Взаимодействие педагогических работников общеобразовательного и дошкольного учреждения в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

 

Сафронова Анастасия Александровна,

учитель-логопед, член ППк, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Экономический лицей», Новосибирск, Российская Федерация

Anastasia A. Safronova,

speech therapist teacher, member of the psychological and pedagogical council, Novosibirsk municipal budgetary educational institution «Economic Lyceum», Novosibirsk, Russian Federation

 

Взаимодействие педагогических работников общеобразовательного и дошкольного учреждения в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

Interaction of teaching staff of general education and preschool institutions within the framework of the continuity of psychological and pedagogical support for students with disabilities

В статье представлен опыт взаимодействия педагогических работников МБОУ ЭКЛ и детского сада № 117 г. Новосибирска в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ. Описаны последовательно выстроенные этапы взаимодействия участников психолого-педагогического сопровождения детей, в том числе детей с ОВЗ, на уровне дошкольного и начального общего образования. Представленный опыт взаимодействия ДОУ и общеобразовательного учреждения может быть полезен как для специалистов детских садов, так и для педагогов общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова: преемственность, психолого-педагогическое сопровождение, дети с ОВЗ, адаптация к обучению.

 

The article presents the experience of interaction between teaching staff of MBOU EKL and kindergarten No. 117 in Novosibirsk within the framework of continuity of psychological and pedagogical support for students with disabilities. The sequential stages of interaction between participants in the psychological and pedagogical support of children, including children with disabilities, at the level of preschool and primary general education are described. The presented experience of interaction between a preschool educational institution and a general education institution can be useful both for kindergarten specialists and for teachers of general education institutions.

Keywords: continuity, psychological and pedagogical support, children with disabilities, difficulties in adapting to learning.

 

Ежегодно в школу поступают дети, имеющие особенности развития и социализации, это поднимает проблему выбора эффективных способов взаимодействия с ребенком на дошкольном и начальном школьном уровне: что фактически помогает адаптироваться ему в новой среде, а что является триггером, провоцирующим откат в познавательном и эмоциональном развитии ребенка. Для того, чтобы решить обозначенную проблему, необходима система работы по сотрудничеству дошкольной образовательной организации и школы в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся со статусом ОВЗ.

Актуальность внедрения практики взаимодействия педагогических работников МБОУ ЭКЛ (далее – лицей) и детского сада обусловлена наличием в классах лицея обучающихся с трудностями адаптации к обучению, выявленными при проведении стартовой диагностики на начало учебного года.

При планировании и внедрении настоящей педагогической практики учитывались основные направления государственной политики в сфере обучения детей с ОВЗ; нормативные документы: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012,  ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ДО, СанПиН 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020 г., Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 (с изменениями и дополнениями), «Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года», утв. С. С. Кравцовым 30.12.22 г. [3].

По результатам стартовой диагностики была определена проблема: недостаточно выстроена система преемственности между уровнями образования.

Цель: обеспечение преемственности между ДОУ и лицеем для повышения качества образования и непрерывности психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского сада и обучающихся с ОВЗ.

Задачи:

– провести психолого-педагогический скрининг первоклассников;

– организовать встречу с педагогами ДОУ и лицея по рассмотрению вопроса готовности ребенка 7 лет к школе;

– разработать, утвердить и реализовать план мероприятий по преемственности дошкольного и начального общего образования;

– подвести итоги совместной работы, скорректировать план взаимодействия на последующий учебный год.

Методы и формы взаимодействия с педагогами: практические семинары, индивидуальное консультирование; с воспитанниками и обучающимися: экскурсии, выставки, конкурсы, работа театральной студии лицея в детском саду; с родителями: индивидуальное консультирование, родительские собрания.

Ожидаемые результаты:

– психолого-педагогический скрининг обучающихся 1-х классов 2023-2024 уч. года;

– реализация разработанного и утвержденного плана мероприятий по преемственности дошкольного и начального общего образования;

– проведение итоговой встречи специалистов ППк ДОУ и лицея по результатам педагогических наблюдений;

– подведение итогов и анализ результатов взаимодействия, эффективности реализации плана преемственности;

– корректировка плана взаимодействия на следующий учебный год;

– увеличение количества своевременно прошедших ТПМПК обучающихся со статусом ОВЗ перед поступлением в школу.

