ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Крючкова Елена Александровна,

старший методист МАУ ДПО «НИСО», г. Новосибирск, Российская Федерация

Elena A. Kryuchkova,

senior methodologist of MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

INTERNAL SYSTEM FOR PREVENTING SCHOOL FAILURE IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация: Статья посвящена вопросам построения внутренней системы профилактики школьной неуспешности в образовательной организации, рассмотрены элементы и возможности их встраивания в систему по преодолению школьной неуспешности.

Ключевые слова: школьная неуспешность, система профилактики, риски школьной неуспешности.

Abstract: The article is devoted to the issues of building an internal system for the prevention of school failure in an educational organization; the elements and possibilities of their integration into the system for overcoming school failure are considered.

Key words: school failure, prevention system, risks of school failure.

 

«Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире.

Это серьезнейшая проблема потому, что она и социальная,

и психологическая, и медицинская, и педагогическая...»

Безруких М. М.

В условиях модернизации российского образования растет конкуренция среди общеобразовательных организаций, что ставит перед любой школой задачу предоставления обучающимся качественного образования.

При этом учебная неуспешность, то есть ситуация, когда обучающиеся оказываются не в состоянии по тем или иным причинам полноценно освоить образовательную программу, актуальна практически для любой образовательной организации. Актуальность данной проблемы связана прежде всего с тем, что способность школы справляться с рисками школьной неуспешности в значительной мере характеризует качество ее образовательных результатов.

Решение проблемы школьной неуспешности, а именно повышение образовательных результатов обучающихся, является актуальным направлением деятельности для всей системы образования в целом и для каждого образовательного учреждения в отдельности.

С точки зрения психологии, школьная неуспешность - понятие многофакторное и имеет множество истоков и причин.

Под школьной неуспешностью следует понимать весь комплекс школьных проблем, которые возникают у ребенка при обучении и приводят к выраженному функциональному напряжению. Школьная неуспешность — это широкое понятие, включающее в себя учебные достижения ребенка, аспекты социализации, социально-психологический комфорт от участия в жизни школы. Часто понятие «школьная неуспешность» подменяют понятием «школьная неуспеваемость», которое значительно у́же и отражает лишь уровень учебной мотивации обучающегося, его познавательный интерес и вовлеченность в учебный процесс.

На риски «школьной неуспешности» влияют две группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

К числу первых относят социокультурные условия, в которых растет и развивается ребенок, экологические, внешнесредовые и педагогические (школьные) факторы риска.

Ко второй группе, как правило, относят генетические влияния, состояние здоровья, уровень функционального развития, степень зрелости структурно-функциональных систем мозга и сформированности познавательных функций.

В ряде случаев выделяются так называемые смешанные факторы риска, сочетающие в себе влияние внешних и внутренних факторов, поэтому без анализа глубинных механизмов рисков невозможно не только понять причину, но и подобрать эффективную систему помощи ребенку.

По наличию обучающихся с различными рисками школьной неуспешности образовательные организации можно условно разделить на три группы:

- к первой группе относятся образовательные организации, в которых лишь некоторые обучающиеся испытывают трудности в обучении;

- в организациях, условно отнесенных ко второй группе, можно увидеть наличие существенных факторов риска снижения образовательных результатов;

- к третьей группе относятся образовательные организации, в которых значительная доля обучающихся уже демонстрирует признаки учебной неуспешности.

Элементы системы профилактики школьной неуспешности реализуются в каждой образовательной организации, но только в условиях включения в систему эти элементы способны дать результат, который помог бы ребенку стать успешным. Вместе с тем, система профилактики школьной неуспешности индивидуальна для каждой образовательной организации, потому что строится с ориентацией на контингент обучающихся, попадающих в зону рисков школьной неуспешности, кадровых и материально-технических условий образовательной организации.

Выстраивание системы работы по преодолению школьной неуспешности должно носить проектируемый и системный характер (как на организационном, так и содержательном уровнях).

