Система организации конкурсов и олимпиад различного уровня с целью выявления и поддержки одаренных детей

 

Стрельникова Татьяна Александровна,

методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Tatyana A. Strelnikova,

methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

Система организации конкурсов и олимпиад различного уровня с целью выявления и поддержки одаренных детей

A system for organizing competitions and olympiads at various levels with the aim of identifying and supporting gifted children

Статья посвящена описанию конкурсов, олимпиад, турниров для школьников и их положений. Рассмотрены понятия «конкурс», «турнир», «олимпиада».

Ключевые слова: конкурс, олимпиада, турнир, участник.

The article is devoted to the description of contests, Olympiads and tournaments and their regulations. The concepts of «competition», «tournament», «Olympiad» are considered.

Keywords: contest, olympiad, tournament, participant.

 

К одному из направлений работы педагога на каждом образовательном уровне относится выявление и поддержка одаренных детей. Для эффективной работы с такими учащимися часто используется метод участия в различных конкурсах, турнирах и олимпиадах.

Конкурс – это соревнование нескольких лиц в области искусства, наук, спорта с целью выделить наиболее выдающихся [16].

Турнир – это «состязание в какой-нибудь игре» [16, с. 831]. Следовательно, интеллектуальный турнир – это состязание в какой-нибудь интеллектуальной игре.

Олимпиада – это соревнования в различных областях, как в спортивных, так и в художественных или научных [17].

В зависимости от уровня олимпиады ее победители и призеры могут получить разные дополнительные бонусы, что наиболее актуально для будущих абитуриентов университетов.

Согласно перечню Министерства Образования Российской Федерации, олимпиады делятся на 3 уровня по своей масштабности [11]. Победители и призеры олимпиад первого уровня могут претендовать на зачисление на профильные направления без вступительных экзаменов. Победители и призеры олимпиад второго уровня могут претендовать на зачисление на профильные направления без вступительных экзаменов или на 100 баллов за ЕГЭ по профильному предмету. Победители и призеры олимпиад третьего уровня могут претендовать на 100 баллов по ЕГЭ по профильному предмету. Чтобы использовать данные бонусы, победителям и призёрам необходимо подтвердить свои результаты на ЕГЭ, набрав не менее 75 баллов по профильному предмету.

В статье будут рассмотрены несколько олимпиад, турниров и конкурсов, касающихся школьников Новосибирской области и, в частности, города Новосибирска.

Одной из наиболее массовых олимпиад является Всероссийская олимпиада школьников. Она рассчитана на 4-11 классы, у нее 24 направления согласно общеобразовательным предметам. У олимпиады 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный этапы. На школьный этап олимпиады может попасть любой желающий, обучающийся любого класса, т. к. дети могут писать олимпиаду уровнем выше, чем их класс обучения. На муниципальный этап проходят дети, набравшие проходной балл на школьном этапе этого учебного года или победители / призёры муниципального этапа прошлого учебного года. Подобный отбор происходит и в следующих этапах: на региональный этап проходят дети, набравшие проходной балл на муниципальном этапе этого учебного года или победители / призёры регионального этапа прошлого учебного года; на заключительный этап проходят дети, набравшие проходной балл на региональном этапе этого учебного года или победители / призёры заключительного этапа прошлого учебного года [10].

Также к массовым мероприятиям относится Национальная технологическая олимпиада (сокращенно: НТО). Ее цель состоит в том, чтобы каждый школьник и студент смог осознанно выбрать и освоить профессию мечты, связанную с современными технологиями. Олимпиада проводится по трем направлениям: НТО Junior – проходит для 5-7 классов, НТО школьников –  для 8-11 классов, НТО для студентов – проходит для обучающихся колледжей и университетов.

НТО Junior помогает совершить первые шаги в мир современных технологий, знакомит с новыми направлениями, дает возможность разобраться в своих интересах, опыт командной работы и подготавливает к НТО школьников. Проходит в несколько этапов: отборочный этап, финальный этап, слет. К направлениям НТО Junior относятся: технологии и виртуальная реальность, технологии и компьютерные игры, технологии и среда обитания, технологии и искусственный интеллект, технологии и космос, технологии и роботы.

НТО для школьников дополнительно к тому, что дает НТО Junior, может дать 100 баллов ЕГЭ за победу на ряде профилей или поступление без вступительных испытаний.