Обеспечение преемственности между ДОУ и лицеем для повышения качества образования и непрерывности психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского сада и обучающихся с ОВЗ реализуется через следующие этапы.

1.      Организационный этап (сентябрь 2023 г.).

Проведение учителями и специалистами стартовой диагностики первоклассников на начало 2023-2024 уч. года. В ходе анализа полученных результатов было выявлено, что в классах присутствуют обучающиеся с трудностями адаптации к обучению. Это проявлялось в быстрой утомляемости ребенка, в частичном выполнении требований учителя, в отказе от работы, в трудностях общения со сверстниками, обусловленных нарушением звукопроизношения, а также в низком уровне развития функционального базиса для развития чтения и письма. В личных беседах с родителями было выявлено, что на этапе дошкольного образования у этих детей имелся статус «обучающийся с ОВЗ». Большинство родителей были уверены, что ребенок смог бы обучаться по ООП НОО, и посчитали неактуальным прохождение ТПМПК перед школой, тем самым создав повышенную нагрузку на этапе адаптации в первом классе.

Таким образом была выявлена потребность в проведении просветительских мероприятий с родителями дошкольников подготовительных групп и организации взаимодействия специалистов дошкольного и начального общего образования по обмену опытом.  

2.      Основной этап (октябрь 2023 г. – май 2024г.).

На базе МБОУ ЭКЛ был проведен окружной семинар «Непрерывность и преемственность психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями на дошкольном и школьном уровне образования» с участием специалистов дошкольного и начального общего образования. Такая форма работы дала возможность установить личные контакты с педагогами близлежащих ДОУ, воспитанники которых по микроучастку относятся к лицею.

В работе семинара поднимались следующие вопросы:

– возможные проявления адаптационных нарушений первоклассников;

– несформированность и/или сформированность социальной и психолого-педагогической готовности к школе (особенности познавательной, эмоционально-волевой, речевой готовности);

– психофизиологические предпосылки учебной деятельности;

– оказание помощи и поддержки детям с особенностями развития при переходе с дошкольного уровня обучения в начальную школу.

Результатом работы семинара стало определение параметров, которые являются основой для составления общего представления о ребенке, нуждающемся в особом внимании. Продуктом деятельности встречи педагогов стала «Психолого-педагогическая характеристика будущего первоклассника» с вариантами выбора ответов (приложение). Данная характеристика не предполагает развернутого логопедического или психологического представления, но, по наблюдениям воспитателя, может быть некоторыми заметками, которые послужат основой для своевременного и оптимального выбора пути коррекционного сопровождения [2].

Для осуществления взаимодействия учреждений образования МБОУ ЭКЛ и МБДОУ д/с № 117 был заключен договор «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования».

В разработке плана мероприятий по взаимодействию и преемственности МБДОУ д/с № 117 и МБОУ ЭКЛ приняли участие старший воспитатель, педагоги-психологи, воспитатели, замдиректора по УВР, председатели ППк, учителя-логопеды. При составлении сетки мероприятий были учтены пожелания родителей. План утверждается руководителями образовательных учреждений.

Формы работы на 2023-2024 учебный год.

С педагогами – индивидуальное и групповое взаимодействие по обмену опытом. Предполагаются регулярные встречи, обмен актуальной информацией по проводимым мероприятиям.

С воспитанниками и обучающимися – организация экскурсий дошкольников по лицею. Каждая подготовительная группа посещает лицей по согласованному графику. Группа делится на подгруппы, для каждой из которых подготовлены локации, помощниками сопровождающих являются обучающиеся из «Школы экскурсоводов» лицея.

Работа театральной студии лицея «Театральные ступеньки» предполагает раскрытие возможности проявить себя на сцене обучающимся, в том числе и детям с ОВЗ, перед воспитанниками детского сада в доброжелательной атмосфере. Методическое наполнение сценариев спектаклей формируется с учетом пропедевтических аспектов формирования мотивации к обучению в школе.  

Для раскрытия творческого потенциала дошкольников и формирования мотивации к школьному обучению организуется выставка-конкурс «Я рисую школу». 

Педагоги ДОУ предоставляют возможность обучающимся старших классов лицея посетить консультационные встречи и открытые занятия для профессионального самоопределения, что является подготовкой к участию в Чемпионате по профессиональному мастерству «Профессионалы».