Проектирование внутришкольной системы профилактики учебной неуспешности на первом этапе включает в себя глубокий анализ результатов внешних и внутренних оценочных процедур, причин рисков школьной неуспешности, установление категорий обучающихся, чаще всего демонстрирующих эти риски.

На втором этапе происходит моделирование системы по преодолению рисков школьной неуспешности, в которую будут включены все участники образовательных отношений, так как с проблемами школьной неуспешности так или иначе сталкиваются все участники образовательного процесса: обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники.

В группы обучающихся, входящих в группу школьной неуспешности, кроме обучающихся, испытывающих трудности в обучении, чаще всего входят дети с девиантным поведением, дети из семей с низким социально-экономическим статусом, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети с миграционной историей (слабо владеющие либо не владеющие русским языком).

 «Многоликость» школьной неуспешности создает значительные трудности в работе образовательной организации по ее преодолению. Несмотря на то что обучающиеся со школьной неуспешностью имеют ряд общих черт, часто они существенно отличаются друг от друга.

Для оказания эффективной помощи обучающимся с рисками школьной неуспешности необходима разработка комплекса мероприятий, направленных на преодоление причин, вызывающих эти риски. Работа по выстраиванию системы должна быть ориентирована на доминирующие причины школьной неуспешности. Реализация системы с использованием различных механизмов преодоления школьной неуспешности должна вестись с учетом образовательных потребностей обучающихся.

В систему по преодолению рисков школьной неуспешности включаются все участники образовательных отношений. Профилактика учебной неуспешности в обучении должна носить комплексный характер и отражать консолидацию усилий администрации, педагогов и специалистов (педагога-психолога, социального педагога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда), включающую в себя деятельность в различных направлениях с использованием организационных и методических средств и приемов. Система окажется неполной без включения в нее как участников родителей (законных представителей) обучающихся, которые должны стать активными субъектами данной системы.

Для разработки системы, кроме общей информации об обучающихся, испытывающих школьную неуспешность (количество обучающихся, распределение таких обучающихся по классам, параллелям, предметам), важно понимать и существенные факторы риска снижения образовательных результатов в школе (ресурсные дефициты, социально-экономический контекст, особенности контингента обучающихся).

Более детально остановимся на всех участниках системы профилактики школьной неуспешности, на роли, отведенной им в работе по преодолению этих рисков.

Главным связующим звеном системы профилактики школьной неуспешности является администрация образовательной организации. В системе профилактики именно администрация школы ведет подбор квалифицированных кадров; проводит на основе внешних и внутренних оценочных процедур глубокий анализ причин школьной неуспешности; организует и проводит контроль форм и методов работы педагогов; разрабатывает модель внутришкольной системы профилактики; координирует и контролирует деятельность всех служб в реализации программы.

Вторым звеном системы профилактики школьной неуспешности являются методические службы, в функционал которых входят следующие задачи: повышение профессиональных компетенций педагогических работников по вопросам преодоления школьной неуспешности в соответствии с выявленными причинами; выстраивание механизма наставничества, тьюторства как возможности вовлечения в форматы, обеспечивающие адресную методическую поддержку; систематизация и обобщение накопленного опыта, его трансляции для использования педагогическими работниками школы. Особое внимание должно быть направлено на формирование профессионального сотрудничества в педагогическом коллективе и повышение вовлечённости учителей в образовательный процесс.

Основная роль в реализации системы преодоления рисков школьной неуспешности принадлежит учителям-предметникам, которые не только выявляют и анализируют возможные причины школьной неуспешности, но и принимают комплексные меры, направленные на повышение качества знаний обучающихся. Взаимодействие со специалистами службы сопровождения по определению форм и индивидуальных методов работы с обучающимися с признаками школьной неуспешности помогает учителю в разработке индивидуального образовательного маршрута по ликвидации причин школьной неуспешности. Важно, чтобы в своей работе по преодолению рисков школьной неуспешности педагоги использовали элементы современных технологий, методов и приемов, делая акцент на уход от единообразия, эмоциональную составляющую урока и использование различных форм сотрудничества на уроке.

