитель. Школьная команда»).

3. Отмечается повышение качества работы с талантливыми обучающимися: только за 2024–2025 учебный год среди учеников МБОУ СОШ № 160 абсолютный победитель муниципального конкурса «Ученик года», лауреаты городского конкурса детской и юношеской фотографии «Мой Новосибирск: точки притяжения», лауреаты региональных конкурсов патриотической песни «Голоса Сибири», «Песня тоже воевала», лауреаты всероссийского конкурса научно-практических и исследовательских работ обучающихся «Лестница наук», участники всероссийского уровня конкурса «Большие Вызовы» и др.

4. В коллективе 33 педагога / 61 % имеют отраслевые награды, из которых: 1 человек – почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации», 7 – Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации.

5. В школе работают педагоги, одними из первых в г. Новосибирске получившие квалификационную категорию «педагог-методист», а также являются руководителями муниципальных методических объединений (учителей информатики, учителей начальных классов Ленинского района).

6. Смена в персональном составе педагогических кадров уже на протяжении двух лет не превышает 14 %.

7. Педагоги школы активно распространяют профессиональный опыт: публикации в журнале «Управление развитием образования», участие в качестве спикеров в рамках круглого стола на базе МАУ ДПО «НИСО» «Ключевая роль учителя в процессе трансформации образования» по теме «Система поддержки и сопровождения карьерного роста педагогов».

В рамках «Муниципальной Наставнической лиги» проекта «Школа Минпросвещения России» школой организованы и проведены два муниципальных семинара: «Система подготовки кадров для участия в профессиональных конкурсах», «Переход образовательной организации в эффективный режим работы».

Дважды в рамках Федерального проекта «Взаимообучения городов» МБОУ СОШ № 160 транслировала опыт на площадке департамента образования и науки в Москве.

Наша организация является активным участником муниципального проекта по сопровождению профессионального развития для начинающих руководителей «Азбука Руководителя» и т. д.

Таким образом, внедрение управленческих карт представляет собой эффективный инструмент современного руководителя образовательной организации, позволяющий комплексно подходить к вопросам кадрового менеджмента, повышать качество профессионального роста педагогов и достигать устойчивых результатов в развитии педагогического коллектива. Использование этого инструмента открывает новые перспективы для непрерывного совершенствования преподавательского мастерства, создания комфортных условий для личностного и профессионального самовыражения педагогов, повышения эффективности взаимодействия внутри команды и укрепления позиций школы как лидера качественного образования.

 

Литература

 

1. Внутренняя система оценки качества образования в образовательных организациях: поиск подходов к построению оптимальной модели: методические рекомендации / Н. Н. Арбузова, С. Н. Кожухова, А. С. Майорова, Е. П. Тронза. – Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2022. – 66 с. — Электронный ресурс. – URL: https://beliro.ru/assets/resourcefile/5520/metod-rek-vsoko.pdf (дата обращения: 13.05.2025).

2. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. — Электронный ресурс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_418547/?ysclid=mam6k06q4m197995369   (дата обращения: 13.05.2025).

3. Приказ Министерства образования Новосибирской области от 25.03.2022 № 564 «Об утверждении примерного положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Новосибирской области». — Электронный ресурс. — URL: https://edunso.ru/node/7906  (дата обращения: 13.05.2025).

4. Стратегический менеджмент в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. – М.: АПКиППРО, 2007. – 76 с. – Электронный ресурс. – URL: https://edu.cnppm.ru/pluginfile.php/4224/mod_resource/content/1/men5.pdf, стр. 40-42 (дата обращения: 13.05.2025).


[1] Подробнее с технологией можно ознакомиться: Стратегический менеджмент в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. – М.: АПК и ППРО, 2007. – 76 с. – URL: https://edu.cnppm.ru/pluginfile.php/4224/mod_resource/content/1/men5.pdf, стр. 40-42 (дата обращения 13.05.2025).

Количество просмотров: 91  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система организации конкурсов и олимпиад различного уровня с целью выявления и поддержки одаренных детей № 34 (2), июнь 2025
2. Современные инструменты руководства педагогическим коллективом: разработка и использование управленческих карт сотрудников № 34 (2), июнь 2025
3. Разработка и реализация программ дополнительного образования в рамках летнего лагеря № 34 (2), июнь 2025
4. Стратегия единства семьи и школы в проблемных вопросах образования и воспитания: выявление зон административно-педагогического воздействия, эффективное корректирование и реагирование № 34 (2), июнь 2025
5. Система работы МАОУ СОШ № 217 г. Новосибирска по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов школьников № 33 (1), март 2025
6. Управление инновациями в образовательной организации № 33 (1), март 2025
7. Интеграция дополнительного образования в систему общего образования гимназии как эффективный механизм повышения качества и успешности школы по актуальным показателям современного образования № 33 (1), март 2025
8. Ключевые аспекты и перспективы развития дошкольного образования: обзор нормативных правовых документов № 33 (1), март 2025
9. Программа развития общеобразовательной организации – участника Федерального проекта «Школа Минпросвещения России»: особенности разработки, анализ типичных затруднений № 33 (1), март 2025
10. Организация мониторинговых процедур в образовательной организации: виды, направления, назначение № 33 (1), март 2025
11. Система оценки образовательных достижений обучающихся в рамках ВСОКО: содержание и структурные компоненты № 33 (1), март 2025
12. Аналитика в работе административной команды образовательной организации № 33 (1), март 2025
13. Возможности муниципальной системы оценки качества образования в развитии образовательных организаций города Новосибирска № 33 (1), март 2025
14. Технология «ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ» как предиктор успешности профессиональной навигации молодежи № 32 (4), декабрь 2024
15. Информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» как современный цифровой инструмент коммуникации в образовании № 32 (4), декабрь 2024
16. Проведение профильных смен с целью популяризации биотехнологического образования среди школьников города Новосибирска № 32 (4), декабрь 2024
17. Роль профильных центров и модели управления Сант-Галлена в модернизации образовательных процессов в России № 32 (4), декабрь 2024
18. От командного проектирования к развитию лидерской позиции учителя № 32 (4), декабрь 2024
19. О механизмах формирования психологической безопасности в муниципальной системе образования города Новосибирска № 32 (4), декабрь 2024
20. Методические ресурсы мегаполиса в обеспечении доступной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями № 32 (4), декабрь 2024

Страницы