С родителями – консультирование, родительские собрания. Консультационные встречи специалистов лицея с родителями будущих первоклассников проводятся в очном формате по предварительной записи или в дистанционном через электронную почту. Групповые родительские собрания в ДОУ проводятся с обязательным участием учителей начальных классов.  Важные аспекты встреч – компоненты готовности будущих первоклассников к обучению в школе, профилактика возможных проявлений в адаптационный период, важность своевременного прохождения ТПМПК до начала обучения в школе. Кроме очных родительских собраний специалисты лицея осуществляют информационно-просветительскую деятельность через оформление стенда в родительских уголках и страничку на сайте ДОУ «Для родителей», через онлайн встречи на платформе «Сферум» (безопасное пространство для общения в VK Мессенджере).

Завершением основного этапа (май 2024 г.) является проведение итоговой встречи специалистов ППк ДОУ и лицея по результатам педагогических наблюдений будущих первоклассников. Предполагается информирование специалистов психолого-педагогического сопровождения МБОУ ЭКЛ о предварительном количестве детей МБДОУ д/с № 117, направленных на прохождение ТПМПК перед школой, обмен мнениями по результатам педагогических наблюдений, заполнение психолого-педагогической характеристики будущего первоклассника для отбора эффективных методов и приемов работы с детьми с ОВЗ.

3.      Заключительный этап (август-сентябрь 2024 г.).

Анализ результатов взаимодействия предполагается провести перед началом и в первые дни учебного года по итогу набора первоклассников. Анализ позволит определить количество обучающихся, имеющих заключение ТПМПК на уровень НОО, и провести комплектацию классов с учетом норм и правил СанПин 2.4.3648-20 (п. 3.4.14), оценить эффективность реализации плана преемственности.

Данный этап предполагает учет пожеланий всех субъектов взаимодействия, что будет отражено в модернизации плана по преемственности на текущий учебный год. 

Результативностью взаимодействия педагогических работников МБОУ ЭКЛ и МБДОУ д/с  № 117 в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих статус  ОВЗ, можно считать успешную реализацию плана мероприятий по преемственности дошкольного и начального общего образования; информирование родителей о значимости своевременного прохождения ТПМПК для создания специальных образовательных условий на уровне начального общего образования; готовность специалистов детского сада продолжать сотрудничество; составление плана взаимодействия на следующий учебный год.

Описанный опыт взаимодействия педагогических работников МБОУ ЭКЛ и МБДОУ д/с № 117 в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ может быть использован другими образовательными организациями и освещен в психолого-педагогических сообществах.

 

Литература

 

  1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2019. – 144 с.
  2. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под редакцией Г. Ф. Кумариной. — 2-е изд., Издательство Юрайт, 2019. – 285 с.
  3. Нормативные документы об образовании в России: сайт. – ООО Гарант Сервис, 2024. – Электронный ресурс. – URL: https://edu.garant.ru/education/law/ (дата обращения: 14.05.2024).
  4. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников / Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М., 2020. – 128 с.
  5. Чибичян О. А. Общая оценка психологической и социальной готовности ребенка к школьному обучению. – Электронный ресурс. – URL: https://kopilkaurokov.ru/psihologu/testi/obshchaia-otsienka-psikhologhichieskoi-i-sotsial-noi-ghotovnosti-riebienka-k-shkol-nomu-obuchieniiu (дата обращения: 14.05.2024).

Приложение

Психолого-педагогическая характеристика

будущего первоклассника

 

1.      Состояние здоровья

1.      Здоров, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций (1 группа здоровья).

2.      Здоров, но имеет функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям (2 группа здоровья).

3.      Болеет хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохранными функциональными возможностями организма (3 группа здоровья).

4.      Болеет хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями организма (4 группа здоровья).

2.      Социальная и психолого-педагогическая готовность к школе

1.      Желание учиться в школе:

1)      ребенок хочет идти в школу;

2)      особого желания идти в школу пока нет;

3)      идти в школу не хочет.

2.      Учебная мотивация:

1)      осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;

2)      собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, иметь портфель и т.д.);

3)      цели учения не осознает, нечего привлекательного в школе не видит.

3.      Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

1)      достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;

2)      контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны;

3)      плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

4.      Организованность поведения:

1)      поведение организованное;

2)      поведение недостаточно организованное;

3)      поведение неорганизованное.

