Процесс формирования сюжетной игры в детском саду «Кроха»

 

Зонова Надежда Николаевна,

старший воспитатель, МБДОУ д/с № 234 «Кроха», Новосибирск, Российская Федерация

 

Nadezhda N. Zonova,

senior teacher, MBDOU kindergarten No. 234 «Krokha», Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Оберемок Светлана Михайловна,

эксперт, муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Новосибирский Институт Современного Образования», Новосибирск, Российская Федерация

Svetlana M. Oberemok,

expert, municipal autonomous institution of additional professional education «Novosibirsk Institute of Modern Education», Novosibirsk, Russian Federation

 

Процесс формирования сюжетной игры в детском саду «Кроха»

The process of forming a story game in the kindergarten «Kroha»

В статье раскрыт процесс осмысления и проживания педагогами личного детского игрового опыта, который стал отправной точкой в развитии сюжетно-ролевой игры в детском саду.

Ключевые слова: «НовоСибСад», сюжетно-ролевая игра, технологическая карта, игровая среда, детский игровой опыт.

This article describes the experience of a kindergarten of comprehending and living a personal children's gaming experience, which became the impetus for the development of the plot-role-playing game of preschoolers.

Keywords: «NovoSibSad», plot-role-playing game, technological map, game environment, children's game experience.

 

Ценность игры для детского развития признается большинством педагогов. Будучи студентами, мы изучали теорию развития сюжетно-ролевой игры. Предполагалось, что, придя в детский сад, вооруженные знаниями, мы воплотим теорию в практику. Однако многие педагоги столкнулись с укладом и режимом детского сада, в котором не было места спонтанной детской игре.

Дети играли в традиционные сюжеты: «Больница», «Дочки-матери», «Магазин», «Парикмахерская». В группах были оборудованы стационарные игровые уголки с теми же названиями, присутствовали закрытые реалистичные игрушки с фиксированным способом действия (пластмассовые овощи и фрукты, посуда, кухонная утварь, инструменты и пр.). Игровые наборы оставались неизменными в течение многих месяцев.

 Нельзя отрицать интерес к этим сюжетам, но были другие социальные темы, на которые дети обращали внимание и хотели бы поиграть. Педагоги наблюдали, как дети пытались играть, например, в героев популярных мультфильмов «Щенячий патруль» или «Путешествие в лес с Мимимишками». Не всегда это получалось, так как не было поддержки со стороны взрослого, не было среды и не хватало свободного времени. Игра рассматривалась и педагогами, и родителями как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение и овладение полезными навыками. Мы видели отношение взрослых к развитию игры как к чему-то необязательному, зачастую можно было услышать: «Дети сами играют, мы им не нужны», «Некогда нам играть, нам заниматься нужно».

Игра не находила достойного места в образовательном процессе. А в настоящее время, на наш взгляд, игра зажата в «тиски» – с одной стороны, занятийная учебная деятельность, занимающая первую половину дня, с другой –дополнительное образование: кружки, секции и студии. Свободная сюжетно-ролевая игра существует по остаточному принципу.

Вначале двухтысячных годов у детского сада были попытки реабилитировать игру. В это время мы реализовывали программу «Развитие» Л. А. Венгера. В ней специальный раздел был посвящен развитию сюжетно-ролевой игры: прописаны действия педагога, начиная с младшего дошкольного возраста. Но игра не получила своего развития, так как зачастую действия педагога превращали сюжетную игру в дидактическое занятие. Игра не смогла «пробиться» через жесткую модель учебного процесса.

В 2018 году небольшая группа педагогов детского сада прошла тренинги по развитию сюжетно-ролевой игры в детском саду. Первые попытки начать изменения столкнулись с устоявшимися стереотипами и представлениями. Многие педагоги были уверены, что с игрой все в порядке. Однако, снимая видеосюжеты игр детей и думая, что это и есть истинная игра, мы обнаруживали, что все они однотипные и примитивные: отсутствуют ролевые диалоги, нет сюжетосложения. Дети старшего дошкольного возраста осуществляли простейшие игровые действия: катали машинки, кормили куклу, сюжеты игр были короткими, оборванными.

Все, что мы наблюдали, было созвучно исследованиям, проведенным в 2014 году Еленой Олеговной Смирновой, профессором кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ. В статье «Игра в современном дошкольном образовании» [2] она представила результаты исследования, в котором участвовали дошкольники в возрасте 3–6 лет из ДОУ Москвы. Результаты показали, что низкий уровень игры, когда она сводится к однообразным действиям с игрушками, наблюдался у 60 % детей. Уровень, когда ребенок принимает роль и намечает сюжет, встречался в два раза реже (35 % детей). Высокий уровень, для которого характерны развернутые ролевые отношения и создание игрового пространства, зафиксирован только в исключительных случаях (у двух детей из ста). Таким образом, тот уровень игры, который полвека назад считался возрастной нормой для старших дошкольников, в настоящее время является исключением.

