Веселова Юлия Валериевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры Материаловедения в машиностроении, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Российская Федерация Yulia V. Veselova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of materials science in mechanical engineering, Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation |
Острикова Тамара Константиновна,студент, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Российская Федерация Tamara K. Ostrikova, student, Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation |
Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре
В статье рассматривается возможность формирования интереса к национальной культуре в процессе разработки костюмов для студенческого театра костюма. Театр костюма – это один из видов внеучебной деятельности студентов, который играет важную культурно-образовательную роль в их жизни, способствует развитию творческих способностей, помогает погрузиться в мир новых образов, познакомиться с неизвестными фактами в истории и мифологии, связанными с культурой своего народа. Художественные образы костюмов, основанные на славянском фольклоре, не только транслируют, но и творчески перерабатывают накопленные культурные ценности, реализуя их в современной интерпретации театрального костюма.
Ключевые слова: студенческая самодеятельность, национальная культура, театральный костюм, искусство.
The article discusses the possibility of forming an interest in national culture through the process of developing costumes for the Student Costume Theater. The Costume Theatre is one of the forms of extracurricular activities for students that plays a significant cultural and educational role in their lives, fostering creative abilities, immersing them into new imagery, and introducing unknown facts from history and mythology related to their own culture. Artistic images of costumes based on Slavic folklore not only convey but also creatively reinterpret accumulated cultural values, bringing them to life in modern interpretations of theatrical costume.
Keywords: Student amateur performance, national culture, theatrical costume, art.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. государственная политика России должна быть основана на сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, которые должны служить нравственными ориентирами, формирующими мировоззрение граждан нашей страны. Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет своевременно реагировать на новые вызовы, сохранять общероссийскую гражданскую идентичность [3]. Национальная культура проявляется в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах, особенностях языка и образа жизни. Следовательно, перед современным образованием стоят задачи знакомства учащихся с основами национальной культуры, разработки культурных программ, привлечения молодых людей для участия в различных мероприятиях, связанных с трансляцией национальной культуры – все это с учетом возрастных особенностей и интересов молодежи [3]. В связи с этим важно развивать в студенческой среде вуза различные формы самодеятельности, способствующие знакомству молодежи с особенностями истории и культуры своего народа, его традициями, ценностями, так как трансляция культурного наследия возможна лишь при условии сформированного представления о ней и личной значимости ее для каждого.
Студенческая самодеятельность – один из важных аспектов внеучебной жизни студентов, помогающий их творческому развитию, совершенствующий критическое и аналитическое мышление, формирующий умение работать в команде, развивающий коммуникативные навыки. Нередко в рамках студенческой самодеятельности в вузе организуются театральные студии, театры Костюма, объединяющие участников, которые развивают творческие способности, разрабатывая театральные постановки и сценические костюмы к ним, участвуя в различных конкурсах и флешмобах как университетского, так и регионального уровней.
Сценический костюм является ключевым аспектом театрального искусства, выполняя множество функций в формировании единого художественного образа спектакля. Его роль превосходит простое покрытие актёров. Сценический костюм становится эффективным средством передачи информации о персонаже, способствует более глубокому вживанию актёра в роль и формирует нужную атмосферу на сцене [9]. Исторически точные костюмы придают событиям дополнительную реальность, в то время как современные интерпретации и эксперименты с формой и стилем открывают новые творческие горизонты. Следовательно, сценический костюм выступает не только как элемент одежды, но и как ключевой компонент, который сочетает в себе эстетику, функциональность и символику, что делает его незаменимым в создании незабываемых театральных представлений.
Для нового сезона ежегодного фестиваля «Студенческая весна НСО», театр Костюма НГТУ разрабатывает коллекцию сценических костюмов по образам древних славянских сказаний, а потому темой данной работы была выбрана именно разработка сценических костюмов, прообразами для которых стали древнеславянские мифологические существа.
Символы славянской мифологии сохраняют свою актуальность в современном культурном контексте благодаря богатству своего смысла, художественным возможностям и тесной связи с национальной идентичностью. Они становятся источником вдохновения для творческих людей, способствуют сохранению культурного наследия и отвечают на насущные потребности общества. Одним из важных критериев в проектируемой коллекции является использование традиционных образов совместно с новыми современными технологиями, что открывает возможности для создания уникального объекта, который сочетает в себе глубину культурного наследия и современные методы и технологии изготовления. Такое сочетание позволяет привлечь внимание широкой аудитории, заинтересованной как в истории и традициях, так и в инновационных подходах к искусству и культуре.
Логично, что костюмы, разработанные для студенческого театра костюма, построены на основе традиционного национального костюма, совмещённого с современными тенденциями в мире моды. На протяжении различных этапов истории России русский народный костюм наглядно иллюстрировал высокое искусство и мастерство изготовления одежды. Эти наряды, сохраняющие свою актуальность и по сей день, не только соответствуют эстетическим и модным стандартам, но и впечатляют своими практическими характеристиками [6]. Так, например, традиционный костюм жителей рязанской губернии интересен наличием большого количества деталей различных форм и стилистических сочетаний. И при разработке театральных костюмов все это учитывалось.
