Проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» – специфика, принципы и подходы в реализации

 

Оберемок Светлана Михайловна,

эксперт, муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Новосибирский Институт Современного Образования», Новосибирск, Российская Федерация

Svetlana M. Oberemok,

expert, municipal autonomous institution of additional professional education «Novosibirsk Institute of Modern Education», Novosibirsk, Russian Federation

 

Проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» – специфика, принципы и подходы в реализации

Project «NovoSibSad – territory for the development of preschool education» – specifics, principles and approaches to implementation

В статье раскрыты базовые принципы и подходы в реализации муниципального практико-ориентированного проекта, направленного на повышение качества дошкольного образования

Ключевые слова: «НовоСибСад», проект, принципы, развитие.

The article reveals the basic principles and approaches in the implementation of a municipal practice-oriented project aimed at improving the quality of preschool education

Keywords: project, principles, development.

 

В последние годы реализуется немало подходов, направленных на повышение качества дошкольного образования. Проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» один из них.

Начальной идеей проекта было выявление, распространение наиболее успешного опыта дошкольных образовательных организаций, ценного с точки зрения общественного запроса к дошкольному образованию и с точки зрения тенденций образовательной политики. Семь номинаций проекта в совокупности являются базовыми составляющими содержания дошкольного образования, развитие которых будет способствовать повышению качества образования в системе дошкольного образования в целом: «Юный инженер», «Среда – третий педагог», «Одинаково разные», «Игра», «Юный патриот», «Скоро в школу», «Семья».

В результате конкурсного отбора в проект вовлечены шестьдесят семь дошкольных образовательных учреждений, действуют двадцать две стажировочные площадки. По замыслу авторов проекта, организационно должен сработать эффект мультипликации: к успешному детскому саду, как стажировочной площадке, прикрепляются три организации-стажера. Команды из пяти педагогов-стажеров изучают и переносят, «размножают» у себя в образовательной организации прогрессивный опыт.

В данной статье раскрыты базовые принципы проекта, которые, на наш взгляд, определяют его специфику и отличают от традиционных мероприятий по обмену опытом.

Отправной точкой для формирования базовой идеи проекта для нас стали слова, сказанные В. Е. Гурским, педагогом-теоретиком, в лекциях для преподавателей кафедр педагогики: «Изучение, обобщение, внедрение и непрерывное совершенствование опыта изготовления керосиновых ламп в принципе не может привести к появлению электрической лампочки. Для этого нужно совсем другое направление мыслей и связанных с ним поисков».

Мы понимаем, что просто обмен, передача опыта может стать губительным для замысла и нести определенные риски, например, услышать от стажеров: «Мы делаем также, даже лучше», «Ничего нового», «Все как всегда». Поэтому не обмен, не передача опыта, а анализ, рефлексия, осознанное обучение, создание, проектирование индивидуального и общего нового продукта-результата – то, что должно развернуться в пространстве «НовоСибСада».

Первый принцип – принцип системности. В данном случае, под системой мы понимаем совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на получение общего результата. Наша задача — помочь участникам увидеть проект как единую систему, где конечный общий результат представляет собой совокупность результатов работы стажировочных площадок и садов-стажеров; помочь осмыслить и обозначить процессы, обеспечивающие результат, объединить участников проекта; помочь увидеть свое место и свой вклад в общий результат. Для этого на установочном семинаре с педагогами стажировочных площадок мы использовали графическое изображение проекта как целостной системы, на которой фиксировались четко сформулированные в подгруппах-номинациях результаты и системные процессы по их достижению, общая цель проекта. Затем этот прием использовался на вводных семинарах для участников по каждой номинации. Таким образом нам удалось погрузить педагогов в общую деятельность по осмыслению проекта, создать чувство сопричастности и ответственности за общее дело.