5.      Кругозор:

1)      представления о мире достаточно развернуты и конкретны; может рассказать о стране, о городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года;

2)      представления достаточно конкретны, но ограниченны непосредственно окружающим;

3)      кругозор ограничен; знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

6.      Развитие речи:

1)      речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;

2)      ребенок затрудняется в поисках слов, в выражении мыслей; в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;

3)      слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений и др.);

3.      Развитие школьно-значимых психофизиологических функций

1.      Фонематический слух, артикуляционный аппарат:

1)      нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет; речь правильна, отчетлива;

2)      в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо углубленное обследование логопеда);

3)      ребенок косноязычен (необходимо углубленное обследование логопеда).

2.      Мелкие мышцы руки:

1)      рука развита хорошо – ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами;

2)      рука развита недостаточно хорошо – карандашом и ножницами владеет с напряжением;

3)      рука развита плохо – карандашом и ножницами владеет плохо.

3.      Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:

1)      достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения; подвижен, ловок;

2)      отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений; недостаточно ловок;

3)      ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо; неуклюж; малоподвижен.

4.      Координация в системе «глаз-рука»:

1)      может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски);

2)      графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии «переносит» в тетрадь с незначительными искажениями;

3)      при «переносе» графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые искажения.

5.      Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров):

1)      соответствует средним показателям возрастной группы;

2)      ниже средних показателей возрастной группы;

3)      много ниже средних показателей возрастной группы.

4.      Развитие психологических предпосылок учебной деятельности

1.      Познавательная активность, самостоятельность:

1)      ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;

2)      ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция; круг интересующих вопросов довольно узок;

3)      уровень активности, самостоятельности низкий; при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция; интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

2.      Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

1)      понимает содержание, смысл (в том числе и скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;

2)      задания, требующие анализа, сравнения, обобщения, установления закономерных связей выполняет со стимулирующей помощью взрослого;

3)      выполняет задания с организующей, направляющей помощью учителя, может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания;

4)      при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выполнения главного, установления закономерностей требуется обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

3.      Произвольность деятельности:

1)      удерживает цель деятельности, намечает ее план; выбирает адекватные средства; проверяет результат; сам преодолевает трудности в работе; доводит дело до конца;

2)      удерживает цель деятельности; намечает план; выбирает адекватные средства; проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке;

3)      деятельность хаотична, непродуманна; отдельные условия решаемой задачи в процессе работы «теряются»; результат не проверяется; прерывает деятельность из-за возникающих трудностей; стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

4.      Темп деятельности:

1)      соответствует средним показателям возрастной группы;

2)      ниже средних показателей возрастной группы;

3)      намного ниже средних показателей возрастной группы.

Количество просмотров: 300  

Добавить комментарий

Target Image
1. От командного проектирования к развитию лидерской позиции учителя №32/2024 Новосибирск
2. Опыт работы МБОУ «Лицей № 136» города Новосибирска по реализации регионального проекта «Специализированные классы» №31/2024 Новосибирск
3. Опыт работы МБОУ «Лицей № 113» города Новосибирска по реализации предпрофильного и профильного обучения в рамках реализации регионального проекта «Специализированный класс» как формирование осознанной мотивации к выбору профессиональной деятельности №31/2024 Новосибирск
4. Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации: опыт работы стажировочной площадки «Среда – третий педагог» №31/2024 Новосибирск
5. Система сопровождения образовательных организаций города Новосибирска в вопросах повышения качества образования с учетом факторов риска и выявленных дефицитов №31/2024 Новосибирск
6. Взаимодействие педагогических работников общеобразовательного и дошкольного учреждения в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ №30/2024 Новосибирск
7. Модель «Школа – навигатор будущего» – среда возможностей и личностного развития учащихся в координатах XXI века №30/2024 Новосибирск
8. Полиэтническая школа – пространство для диалога №29/2024 Новосибирск
9. Эффективные методы и технологии в организации работы с педагогами как одно из условий повышения качества дошкольного образования №29/2024 Новосибирск
10. Молодежь и ее отношение к традиционной народной культуре №29/2024 Новосибирск
11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА №28/2023 Новосибирск
12. ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
13. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
14. О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ШКОЛ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ №28/2023 Новосибирск
15. СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (опыт реализации кураторской методики в муниципалитете в работе со ШНОР) №28/2023 Новосибирск