УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Резник Татьяна Викторовна,

старший методист МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Tatyana V. Reznik,

senior methodologist of MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

MANAGING THE INCLUSION PROCESS CHILDREN WITH DISABILITIES INTO EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация: Статья посвящена общим принципам и подходам управления процессом инклюзии на этапах создания инклюзивной образовательной среды в образовательной организации, в которой все участники образовательного процесса проявляют готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации.

Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированная образовательная программа, инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда.

Abstract: The article is devoted to the general principles and approaches to managing the process of inclusion at the stages of creating an inclusive educational environment in an educational organization, in which all participants in the educational process show a willingness to adapt to the individual needs of various categories of children through structural, functional, content and technological modernization.

Key words: students with disabilities, adapted educational program, inclusion, inclusive education, inclusive educational environment.

 

Образовательная политика Российской Федерации направлена на организацию среды, удобной для общего образования всех категорий граждан и создания всех необходимых условий. Организация инклюзивного образования - сложный и трудоемкий процесс, требующий привлечения ряда технических, финансовых и трудовых ресурсов, разработки новых технологий и методов обучения [3].

Инклюзия (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. Include – заключаю, включаю), или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах [7].

«Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в образовательной среде общеобразовательных организаций. В основу инклюзивного образования положена идея, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает условия для детей, имеющих особые образовательные потребности [5].

Современная школа является одним их важнейших социальных институтов, осуществляющих социальную и правовую защиту человека, обеспечивающих активное развитие личности, способной к позитивной саморегуляции. Наиболее важным здесь является следующее обстоятельство: готовность школы меняться, искать не столько внешние, сколько внутренние резервные возможности, которые, актуализируясь в определенных условиях, способны обеспечить достижение поставленных целей. Качественные изменения самой школы, необходимые для создания эффективных условий включенности каждого ребенка в образовательный процесс, требуют структурирования, оценки и совместного проектирования инклюзивной образовательной cреды [3].

Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития в условиях отдельной организации [5].

Развитие и изменения, которые происходят сегодня в системе российского образования, связанные с внедрением инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [6].

 В современных условиях дети с ОВЗ могут получить образование и адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками в общеобразовательной школе по месту жительства, где для данной категории обучающихся создаются специальные условия и осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.

1. Принципы и подходы инклюзивного образования

При включении детей с ОВЗ в  общеобразовательное пространство школы необходимым условием является принятие управленческого решения руководителя образовательной организации о создании инклюзивной образовательной среды, в которой все участники образовательного процесса проявляют готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения, основанной на следующих принципах инклюзивного образования [2]:

· по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения: баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения, адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;

· по отношению к сверстникам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса - триединство ориентиров: на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);

· по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса: принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;

· по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ: адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;

· по отношению к системе образования города в целом: оптимизация ресурсов городской системы образования (материально-технических, нормативно-методических, финансово-экономических, организационных) по созданию базовых общеобразовательных учреждений для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ вблизи места жительства; поддержка инноваций в инклюзивном образовании; повышение психолого-педагогической культуры педагогического сообщества и общественности.

В современной методологии реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях основывается на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах [1]:

· индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

· социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

· психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

· психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

· индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

· портфолио обучающегося с ОВЗ;

· компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

· повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

· рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами и ФАОП;

· тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ (на основании рекомендаций ПМПК) в процессе обучения;

· сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

· ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

2. Нормативное обеспечение организации процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья

Основные требования к организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья определены в статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 ФЗ № 273 (далее - ФЗ № 273) [6]:

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В статье 12. ФЗ № 273 установлены требования к образовательным программам, в том числе для обучающихся с ОВЗ: 6.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами.

Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ. (Часть 6.1 введена Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ [6]).

Перечень ФГОС и ФООП представлен ниже.

ФГОС:

- Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010. № 1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования» в редакции от 11.12. 2020 г. №712.

- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции от 08.11.2022 № 955.

- Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.12. № 413 «Об утверждении федерального образовательного стандарта среднего общего образования» в редакции от 12.08. 2022 г. N 732.

ФООП: 

- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

- Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (ФАОП для обучающихся с ОВЗ на уровне среднего общего образования не предусмотрено, Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 N АБ-3569/07).

Согласно статье 41 ФЗ № 273 организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

  1. наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;
  2. проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
  3. соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

В соответствии с требованиями статьи 13 ФЗ № 273, приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 № 115 утверждён Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. В разделе III данного документа конкретизируются особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ; также приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 утверждён Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, который регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ.