Конечный общий результат для нас складывается из нескольких составляющих. Первое – это конкретные изменения в практике детских садов- участников проекта. Так, например, в направлении «СредаТретийПедагог» – создание реальных примеров другой практики или модели образовательного процесса, в котором предметная среда, при присутствии взрослого «за кадром», обучает, формирует, развивает не только когнитивные навыки, но и такие качества, как самостоятельность, самоорганизацию, умение действовать по правилам, умение взаимодействовать в парах и малых группах. В направлении «Юный инженер» результат – освоение и внедрение в практику стажерами новых технологий и методик развития предпосылок инженерного мышления, изменения в предметной среде, содержании и распорядке образовательной деятельности. У стажировочных площадок – рефлексия и корректировка в содержании образования, проектирование новых форм работы по обучению взрослых. Такой подход требует надежных измерителей. Поэтому по каждому направлению стажировочные площадки разработали чек-листы для мониторинга исходного состояния образовательного процесса у организаций-стажеров, промежуточных и итоговых результатов.

Вторая составляющая результата – общий продукт направления, созданный всеми ее участниками. Это может быть методически осмысленные и апробированные практикой рекомендации по созданию предметной среды в детском саду, независимо от возможностей и ограничений, сборник практических материалов, детско-взрослый путеводитель по Новосибирску, практические рекомендации по сюжетной игре для родителей и т. д.

Третья составляющая – изменения в компетенциях и мотивации педагогов. С одной стороны, появление у педагогов стажировочных площадок навыков обучения взрослых: осмысление и опора на базовые принципы андрагогики. С другой стороны, понимание и реализация правил и особенностей построения интерактивных семинаров, тренингов, таких как Цикл практического обучения Д. Колба, построение ментальной карты, управление проблемными ситуациями, групповая динамика, формы групповой работы и другие. Это вызвано тем, что в планах стажировочных площадок, поданных на конкурсный отбор, были обозначены мастер-классы, семинары, тренинги. Достижение этого результата осуществляется через «Школу тренерских компетенций», которая возникла как ответ на запрос педагогов стажировочных площадок.

К предполагаемым сопутствующим эффектам нашего проекта можно отнести возникновение и укрепление личностных и профессиональных связей, а также создание сообщества педагогов, объединенных общими целями и ценностями. Признаки процесса формирования сообществ обнаруживаются в использовании символики: каждая номинация разработала логотип, выпустила нагрудные знаки.

На наш взгляд, любой практико-ориентированный проект в образовании по определению является новшеством, новацией. Именно в рамках проекта создается то, чего не было в опыте участников, в опыте образовательной организации. Обучение – одно из обязательных составляющих проектных инициатив. Такое понимание проекта обусловливает следующий принцип – принцип зоны ближайшего развития. Чтобы освоить новые практики, создать новую среду, необходимо совершить усилие, «привстать» над собой сегодняшним, научиться и надежно закрепить это в собственной практике. Для этого в проекте реализуется смешанный формат обучения: семинары-практикумы, «домашние задания», онлайн-встречи для обсуждения апробации нового, круглые столы для обобщения и соотнесения своего опыта продвижения с другими. Ключевые вопросы при планировании и проведении таких мероприятий: «Зачем? Какая польза и с чем уйдут от нас участники? Какой результат нас устроит?»

Чтобы действовать в зоне ближайшего развития, мы опираемся на принципы учета опыта участников, принцип точности, принцип обратной связи. Принцип учета опыта – мы понимаем, что каждый участник проекта является носителем большого профессионального и социального опыта. При этом опыт каждого, актуальный или устаревший, может стать легитимным источником производства нового знания. Принцип точности, которого мы придерживаемся, заключается в том, чтобы добиться от участников максимальной конкретизации и детализации планов, четкой формулировки результата, на достижение которого направлено любое мероприятие – от большого круглого стола, до локального семинара или мастер-класса.

Принцип обратной связи – обязательная характеристика нашего проекта как целостной системы, условие его устойчивости, поэтому получение от каждого проведенного мероприятия рефлексивного отзыва является для нас обязательным.