НТО – это ранняя профориентация. Следует обратить внимание, что регистрация на олимпиаду начинается до начала учебного года – в августе. Олимпиада проходит в несколько этапов: первый отборочный этап (индивидуальный), второй отборочный этап (командный), заключительный этап.

У НТО более 30 направлений. Например, большие данные и машинное обучение, инфохимия, информационная безопасность, умный город, современная пищевая инженерия, ядерные технологии, летающая робототехника и многие другие. По каждому профилю есть свой технологический партнер, который также может приглашать победителей и призеров НТО на стажировку [4].

Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» по разным направлениям от Министерства Образования Российской Федерации и Образовательного центра «Сириус» рассчитан на 7-11 классы. Является значимым конкурсом для многих университетов. У него два этапа: отборочный и заключительный.

На конкурс участники предоставляют конкурсные работы (проекты). Конкурсная работа – «результат самостоятельной проектной деятельности участника конкурса, направленный на решение актуальной научно-технологической задачи и изложенный в виде текстового описания и презентации. Проектная работа предполагает наличие описанной идеи или гипотезы, цели, плана мероприятий по ее достижению, описания необходимых инфраструктурных временных или человеческих ресурсов, а также измеримого результата» [5, с. 8].

Принять участие в конкурсе можно разными способами. Первый – самостоятельно зарегистрироваться на сайте и подать заявку на дистанционный трек. Но стоит учитывать, что в таком случае у участника не будет сопровождения специалиста, который может помочь с корректным оформлением документов, проектов, заявки и т. д. Второй путь – региональный трек через «Областной центр развития творчества детей и юношества». Таким образом у участника будет сопровождение специалиста, который работает непосредственно с этим конкурсом и который сможет ему помочь в случае возникновения у него вопросов. В этом случае участник попадает на очный отборочный этап. У регионального конкурса два этапа: отборочный этап регионального конкурса и финальный (очный) этап регионального конкурса. После прохождения отборочного этапа участники попадают на заключительный этап конкурса, в котором два тура: выполнение заданий (тестирование) и индивидуальное собеседование [5].

Во второй половине учебного года проходят три олимпиады: олимпиада имени Струве по астрономии, олимпиада имени Максвелла по физике и олимпиада имени Эйлера по математике. Олимпиады имени Струве и Максвелла рассчитаны на 7-8 классы, имени Эйлера – на 8. Они идут параллельно с региональным этапом всероссийской олимпиады школьников. Попасть на эти олимпиады можно тремя путями [8, 9, 14]:

  1. Быть победителем регионального этапа олимпиады в прошлом учебном году;
  2. Набрать необходимое количество баллов на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников этого учебного года;
  3. Пройти отборочный этап на платформе образовательного центра «Сириус».

Эти олимпиады могут также представлять собой подготовку к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников, который начинается с 9 класса. Например, обучающийся 8 класса стал победителем муниципального этапа по физике, таким образом прошел на олимпиаду имени Максвелла и поучаствовал в ней. На следующий год он может идти на региональный этап Всероссийской олимпиады школьников более подготовленным как морально, так и предметно. К данным олимпиадам обучающиеся могут подготовиться заранее в удобное для них время. На сайтах олимпиад размещены задания прошлых лет.

Многие олимпиады, проводимые высшими учебными заведениями, входят в перечень олимпиад школьников и их уровней, утвержденный приказом Министерства Образования Российской Федерации. К ним относятся как олимпиады для обучающихся 5-9 классов и 10-11 классов, так и олимпиады, предназначенные только для школьников 10-11 классов.

Олимпиады, рассчитанные на 9-11 класс, направлены на то, чтобы помочь обучающимся поступить в университет, а также заранее выявить тех, кто готов и стремится к учебе по своей специальности. Практически на каждом сайте университета есть раздел «Олимпиады», где указывается, каким образом олимпиада может помочь при поступлении абитуриенту, а также, какой именно институт ее проводит. Педагог может использовать эту информацию следующим образом. Например, классный руководитель провел опрос у обучающихся 11 класса в отношении их планов на будущее. Согласно результатам опроса, отобрал тех, кто собирается поступать в университеты. После этого зашел на сайты университетов, в которые собрались поступать ученики или на сайты университетов, где есть интересующая их специальность. Педагог может посмотреть сайт, найти раздел с олимпиадами университета и посмотреть, какие олимпиады он проводит. В случае, если олимпиада проводится по интересующему ученика профилю, педагог может ее порекомендовать будущему абитуриенту. Если обучающийся победит в олимпиаде, то он сможет поступить на этот факультет или со 100 баллами по профильному предмету, или без вступительных испытаний, что значительно облегчит его подготовку к ЕГЭ и повысит его конкурентоспособность при поступлении.

