Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников

 

Климова Лариса Юрьевна,

старший методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Larisa Yu. Klimova,

senior methodologist, MAU DPO «NISO»,Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Попова Анна Вадимовна,

заведующий, МАДОУ детский сад № 451, Новосибирск, Российская Федерация

Anna V. Popova,

head, MADOU d/s No. 451, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Береговая Инна Юрьевна,

старший воспитатель, МАДОУ детский сад № 451, Новосибирск, Российская Федерация

InnaYu. Beregovaya,

senior teacher, MADOU d/s No. 451, Novosibirsk, Russian Federation

 

Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников

Modern forms of interaction of a preschool educational organization with the families of pupils

В статье рассматриваются современные активные формы разноплановой работы детского сада с семьями воспитанников. Представлен опыт реализации эффективной практики взаимодействия и просвещения родителей (законных представителей) обучающихся, основанный на принципах единства и партнёрства в рамках муниципального проекта «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования». Представленные принципы партнёрских отношений определяют содержание, организацию и методику совместной работы.

Ключевые слова: «НовоСибСад», принципы совместной работы, сотрудничество с семьями, партнёрство, сетевое взаимодействие, стажировочная площадка, муниципальный проект.

 

The article examines modern active forms of diverse kindergarten work with the families of pupils. The article presents the experience of implementing effective practices of interaction and education of parents (legal representatives) of students, based on the principles of unity and partnership within the framework of the municipal project «Novosibirsk Kindergarten – territory of preschool education development». The presented principles of partnership relations determine the content, organization and methodology of joint work.

Keywords: «NovoSibSad», principles of collaboration, cooperation of the kindergarten with the families of pupils, partnership, networking, internship site, municipal project.

 

 «Нет ничего хуже, чем воспитывать детей

 в однобоком ключе: таким ключом не открывается

 ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров»

Борис Кригер

 

Детский сад и родители – это территория партнёрства в развитии ребёнка как формируемой личности. В основе взаимодействия современного детского сада с семьями воспитанников лежит сотрудничество. Инициаторами сотрудничества выступают педагоги детского сада, поскольку они профессионально подготовлены к образовательному процессу, а, следовательно, понимают, что его успешность зависит от слаженности работы и преемственности в воспитании детей. Педагог осознает, что такое сотрудничество необходимо для ребенка и должен убедить в этом родителей. Воспитатель, ставя перед собой задачу реализации сотрудничества с родителями, определяет, в каких именно ролях он хочет их видеть и чего именно ожидает от их участия в педагогическом процессе. От того, какую роль примерят родители в группе своего ребёнка и детского сада в целом (помощник, контроллер или единомышленник), будет зависеть стратегия совместной деятельности. Современные родители также ждут от воспитателя активной разноплановой работы: не только присматривать за ребёнком, а способствовать его всестороннему развитию.

На протяжении трех лет муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 451 «Теремок» (далее – МАДОУ д/с № 451) являлось городской стажировочной площадкой по теме «Эффективные формы взаимодействия с родителями «особых детей». Работа всего коллектива была направлена на активное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, и это дало высокие результаты. Детский сад стал победителем Всероссийского смотра-конкурса «Лучшие детские сады России – 2022».

Результатом функционирования стажировочной площадки стало создание модели сетевого взаимодействия учреждений разных уровней и направлений. Был создан проект «Академия трех Т», который включил в себя три направления: «толерантность», «творчество» и «территория здоровья». Опыт реализации данного проекта активно транслируется педагогическому сообществу города Новосибирска и Новосибирской области. В «Академию трех Т» включены инновационные формы, методы и технологии по взаимодействию с родительской общественностью, которые были представлены в Летней и Лидерской школах сообщества Университета детства.

Совместная работа МАДОУ д/с № 451 и семьи строится на следующих принципах, которые определяют содержание, организацию и методику работы:

1. Единство в работе детского сада и семьи в воспитании детей. Оно достигается благодаря тому, что цель и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, а родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания детей и в определенной степени овладели ими.

2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, доброжелательное отношение друг к другу, понимание потребностей и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

3. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Педагоги регулярно помогают родителям в воспитании детей. В свою очередь, родители помогают детскому саду в разнообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребенка, но и других малышей.

4. Использование различных форм работы дошкольной организации с семьей: ознакомление с жизнью ребенка дома, в семье; педагогические беседы с родителями и другими членами семьи, консультации; групповые и общие родительские собрания; открытые ярмарки, фестивали. Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, соединяясь между собой, дополняют друг друга и в сочетании укрепляют связь с семьёй и детским садом.

