Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба

 

Биллингер Иван Юрьевич,

учитель физической культуры, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 45», Новосибирск, Российская Федерация

Ivan Yu. Billinger,

physical education teacher, municipal budgetary educational institution of the city of Novosibirsk «Secondary school No. 45», Novosibirsk, Russian Federation

 

Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба

Formation of a culture of health among students through the school sports club

В статье представлен опыт работы МБОУ СОШ № 45 по формированию культуры здоровья обучающихся посредством организации систематической деятельности школьного спортивного клуба «45 Легенд». Выявлены и описаны эффективные педагогические условия, обеспечивающие достижение желаемых результатов в формировании у обучающихся культуры здоровья. Представлено интегративное учебно-методическое обеспечение деятельности школьного спортивного клуба.

Ключевые слова: культура здоровья, ценности здорового образа жизни, школьный спортивный клуб, педагогические условия формирования культуры здоровья обучающихся, ГТО.

 

The article presents the experience of MBOU Secondary School No. 45 in developing a health culture among students through the organization of systematic activities of the school sports club «45 Legends». Effective pedagogical conditions ensuring the achievement of the desired results in developing a health culture among students are identified and described. Integrated educational and methodological support for the activities of the school sports club is presented.

Keywords: culture of health, values of a healthy lifestyle, school sports club, pedagogical conditions for the formation of a culture of health among students, Strategy for the development of physical culture and sports, GTO.

 

19 ноября 2020 года на заседании Правительства Российской Федерации была одобрена Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года (далее – Стратегия). 24 ноября 2020 года ее утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин. Стратегия ориентирована на достижение национальной цели по сохранению здоровья и благополучия людей [5].

Миссия государства в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации заключается в:

– формировании культуры и ценностей здорового образа жизни как основы устойчивого развития общества и качества жизни населения;

– создании необходимых условий для поступательного развития сферы физической культуры и спорта;

– повышении экономической привлекательности и эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта;

– обеспечении прозрачности и честности соревновательного процесса;

–  укреплении международного сотрудничества и повышения авторитета России на международной спортивной арене [4].

В связи с этим актуализируется социальная и педагогическая значимость формирования ценностей культуры здоровья у подрастающего поколения, которые в дальнейшем определяют стратегию их образа жизни.

В настоящее время среди учёных отсутствует единая точка зрения на определение понятия «культура здоровья». Для нашей работы наиболее подходящим и значимым является понятие, сформулированное К. В. Чедовым (доцент кафедры физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»). Культура здоровья, по мнению данного исследователя, – это часть общей культуры личности, включающая в себя:

  • систему знаний о здоровье как о социально-культурном явлении методом самодиагностики психофизического состояния, компонентах здорового образа жизни;
  • осознание личностной значимости ценности здоровья и здоровой жизнедеятельности как необходимости личностного саморазвития;
  • способность сознательной выработки индивидуальной стратегии сбережения и развития здоровья [7].

В своей работе К. Д. Чедов отмечает, что одной из значимых составляющих деятельности общеобразовательной школы по формированию культуры здоровья обучающихся может стать системное функционирование школьного спортивного клуба [8]. Эту мысль разделяют и другие авторы, подчеркивая, что спортивный клуб позволяет интегрировать учебную и внеурочную деятельность по физическому воспитанию и создает благоприятную среду для совершенствования личностных качеств обучающихся, гармоничного физического развития и физической подготовки, формирования ценностей культуры здоровья [2].

В МБОУ СОШ № 45 г. Новосибирска предусмотрено интегративное учебно-методическое обеспечение деятельности школьного спортивного клуба «45 Легенд» (далее – ШСК), который с 2022 года зарегистрирован во Всероссийском перечне (реестре) школьных спортивных клубов [10].

В ШСК действуют различные спортивные секции: волейбол, баскетбол, мини-футбол «Вымпел», настольный теннис, легкая атлетика «Юный Атлет», лыжные гонки «Лыжня зовет», стрельба из пневматической винтовки и тхэквондо. Это позволяет ученикам сделать выбор в пользу своего вида спорта.

На каждый учебный год составляется календарный план спортивно-массовых мероприятий, назначаются ответственные за подготовку и проведение, фиксируются примерные даты проведения, которые при необходимости корректируются в течение учебного года. При этом учитываются интересы не только образовательного учреждения, но и интересы учеников, родителей и педагогов.