Такое совпадение заставило нас не только задуматься, но и действовать. Начали с формирования команды педагогов-единомышленников, «зараженных» идеей игры, и отбора пилотных групп. Не смотря на высокую мотивацию и желание изменить ситуацию, первые попытки планировать и «организовывать» сюжетную игру не привели к успеху. Педагоги говорили: «Не знаем, с чего начать игру?», «Мы вновь скатываемся на путь дидактической игры». И тогда, организовав постоянно действующий семинар-тренинг, мы начали вспоминать и анализировать. Вспоминали, рефлексировали как сами играли во дворе, как обсуждали, во что будем играть, кто кем будет, чем будем играть, что будет происходить в игре. Вспоминали, как тайком от родителей выносили во двор нужные нам для игры вещи, как находили во дворе подходящий хлам. И это были не игрушки, а, например, старые колеса от велосипедов, забытые инструменты, камни, стеклышки, флакончики, листочки. Вспоминали, как старшие дети брали нас в свои игры на второстепенные роли, потом мы вырастали и учили малышей играть в «Войнушки», «Концерты», «Показ мод». Окунувшись в свои детские воспоминания, пережив заново эмоции, педагоги как будто вновь ощутили ценность игры как таковой. Другими глазами посмотрели на предметную среду в группе и обнаружили, что не хватает как раз того, чем был наполнен двор: «ненужных», вышедших из строя вещей, коробок и коробочек и т. д., так необходимых для того, чтобы сюжетно-ролевая игра действительно «жила» в группе. Вспоминая свой детский опыт, когда мама позвала домой, а так хочется ещё поиграть, педагоги задумывались о времени для игры и месте её в распорядке дня, недели.

На семинаре мы не только вспоминали, но и сами на время становились детьми, выбирали и разыгрывали определенные сюжеты. Для многих это очень сложное дело, ведь свой детский игровой опыт или забыт, или он отсутствует, особенно у молодых педагогов. Можно было услышать: «Как научить играть детей, если сам не умеешь?»

И все же детские воспоминания «открыли» путь к игре. Педагоги начали пробовать играть, а играя, научились следовать идеям и интересам детей. Научились сами и научили детей выбирать сюжет игры: обсуждать, голосовать, объединять сюжеты, идти на компромисс. Перестали бояться неожиданных и незнакомых сюжетов. Сегодня «Телестудия», «МЧС», «Пожарная часть», «Полицейский участок», «Путешествие в Улан-Удэ» – обычные сюжеты детских игр. В современных условиях появился и современный инструмент. Если раньше во дворе просто обсуждали, как, где, чем будем играть, то сегодня воспитатели вместе с детьми строят «паутинку», карту игры, все фиксируя на большом листе бумаги. А потом дети дописывают, дорисовывают, подклеивают новые «идеи». И вот уже в «Путешествии на самолете» возникает «экстренная посадка», или «гроза и турбулентность», или «поломка самолета» и т. д.

Педагоги уже не боятся, что игра захватит всю территорию группы, проникнет во все уголки, превратив группу в хаос. Теперь они обсуждают с детьми и рисуют настоящий план пространства игры: где будут расположены театральная касса, буфет, зрительный зал, гримерки и т. д.

Кроме того, воспитатели учат детей использовать «подручные средства», как когда-то сами в детстве: коробочки, флакончики, веревки. Одной из любимых игр стала игра «Чем может быть?». Любой предмет передается из рук в руки по кругу, и дети высказываются, чем может быть предмет в игре. Например, степлер становится телефоном, вафельницей, аппаратом УЗИ, утюгом, переговорным устройством и даже трамплином для лыжников.

Большая сложность для педагогов – стать действительно «играющим партнером» для ребенка: соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением. Это мы постоянно разбираем на семинаре.

Родители воспитанников сначала с настороженностью отнеслись к нашим «пробам пера». Но постепенно, присмотревшись, стали включаться: приносить бросовый материал или сооружать необходимые атрибуты. Например, универсальная картонная коробка была и кассой, и наблюдательным пунктом, и просто домиком. Некоторые родители с удовольствием рассказывают о своей профессии, обыгрывая с детьми свои профессиональные сюжеты: тушение пожара, прием у врача. Некоторые сами по-настоящему включаются в игру. Сегодня мы можем услышать от родителей: «А вы ещё долго будете играть в эту игру? Она так нравится моему ребенку! Я хочу, чтобы он наигрался в неё».

