СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (опыт реализации кураторской методики в муниципалитете в работе со ШНОР)

 

Абрамовская Елена Валерьевна,

старший методист МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Elena V. Abramovskaya,

senior methodologist of MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (опыт реализации кураторской методики в муниципалитете в работе со ШНОР)

SYSTEM OF METHODOLOGICAL SUPPORT FOR GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS OF THE CITY OF NOVOSIBIRSK IN MATTERS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION (experience in implementing curatorial methodology in the municipality in working with SHNOR)

Аннотация: В статье представлен опыт работы учреждений, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска, по реализации кураторской методики в работе со школами с низкими образовательными результатами, раскрыты основные направления работы кураторов со ШНОР, этапы взаимодействия и промежуточные итоги адресного методического сопровождения, перспективы дальнейшей работы по повышению качества образования.

Ключевые слова: кураторство, вертикальное и уровневое кураторство, адресная методическая помощь.

Abstract:  The article presents the experience of institutions subordinate to the Department of Education of the Novosibirsk City Hall in implementing curatorial methodology in working with schools with low educational results, reveals the main directions of work of curators with SHNOR, stages of interaction and intermediate results of targeted methodological support, prospects for further work to improve quality education.

Key words: supervision, vertical and level supervision, targeted methodological assistance.

 

За время реализации федеральных проектов, направленных на повышение качества образования, в том числе в школах с низкими образовательными результатами, в регионах Российской Федерации сложилась система работы по расширению возможностей получения качественного общего образования.

В рамках разработанной на основе региональных документов Концепции управления качеством образования города Новосибирска на период с 2022 по 2027 годы департаментом образования мэрии города Новосибирска был поставлен ряд задач по повышению качества образования [2].

Среди них следующие: продолжить работу по выявлению дефицитов рисковых школ; совершенствовать систему оказания адресной методической помощи школьным управленческим командам по предупреждению и преодолению учебной неуспешности в соответствии с внешними критериями оценивания образовательных результатов обучающихся.

Отметим, что опыт работы со школами, показывающими низкие образовательные результаты, накоплен во всех субъектах Российской Федерации и пути выхода из кризиса в основном схожи. В городе Новосибирске, крупной территории Новосибирской области, давно сложилась система муниципальной методической работы. Как часть системы образования она не может не претерпевать изменений и не развиваться в соответствии с вызовами времени.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Новосибирский Институт Современного Образования» (далее МАУ ДПО «НИСО») занимает лидирующие позиции в этом направлении.

В арсенале МАУ ДПО «НИСО» разнообразные формы методической работы. Это индивидуальные и групповые консультации административных работников школ; проведение семинаров-совещаний, практико-ориентированных семинаров по различным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности; диагностика профессиональных дефицитов педагогических работников, методические интенсивы; курсовая подготовка и переподготовка педагогических работников и руководящих кадров; выездные методические аудиты; организация и сопровождение профессиональных конкурсов педагогических работников и руководящих кадров.

В 2023 появились новые формы методической работы: выездные встречи административной команды МАУ ДПО «НИСО» с административными командами общеобразовательных организаций и еженедельный тематический «Методический час».

Одной из форм методического сопровождения школ с низкими образовательными результатами (далее – ШНОР) является кураторство. Такая форма призвана стать действенным инструментом адресной поддержки и стимулирования профессионального роста руководящих кадров и педагогических работников школ.

Основным критерием эффективности выбранного направления является улучшение образовательных результатов учащихся (отложенный результат), резильентность школ.

В соответствии с методикой, разработанной Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) по сопровождению ШНОР [1], департаментом образования мэрии города Новосибирска было принято решение о внедрении модели вертикального кураторства. На основании приказа департамента образования мэрии города Новосибирска от 06.03.2023 № 0233-од «О закреплении кураторов за муниципальными общеобразовательными организациями, подведомственными департаменту образования мэрии города Новосибирска, имеющими низкие образовательные результаты обучающихся в 2023 году» кураторами школ стали 11 методистов МАУ ДПО «НИСО».

Выборка учреждений была определена по результатам анализа динамики ШНОР за 3 года, в том числе в зависимости от уровня и динамики образовательных результатов – «базово неуспевающие», «умеренно неуспевающие», «сильно неуспевающие».  