В течение года ШСК активно проводит спортивные соревнования школьного уровня по разным видам спорта согласно календарному плану спортивно-массовых мероприятий учебного года. Например, пионербол, волейбол, мини-футбол, стритбол, настольный теннис, первенство по легкоатлетическому кроссу, лыжные гонки, а также многоборье (тесты по ОФП). Для каждого соревнования составляется Положение о проведении, а после оформляется итоговый протокол соревнований. Все документы расположены на официальном сайте школы в разделе «Школьный спортивный клуб» [3]. Участие в соревнованиях принимают команды классов трёх возрастных категорий:

  1.  Младшая возрастная группа (1-4 классы).
  2.  Средняя возрастная группа (5-8 классы).
  3.  Старшая возрастная группа (9-11 классы).

Команды-победители определяются в каждой возрастной группе по каждому виду спорта. Победители в личном зачете определяются согласно правилам соревнований. Ученики старших классов с тренером и учителем физической культуры обеспечивают организацию и проведение школьных тренировок и самих соревнований. В их обязанности входит помощь в организации игр и судейства матчей.

На летний период также разрабатываются специальные программы школьного спортивного клуба. В период работы в нашей школе летнего лагеря с дневным пребыванием «Большая перемена» были организованы спортивные часы, в рамках которых ШСК реализовывал свою физкультурно-оздоровительную программу. Дети могли не только повышать свою выносливость и физические навыки, участвуя в спортивных мероприятиях, но и просто весело и с пользой проводить время.

В пришкольном лагере дети познакомились с новым видом футбола, таким как панна-футбол. Он отличается от традиционного футбола тем, что основное внимание уделяется технике и мастерству игроков, а не результату матча. Это очень динамичный вид спорта, который требует быстрых реакций и хорошей координации движений, что делает игру очень увлекательной и интересной.

В школе большое внимание уделяется теоритической подготовке обучающихся по теме здорового образа жизни. Учителями организуется подготовительная работа для участия детей во Всероссийской олимпиаде по физической культуре. При подготовке к олимпиаде учитываются следующие принципы: максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий; использование заданий опережающего уровня сложности; индивидуальный подход. Следует отметить, что одной из эффективных форм подготовки учеников для успешного участия в олимпиаде является разбор олимпиадных заданий прошлых лет.

ШСК сотрудничает с организациями дополнительного образования физкультурно-спортивного профиля (ДЮФЦ «СОЮЗ» и КБИ «Звездный») на основе сетевого взаимодействия.

Деятельность школьного спортивного клуба дает возможность добровольного участия в проектах, мероприятиях и конкурсах, связанных с работой клуба.

В 2023-2024 учебном году повысились результаты выступлений спортивных команд в школьных, муниципальных и городских соревнованиях, в которых обучающиеся регулярно принимают участие. Например, соревнования по шорт-треку среди школьников Ленинского района города Новосибирска – 2 место общекомандное и 1, 2 места в личном зачете, XLII открытая Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России – 2024» в городе Новосибирске, которая проводится в рамках реализации федерального проекта «Спорт – норма жизни».

Школьный спортивный клуб не остается в стороне и от патриотического воспитания. Формирование у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к защите его интересов реализуется через конкурс строя и песни «Аты-баты». Благодаря данному конкурсу школьники могут продемонстрировать уровень своих знаний, навыков и умений по строевой подготовке, а также показать свою организованность и дисциплинированность. Под руководством учителя основ безопасности жизнидеятельности организуется практическая работа с обучающимися по разборке и сборке автоматов, надевании средств индивидуальной защиты. Обучающиеся ежегодно принимают участие в легкоатлетических эстафетах, посвященных Дню Победы. Например, 75-я легкоатлетическая эстафета памяти воинов-сибиряков, погибших в годы Великой Отечественной войны, в Ленинском районе города Новосибирска – 2 место и 77-я легкоатлетическая эстафета памяти А.И. Покрышкина, посвященная 79-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, – 6 место.

Благодаря внедрению в 2014 г. Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее – комплекса ГТО) у школьных спортивных клубов появляются дополнительные возможности для формирования культуры здоровья личности. Освоение ими техники выполнения базовых упражнений на уроках физической культуры и определение индивидуальной нагрузки на учебных тренировках в рамках ШСК создаёт необходимые предпосылки для самостоятельных занятий физическими упражнениями, что является важнейшей задачей формирования культуры здоровья личности на основе совершенствования физического воспитания [8]. Школьники развивают свои физические способности и готовятся к сдаче нормативов ГТО согласно своей возрастной группе [1].

В декабре 2023 года 70 обучающихся выпускных классов и 1 сотрудник МБОУ СОШ № 45 сдали тесты ГТО. По итогам данного тестирования присвоено 32 знака отличия (44 %) [3].