Всего было разработано несколько фольклорных образов, чаще всего присутствующих в славянской мифологии. Это образы Макошь (древнеславянская богиня судьбы, плодородия и магии), Мары (древнеславянская богиня жизни и смерти), Алконоста (древнеславянская райская птица с головой прекрасной девы).
Первый костюм, созданный по прообразу Макошь (рисунок 1), совмещает в себе тенденции народного славянского костюма (применение традиционных элементов костюма, таких как рогатая кичка, а также использование традиционных вышитых узоров) с современным, набирающим популярность направлением в мире моды – киберпанком. Особое внимание при создании данного костюма уделялось узнаваемым элементам: силуэт костюма, сочетание цветов и различные узоры, каждый из которых имел определенный смысл и служил своеобразным оберегом у древних славян. Узоры составлялись из определенных символов, например, «поле», «плодородие», «солнце», «смерть» и многие другие. Красные расклешённые брюки смоделированы таким образом, чтобы в положении стоя их силуэт напоминал традиционные красные сарафаны славянских дев, а узоры, нашитые по низу, служили не только оригинальным украшением, но и важной обрядовой функцией.
При разработке коллекции особое внимание было уделено головным уборам, которые традиционно встречаются как в повседневной, так и в праздничной народной одежде. Этот интерес объясняется направлением обучения 29.03.04 – Технология художественной обработки материалов, на основе которого был создан театр Костюма НГТУ. В рамках учебного процесса студенты осваивают технологии обработки металлов, поэтому много внимания в театре при разработке костюмов уделяется украшениям из металла.
Рисунок 1. Эскизы театрального костюма по прообразу древнеславянской богини Макошь
Рисунок 2. Театральный костюм персонажа славянского фольклора Макошь в современном стиле
Использование металлов в головных уборах и других деталях костюма может отражать не только эстетические предпочтения, но и историческую значимость материалов, которые были доступны в разные эпохи.
Так, основной акцент разрабатываемого театрального костюма, прототипом которого стала древнеславянская богиня Мара (Морана), сконцентрирован на короне, венчающей художественный образ персонажа. Мара (Морана) – это языческое божество, имя которой связано с понятием смерти, холода и зимы. Она считается одной из самых таинственных и мрачных персон в славянской мифологии (рисунок 3). Несмотря на свой мрачный облик, она занимает значительное место в славянском фольклоре и культуре. Её предания напоминают о цикличности жизни и о важности принятия неизбежного конца. Таким образом, Мара – это не просто богиня смерти, но и символ перехода, изменения и обновления, что делает её актуальной и в наши дни [7].
Рисунок 3. Образ древнеславянской богини Мары (Мораны). Иллюстрация
Головной убор, созданный по мотивам образа славянской богини Мары (рисунок 4), представляет собой корону, состоящую из нескольких компонентов: основы и резных «лепестков» из олова, а также полумесяца из латуни. В дополнение к этому головной убор украшен цепями и жемчужными лентами.
Такое цветовое решение связано с символикой образа Мары. Темный оттенок черненого олова олицетворяет ночь, тьму и подземный мир, являющийся царством Мары, тогда как латунный элемент в форме полумесяца символизирует новолуние. Луна ассоциируется с циклами времени, сменой сезонов и переходом между жизнью и смертью; этот элемент также символизирует серп, который представляет собой завершение жизненного пути, когда душа отправляется в загробный мир.
Рисунок 4. Эскиз короны, разработанной для театрального костюма древнеславянской богини Мары (Мораны)
В качестве финального образа был выбран Алконост (рисунок 5) – это мифологическое существо древнеславянской традиции, обладающее чертами как птицы, так и женщины. Его образ уникален, так как сочетает в себе красоту, мудрость и опасность. Алконост известен своим завораживающим голосом, который способен как очаровывать людей, так и приносить несчастья тем, кто слышит его пение. В древности Алконост олицетворял угрозу, скрытую за внешней привлекательностью. Этот образ служит напоминанием о том, что нельзя слепо доверять всему, что выглядит прекрасно, поскольку за ним может скрываться опасность. Кроме того, Алконост символизирует мудрость, ведь его голос был способен передавать важные знания и предостережения. Несмотря на прошедшие века, миф об Алконосте сохраняет свою значимость, подчеркивая важность критического мышления и осторожности во взаимодействии с окружающим миром [1].
Таким образом, в контексте исследования русского народного костюма и его элементов, образ Алконоста может быть использован как метафора для обозначения глубоких культурных и символических пластов, которые заключены в традиционных нарядах. Каждый элемент костюма, как и сам Алконост, несет в себе множество значений и ассоциаций, которые формировались на протяжении веков.
Корона, созданная по мотивам образа Алконоста (рисунок 6), представляет собой резной составной венец с дополнительными украшениями в виде солнца и лепестков. Помимо этого, венец украшают три пары крыльев. В образе Алконоста, мифической птицы, встречающейся в русских сказаниях и фольклоре, венец занимает значимую символическую позицию.