Таким образом, игровая теория, соединенная с личным игровым опытом воспитателей, позволила сюжетно-ролевой игре занять значимое место в детском саду.

Наш опыт осмысления теории и практики положен в основу «технологической карты» развития сюжетно-ролевой игры, которую мы разработали как некий «рецепт действий» для других педагогов (приложение).

На сегодняшний день наш детский сад является стажировочной площадкой муниципального проекта «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» по направлению «НовоСибСадИгра». Семинары, тренинги, мастер-классы с педагогами-стажерами спланированы с учетом опыта и пути, который мы прошли. Работа стажировочной площадки для нас – это не просто транслирование опыта детского сада, обучение этапам, методам и приемам развития сюжетной игры, «растолковывание» технологической карты, это формирование культуры игры в детском саду, формирование «игроцентрированной» образовательной среды, ориентированной на потребности ребенка. Задача сложная. Но мы убеждены в том, что, только поставив амбициозные задачи, можно получить хороший результат.

Обратная связь с нашими стажерами дает нам понимание того, что мы движемся в правильном направлении. «Хочется прийти в детский сад и начать играть»; «Я даже и не думала, что игровая среда может быть такой, что так бывает»; «Самое главное, что поняла, игра – это естественная природная потребность ребенка, и это не следует забывать!» – это то, что мы каждый раз слышим на наших встречах.

 

Литература

 

  1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2020. – 96 с.
  2. Смирнова Е. О. Игра в современном дошкольном образовании. / Е. О. Смирнова // Психологическая газета. – 2014 г. – Электронный ресурс. – URL: https://psy.su/feed/4116/ (дата обращения: 18.09.2024).
  3. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. – 2014. – № 2. – С. 15–24.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264).  

Приложение

 

Краткая технологическая карта развития сюжетно-ролевой игры

 для подготовленного воспитателя

 

Шаг 1.  Выбор и голосование. Дети предлагают свои сюжеты игры, педагог записывает на доске или большом листе бумаге, а затем голосуют, во что хотели бы поиграть. С малышами лучше использовать сюжетные картинки. Чтобы   этап голосования не затягивался, можно использовать стикеры или прищепки с именами детей.

Шаг 2.  Зачин.  Составление карты (паутинки) детских идей.  Дети сидят в кругу вместе с воспитателем и проговаривают всё, что приходит на ум при назывании темы игры («мозговой штурм»). Воспитатель (или дети самостоятельно) на листе бумаги записывает (зарисовывает) идеи детей в виде паутинки (ментальной карты). Впоследствии карта может дополняться новыми идеями (рисунки 1, 2, 3).

Шаг 3. Планирование. Педагог начинает составлять план по обогащению и расширению жизненного и игрового опыта детей, который корректируется по ходу развития игры. План может быть представлен в виде таблицы:

Тема/

сюжет

Мини сюжеты

Роли

Обогаще

ние жизненного опыта

Предметная среда

Обогаще

ние игрового опыта

Предлагается

и выбирается

детьми

Обсуж

да

ются  с

детьми

Обсуждаются и выбираются

детьми

Экскурсии реальные и виртуальные,

Чтение

Литературы,

«Гость группы»,

Наблюдение за трудом взрослых,

Просмотр мульт/ видеофильмов

 

Рассматривание иллюстраций

 

 

Сюжетные игрушки. Средообразующий материал (веревки, ширмы, большие куски ткани, палатки, чехлы, большие и малые упаковочные коробки, ящики, строительный материал и т. д.)

Полифункциональный материал (природный, бросовый)

Игровая одежда и аксессуары (взрослые пиджаки, юбки, рубашки, шляпы, сумки и т.д.)

Игры: «Чем может быть этот предмет?»

«Разговор по телефону»,

«Групповая драматизация «Этюды», игры-придумыва

ния («Расшатай сюжет»,

Дидактические игры, в том числе сделанные детьми

 

Шаг 4. Сговор на сюжетно-ролевую игру. Педагог и дети садятся в круг. Воспитатель с детьми обсуждает игру и околоигровую тематику. (как это бывает, как еще может быть, как обычно себя ведут в этих ситуациях, что говорят, что делают и т. д.). Это помогает детям вывести новые сюжетные линии, установить связи между событиями, наметить ролевые диалоги, дополнить основной сюжет сопутствующими событиями и т. д. Задача педагога – поддержать любую инициативу детей, какой бы фантастической она не казалась.

Шаг 5. Выбор роли. Выбор игровой роли имеет большое значение. Выбор роли может начинаться уже на этапе зачина и продолжаться в течение всей игры. Роль не может быть жестко закреплена. Ребенок может выбрать одну или несколько ролей. Воспитателю необходимо «идти за детьми», помогать им быть гибкими и, в случае необходимости, помогать разрешать конфликты.