Региональных мероприятий в Новосибирской области не так много. В статье будут рассмотрены Всесибирская олимпиада школьников, Сибирский открытый турнир и научно-практическая конференция «Эврика».

Всесибирская олимпиада школьников рассчитана на 7-11 класс. Она проводится очно по 5 профилям: математика, физика, химия, биология и информатика. Всего у олимпиады два этапа: отборочный и заключительный. На сайте олимпиады желающие принять участие заполняют анкеты в личном кабинете, выбирают профиль или профили, по которым хотят принят участие, приезжают на площадку проведения олимпиады и выполняют задания отборочного этапа. Дополнительно на этот этап приглашаются победители и призеры заключительного этапа прошлого учебного года. По результатам заключительного этапа Всесибирской олимпиады определяются победители и призеры, которые могут претендовать на льготы при поступлении в НГУ, а также на приглашение в Летнюю школу СУНЦ НГУ [7].

Сибирский открытый турнир имеет три направления: физика, химия и биология.

Сибирский открытый турнир юных физиков рассчитан на 8-11 класс, также проводится очно. Турнир юных физиков (ТЮФ) – это командное состязание школьников старших классов в умении решать сложные исследовательские задачи, убедительно представлять полученные решения, отстаивать их в научной дискуссии. Турнир проводится Общественным движением СибТЮФ. Большинство задач турнира не имеют известных и однозначных решений и подразумевают обязательное проведение экспериментов. Длительный срок подготовки позволяет школьникам разработать свой подход к проблеме, построить установки и провести физические эксперименты, ознакомиться с научной литературой. При этом работа идёт в режиме, наиболее приближенном к научным исследованиям [15].

Сибирский открытый турнир юных химиков – командно-личное соревнование школьников в их способности решать сложные химические задания, представлять решения в убедительной форме и защищать их в научной дискуссии (химическом бое). Список задач открытого типа (т. е. не имеющих окончательного и однозначного ответа) публикуется заранее. Для их решения командам нужно провести самостоятельные теоретические исследования. Во время «химбоев» команды поочередно выступают в роли докладчика, оппонента и рецензента [1]. Организаторы регионального турнира – ГАУДО Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества», Факультет естественных наук НГУ и Кафедра химии СУНЦ НГУ.

Турнир юных биологов является командно-личным соревнованием учащихся в их способности решать сложные биологические проблемные задачи, представлять решения и защищать их в научной дискуссии (биологическом бое). Турнир – это не только соревнование, а еще и уникальный образовательный процесс, в котором школьники учатся активно применять свои знания, анализировать информацию, вести научные дискуссии и работать в команде [6].

Научно-практическая конференция «Эврика» рассчитана на обучающихся 7-11 классов. Проводится в два этапа – дистанционный (онлайн) отборочный этап и очный финальный этап.

Школьная межпредметная научно-практическая конференция школьников проводится один раз в год и призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской работе во внеурочное время под руководством педагогов. Конференция проводится по 22 предметным секциям. На отборочном этапе участники представляют свои работы, которые позже оцениваются. В ходе финального этапа проходит публичная защита результатов собственной проектно-исследовательской деятельности, и церемония награждения лауреатов Конференции. Город Новосибирск представляет на Конференцию только работы победителей городской научно-предметной конференции ННО «Сибирь» [2].

Далее в статье будут рассмотрены следующие муниципальные мероприятия города Новосибирска: ННО «Сибирь», городской конкурс проектов и городской интеллектуальный турнир.

ННО «Сибирь» – это городская открытая научно-практическая конференция Новосибирского научного общества обучающихся «Сибирь», рассчитанная на учеников 9-11 класса. Она приурочена ко Дню российской науки. ННО «Сибирь» – это городская открытая научно-практическая конференция Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь». Она рассчитана на 9-11 класс. Конференция приурочена ко Дню российской науки. Конференция проводится в очном формате с применением облачных хранилищ. Участники конференции представят свои исследовательские работы на секциях гуманитарного, естественно-научного, инженерно-технологического направления. В рамках конференции проходит 51 секция. Конференция проходит в три этапа: школьный, районный, городской [3].