Определены следующие направления кураторской модели сопровождения, реализуемой в муниципалитете:

- комплексная диагностика факторов, влияющих на качество образования в ОО, анализ исходного состояния педагогической системы учреждения;

- методическое сопровождение разработки в ОО плана мероприятий («дорожной карты») по повышению качества образования и переходу в эффективный режим функционирования;

- развитие системы методической поддержки административных команд ШНОР;

- формирование организационных и информационных ресурсов для реализации плана мероприятий («дорожной карты») по повышению качества образования и переходу ОО в эффективный режим функционирования;

- организация консультирования управленческих команд ШНОР по вопросам, связанным с повышением качества образования, реализацией конкретных мероприятий «дорожной карты», направленных на повышение качества образования и переходу ОО в эффективный режим функционирования;

- мониторинг хода реализации плана мероприятий («дорожной карты») по повышению качества образования и переходу ОО в эффективный режим функционирования и оценка результативности принимаемых мер.

Кураторство школ основано на принципах адресности и целевого характера, мобильности, ориентации на сотрудничество, мотивации, вовлечения в совместную деятельность, самоорганизации.

Формирование конкретного пакета мер (Плана мероприятий «дорожной карты») по выходу из кризисной ситуации осуществляется педагогическим коллективом школы во главе с директором. И, в первую очередь, работа куратора направлена на взаимодействие с директором ОО, т.к. основная задача руководителя школы– обеспечить ясное понимание ценностей и целей, которое будет разделяться всеми сотрудниками.

Взаимодействие куратора, директора ОО, административной команды ОО проходит несколько этапов.

На подготовительном этапе происходит первоначальное знакомство с ситуацией в образовательной организации. Анализируются данные по развитию школы за последние 2-3 года, её достижения, специфика кадрового, материально-технического состояния и результатов оценочных процедур. При этом, чем более комплексный анализ был произведён, тем более точно это в дальнейшем позволит определить причины сложившейся ситуации в конкретной ОО. Итогом первоначального сбора информации является формулирование первоначального видения причин низких образовательных результатах в школе. Важной особенностью этого этапа также является согласование и принятие целей и задач работы между административной командой ШНОР и куратором.

В целом, организация подготовительной работы в ОО направлена на проведение анализа внутренних и внешних причин низких образовательных результатов, формирование позиций по целеполаганию в вопросах повышения качества образования (реалистичные цели и задачи, первоочередные мероприятия ближайшего развития ОО), первичную разработку схемы возможной организации дополнительных занятий с обучающимися, имеющими признаки учебной неуспешности; первичную разработку схемы возможной организации дополнительного образования (внутри школы; использование потенциала муниципальных организаций системы дополнительного образования для детей и юношества; система сетевого сотрудничества).

Этап диагностики позволяет судить о степени готовности школы работать над поиском путей выхода из сложившейся ситуации. От него во многом зависит эффективность и результативность осуществления последующим мероприятий. Этот этап включает в себя детальное изучение ситуации ШНОР с целью уточнения причин. Для этого в муниципалитете были использованы следующие виды диагностики: анкетирование, анализ документов образовательного учреждения (анкета по выявлению ресурсных дефицитов ОО – заполняет школа, в дальнейшем детально анализируется с куратором); проведение выездного методического аудита группой методистов МАУ ДПО «НИСО»; проведение тестирования педагогических работников с целью выявления профессиональных дефицитов.

На этапе диагностики отдельным направлением в работе стало проведение выездных методических аудитов группой методистов МАУ ДПО «НИСО» в соответствии с приказом департамента образования мэрии города Новосибирска.

Так, в ходе совместной работы с административной командой при осуществлении экспертной деятельности в рамках выездных методических аудитов определены следующие наиболее характерные для ШНОР риски высокой степени:

- дефицит (в том числе и скрытый) педагогических кадров;

- отсутствие или недостаточная эффективность ВСОКО и, в первую очередь, системы оценивания, объективной оценки результатов обучения;

- недостаточный уровень профессионального взаимодействия в педагогическом коллективе;

- низкая эффективность работы с обучающимися, имеющими трудности в обучении;

- низкое качество адаптации и инклюзии в образовательную среду обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; в ряде школ отмечено большое количество детей-инофонов, детей - билингвов (самая существенная проблема - преодоление языковых барьеров).

Далее, на этапе планирования разрабатываются рекомендации и предложения по корректировке стратегии развития ШНОР в соответствии с желаемым направлением её развития в сложившейся ситуации. Каждая рекомендация рассматривается в прогностическом аспекте: проблема → действия для решения проблемы → последствия этих действий. Готовится План мероприятий («дорожная карта») по повышению качества образования и переходу ОО в эффективный режим работы. Большое значение на этом этапе имеет встреча руководителя ОО с административной командой МАУ ДПО «НИСО».

Этап внедрения в этом году предполагал воплощение одного из вариантов решения, предоставленного административной командой МАУ ДПО «НИСО», а также реализацию комплекса мероприятий «дорожной карты» по повышению качества образования и переходу ОО в эффективный режим работы самой образовательной организацией. На этом этапе необходимо было обеспечить систематическое проведение мониторинга реализации запланированных мероприятий и определение целесообразности внесения корректив в «дорожную карту».