Принцип гибкости для нас заключается в придании нашим планам возможности меняться в связи с возникновением новых обстоятельств. К ним относятся, например, результаты обратной связи, возникновение новых инициатив в проекте. Так, на некоторых площадках возникли внутренние мини-конкурсы, разработаны дополнительные семинары для стажеров.

Проект – это всегда конкретные сроки реализации и вопрос «Что дальше? Не сработает ли «эффект колеи»? Мы знаем немало примеров, когда новые практики со временем нивелируются, организация возвращается к прежним, привычным формам работы. Это происходит по разным причинам. Одна из них может быть связана с локальными приоритетами в оценке качества образования.

Чтобы избежать рисков «эффекта колеи», на наш взгляд, в муниципальную систему оценки качества дошкольного образования необходимо внести критерии, закрепляющие ценность и значимость тех изменений, которые несет проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» для практики дошкольного образования.

 

Литература

 

  1. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 36с.
  2. Оберемок С. М. Проектирование в образовании: Учебное пособие. –  Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 1-4 с.
  3. Планирование деятельности профессионального образовательного учреждения: Пособие для руководителей образовательных учреждений/Под ред. Е. В. Васиной – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2003. – 136 с.
  4. Приказ Департамента Образования мэрии города Новосибирска № 1343-од от 03.11.2023 «Об утверждении положения о конкурсном отборе образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска, на присвоение статуса и организации деятельности стажировочной площадки «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования».
  5. Приказ Департамента Образования мэрии города Новосибирска № 0013-од от 11.01.2024 «О присвоении статуса стажировочной площадки «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования». – Электронный ресурс. – URL: https://niso54.ru/sites/default/files/docs/NovoSibSad/2_application%20of%20the%20status%20of%20an%20intern%20of%20the%20site.pdf (дата обращения: 11.09.2024).
Количество просмотров: 262  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» – специфика, принципы и подходы в реализации
2. Инженерная лаборатория для дошкольников: воспитываем будущих новаторов с раннего возраста
3. Управление ресурсными возможностями стажировочной площадки как одно из направлений развития дошкольной образовательной организации
4. Стажировочная площадка «НовоСибСадЮныйИнженер»: первые шаги реализации проекта
5. Среда как условие успешной социальной адаптации детей иностранных граждан в ДОО с сохранением пространства культурной идентичности всех участников образовательного процесса
6. Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
7. Успешный школьный старт. Проблемы, решения, перспективы
8. Процесс формирования сюжетной игры в детском саду «Кроха»
9. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации
10. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
11. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника
12. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
13. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития
14. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов
15. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
16. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике
17. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи
18. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности
19. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского
20. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения

Страницы

1. Теоретические основы интеграции робототехники в дополнительное образование №31/2024 Новосибирск
2. Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба №31/2024 Новосибирск
3. Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОП №31/2024 Новосибирск
4. Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях №31/2024 Новосибирск
5. Урочная и внеурочная деятельность в специализированных медицинских классах №31/2024 Новосибирск
6. Образовательные и социальные дефициты детей мигрантов. Пути их преодоления №31/2024 Новосибирск
7. Лингвистический анализ текста как прием подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку №31/2024 Новосибирск
8. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы) №31/2024 Новосибирск
9. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения №31/2024 Новосибирск
10. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского №31/2024 Новосибирск
11. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности №31/2024 Новосибирск
12. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи №31/2024 Новосибирск
13. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике №31/2024 Новосибирск
14. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста №31/2024 Новосибирск
15. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов №31/2024 Новосибирск
16. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития №31/2024 Новосибирск
17. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи №31/2024 Новосибирск
18. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника №31/2024 Новосибирск
19. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников №31/2024 Новосибирск
20. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации №31/2024 Новосибирск

Страницы