Городской конкурс проектов обучающихся 5-8 классов проводится в три этапа: школьный, районный (окружной) и городской. Конкурс помогает выявить и продвинуть тех обучающихся, которые хотят и готовы заниматься проектной деятельностью. Конкурс идет с февраля по май. У городского этапа есть отборочный (заочный) этап и очный этап. На конкурс представляются проекты, выполненные обучающимися под руководством консультанта, являющиеся результатом проектной деятельности. Проект конкурса – это работа, которая предусматривает создание интеллектуального или материального продукта, обладающего субъективной или объективной новизной, а также потенциалом практического применения. Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (у коллективных проектов должно быть не более 3 авторов). Всего у конкурса 4 направления: научно-техническое, инженерно-техническое, естественно-научное и гуманитарное [12].

Городской интеллектуальный турнир, являющийся частью проекта «Интеллект», предназначен для 5-8 классов – «Приоткрывая тайну», и для 9-11 классов – «Хрустальная сова». Данный проект дает каждому участнику возможность развивать творческое мышление через интеллектуальные игры. В каждой возрастной группе от одной организации может участвовать только одна команда. На сайте турниров также выставляется литература, по которой можно подготовиться. Учредитель проекта и турниров – департамент образования мэрии города Новосибирска, организатор –  МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» [13].

Таким образом, олимпиады, конкурсы и турниры выступают важным инструментом для обнаружения и развития способностей талантливой молодежи. Город Новосибирск отличается высокой активностью в организации такого рода мероприятий различного масштаба, позволяющих участникам добиваться успехов вплоть до общероссийского уровня. Этот факт подтверждает успешность реализации программы поддержки и раскрытия потенциала одарённых детей в Новосибирске.

 

Литература

 

