Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы

 

Тиханова Анастасия Сергеевна,

учитель русского языка и литературы, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 7», Новосибирск, Российская Федерация

Anastasia S. Tikhanova,

teacher of russian language and literature, municipal budgetary general education institution of Novosibirsk «Secondary comprehensive school No. 7», Novosibirsk, Russian Federation

 

Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы

Creating a comic to work with text in a literature lesson

В данной статье описано использование комикса на уроках литературы в качестве способа работы с изучаемым текстом. Предложена идея для урока по античной литературе. Представлены и отрефлексированы результаты творческой работы обучающихся.

Ключевые слова: комикс, литература, самостоятельная работа, античная литература, урок, мотивация, креативная работа, методика, обучение литературе, поколение «Альфа».

This article substantiates the use of comics in literature lessons. An idea for a lesson on ancient literature is proposed. The results of students' creative work are presented and reflected upon.

Keywords: comics, literature, independent work, ancient literature, lesson, motivation, creative work, methodology, teaching literature, generation «A».

 

Быть учителем в современном мире – задача, требующая трудолюбия, терпения, постоянного обновления компетенций. Необходимо не только достичь совершенства в предмете, постоянно пополнять свой запас знаний, но и искать уникальные подходы к сменяющимся поколениям. Только педагогическое сообщество обозначило и подробно изучило методы работы с детьми поколения «Z» (конец 1990-х начало 2010-х), как на смену им приходит поколение «Альфа» (с 2010 года). Новое поколение детей требует уже не мультимодальности в обучении, а виртуальности, они более самостоятельны в получении знаний, отчего сами управляют своим познанием, способны производить более сложные креативные проекты, чем просто поделки и рисунки. Безусловно, с точки зрения дисциплины с этими учениками сложнее работать из-за их сниженной мотивации, излишней самоуверенности, стремления к свободе слова и зачатков критического мышления. «Альфы» не понимают, зачем использовать традиционные инструменты, когда есть цифровые технологии, способные быстрее справиться с задачей [2].

Вместе с тем отмечается общая тенденция образования: увеличивается время, сложность и разнообразие тем, форм деятельности [6]. Проблема обостряется, когда дело касается гуманитарных дисциплин: изучение сложных текстов разных стилей фрустрирует ребенка, ему намного проще и понятнее знакомиться с небольшими и лаконичными отрывками. [6].

Учителю необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы заинтересовать и замотивировать учащихся. Для того чтобы сократить технологическую дистанцию между участниками процесса, необходимо использовать актуальные темы, культурные феномены, которые вызывают эмоциональный отклик. Одним из таких инструментов можно назвать комикс. Важно при этом правильно выстроить отношение к происходящему: комикс на уроке используется и как увлекательная игра, и как практический инструмент для получения и усвоения знаний [2]. Именно в такой вариации комикс начинает служить образовательным целям.

Работа с комиксами на уроках литературы содержит в себе большой потенциал, хотя очень мало работ филологов посвящено этой теме. Начнем с того, что комикс – это синтетический или креализованный текст. Он характеризуется сочетанием «вербальных и невербальных изобразительных средств передачи информации, которые образуют текст смешанного типа» [6]. То есть, как отмечает в своей статье Лукиных Ю. В.: «Комикс – это особый жанр художественной литературы, где содержание представлено в последовательности иллюстраций, содержащих при этом, помимо изображений, вербальное произведение, передающее диалогичное взаимодействие героев. Единство графики и текста персонажей образует при этом единство сюжетной линии». В рамках образовательного процесса комикс формирует ряд положительных навыков: облегчает восприятие большого потока информации, приводит к лучшему запоминанию материала, увеличивает количественные и качественные показатели обучения, вызывает эмоциональный отклик, упрощает понимание текста [4].

Комикс представляет информацию в форме сложной структуры и одновременно с этим соответствуют одному из ведущих принципов обучения – наглядности. К подобным инструментам «занимательной наглядности» Урядова А. В. и Страхова Н. В. относят карикатуры, коллажи, мемы, логические картинки. По мнению исследователей, эти методы зрительно воздействуют на обучающихся, вызывают глубокий эмоциональный отклик [5].