Часто причиной, вызвавшей школьную неуспешность, становятся социальные проблемы, поэтому работа по устранению причин социального характера строится через работу классных руководителей, социальных педагогов, родителей с привлечением специалистов различных структур.

Роль классного руководителя, способного установить рабочий доверительный контакт с обучающимся и его родителями (законными представителями), в данном случае, помогает выявить причины школьной неуспешности обучающегося; вести индивидуальную работу с ним с целью преодоления социальных проблем и повышению его мотивации.

Работа по профилактике школьной неуспешности невозможна без четко выстроенной системы сопровождения процесса специалистами психолого-педагогической службы. Специалисты этой службы выявляют индивидуальные причины школьной неуспешности, диагностируют особенности познавательной сферы обучающихся, попавших в группы риска, проводят консультации (тренинги) педагогических работников в вопросах преодоления рисков школьной неуспешности, ведут консультационную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями).

Из года в год растут рисковые профили вхождения в группы обучающихся с рисками школьной неуспешности детей с ограниченными возможностями здоровья. В школах растет не только количество таких детей, но и расширяются нозологии заболеваний, поэтому в общей системе работы по профилактике школьной неуспешности особую роль отводят действующему школьному психолого-педагогическому консилиуму (ППК). Именно консилиум является основной организационной формой, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии; индивидуальной программы коррекционной и развивающей работы для каждого обучающегося. Работа специалистов ППК позволяет объединить информацию об отдельных составляющих психологического развития ребенка. Понимание истоков проблем помогает найти пути их решения.

В систему по преодолению школьной неуспешности требует включения и группа детей с девиантным поведением. В таком случае к реализации программы профилактики школьной неуспешности привлекаются Советы профилактики, работающие в образовательных организациях. В данной ситуации возрастает роль школьных социальных педагогов, ведущих адресную работу по повышению мотивации к самосовершенствованию этой категории обучающихся.

Все чаще в последние годы в группы детей с рисками школьной неуспешности попадают дети с миграционной историей (инофоны и билингвы).

Инофон (non-nativespeaker) - носитель иностранного языка и соответствующей картины мира родного языка. Термин используется по отношению к людям, переехавшим в Россию из стран ближнего зарубежья, для которых русский язык является вторым, а не родным языком, но которые используют его в инструментальной функции, получая образование в российской школе и адаптируясь к русской культуре [1,16].

При переезде родителей в регион или страну с другой языковой средой детям–инофонам приходится не только осваивать образовательную программу по возрасту, но и ускоренно овладевать неродным для них языком.

Другой группой риска становятся дети-билингвы. Дети находятся в ситуации использования двух языков: русского и родного. Доминирующей языковой средой для такого ребенка чаще всего становится среда семейного общения. При этом происходит смешение двух языков, которое вызывает множество трудностей у детей.

В настоящее время в соответствии с приказом Министерства образования РФ № 581 от 03.08.2023 у образовательных организаций появилась возможность включать в учебные планы и реализовывать дополнительные общеобразовательные программы по изучению русского языка в объеме, необходимом для освоения такими обучающимися основных образовательных программ.

В работе по профилактике школьной неуспешности особая роль принадлежит родителям (законным представителям). Участие в жизни своего ребенка, подчеркивание даже небольших успехов и деликатность критики, участие в совместной деятельности по выработке единых требования и оказание помощи ребенку в ходе образовательного процесса - важнейший элемент повышения мотивации обучающихся. При этом часть родителей (законных представителей) нуждается в повышении педагогической культуры, чему, несомненно, способствует не только участие в родительско-ученических мероприятиях, но и родительские собрания, групповые и индивидуальные тренинги и консультации в вопросах адекватного оценивания школьной успешности детей.

Немаловажным инструментом преодоления рисков школьной неуспешности является актуализация в ОО рабочей программы воспитания с целью включения обучающихся, особенно с рисками школьной неуспешности, во внеурочную, проектно-исследовательскую, природоохранную, профориентационную деятельность.