Шаг 6. Составление «карты игры». Затем дети создают по придуманному сюжету рисунки (записи). Эти рисунки вывешиваются в порядке сюжетного хода событий. Дети могут дополнительно рисовать другие события и помещать их в канву сюжета, или сюжетные события последовательно изображаются схематичными рисунками.

Шаг 7. Игровое упражнение «Чем может быть этот предмет в игре?».

 Воспитатель пускает по кругу предмет и спрашивает, чем он может быть в игре. Дети передают предмет друг другу, называя и показывая, как он может быть использован «понарошку». Играть можно в режимных моментах, в контексте любой игры.   Это помогает детям предметно обустраивать игру.

Шаг 8. Создание предметной игровой среды – подбор и изготовление материала для игры. Итог – создание «игрового поля». Сначала необходимо с детьми проговорить, где что будет располагаться: кабинет врача, регистратура, рентген-кабинет, аптека и т. д.  Нарисовать карту игрового пространства. Это может быть вся игровая комната или ее часть.

Подбор материала для игры и изготовление атрибутов осуществляется вместе с детьми. Начать изготавливать необходимо как можно быстрее, пока интерес детей не угас. Элементы игровой конструкции могут быть подписаны как взрослым, так и детьми. Например, Аэропорт. Заповедник. Часы работы. Касса. Открыто. Закрыто. Бензин. Кафе.   

Шаг 9. Обогащение игрового опыта.

Игра «Телефонные разговоры» (для развития ролевого диалога, начиная с младшей группы).

Игры-придумывания (со старшей группы, начиная с расшатывания, трансформации известных сказочных сюжетов, а затем придумываются настоящие истории).

Мини-этюды (мини-сюжеты игры, которые включают 2-3 события, разворачивающихся через цепочку действий и сопровождающихся ролевыми диалогами, включением новых персонажей и смены игровых ролей в рамках тои или иной смысловой сферы).

«Групповая драматизация»

Цель: обеспечить успешное применение в игре новой информации, использования ролевой речи, жестов, присущих тому или иному персонажу. Групповые драматизации проводят чаще в период, пока у детей игра не развита. По мере развития игры необходимость в групповых драматизациях сокращается.

Шаг 10.  Разыгрывание.

 Задача взрослого – обеспечить для игры достаточно времени. Чрезмерного вмешательства взрослого в детскую игру быть не должно. На этом этапе воспитателю нужно быть готовым оказать необходимую поддержку в случае, если игра «зависла», возникла конфликтная ситуация, дети не знают, что делать дальше. Воспитатель должен быть готов в любой момент включиться в игру: взять на себя временную роль, предложить новую идею, новое событие. Важно вовремя выйти из игры, до того момента, когда детям вновь потребуется помощь педагога.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Количество просмотров: 165  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» – специфика, принципы и подходы в реализации
2. Инженерная лаборатория для дошкольников: воспитываем будущих новаторов с раннего возраста
3. Управление ресурсными возможностями стажировочной площадки как одно из направлений развития дошкольной образовательной организации
4. Стажировочная площадка «НовоСибСадЮныйИнженер»: первые шаги реализации проекта
5. Среда как условие успешной социальной адаптации детей иностранных граждан в ДОО с сохранением пространства культурной идентичности всех участников образовательного процесса
6. Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
7. Успешный школьный старт. Проблемы, решения, перспективы
8. Процесс формирования сюжетной игры в детском саду «Кроха»
9. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации
10. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
11. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника
12. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
13. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития
14. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов
15. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
16. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике
17. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи
18. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности
19. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского
20. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения

Страницы

1. Теоретические основы интеграции робототехники в дополнительное образование №31/2024 Новосибирск
2. Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба №31/2024 Новосибирск
3. Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОП №31/2024 Новосибирск
4. Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях №31/2024 Новосибирск
5. Урочная и внеурочная деятельность в специализированных медицинских классах №31/2024 Новосибирск
6. Образовательные и социальные дефициты детей мигрантов. Пути их преодоления №31/2024 Новосибирск
7. Лингвистический анализ текста как прием подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку №31/2024 Новосибирск
8. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы) №31/2024 Новосибирск
9. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения №31/2024 Новосибирск
10. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского №31/2024 Новосибирск
11. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности №31/2024 Новосибирск
12. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи №31/2024 Новосибирск
13. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике №31/2024 Новосибирск
14. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста №31/2024 Новосибирск
15. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов №31/2024 Новосибирск
16. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития №31/2024 Новосибирск
17. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи №31/2024 Новосибирск
18. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника №31/2024 Новосибирск
19. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников №31/2024 Новосибирск
20. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации №31/2024 Новосибирск

Страницы