 

Таблица 1

 

Присвоенные знаки отличия ВФСК «ГТО» в МБОУ СОШ № 45

за 2023-2024 учебный год

Знак отличия

5-я ступень

(возрастная группа

от 14 до 15 лет)

6-я ступень

(возрастная группа

от 16 до 17 лет)

17-я ступень

(возрастная группа

от 65 до 69 лет)

ЗОЛОТО

4

11

1

СЕРЕБРО

6

4

-

БРОНЗА

3

3

-

 

Значительное место в календаре спортивных соревнований ШСК занимают Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» (далее – Президентские состязания) и Всероссийские игры школьников «Президентские спортивные игры» (далее – Президентские спортивные игры), которые являются важной составляющей национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, направленной на совершенствование физической подготовки, привлечение к занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни у обучающихся [6]. Они проводятся ежегодно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников» Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством спорта Российской Федерации.

По итогам 2023-2024 учебного года команда ШСК «45 Легенд» МБОУ СОШ № 45 заняла 3 место в муниципальном этапе Президентских спортивных игр. В рамках этих игр в дисциплине «мини-футбол» юноши команды заняли 2 место.

В 2023 активисты ШСК приняли участие во Всероссийском конкурсе «ГУРУ ФИЗКУЛЬТУРЫ», который проходил в рамках проекта «Вызов первых». Дети достойно представили работу учителя физической культуры и руководителя ШСК. Результат работы – диплом Победителя конкурса.

Считаем, что высокий уровень культуры здоровья педагога, родителя – это обязательное условие успешной деятельности по развитию самосознания обучающихся, которое будет ориентировано на ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Формирование здорового, физически активного образа жизни должно начинаться с примера, подаваемого родителями. Сквозь призму сформированного физически активного образа жизни у взрослых внедрение такового в сознание детей произойдет естественным образом. Для этого К. Д. Чедов предлагает руководствоваться принципами формирования физически активного образа жизни: доступность, необходимость, интерес, а также осознание того, что данный образ жизни неразрывно связан с образом культурного, социально успешного человека [9].

МБОУ СОШ № 45 имеет большой опыт привлечения родителей к работе ШСК. Мы проводим различные мероприятия с участием родителей. Например, весёлые старты «Мама, папа, я – спортивная семья», «День здоровья», «Час вопросов о здоровье» с привлечением врача-педиатра и фельдшера, товарищеские встречи по волейболу среди учеников, родителей и учителей.

Администрация и коллектив школы с удовольствием принимают участие в спортивных мероприятиях. Например, проходит подготовка и сдача нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для педагогов и других сотрудников школы. Проводятся практические занятия («Подвижные игры как элемент реализации корпоративной программы по укреплению здоровья работников МБОУ СОШ № 45», «Здоровый образ жизни – вклад в долголетие» в рамках педагогического марафона «Я – эффективный учитель!»), активное участие коллектива во всех этапах Спартакиады членов Профсоюза – работников образовательных организаций Ленинского района. В целях пропаганды физической культуры и спорта среди учителей в течение учебного года организуются встречи со спортсменами (Любовь Андреевна Шутова – российская шпажистка, мастер спорта, чемпионка Мира по фехтованию на шпагах в личном первенстве, Татьяна Садчикова – мастер спорта России международного класса по тхэквондо ИТФ, чемпионка мира и Европы). Проходят товарищеские встречи по волейболу сборной учеников с учителями.

В результате организованной работы ШСК «45 Легенд» у обучающихся МБОУ СОШ № 45 повышается интерес и мотивация к ведению здорового образа жизни, а также уровень физической подготовленности. По наблюдениям школьного медицинского работника, уменьшается количество пропусков учебных дней по причине ОРЗ и других простудных заболеваний.

Деятельность ШСК способствует развитию творческой составляющей личности детей, которые стали не только выполнять регламентируемые виды физкультурной деятельности, принимая их как необходимую ценность физической культуры, но и заниматься саморазвитием в области физической культуры и спорта, активно включаться в самодеятельность по организации и проведению различных видов соревнований, пропагандировать здоровый образ жизни.

Руководствуясь Стратегией развития физической культуры и спорта, опираясь на научные источники по проблеме функционирования школьного спортивного клуба и специфики формирования культуры здоровья обучающихся, опыт физкультурно-оздоровительной деятельности других образовательных организаций, анализ и обобщение собственного педагогического опыта, нами были определены педагогические условия, необходимые для достижения комплексных изменений в представлениях обучающихся о культуре здоровья. Эти условия обеспечивают:

  • многообразие видов физической культуры и спорта, предоставляющих обучающимся широкие возможности самореализации и развития способностей;
  • эффективное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: школьник, родитель, классный руководитель, учитель, тренер, администрация;
  • эффективное сетевое взаимодействие с организациями дополнительного образования физкультурно-спортивного профиля;
  • непрерывность тренировочного и соревновательного процессов команд;
  • добровольность, прозрачность и честность соревновательного процесса;
  • эффективную систему поощрения подростков и юношей, занимающихся физической культурой и спортом;
  • комплексность гражданско-патриотического воспитания, направленного на формирование нравственных идеалов;
  • проведение регулярных исследований уровня физической подготовленности обучающихся;
  • безопасность при проведении физкультурных и спортивных мероприятий.