Наконец, на этапе оценки преобразований, который запланирован на конец учебного года, осуществляется оценка результатов работы. Происходит сопоставление реальных результатов с прогнозируемыми результатами «дорожной карты». Куратор принимает непосредственное участие в проведении такой оценки и формирует рекомендации по дальнейшей реализации «дорожной карты» ШНОР. Важным моментом данного этапа является совместная деятельность куратора с директором (административной командой) ОО по анализу эффективности запланированного комплекса мер и мероприятий по повышению качества образования и переходу ОО в эффективный режим работы.

Сегодня можно подвести некоторые промежуточные итоги адресного методического сопровождения ШНОР в форме кураторства:

- выработан алгоритм совместной деятельности административных команд с кураторами;

- разработаны и скорректированы Планы мероприятий («дорожные карты») по повышению качества образования и переходу ОО в эффективный режим работы;

- обновляются локальные нормативные акты и программные документы учреждений в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования, а также приоритетными направлениями развития системы образования: программы развития учреждений, программы развития кадрового потенциала, локальные нормативные акты, программно-методическая документация;

- обеспечено проведение работы, направленной на повышение общей и личной ответственности представителей административной команды в решении конкретных задач.

Определены формы работы, которые должны обеспечить в дальнейшем повышение качества образования и эффективность деятельности ШНОР:

- функционирование видов горизонтального наставничества (директор-директор; заместитель директора–заместитель директора; учитель-учитель; ученик-ученик);

- организация стажировочных муниципальных площадок по актуальным направлениям развития общеобразовательных организаций города Новосибирска;

- реализация сетевого взаимодействия школ с сопоставимыми социальными условиями;

- функционирование вертикального кураторства на муниципальном уровне (с привлечением к роли кураторов руководителей учреждений, которые в схожих условиях демонстрируют качественные результаты в работе);

- развитие уровневого кураторства, направленного на расширение внешне-системных связей, сетевого взаимодействия, сотрудничества с организациями среднего профессионального и высшего профессионального образования.

 

Литература

  1. Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся. М., ФГБУ «ФИОКО», — Электронный ресурс — URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/500/Metodica_500.pdf (Дата обращения 27.11.2023).
  2. Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях». Составители: М. А. Пинская, Н. В. Бысик, А. Б. Милкус, С. Г. Косарецкий Рецензент Е. А. Ленская, кандидат педагогических наук, декан факультета «менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук. — М.: Рыбаков фонд, 2019. — 191 с.
  3. Приказ департамента образования мэрии города Новосибирска от 28.06.2022 № 0545-од «Об утверждении Концепции управления качеством образования на период с 2022 по 2027 год» — Электронный ресурс — URL: Prikaz DO 28.06.22_0545 Ob utverzhdenii Koncepcii UKO Novosibirska 22-27_0.pdf (niso54.ru) (Дата обращения 27.11.2023).
  4. «Я – эффективный директор: как разработать и реализовать программу улучшения образовательных результатов учащихся школы»: учебно-методическое пособие / [сост. Н.В. Бысик и др.]. — М.: Университетская книга, 2018. — 112 с.
Количество просмотров: 977  

Добавить комментарий

Target Image
1. Опыт работы МБОУ «Лицей № 136» города Новосибирска по реализации регионального проекта «Специализированные классы» №31/2024 Новосибирск
2. Опыт работы МБОУ «Лицей № 113» города Новосибирска по реализации предпрофильного и профильного обучения в рамках реализации регионального проекта «Специализированный класс» как формирование осознанной мотивации к выбору профессиональной деятельности №31/2024 Новосибирск
3. Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации: опыт работы стажировочной площадки «Среда – третий педагог» №31/2024 Новосибирск
4. Система сопровождения образовательных организаций города Новосибирска в вопросах повышения качества образования с учетом факторов риска и выявленных дефицитов №31/2024 Новосибирск
5. Взаимодействие педагогических работников общеобразовательного и дошкольного учреждения в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ №30/2024 Новосибирск
6. Модель «Школа – навигатор будущего» – среда возможностей и личностного развития учащихся в координатах XXI века №30/2024 Новосибирск
7. Полиэтническая школа – пространство для диалога №29/2024 Новосибирск
8. Эффективные методы и технологии в организации работы с педагогами как одно из условий повышения качества дошкольного образования №29/2024 Новосибирск
9. Молодежь и ее отношение к традиционной народной культуре №29/2024 Новосибирск
10. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА №28/2023 Новосибирск
11. ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
13. О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ШКОЛ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ №28/2023 Новосибирск
14. СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (опыт реализации кураторской методики в муниципалитете в работе со ШНОР) №28/2023 Новосибирск