Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников

 

Шахматова Анна Борисовна,

учитель математики и информатики, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей № 113», Новосибирск, Российская Федерация

Anna B. Shakhmatova,

teacher of mathematics and computer science, municipal budgetary  educational institution of the city of Novosibirsk «Lyceum No. 113», Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Гулец Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей № 113», Новосибирск, Российская Федерация

Irina V. Gulets,

teacher of russian language and literature, municipal budgetary educational institution of the city of Novosibirsk «Lyceum No. 113», Novosibirsk, Russian Federation

 

Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников

Interdisciplinary collaboration as an innovative tool for developing functional literacy in schoolchildren

В статье рассматривается вопрос развития функциональной грамотности школьников посредством проведения недель межпредметной коллаборации, представлен алгоритм проведения недель в учебном процессе.

Ключевые слова: межпредметность, функциональная грамотность, учебный процесс.

The article examines the issue of developing functional literacy of schoolchildren through conducting weeks of interdisciplinary collaboration, and presents an algorithm for conducting weeks in the educational process.

Keywords: interdisciplinary, functional literacy, educational process.

 

Формирование функциональной грамотности у современных школьников – один из глобальных трендов современного образования, отражающий идею эффективной интеграции личности в общество.

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [4].

Переориентация системы российского образования на развитие функциональной грамотности обучающихся закреплена в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте ООО 2021 года.

Такая переориентация проявляется в следующих аспектах:

  • изменение образовательной парадигмы – компетентностный подход;
  • характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса – сотрудничество, деятельностный подход;
  • доминирующий компонент организации образовательного процесса – практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельности, основанные на творчестве обучающихся, проявлении самостоятельности и активности;
  • содержание обучения – комплексное (междисциплинарное) изучение проблем, включая жизненные ситуации (рисунок 1).

Рисунок 1. Пирамида ключевых аспектов глобального тренда современного российского образования

 

Наличие в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования предметных областей и постановка акцента на требование использования дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов обучающихся, является действительным подтверждением востребованности межпредметной коллаборации в настоящем. Очевидно, что межпредметность как часть процесса интеграции содержит в себе еще не до конца раскрытый и использованный потенциал для школы, особенно возможности формирования ценностных ориентиров и социально-значимых установок школьников, развития их самостоятельности и творчества средствами межпредметной коллаборации. Межпредметная коллаборация нашла новый интерес у исследователей и как способ, позволяющей интегрировать содержательные аспекты образования и формирования у учеников интегрального мировосприятия, интегрального мышления.

Межпредметную коллаборацию следует рассматривать как дидактическое условие повышения качества образования, так как она ориентирует на создание целостной картины мира в сознании учащихся, помогает приблизить содержание образования к реальной жизни.

Достоинством межпредметной коллаборации является и тот факт, что она выступает средством формирования интеллектуальных и практико-ориентированных умений и навыков, оптимизирующих процесс обучения.

При реализации идеи межпредметной коллаборации решается проблема несогласованности содержательной части учебных программ по отдельным предметам, у обучающихся формируется понимание о целостной картине окружающего мира, создаются условия для исследовательской и проектной деятельности, а значит, у них развивается функциональная грамотность.

Алгоритм организации и проведения недель межпредметной коллаборации с целью развития функциональной грамотности содержит следующие этапы:

1. Создание творческой группы педагогов для участия в межпредметной коллаборации, выбор ученической параллели или класса. Проводится примерно за 2–3 учебные недели до момента проведения.

2. При изучении расписания, а точнее, поурочного планирования уроков на выбранную неделю осуществляется выбор основополагающего понятия и темы, объединяющих все предметы недели. Работу творческой группы педагогов целесообразно организовать в формате мозгового штурма с применением информационных технологий по созданию облака слов, терминов, понятий, проблемных вопросов.

3. В процессе мозгового штурма участниками творческой группы выявляются межпредметные связи в изучении выбранной темы или понятия с постепенным переходом от знания и понимания к применению, анализу, синтезу и оценке, подбираются идеи проведения учебных занятий в соответствии с выбранной темой (содержание заданий, методы, инструменты и т. д.), выстраивается хронологическая последовательность проведения учебных занятий.

4. Далее учителя-предметники подбирают соответствующий учебный материал, исходя из того, какое место и практическое значение межпредметной коллаборации имеет конкретный предмет. В разрабатываемые занятия вплетаются те или иные предметные задачи, предметное содержание, связанное с ключевым межпредметным понятием, раскрывающим его в конкретном предмете, конкретной сфере деятельности. Каждое занятие должно открыть для обучающихся некоторое свойство или свойства межпредметного понятия, проявляемое в данной предметной области. Поэтому учителя-предметники должны наполнить занятия понятным для обучающихся содержанием. Параллельно с разработкой содержания занятий составляется дорожная карта, в которой обучающиеся будут фиксировать знания и проектные навыки, полученные на уроках.

5. В ходе посещения занятий в соответствии с выявленными межпредметными связями и выполнения заданий на применение полученных знаний на практике обучающиеся с учетом собственной учебной мотивации и познавательного интереса выбирают предметную область для работы над проектом по ключевой теме и основополагающему понятию недели межпредметной коллаборации. В соответствии с тематикой, формой проведения и количеством включенных учебных предметов в межпредметную коллаборацию обучающиеся при содействии классного руководителя объединяются в группы по 2–5 человек. Такое распределение позволят использовать групповую форму обучения, при которой каждый ученик, выполняя определенную роль, становится активным участником проектной деятельности. При таком подходе постановка проблемы, формулировка темы, целей и задач проекта не вызывает особых затруднений у школьников. На каждом учебном предмете рассматривается общая тематика межпредметной коллаборации (например, по информатике, физике, математике, истории, литературе, русскому языку, географии, физической культуре и технологии рассматривается общая тема – «Симметрия», «Соль земли», «Железо», «Притяжение» и т. п.). Желательно, чтобы занятия велись не в форме традиционных монологичных уроков, а в форме творческой деятельности по поиску информации, соответствующей и позволяющей приближаться к решению поставленной в рамках темы учебного предмета проблемы.