Рисунок 5. Древнеславянское существо Алконост
Венец олицетворяет божественное происхождение и связь с высшими силами. Кроме того, он может ассоциироваться с царственной властью, величием и духовным светом. Это подчеркивает статус Алконоста как священной сущности, наделенной магическими способностями и служащей связующим звеном между миром людей и миром богов. Крылья, в свою очередь, играют центральную роль, акцентируя связь Алконоста с небом и высшими сферами. Они символизируют свободу, легкость и способность преодолевать границы между материальным и духовным мирами. Также крылья указывают на божественное происхождение этой мифологической птицы, так как традиционно ассоциируются с ангелами и другими небесными существами. В русской культуре крылья часто становятся символом возвышения, духовного полета и стремления к совершенству.
Проектируемые костюмы являются своеобразной интерпретацией, творческой переработкой образов, в определенной мере стилем «фэнтези», воплощенном в материале. Вероятно, выбор таких образов не случаен, он соотносится в целом с интересом молодежи к славянскому «фэнтези» в литературе (серии «Волкодав», «Братья» Марии Семeновой, романы Елизаветы Дворецкой и другие) и в компьютерных играх (видеоигра «Князь: Легенды Лесной страны»), в праздновании славянских праздников (Масленица, Купала), в возрождении интереса к традиционным ремеслам и многое другое. По словам томского историка Дмитрия Конькова, интерес к славянскому «фэнтези» объясняется, с одной стороны, магистральной общественной потребностью в выстраивании российской идентичности, и, с другой стороны, популярностью самого жанра.
Рисунок 6. Корона, созданная для театрального костюма, разработанного по прообразу славянской мифической птицы Алконост
Студенты обращаются к славянскому «фэнтези» не как целостному явлению, а к его отдельным, резонансным его частям. Использование образов славянских божеств и других фольклорных героев позволяет придать значимости продукту через аллюзии к знакомым с детства сказкам [10].
Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что студенческий театр Костюма может стать одним из средств популяризации и трансляции культурных традиций в молодежной среде, будет способствовать развитию интереса к истории и национальной культуре. Ведь русский народный костюм как неотъемлемая ее часть сохраняется в музейных пространствах, пополняется новыми экспонатами, продолжает свою жизнь в театральных постановках, кинофильмах и мультфильмах, созданных по мотивам народного фольклора, сказок и былин. Знание истории, фольклора, традиций своего народа дает возможность человеку существовать как полноценная личность с активным гражданским положением в жизни [8].
Литература
1. Алконост. – Электронный ресурс. – URL: https://wiki-sibiriada.ru (дата обращения: 23.10.2024).
2. Гридина В. В., Петинова Т. М. Национальная идентичность молодежи как фактор сохранения культурных традиций в условиях многонационального общества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2019. № 1 (234). – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-identichnost-molodezhi-kak-faktor-sohraneniya-kulturnyh-traditsiy-v-usloviyah-mnogonatsionalnogo-obschestva (дата обращения: 14.11.2024).
3. Духовно-нравственные ценности – основа Российской государственности. – Электронный ресурс. – URL: https://www.chuvsu.ru/news/duhovno-nravstvennye-czennosti-osnova-rossijskoj-gosudarstvennosti/ (дата обращения: 20.10.2024).
4. Занегина А. Б., Левенцева Е. Н., Смоленская В. К. Традиционный народный костюм как символ национального самосознания // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация. Материалы VIII Международной научной конференции. – Москва, МХПИ. 2024. – с. 858-864.
5. Козелько В. Н. Национальная культура: сущность, структура, компоненты // Новые технологии. – 2008. – Вып. 5. – Электронный ресурс. – URL: http://newtech.mkgtu. ru/ (дата обращения: 20.10.2024).
6. Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX в. М.: Наука, 1984. – 216 с.
7. Райкина Е. Н. Мифология древних славян // Сборник научных трудов КубГУ. – 2016. – С. 1-43.
8. Смахтина Н. И. Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания // Научный вестник Крыма 5(5) 2016. – с.16 ISSN: 2499-9911.
9. Сценический костюм – зачем нужен, и почему важен для постановки. – Электронный ресурс. – URL: https://gagauz-teatr.com/index.php/mir-teatra/212-stsenicheskij-kostyum-zachem-nuzhen-i-pochemu-vazhen-dlya-postanovki (дата обращения: 23.10.2024).
10. Тарасов А. Томский историк Коньков объяснил интерес к славянскому фэнтези положительным отношением к отечественной политике. – Электронный ресурс. – URL: https://tomsk.mk.ru/social/2024/11/14/tomskiy-istorprokommentiroval-interes-gorozhan-k-slavyanskomu-fentezi (дата обращения: 23.10.2024).
11. Штанько И. В. Ресурсы педагогики искусства в создании культурно-творческой среды современной организации дополнительного образования детей. – Электронный ресурс. – URL: https://npk.asou-mo.ru/images (дата обращения: 23.10.2024).
Количество просмотров: 71 |
Добавить комментарий