Именно наглядности не хватает ученикам при изучении текстов культур, отдаленных от нас во времени и пространстве. Кроме того, в изучении античных произведений сложностей еще больше, потому что ученикам затруднительно освоить тексты не только из-за их объема, но и из-за особенностей языка, устаревших слов, историзмов. Произведения пронизаны мифологическими образами и отсылками к культуре Древней Грециии. Отдельная сложность – освоить поэму, написанную гекзаметром. На освоение подобных тем выделяется 1–2 урока, тем самым подразумевается, что изучение будет обзорным. Как раз для таких случаев комикс становится оптимальным решением, об этом упоминают и другие исследователи [4].

Приведем пример использования работы по созданию комикса на уроке. Занятие, о котором пойдет речь далее, было посвящено отрывку из поэмы Гомера «Одиссея». На первом этапе урока обучающиеся читали фрагмент из поэмы, проводили словарную работу. После чего знакомились со структурными элементами будущего комикса: сценарием, панелями с действиями, воздушными шарами для слов и мыслей (филактерами), квадратными блоками для слов автора [4, 6]. Далее под руководством учителя ученики разобрали эпизод на кадры, составили сюжетный план. Для наглядности познакомились с фотографиями разворотов комикса Мигеля Лалора Омбириб «Одиссей» 2019 года.

На втором этапе школьники разбились на группы и начали процесс создания комикса. Они вырезали подходящие фрагменты, расположили в нужном порядке, определили, какие цитаты, реплики будут занесены в филактеры. Для задания были заготовлены пакеты материалов, которые содержали в себе распечатку цифровых изображений, фрагментов картин, кадров из мультфильмов и фильмов. Картинок было много, они были разными по стилистике, чтобы у школьников был выбор.

Работа была групповой, школьники распределили роли, спорили, пытались договориться, порой индивидуализм мешал коллективному результату.

На третьем этапе группы представляли свои комиксы. Всем классом анализировали полученные результаты, сравнивали итог и первоначальную задачу, анализировали подбор изображений и лексику, расположение кадров, их логичность, связность [5]. Затем пересказывали фрагмент поэмы, опираясь на созданный комикс. Пример комикса, созданного на уроке, представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Комикс, созданный учениками на уроке

Говоря о результатах такой работы, важно сделать несколько замечаний:

  1. У 5 из 6 групп получилось создать проекты, соответствующие заданным критериям.
  2. У 4 из 6 групп получилось творчески переосмыслить реплики, а не переписать исходные варианты.
  3. Школьники были эмоционально вовлечены в процесс: фотографировали результат, помещали оставшиеся кадры под чехол своих смартфонов.
  4. Комиксы были помещены на доску в классе, по прошествии времени ребята вспоминали о них, интересовались подобной формой работы в будущем.
  5. Ребята запомнили и могли пересказать сюжет фрагмента, характеристики героев. Во время последующих уроков ссылались на пройденный фрагмент.

Таким образом, создание комикса как метод работы с текстом на уроке оказалось очень эффективным: обучающиеся обзорно познакомились с произведением, заинтересовались темой, у них сформировалась эмоциональная реакция.

Данный урок прошел успешно, хотя безусловно, оценить личностные результаты в формате групповой работы невозможно. Согласно принципу постепенного усложнения материала, для начала была выбрана групповая деятельность. Именно поэтому были использовались уже готовые шаблоны – так ученикам проще справиться с задачей, уходит страх неудачи.

Планируется, что в дальнейшем создание комикса по тексту станет индивидуальной домашней работой уже с использованием цифровой онлайн-платформы https://www.storyboardthat.com/ или ей подобных онлайн-конструкторов. С помощью специализированных электронных средств визуализации процесс создания комиксов становится менее трудозатратным, что важно в условиях растущей нагрузки учащихся.

Можно увеличить и масштаб задачи, к примеру, взять объемный материал, например, «Тома Сойера» М. Твена и разделить его на главы, эпизоды. Каждый ученик создаст комикс по своему фрагменту, а потом можно будет их объединить в один большой комикс. Согласно этой логике, с возрастом школьников должен усложняться и сюжет, поднимаемые в нарративе проблемы, и, безусловно, технические характеристики итогового результата.