Примерный перечень локальных нормативных актов образовательной организации, в которых в соответствии с действующим законодательством должны быть учтены особенности организации образовательной деятельности в условиях инклюзивной среды:

  • Правила приема обучающихся в ОО по основным образовательным программам.
  • Правила приема обучающихся на обучение по дополнительным образовательным программам в ОО.
  • Правила/Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления, восстановления обучающихся ОО.
  • Положение об индивидуальном учебном плане ОО.
  • Правила внутреннего распорядка обучающихся в ОО.
  • Правила внутреннего трудового распорядка в ОО.
  • Положение о внутренней системе оценки качества образования в ОО.
  • Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в ОО.
  • Порядок зачета ОО результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

3. Проектирование инклюзивной образовательной среды в образовательной организации

Инклюзивная образовательная среда будет соответствовать критериям качества и доступности при обеспечении условий для индивидуального развития всех обучающихся. Эти условия каждая образовательная организация в состоянии создать и обеспечить получение качественного образования для всех учащихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ. В настоящее время ФГБУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» разработал методические рекомендации по созданию инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях.

Специалистами Института проблем инклюзивного образования для создания и обеспечения в образовательной организации специальных условий образования лиц с ОВЗ рекомендуются следующие этапы проектирования инклюзивной образовательной среды (далее - ИОС) [4]:

1. Подготовительный этап

1.1. Администрация ОО обсуждает с педагогическим коллективом необходимость создания ИОС, оценивает ресурсы и дефициты, существующие в ОО.

1.2. Формируется междисциплинарная команда специалистов ОО, поддерживающих идеи инклюзии, заинтересованных в реализации этих идей в своей профессиональной деятельности.

1.3. Сотрудники ОО проходят обучение (курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию, включаются в систему повышения профессиональной компетентности: педагогические мастерские, студии, обучающие семинары и т.д.).

1.4. Организуются просвещение и подготовка родительского и детского коллективов: родительские собрания, консультации, тренинги для родителей, учащихся.

1.5. Устанавливается сотрудничество с учреждениями, имеющими опыт инклюзивном образовании, общественными организациями и другими социальными партнерами.

1.6.  Разрабатываются необходимые локальные акты.

2. Этап моделирования и проектирования ИОС

2.1. Проводятся анализ документации ПМПК, мониторинг образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ/детей-инвалидов и образовательных запросов родителей.

2.2. Проводится анализ ресурсов ОО для удовлетворения заявленных и рекомендуемых образовательных условий. Осуществляется поиск дополнительных ресурсов как в самом образовательном учреждении, так и вне его.

2.3. Анализируется кадровый состав, при необходимости в штат принимаются специалисты психолого-педагогического сопровождения (психолог, дефектолог, логопед, тьюторы, ассистенты).

2.4. Ведется работа по профессиональному объединению педагогов: тренинги командного взаимодействия, методические объединения, консилиумы.

2.5. Организация работы психолого-педагогического консилиума (далее - ППк), в содержание деятельности ППк и всего педагогического коллектива вводятся задачи/актуальные задачи по разработке и реализации АООП, в том числе коррекционно-развивающих занятий и индивидуальных образовательных маршрутов (далее - ИОМ), осуществляется адаптация методов и форм обучения, подбор нужных учебников и пособий. Специалисты ОО (психолог, социальный педагог и др.) ведут консультирование родителей.

2.6. Заключаются соглашения о сотрудничестве с ресурсными Центрами, находящимся в непосредственной территориальной близости от ОО, заключаются сетевые договоры по реализации АООП.

2.7. Ведется внеурочная и воспитательная работа с обучающимися с ОВЗ и родителями по формированию отношений сотрудничества, взаимопомощи (тренинги, воспитательные мероприятия и др.)

2.8. Осуществляется подготовка предметно-пространственной среды: установка дополнительных приспособлений для детей с ОВЗ (оборудование пандусов, лифтов, туалетов, игровых зон, кабинетов специалистов, дидактического материала и т.д.).

3. Этап функционирования и устойчивого развития ИОС

3.1. Администрация ОО поддерживает инклюзивную культуру, заботится о наглядной информации и способах обратной связи с обучающимися и родителями, принимает решения о мотивировании и поддержке педагогов.

