Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации

 

Чиглина Татьяна Александровна,

учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 42», Новосибирск, Российская Федерация

Tatyana A. Chiglina,

speech therapist teacher, MBDOU «Kindergarten No. 42», Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Страхова Екатерина Петровна,

учитель-дефектолог, МБДОУ «Детский сад № 42», Новосибирск, Российская Федерация

Ekaterina P. Strakhova,

teacher-defectologist, MBDOU «Kindergarten No. 42», Novosibirsk, Russian Federation

 

Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации

Health-saving technologies in solving correctional and developmental tasks in a preschool educational organization

Статья посвящена опыту реализации программы здоровьесберегающей деятельности «Здоровячок» в условиях инклюзивного образования дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: инклюзивное образование, здоровьесберегающие технологии, ограниченные возможности здоровья, инклюзия.

The article is devoted to the experience of implementing the health-saving activity program «Zdorovyachok» in the context of inclusive education of a preschool educational organization.

Keywords: inclusive education, health-saving technologies, limited health opportunities, inclusion.

 

Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями обусловлена действующим законодательством в области дошкольного образования, а также необходимостью повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом. Законы, образовательные стандарты Российской Федерации в области образования гарантируют равные возможности для полноценного развития всем гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем [2].

Повышенное внимание к детям дошкольного возраста обусловлено тем, что именно в дошкольном детстве чаще всего выявляются хронические заболевания, тяжелые речевые и психические нарушения, нарушения работы опорно-двигательного аппарата, осанки и плоскостопия. В связи с этим дошкольному учреждению необходимо обеспечить равный доступ к образованию всех детей с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей, с включением в образовательный процесс инновационных здоровьесберегающих технологиий, учитывающих весь комплекс имеющихся соматических, физических и интеллектуальных проблем у воспитанников [3].

В рамках инклюзивного образования на протяжении нескольких лет педагогами МБДОУ д/с № 42 г. Новосибирска реализуется программа здоровьесберегающей деятельности «Здоровячок».

В программе выделена приоритетная задача в работе с детьми с ОВЗ – организация и проведение оздоровительных и образовательных мероприятий, при которых не только сохраняется умственная работоспособность и происходит ее дальнейшее развитие, но и укрепляется здоровье ребенка.

В рамках решения обозначенной задачи на основе анализа специальной научно-методической литературы по здоровьесбережению выделены основные компоненты здоровья:

соматическое здоровье рассматривается как текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;

физическое здоровье определяется уровнем роста и развития органов и систем организма;

психическое здоровье характеризуется состоянием психической сферы, которая лежит в основе общего душевного комфорта.

Современными авторами даются разные трактовки понятия здоровьесберегающих технологий:

1. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (Е. Н. Дзятковская).

2. Это специально организованное взаимодействие детей и педагога, которое включает в себя комплекс взаимосвязанных мер, совокупность педагогических приёмов, решающих задачи сбережения и роста потенциала физического и психического здоровья детей и педагогов (Н. К. Смирнов).

В рамках реализации программы «Здоровячок» мы используем следующие здоровьесберегающие технологии и их компоненты:

1. Технология сохранения и стимулирования здоровья включает следующие компоненты:

динамические паузы и физкультминутки (способствуют снижению утомляемости во время образовательной деятельности);

релаксация (способствует снятию мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник, игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением);

пальчиковая гимнастика (способствует увеличению работоспособности коры головного мозга и развитию активной речи ребенка);

дыхательная гимнастика (способствует развитию речевого дыхания и укреплению грудной клетки, голосового аппарата);

артикуляционная гимнастика (способствует выработке правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные). Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков при соблюдении следующих условий:

артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста;

– младший дошкольный возраст – от 3-5 минут ежедневно;

старший дошкольный возраст – до 10-12 минут ежедневно.

Каждый комплекс должен включать от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей, но не должен превышать рекомендованной продолжительности).

Биоэнергопластика (способствует исправлению дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями).

– Элементы «Мягкой педагогики».

Развивающие игры «Мягкой педагогики» – это сенсорно-тактильные предметы игрового обихода из текстиля, включающие в себя многофункциональные игровые наборы, которые обладают развивающим, обучающим и развлекательным характером. Это тренажеры для развития моторной ловкости пальцев и кистей рук, которые активизируют творческий и умственный потенциал ребенка. Игровые наборы ручной работы приятны на ощупь, изготовлены из натуральных экологичных материалов. Они стимулируют умственную активность детей и мотивацию на достижения в познавательной деятельности, обеспечивают сенсорное развитие, которое, в свою очередь, направлено на формирование высших психических функций, таких как внимание, мышление, воображение. «Мягкая педагогика» обеспечивает дружественное и деловое взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

2.Технология обучения здоровому образу жизни.