В заключение следует подчеркнуть необходимость обсуждения вопроса об актуальности применения комиксов в образовательном процессе. Несмотря на то, что некоторые исследователи фиксируют наличие сопротивления в педагогической среде к использованию комиксов, связанное с недооценкой их потенциала и мнением о неприменимости данного формата [3, 5], мы считаем подобные опасения необоснованными. Обучение школьников работе с комиксами и другими формами креолизованного текста способно стимулировать интерес к литературе и впоследствии способствовать чтению произведений с более сложной структурой. Основная задача учителя заключается в демонстрации многообразия возможных подходов, обучении современным методам и отказе от избегания инновационных и привлекательных для учащихся форматов. Ключевым аспектом остается поддержание баланса между традиционными и новыми творческими методами.

 

Литература

  1. Данилова Лариса Николаевна ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС ПОКОЛЕНИЯ АЛЬФА // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2023. –  №1 (45). – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-zapros-pokoleniya-alfa  (дата обращения: 01.12.2024).
  2. Донина Ирина Александровна, Шустров Андрей Сергеевич ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМИКСОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ // Педагогический вестник. – 2019. – №7. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-potentsial-komiksov-istoricheskiy-kontekst  (дата обращения: 29.11.2024).
  3. Лукиных Ю. В. ФЕНОМЕН КОМИКСА В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА // Russian Linguistic Bulletin. – 2022. – №4 (32). – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-komiksa-v-kontekste-obrazovatelnogo-prostranstva  (дата обращения: 04.12.2024).
  4. Нидерман И. А. Комикс как средство наглядности / И. А. Нидерман, Г. С. Купалов // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2021. – № 3 (53). – Электронный ресурс.  – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komiks-kaksredstvo-naglyadnosti  (дата обращения: 23.11.2024).
  5. Урядова А. В., Страхова Н. В. Дидактические основы новой наглядности: использование комиксов на уроках истории в школе // Ярославский педагогический вестник. – 2024. – №2 (137). – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-osnovy-novoy-naglyadnosti-ispolzovanie-komiksov-na-urokah-istorii-v-shkole  (дата обращения: 04.12.2024).
  6. Шибкова Дарья Захаровна, Пяткова Ольга Борисовна ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМИКС КАК СРЕДСТВО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НОВОГО ЗНАНИЯ // Педагогическое образование в России. – 2021. –  №3. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-komiks-kak-sredstvo-mediaobrazovaniya-dlya-vospriyatiya-obuchayuschimisya-novogo-znaniya  (дата обращения: 30.11.2024).
Количество просмотров: 21  

Добавить комментарий

Target Image
1. Развивающая предметно-пространственная среда: ключ к пробуждению интереса к культурному наследию в дошкольном возрасте
2. Роль театра теней в процессе развития воображения как одного из компонентов творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
3. Социокультурная адаптация и интеграция воспитанников ДОО из семей мигрантов
4. Развитие просодической стороны речи у дошкольников с ЗПР посредством музыкотерапии
5. Практическое применение таксономии Блума в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
6. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре
7. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста
8. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл»
9. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
10. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ
11. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания
12. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми
13. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах
14. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников
15. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития
16. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира
17. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности
18. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы
19. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации
20. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования

Страницы

1. Роль краеведения в духовно-нравственном развитии личности на примере сайта «Библиотека сибирского краеведения» № 32 (4), декабрь 2024
2. Школьные средства массовой информации как ресурс формирования медиакомпетентности школьников № 32 (4), декабрь 2024
3. Эффективные системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников № 32 (4), декабрь 2024
4. Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения № 32 (4), декабрь 2024
5. Включение проектной деятельности в коррекционно-развивающую работу как фактор развития социальной компетентности детей с общим недоразвитием речи № 32 (4), декабрь 2024
6. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования № 32 (4), декабрь 2024
7. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации № 32 (4), декабрь 2024
8. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы № 32 (4), декабрь 2024
9. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности № 32 (4), декабрь 2024
10. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира № 32 (4), декабрь 2024
11. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития № 32 (4), декабрь 2024
12. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников № 32 (4), декабрь 2024
13. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах № 32 (4), декабрь 2024
14. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми № 32 (4), декабрь 2024
15. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания № 32 (4), декабрь 2024
16. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ № 32 (4), декабрь 2024
17. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности № 32 (4), декабрь 2024
18. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл» № 32 (4), декабрь 2024
19. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста № 32 (4), декабрь 2024
20. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре № 32 (4), декабрь 2024

Страницы