3.2. На плановой основе осуществляется мониторинг особых образовательных потребностей обучающихся и образовательных запросов родителей, анализ документации ПМПК.

3.3. Ведется активная работа по методическому сопровождению реализации АООП: разрабатываются и апробируются дидактические материалы, инновационные формы, методы, технологии работы педагогов; осуществляется мониторинг достижения планируемых результатов освоения АООП.

3.4. Системно работает команда специалистов психолого-педагогического сопровождения и ППк. Разработаны и используются технологии психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей.

3.5. Педагогический коллектив готов к работе с учетом разнообразия образовательных потребностей обучающихся, осуществляется профессиональный обмен успешными инклюзивными практиками в школьных и межшкольных методических объединениях, мероприятиях, организованных ресурсными центрами по развитию инклюзивного образования, по собственной инициативе повышают профессиональную компетентность).

3.6. Результаты деятельности и опыт работы ОО о созданных специальных условиях образования и развитии ИОС публикуется в печатных и интернет-изданиях и размещается на сайте школы.

3.7. Создана и развивается предметно-пространственная среда – установка дополнительных приспособлений для детей с ОВЗ (оборудование пандусов, лифтов, туалетов, игровых зон, кабинетов специалистов, дидактического материала и т.д.). Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья открыто предоставляется на сайте ОО в подразделе «Доступная среда».

 

Литература

  1. Левшунова Ж.А. Л 382 Инклюзивное образование: учеб. пособие / Ж.А. Левшунова, Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова.  — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017.  — 114 с.
  2. Методические рекомендации по планированию и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ с учетом его возможностей и потребностей в сохранении и укреплении здоровья (для тьюторов, сопровождающих детей с ОВЗ). — М., 2021. — Электронный ресурс. — URL: https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2022/08/Metodicheskie-rekomendacii-po-planirovaniju-i-realizacii-individualnogo-obrazovatelnogo-martshruta-rebenka-s-OVZ-dlya-tjutorov-1.pdf (дата обращения 04.12.2023).
  3. Попова Д.В. Принципы, достоинства и недостатки современной системы инклюзивного образования / Д. В. Попова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 200-202.
  4. Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях: методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / под ред. С.В. Алехиной, Е.В. Самсоновой. –— М.: МГППУ, 2022. — 151 с.
  5. Формирование инклюзивной среды в образовательной организации. «Уроки доброты» – методика, технологии и реализация: метод. пособие / под ред. В.Д. Парубиной. — Казань: ИД «МеДДоК», 2018. — 160 с.
  6. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). — Электронный ресурс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения 04.12.2023).
  7. Что такое инклюзивное образование. Определение понятия. — Электронный ресурс. — URL: https://infourok.ru/vistuplenie-soc-pedagoga-na-pedagogicheskom-sovete-goda-chto-takoe-inklyuzivnoe-obrazovanie-opredelenie-ponyatiya-391676.html (дата обращения 04.12.2023).
Количество просмотров: 523  

Добавить комментарий

Target Image
1. Опыт работы МБОУ «Лицей № 136» города Новосибирска по реализации регионального проекта «Специализированные классы» №31/2024 Новосибирск
2. Опыт работы МБОУ «Лицей № 113» города Новосибирска по реализации предпрофильного и профильного обучения в рамках реализации регионального проекта «Специализированный класс» как формирование осознанной мотивации к выбору профессиональной деятельности №31/2024 Новосибирск
3. Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации: опыт работы стажировочной площадки «Среда – третий педагог» №31/2024 Новосибирск
4. Система сопровождения образовательных организаций города Новосибирска в вопросах повышения качества образования с учетом факторов риска и выявленных дефицитов №31/2024 Новосибирск
5. Взаимодействие педагогических работников общеобразовательного и дошкольного учреждения в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ №30/2024 Новосибирск
6. Модель «Школа – навигатор будущего» – среда возможностей и личностного развития учащихся в координатах XXI века №30/2024 Новосибирск
7. Полиэтническая школа – пространство для диалога №29/2024 Новосибирск
8. Эффективные методы и технологии в организации работы с педагогами как одно из условий повышения качества дошкольного образования №29/2024 Новосибирск
9. Молодежь и ее отношение к традиционной народной культуре №29/2024 Новосибирск
10. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА №28/2023 Новосибирск
11. ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
13. О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ШКОЛ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ №28/2023 Новосибирск
14. СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (опыт реализации кураторской методики в муниципалитете в работе со ШНОР) №28/2023 Новосибирск