 

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что планомерная и систематическая работа по созданию педагогических условий формирования культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба достаточно продуктивна и позволяет эффективно решать важные задачи образовательного процесса.

 

Литература

  1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): [сайт]. – Электронный ресурс. – URL: https://www.gto.ru/norms (дата обращения: 08.06.2024).
  2. Лубышева Л. И. Концепция спортизации в системе физкультурного образования / Л.И. Лубышева // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. – Психологические и педагогические науки. – 2016. – № 2-1. – С. 44-54.
  3. Приказы «О награждении знаками отличия» // Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): [сайт]. – Электронный ресурс. – URL: https://www.gto.ru/document/ (дата обращения: 08.06.2024 ).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р (ред. от 29.04.2023) «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» (в ред. распоряжения Правительства РФ от 29.04.2023 N 1118-р). Доступ из справ.-системы «КонсультантПлюс». – Электронный ресурс – URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=446474&dst=100003 (дата обращения: 07.06.2024).
  5. Стратегия 2030. Министерство спорта Российской Федерации: [сайт]. – Электронный ресурс. – URL: https://www.minsport.gov.ru/activity/strategy/ (дата обращения: 07.06.2024).
  6. Федеральный центр огранизационно-методического обеспечения физического воспитания: [Сайт]. – Электронный ресурс. – URL: http://фцомофв.рф/ (дата обращения: 09.06.2024).
  7. Чедов К. В. Формирование культуры здоровья обучающихся на основе кластерного взаимодействия: потенциал регионального образовательного пространства / В. А. Федоров, К. В. Чедов // Образование и наука. – 2019. – № 21 (9). – С. 186-220.
  8. Чедов К. В. Формирование культуры здоровья обучающихся в условиях школьного спортивного клуба / К. В. Чедов // Нижегородское образование. – 2019. – № 3. – С. 75–80
  9. Чедов К. В. Факторы, обуславливающие формирование культуры здоровья личности / К. В. Чедов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 1. – С. 327-331.
  10. Школьный спортивный клуб. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 45»: [сайт]. – Электронный ресурс. – URL: http://www.s_45.edu54.ru/shsk.html/ (дата обращения: 07.06.2024).
Количество просмотров: 226  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» – специфика, принципы и подходы в реализации
2. Инженерная лаборатория для дошкольников: воспитываем будущих новаторов с раннего возраста
3. Управление ресурсными возможностями стажировочной площадки как одно из направлений развития дошкольной образовательной организации
4. Стажировочная площадка «НовоСибСадЮныйИнженер»: первые шаги реализации проекта
5. Среда как условие успешной социальной адаптации детей иностранных граждан в ДОО с сохранением пространства культурной идентичности всех участников образовательного процесса
6. Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
7. Успешный школьный старт. Проблемы, решения, перспективы
8. Процесс формирования сюжетной игры в детском саду «Кроха»
9. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации
10. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
11. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника
12. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
13. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития
14. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов
15. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
16. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике
17. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи
18. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности
19. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского
20. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения

Страницы

1. Теоретические основы интеграции робототехники в дополнительное образование №31/2024 Новосибирск
2. Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба №31/2024 Новосибирск
3. Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОП №31/2024 Новосибирск
4. Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях №31/2024 Новосибирск
5. Урочная и внеурочная деятельность в специализированных медицинских классах №31/2024 Новосибирск
6. Образовательные и социальные дефициты детей мигрантов. Пути их преодоления №31/2024 Новосибирск
7. Лингвистический анализ текста как прием подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку №31/2024 Новосибирск
8. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы) №31/2024 Новосибирск
9. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения №31/2024 Новосибирск
10. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского №31/2024 Новосибирск
11. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности №31/2024 Новосибирск
12. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи №31/2024 Новосибирск
13. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике №31/2024 Новосибирск
14. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста №31/2024 Новосибирск
15. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов №31/2024 Новосибирск
16. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития №31/2024 Новосибирск
17. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи №31/2024 Новосибирск
18. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника №31/2024 Новосибирск
19. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников №31/2024 Новосибирск
20. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации №31/2024 Новосибирск

Страницы