Занятия по физической культуре в зале и на открытом воздухе;

утренняя гимнастика (способствует повышению эмоционального тонуса, коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и органов дыхания);

гимнастика пробуждения (способствует профилактике нарушений осанки и плоскостопия);

самомассаж (способствует активизации кровообращения, стимуляции кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализации мышечного тонуса);

су-джок терапия (способствует стимулированию активных точек, расположенных на пальцах рук).

3. Коррекционно-развивающие технологии. 

Психогимнастика. Одним из составляющих компонентов психогимнастики является мимическая гимнастика. Она приобретает большое значение для детей с ОВЗ для снятия эмоциональной нагрузки;

музыкотерапия и звукотерапия. Технология музыкального воздействия позволяет корректировать эмоциональный фон ребенка, воздействуя на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния);

логоритмика (помогает развитию двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой, оказывая влияние на общий тонус, моторику, настроение, способствуя тренировке подвижности нервных центров и активизации коры головного мозга);

сказкотерапия (способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти);

песочная терапия (развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снимает мышечную напряжённость, стабилизирует эмоциональное состояние).

В образовательном процессе при использовании данных технологий мы строго соблюдаем здоровьесберегающие принципы:

– «Не навреди!»;

– Непрерывность (систематичность, постоянство);

– Индивидуальность (соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний).

В заключение отметим, что использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ позволяет значительно улучшить качество их жизни, повысить уровень физической активности, развить социальные навыки и адаптироваться к образовательным условиям. Важно отметить, что такие технологии способствуют не только укреплению здоровья, но и формированию позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Применяя в коррекционно-развивающей работе здоровьесберегающие технологии, мы отметили у детей положительную динамику в решении соматических, физических и интеллектуальных проблем у воспитанников.

 

Литература

 

1. Зенина Е. А. Здоровьесберегающие технологии для старших дошкольников / Е. А. Зенина // Инструктор по физической культуре – 2018. – № 8. – С. 6-20.

2. Нормативные документы об образовании в России: сайт. – ООО Гарант Сервис, 2024. – Электронный ресурс. – URL: https://edu.garant.ru/education/law/ (дата обращения: 04.12.2024).

3. Павлова, М. А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий / М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. - М.: Учитель, 2019. – 192 c.

4. Файзуллаева Е. Д. Открытый стиль педагогической коммуникации как ключевая компетенция современного педагога дошкольного образования. –Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otkrytyy-stil-pedagogicheskoy-kommunikatsiikak-klyuchevaya-kompetentsiya-sovremennogo-pedagoga-doshkolnogoobrazovaniya/viewer (дата обращения: 04.12.2024).

Количество просмотров: 33  

Добавить комментарий

Target Image
1. Развивающая предметно-пространственная среда: ключ к пробуждению интереса к культурному наследию в дошкольном возрасте
2. Роль театра теней в процессе развития воображения как одного из компонентов творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
3. Социокультурная адаптация и интеграция воспитанников ДОО из семей мигрантов
4. Развитие просодической стороны речи у дошкольников с ЗПР посредством музыкотерапии
5. Практическое применение таксономии Блума в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
6. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре
7. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста
8. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл»
9. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
10. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ
11. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания
12. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми
13. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах
14. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников
15. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития
16. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира
17. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности
18. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы
19. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации
20. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования

Страницы

1. Роль краеведения в духовно-нравственном развитии личности на примере сайта «Библиотека сибирского краеведения» № 32 (4), декабрь 2024
2. Школьные средства массовой информации как ресурс формирования медиакомпетентности школьников № 32 (4), декабрь 2024
3. Эффективные системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников № 32 (4), декабрь 2024
4. Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения № 32 (4), декабрь 2024
5. Включение проектной деятельности в коррекционно-развивающую работу как фактор развития социальной компетентности детей с общим недоразвитием речи № 32 (4), декабрь 2024
6. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования № 32 (4), декабрь 2024
7. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации № 32 (4), декабрь 2024
8. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы № 32 (4), декабрь 2024
9. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности № 32 (4), декабрь 2024
10. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира № 32 (4), декабрь 2024
11. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития № 32 (4), декабрь 2024
12. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников № 32 (4), декабрь 2024
13. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах № 32 (4), декабрь 2024
14. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми № 32 (4), декабрь 2024
15. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания № 32 (4), декабрь 2024
16. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ № 32 (4), декабрь 2024
17. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности № 32 (4), декабрь 2024
18. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл» № 32 (4), декабрь 2024
19. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста № 32 (4), декабрь 2024
20. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре № 32 (4), декабрь 2024

Страницы