5. Систематическое осуществление связи детского сада и родителей по определенному плану в течение всего года, с учетом воспитательно-образовательной работы с детьми.

6. Привлечение актива родителей, организованных в родительский комитет, даёт преимущество в достижении удовлетворённости каждой из заинтересованных сторон. А самое главное – это то, что ребенок, наблюдая за общей деятельностью взрослых и детей, приобретает навыки взаимодействия с другими людьми, а это, в свою очередь, значительно облегчит его социальную адаптацию в новых условиях. Привлечение родителей в образовательный процесс группы, участие родителей в принятии решений и тесный контакт между родителями способствуют созданию коллектива единомышленников.

Указом Президента Российской Федерации В. В. Путиным 2024 год был объявлен Годом Семьи. Тем символичнее стала победа коллектива МАДОУ д/с № 451 в городском конкурсном отборе муниципального проекта «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования», инициированного департаментом образования мэрии города Новосибирска совместно с муниципальным автономным учреждением дополнительного профессионального образовании «Новосибирский Институт Современного Образования» (далее – МАУ ДПО «НИСО»), в номинации «НовоСибСадСемья» с присвоением статуса стажировочной площадки. 

В январе 2024 года творческий коллектив МАДОУ д/с № 451 принял участие в проектной сессии МАУ ДПО «НИСО» в рамках муниципальных стажировочных площадок, которая дала старт проекту «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования». Концепция проектной сессии заключалась в формировании понимания места и роли каждой стажировочной площадки в проекте, разработке единых подходов к его реализации и видения конечного общего результата.

Кроме того, на проектной сессии стартовала «Школа тренерских компетенций», направленная на обучение команд педагогов стажировочных площадок навыкам обучения взрослых.

Разработанный план-график работы стажировочной площадки МАДОУ д/с № 451 по направлению «НовоСибСадСемья» включил мероприятия, в которых отражены все направления «Академии трех Т»:

1. Семинар-практикум «Нетворкинг как эффективный инструмент по взаимодействию с родительской общественностью». Концепция данного семинара-практикума направлена на знакомство с различными формами коммуникации и способами взаимодействия в социальном окружении как с педагогами, так и с родителями воспитанников.

2. Коллаборация педагогических идей «Что делать, если…». Одно из самых популярных и эффективных мероприятий, на котором будут представлены практические технологии во взаимодействии с родителями, их педагоги могут применять в работе уже завтра: тимбилдинг, арт-ассорти, фитнес для мозга и другие.

3. Форсайт-сессия «Шаг в будущее». Инновационная практика, целью которой является создание желаемого образа будущего в части условий партнерства с родителями и определение стратегий его достижения в процессе совместной деятельности. Вместе с ДОО-стажерами будет создан сценарий перехода из настоящего в желаемое будущее в виде «дорожной карты». Это станет мощным стимулом к разработке будущих проектов.

4. Чемпионат педагогических команд «Семья в фокусе» станет финальным мероприятием стажировочной площадки. Данный чемпионат представляет собой батарею игр, упражнений, кейс-заданий, направленных на поддержку и объединение семейных ценностей. Данное мероприятие объединит усилия педагогических коллективов по выявлению и продвижению эффективных моделей взаимодействия семьи и ДОО.

5. Продуктом стажировочной площадки должна стать электронная библиотека, в которой будут собраны материалы всех встреч с ДОО-стажерами.

В рамках работы стажировочной площадки творческой группой МАДОУ д/с № 451 было запланировано участие в «Международном фестивале игры 4Д» (фестиваль дворовых игр «ДЕТИ, ДВОР, ДВИЖЕНИЕ, ДРУЖБА») при поддержке Университета детства. Впервые став участником Всероссийского фестиваля, коллектив детского сада организовал масштабное мероприятие, в котором приняли участие более 450 человек из числа родителей, детей, педагогов и приглашенных гостей, также на фестивале присутствовала куратор проекта – старший методист МАУ ДПО «НИСО» Климова Лариса Юрьевна.

Фестиваль оставил массу положительных эмоций у всех участников. Взрослые и дети под руководством творческих педагогов и волонтеров знакомились, общались друг с другом, играли в подвижные и спортивные игры, эстафеты, пели и танцевали, рисовали мелками на асфальте, приняли участие во флэш-мобе. Родители со своими детьми контактировали в игре на одном уровне, выполняли различные игровые задания и собирали фишки. После прохождения всех предложенных локаций каждый ребёнок получил приз.