Программа профилактики школьной неуспешности должна быть направлена на разработку и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов, реализацию технологий индивидуального и дифференцированного обучения, внедрение методов и приемов, способствующих ликвидации локальных затруднений в изучении отдельных учебных предметов с целью предотвращения появления низких образовательных результатов обучающихся на всех уровнях образования, а следовательно, программа профилактики должна быть ориентирована на создание педагогических, психологических и организационных условий в каждой школе для организации эффективной работы с обучающимися, демонстрирующими риски учебной неуспешности.

Таким образом, школьная неуспешность – проблема, решить которую возможно только при условии выстраивания отдельных элементов преодоления причин школьной неуспешности в единую систему, которая поможет каждому ребенку стать успешным., иначе это будут безуспешные попытки ликвидировать неудовлетворительные результаты по предмету.

 

Литература

  1.  Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: ИКАР, 2009 — 446 с.
  2.  Бойко И.Н. Практические рекомендации для педагогов по профилактике неуспеваемости младших школьников / И.Н. Бойко // Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. XII Левитовские чтения. — 2017. — С. 131-134. — Электронный ресурс. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30043601 (дата обращения 29.11.2023).
  3.  Зарецкий В. Как учителю работать с неуспевающим учеником: Теория и практика рефлексивно-деятельностного подхода. — М.: Чистые пруды, 2011. — Электронный ресурс. — URL: https://psychlib.ru/resource/pdf/documents/ZKu-2011.pdf#page=3 (дата обращения29.11.2023).
  4.  Милицына С.К. Преодоление школьной неуспеваемости / С.К. Милицына // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 262-264. — Электронный ресурс. —URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36423360 (дата обращения 29.11.2023).
  5.  Проблемы школьной неуспешности детей и пути ее преодоления. / Автор-составитель Басюк В.С. — М.: Просвещение, 2023. — 320 с.
  6.  Ямбург Е.А. Профессионализм педагога. Ответы на вызовы современности. — М.: Просвещение, 2023. — 256 с.
  7. Я – эффективный учитель: как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся: учебно-методическое пособие /сост.: Н.В. Бысик, В.С. Евтюхова, М.А. Пинская. — М.: Университетская книга, 2017. — Электронный ресурс. — URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/384382880.pdf (дата обращения 29.11.2023).
Количество просмотров: 497  

Добавить комментарий

Target Image
1. Опыт работы МБОУ «Лицей № 136» города Новосибирска по реализации регионального проекта «Специализированные классы» №31/2024 Новосибирск
2. Опыт работы МБОУ «Лицей № 113» города Новосибирска по реализации предпрофильного и профильного обучения в рамках реализации регионального проекта «Специализированный класс» как формирование осознанной мотивации к выбору профессиональной деятельности №31/2024 Новосибирск
3. Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации: опыт работы стажировочной площадки «Среда – третий педагог» №31/2024 Новосибирск
4. Система сопровождения образовательных организаций города Новосибирска в вопросах повышения качества образования с учетом факторов риска и выявленных дефицитов №31/2024 Новосибирск
5. Взаимодействие педагогических работников общеобразовательного и дошкольного учреждения в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ №30/2024 Новосибирск
6. Модель «Школа – навигатор будущего» – среда возможностей и личностного развития учащихся в координатах XXI века №30/2024 Новосибирск
7. Полиэтническая школа – пространство для диалога №29/2024 Новосибирск
8. Эффективные методы и технологии в организации работы с педагогами как одно из условий повышения качества дошкольного образования №29/2024 Новосибирск
9. Молодежь и ее отношение к традиционной народной культуре №29/2024 Новосибирск
10. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА №28/2023 Новосибирск
11. ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
13. О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ШКОЛ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ №28/2023 Новосибирск
14. СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (опыт реализации кураторской методики в муниципалитете в работе со ШНОР) №28/2023 Новосибирск