6. В завершении недели межпредметной коллаборации проводится публичная защита проектных продуктов (коллажей, интеллект-карт, заметок исследователя, банка гипотез и др.), в которых обучающиеся отражают метапредметные результаты всей межпредметной коллаборации, свое системное понимание изученного с разных сторон понятия.

7. Рефлексивный этап межпредметной коллаборации предназначен для оценки, анализа достигнутых результатов. Именно на этом этапе окончательно формируется из отдельных структурных элементов учебного содержания общая интегративная картина, происходит обобщение знаний и навыков, полученных в процессе погружения, в общую конструкцию. Специально выстроенное пространство рефлексии позволяет участникам обнаруживать собственные успехи и дефициты, учит ставить задачи для собственного продвижения, находить или создавать ресурсы для этого.

Проведение недель межпредметной коллаборации позволяет решить следующие проблемы:

  1. Преодоление предметной разрозненности общих для многих наук понятий, методов и способов исследовательской и проектной деятельности, повышение уровня сформированности у обучающихся самостоятельного интегративного мышления и проектных навыков.
  2. Практическое воплощение изучаемого в школе материала в решении жизненных задач, выстраивание связи учебного материала с жизнью.
  3. Повышение уровня сформированности у обучающихся самостоятельного интегративного мышления и функциональной грамотности.
  4. Выстраивание учителями-предметниками межпредметных связей и согласованных подходов к изучаемому объекту, расширение профессионального взгляда учителя на преподаваемый предмет.

Межпредметная коллаборация представляет собой мощный инструмент для развития функциональной грамотности школьников. Она способствует формированию всесторонне развитой личности, способной эффективно решать проблемы и адаптироваться к изменениям в современном мире. Внедрение этого подхода в образовательные программы может существенно повысить качество образования и подготовить выпускников к успешному будущему.

 

Литература

 

  1. Алексеева Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-2. – С. 10-15. Жарковская Т. Г., Синельников И. Ю. Интегративный подход как способ междисциплинарного взаимодействия //Педагогика. – 2018. – № 8. С. – 91-95.
  2. Баляйкина В. М., Маскаева Т. А. Общее представление о принципе межпредметности в обучении школьников // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях (биология, география и химия): материалы VI Всероссийской студенческой науч.-практ. конф. (Саранск, 29 марта, 2019 г.). / редкол: Н. А. Дуденкова (отв. ред.), В. В. Панькина. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т., 2019. – С. 37-39.
  3. Игнатьева Е. Ю. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе / Е. Ю. Игнатьева, С. В. Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2020. – № 1 (94). – С. 162-172.
  4. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. – С. 35.
  5. Проектная деятельность школьников. Как успешно представить свой проект и победить в конкурсе: Учебно-методическое пособие / С. А. Ганат, А. П. Денисов, И. Ю. Жильцова, Е. В. Масловская. М.: НИЯУ МИФИ, 2023. – 100 с.
Количество просмотров: 69  

Добавить комментарий

Target Image
1. Развивающая предметно-пространственная среда: ключ к пробуждению интереса к культурному наследию в дошкольном возрасте
2. Роль театра теней в процессе развития воображения как одного из компонентов творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
3. Социокультурная адаптация и интеграция воспитанников ДОО из семей мигрантов
4. Развитие просодической стороны речи у дошкольников с ЗПР посредством музыкотерапии
5. Практическое применение таксономии Блума в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
6. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре
7. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста
8. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл»
9. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
10. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ
11. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания
12. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми
13. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах
14. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников
15. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития
16. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира
17. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности
18. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы
19. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации
20. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования

Страницы

1. Роль краеведения в духовно-нравственном развитии личности на примере сайта «Библиотека сибирского краеведения» № 32 (4), декабрь 2024
2. Школьные средства массовой информации как ресурс формирования медиакомпетентности школьников № 32 (4), декабрь 2024
3. Эффективные системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников № 32 (4), декабрь 2024
4. Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения № 32 (4), декабрь 2024
5. Включение проектной деятельности в коррекционно-развивающую работу как фактор развития социальной компетентности детей с общим недоразвитием речи № 32 (4), декабрь 2024
6. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования № 32 (4), декабрь 2024
7. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации № 32 (4), декабрь 2024
8. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы № 32 (4), декабрь 2024
9. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности № 32 (4), декабрь 2024
10. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира № 32 (4), декабрь 2024
11. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития № 32 (4), декабрь 2024
12. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников № 32 (4), декабрь 2024
13. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах № 32 (4), декабрь 2024
14. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми № 32 (4), декабрь 2024
15. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания № 32 (4), декабрь 2024
16. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ № 32 (4), декабрь 2024
17. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности № 32 (4), декабрь 2024
18. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл» № 32 (4), декабрь 2024
19. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста № 32 (4), декабрь 2024
20. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре № 32 (4), декабрь 2024

Страницы