Подводя итог, отметим, что в результате высокого уровня взаимодействия с семьями воспитанников преимущества получает каждая из заинтересованных сторон. Ребенок, благодаря слаженному сотрудничеству взрослых, получает разностороннее развитие и ключики, с помощью которых в будущем сможет открыть любые двери в счастливую взрослую жизнь.

Еще В. Сухомлинский отмечал: «Если дети учатся и воспитываются вместе, значит и у их родителей найдутся общие интересы, значит, на основе этих интересов их можно организовать в единый родительский коллектив». Семья, родители получают возможность естественно наблюдать за собственным ребенком в коллективе сверстников. Это помогает родителям лучше понимать особенности развития ребенка и способствует более ответственной практике воспитания ребенка дома. Наблюдение за достижениями детей помогает родителям ярче переживать удовольствие от них и укрепляет их эмоциональную связь. Это способствует формированию глубоких чувств единства, гуманности и любви. Находясь в группе в качестве активного участника, родители лучше начинают понимать сам воспитательно-образовательный процесс, его особенности и значение в целом.

 

Литература

 

1. Зверева О. Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОО: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 112 с.

2. Ковалева Е. В., Лакеева Г. С., Патароча Е. Н., Семенюта Г. А., Яблонцева Н. Ю., Бабитинская О. Н. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2017. –  109 с.

3. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Родительские собрания и конференции. ФГОС ДО. – М.: Учитель, 2020 – 203 с.

4. Юревич С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: учебное пособие для вузов / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под редакцией С. Н. Юревич. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 181 с.

Количество просмотров: 379  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» – специфика, принципы и подходы в реализации
2. Инженерная лаборатория для дошкольников: воспитываем будущих новаторов с раннего возраста
3. Управление ресурсными возможностями стажировочной площадки как одно из направлений развития дошкольной образовательной организации
4. Стажировочная площадка «НовоСибСадЮныйИнженер»: первые шаги реализации проекта
5. Среда как условие успешной социальной адаптации детей иностранных граждан в ДОО с сохранением пространства культурной идентичности всех участников образовательного процесса
6. Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
7. Успешный школьный старт. Проблемы, решения, перспективы
8. Процесс формирования сюжетной игры в детском саду «Кроха»
9. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации
10. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
11. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника
12. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
13. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития
14. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов
15. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
16. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике
17. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи
18. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности
19. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского
20. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения

Страницы

1. Роль краеведения в духовно-нравственном развитии личности на примере сайта «Библиотека сибирского краеведения» № 32 (4), декабрь 2024
2. Школьные средства массовой информации как ресурс формирования медиакомпетентности школьников № 32 (4), декабрь 2024
3. Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения № 32 (4), декабрь 2024
4. Включение проектной деятельности в коррекционно-развивающую работу как фактор развития социальной компетентности детей с общим недоразвитием речи № 32 (4), декабрь 2024
5. Гражданское и патриотическое воспитании детей и молодежи в условиях дополнительного образования № 32 (4), декабрь 2024
6. Здоровьесберегающие технологии в решении коррекционно-развивающих задач в условиях дошкольной образовательной организации № 32 (4), декабрь 2024
7. Создание комикса как способ работы с текстом на уроке литературы № 32 (4), декабрь 2024
8. Особенности проведения урока «Учимся использовать фразеологизмы» в контексте формирования читательской грамотности № 32 (4), декабрь 2024
9. Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира № 32 (4), декабрь 2024
10. Применение кинезиологичесикх упражнений по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития № 32 (4), декабрь 2024
11. Межпредметная коллаборация как инновационный инструмент развития функциональной грамотности школьников № 32 (4), декабрь 2024
12. Формирование финансовой грамотности у детей с расстройством аутистического спектра в начальных классах № 32 (4), декабрь 2024
13. Применение средств логоритмики в логопедической работе с неговорящими детьми № 32 (4), декабрь 2024
14. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания № 32 (4), декабрь 2024
15. Технология коллективных творческих дел как фактор, влияющий на уровень социализации личности обучающихся с ОВЗ № 32 (4), декабрь 2024
16. Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности № 32 (4), декабрь 2024
17. Система воспитания танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в образцовом детском танцевальном коллективе Новосибирской области «Смайл» № 32 (4), декабрь 2024
18. Значимость тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста № 32 (4), декабрь 2024
19. Театральный костюм как средство формирования интереса к национальной культуре № 32 (4), декабрь 2024
20. Практическое применение таксономии Блума в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи № 32 (4), декабрь 2024

Страницы