  1. Информационное письмо о XVI Новосибирском турнире юных химиков. – Электронный ресурс. – URL: https://olymp.detinso.ru/wp-content/uploads/2024/09/informaczionnoe-pismo_xvi-novosibirskij-tyuh-2.pdf (дата обращения: 27.05.2025).
  2. Положение о XIX региональной научно-практической конференции школьников «Эврика» от 14.02.2025. – Электронный ресурс. – URL: https://olymp.detinso.ru/wp-content/uploads/2025/02/polozhenie-o-rnpk-evrika-v-2024-25-uchebnom-godu.pdf (дата обращения: 27.05.2025).
  3. Положение о XLII городской открытой научно-практической конференции Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь» от 11.11.2022 – Электронный ресурс. – URL: https://junior-nsk.ru/wp-content/uploads/2022/08/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%94%D0%9E_%D0%9D%D0%9E%D0%A3-%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%8C.pdf (дата обращения: 27.05.2025).
  4. Положение о Всероссийской междисциплинарной олимпиаде школьников «Национальная технологическая олимпиада» от 29.04.2022. – Электронный ресурс. – URL: https://ntcontest.ru/docs/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D0%B1_%D0%9D%D0%A2%D0%9E.pdf (дата обращения: 27.05.2025).
  5. Положение о всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы» в 2024/2025 учебном году. – Электронный ресурс. – URL: https://sochisirius.ru/uploads/f/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B5_%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D1%8B%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B.pdf (дата обращения: 27.05.2025).
  6. Положение о всероссийском турнире юных биологов от 4.02.2008 – Электронный ресурс. – URL: https://bioturnir.ru/tub/official/pologenie (дата обращения: 27.05.2025).
  7. Положение о Всесибирской открытой олимпиаде школьников от 16.09.2022. – Электронный ресурс. – URL: https://sesc.nsu.ru/upload/iblock/a8e/Pologenie.pdf (дата обращения: 27.05.2025).
  8. Положение о математической олимпиаде имени Леонарда Эйлера в 2024/2025 учебном году от 16.04.2024. – Электронный ресурс. – URL: https://olymp.detinso.ru/wp-content/uploads/2023/04/polozhenie-o-matematicheskoj-olimpiade-im.-l.ejlera-v-2024-25-uchebnom-godu.pdf (дата обращения: 27.05.2025).
  9. Положение об олимпиаде школьников по астрономии имени В. Я. Струве. – Электронный ресурс. – URL: https://olymp.detinso.ru/wp-content/uploads/2023/04/polozhenie-ob-olimpiade-shkolnikov-po-astronomii-imeni-v.ya.-struve.pdf (дата обращения: 27.05.2025).
  10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.11.2020 г. № 678 «Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников». – Электронный ресурс. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103050027 (дата обращения: 27.05.2025).
  11. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 30.08.2024 № 571 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2024/25 учебный год». – Электронный ресурс. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202410040019 (дата обращения: 27.05.2025).
  12. Приказ о проведении конкурса проектов обучающихся в 5-8 классах в 2024/2025 году от 09.01.2025. – Электронный ресурс. – URL: https://junior-nsk.ru/wp-content/uploads/2022/08/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2-5-8-%D0%BA%D0%BB-%D0%B2-2025-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83.pdf (дата обращения: 27.05.2025)..
  13. Приказ о реализации в 2024/2025 учебном году городского проекта «Интеллект» от 12.11.2024. – Электронный ресурс. – URL: https://junior-nsk.ru/wp-content/uploads/2024/11/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B-%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82-24-25.pdf (дата обращения: 27.05.2025).
  14. Приложение к приказу от 31.05.2023 № 1729-1 «Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников по физике имени Дж. Кл. Максвелла». – Электронный ресурс. – URL: https://maxwell.mipt.ru/public/Poryadok_provedeniya_Maksvell_2024.pdf (дата обращения: 27.05.2025).
  15. Рекомендации участникам сибирского турнира юных физиков. – Электронный ресурс. – URL: http://sibypt.ru/wp-content/uploads/2018/10/SibTYuF_2019_-_Broshyura.pdf (дата обращения: 27.05.2025).
  16. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Терра. – 1996. –2808 С.
  17. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – 26-е изд., испр. и доп. – Мир и образование, 2023. – 1376 c.
Количество просмотров: 176  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система организации конкурсов и олимпиад различного уровня с целью выявления и поддержки одаренных детей № 34 (2), июнь 2025
2. Современные инструменты руководства педагогическим коллективом: разработка и использование управленческих карт сотрудников № 34 (2), июнь 2025
3. Разработка и реализация программ дополнительного образования в рамках летнего лагеря № 34 (2), июнь 2025
4. Стратегия единства семьи и школы в проблемных вопросах образования и воспитания: выявление зон административно-педагогического воздействия, эффективное корректирование и реагирование № 34 (2), июнь 2025
5. Система работы МАОУ СОШ № 217 г. Новосибирска по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов школьников № 33 (1), март 2025
6. Управление инновациями в образовательной организации № 33 (1), март 2025
7. Интеграция дополнительного образования в систему общего образования гимназии как эффективный механизм повышения качества и успешности школы по актуальным показателям современного образования № 33 (1), март 2025
8. Ключевые аспекты и перспективы развития дошкольного образования: обзор нормативных правовых документов № 33 (1), март 2025
9. Программа развития общеобразовательной организации – участника Федерального проекта «Школа Минпросвещения России»: особенности разработки, анализ типичных затруднений № 33 (1), март 2025
10. Организация мониторинговых процедур в образовательной организации: виды, направления, назначение № 33 (1), март 2025
11. Система оценки образовательных достижений обучающихся в рамках ВСОКО: содержание и структурные компоненты № 33 (1), март 2025
12. Аналитика в работе административной команды образовательной организации № 33 (1), март 2025
13. Возможности муниципальной системы оценки качества образования в развитии образовательных организаций города Новосибирска № 33 (1), март 2025
14. Технология «ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ» как предиктор успешности профессиональной навигации молодежи № 32 (4), декабрь 2024
15. Информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» как современный цифровой инструмент коммуникации в образовании № 32 (4), декабрь 2024
16. Проведение профильных смен с целью популяризации биотехнологического образования среди школьников города Новосибирска № 32 (4), декабрь 2024
17. Роль профильных центров и модели управления Сант-Галлена в модернизации образовательных процессов в России № 32 (4), декабрь 2024
18. От командного проектирования к развитию лидерской позиции учителя № 32 (4), декабрь 2024
19. О механизмах формирования психологической безопасности в муниципальной системе образования города Новосибирска № 32 (4), декабрь 2024
20. Методические ресурсы мегаполиса в обеспечении доступной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями № 32 (4), декабрь 2024

Страницы