Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения

 

Сметанникова Людмила Петровна,

учитель изобразительного искусства, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 119»,  Новосибирск, Российская Федерация

Lyudmila P. Smetannikova,

fine arts teacher, Municipal budgetary educational institution of the city of Novosibirsk «Secondary school No. 119», Novosibirsk, Russian Federation

 

Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения

Development of reading literacy in art lessons: the use of digital technologies and active learning methods

В статье рассматривается вопрос использования цифровых технологий для повышения читательской грамотности на уроках ИЗО. Представлены примеры применения различных методов и подходов, направленных на развитие навыков чтения и понимания текстов, связанных с изобразительным искусством.

Ключевые слова: читательская грамотность, цифровые технологии, изобразительное искусство, компетенции.

 

The article examines the use of digital technologies to improve reading literacy in fine arts classes. Examples of the use of various methods and approaches aimed at developing reading skills and understanding texts related to fine arts are presented.

Keywords: reading literacy, digital technologies, fine arts, fine arts, competencies.

 

Одной из ключевых задач современного образования является формирование читательской грамотности обучающихся, которая предполагает не только техническое владение навыками чтения, но и способность понимать, использовать, оценивать и осмысливать тексты различного характера. Данная проблема актуальна для всех предметных областей, в том числе и для изобразительного искусства.

На уроках ИЗО работа с текстами является неотъемлемой частью образовательного процесса, поскольку обучающиеся знакомятся с искусствоведческими терминами, биографиями художников, анализируют художественные произведения. Однако зачастую уровень читательской грамотности школьников недостаточен для полноценного восприятия и понимания информации, представленной в текстовом виде.

 Решение данной проблемы может заключаться в применении цифровых технологий и методов активного обучения на уроках ИЗО [3, 7]. Использование интерактивных презентаций, обучающих видеороликов, онлайн-ресурсов и других цифровых инструментов позволяет сделать процесс работы с текстами более наглядным, увлекательным и эффективным. Кроме того, методы активного обучения, такие как групповые дискуссии, проектная деятельность, кейс-стади, способствуют развитию аналитических, коммуникативных и рефлексивных навыков обучающихся, необходимых для формирования читательской грамотности [4].

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения своих знаний и возможностей, а также для активного участия в жизни общества. Развитие этого навыка имеет важное значение не только на уроках русского языка и литературы, но и на занятиях по другим предметам, в том числе на уроках изобразительного искусства [1, 2, 5].

Современные цифровые технологии открывают широкие возможности для развития читательской грамотности на уроках ИЗО.

Например, использование интерактивных презентаций (рисунок 1) и видеороликов (рисунок 2). Такие материалы позволяют сочетать визуальный ряд с текстовой информацией, что способствует лучшему пониманию и запоминанию учебного материала.

Рисунок 1. Использование интерактивных презентаций

 

На уроке, посвященном Дню космонавтики, используется интерактивная презентация с фрагментами текстов и поэтапным рисованием.

Работа с интерактивными презентациями на уроках ИЗО способствует развитию у детей комплекса важных навыков: визуального восприятия, понимания текстовой информации, критического мышления, коммуникации и познавательной активности.

Рисунок 2. Информационный ролик «Осень на картине “КУПЧИХА” Бориса Кустодиева»

 

Изучая жанр портрета, целесообразно продемонстрировать короткий ролик Русского музея. Обзорное видео картины позволяет посетить любой музей на расстоянии (виртуально), не тратя время и деньги на поездку. Благодаря этому учащиеся получают возможность изучать произведения искусства из разных уголков мира, не покидая своего учебного заведения. Кроме того, специалист музея в видеоролике проводит увлекательную экскурсию и делится интересными фактами о представленных экспонатах. Это будет способствовать тому, что дети смогут глубже оценить замысел художника и обратить внимание на детали, которые делают произведение искусства особенным и неповторимым.

Существует множество онлайн-платформ, предлагающих разнообразные материалы по ИЗО: виртуальные музеи, обучающие видео, интерактивные упражнения и т. д. Такие ресурсы позволяют детям самостоятельно изучать и анализировать информацию.

На уроке, посвященном натюрморту, можно предложить школьникам «посетить» виртуальную экскурсию по экспозиции натюрмортов в Государственном Эрмитаже (рисунок 3), а затем выполнить интерактивное задание по теме (рисунок 4).

Рисунок 3. Виртуальная экскурсия по Эрмитажу

Таким образом, виртуальные музейные экскурсии будут способствовать развитию у детей визуального восприятия, эстетического вкуса, культурной осведомленности, познавательной активности и коммуникативных навыков.

Рисунок 4. Проверочные задания по теме «Натюрморт». РЭШ

 

Мы можем говорить о том, что интерактивные проверочные задания помогают детям развивать аналитические, творческие, познавательные, цифровые и рефлексивные способности.

Помимо цифровых технологий, развитию читательской грамотности на уроках изобразительного искусства способствуют методы активного обучения.

Групповая работа

Разделение класса на группы для совместного анализа текстов, обсуждения художественных произведений, выполнения творческих заданий. Так, на уроке, посвященном творчеству Винсента Ван Гога, ребята в группах изучают биографические данные художника, анализируют его картины, а затем представляют результаты своей работы всему классу. При этом очень удобно использовать материалы «Электронной Школы» (рисунок 5) – это отличный ресурс для совместной работы и обсуждения идей [6]. Он позволяет участникам обмениваться сообщениями и сразу видеть результаты обсуждений на общем экране.

Рисунок 5. Обсуждение выполненных заданий с помощью сообщений

в «Электронной школе»

 

Проектная деятельность

Читательская компетенция может формироваться при выполнении проектов через активное чтение и анализ текстов, связанных с темой проекта. Прежде всего, это выполнение индивидуальных или групповых проектов, связанных с изучением жизни и творчества художников, художественных направлений, анализом произведений искусства и всего, что имеет отношение к изобразительному искусству.

Примером может быть работа учащихся, выполненная ими после посещения художественной выставки (рисунок 6), чтобы привлечь внимание своих одноклассников и поделиться впечатлениями. Этот проект способствовал развитию навыков критического мышления, анализа и творчества, а также помог учащимся лучше понять искусство и его влияние на общество.

Рисунок 6. Подготовленная презентация проекта с помощью совместного доступа на «Яндекс Диске»

В результате такого проекта учащиеся не только расширяют свой кругозор и улучшают навыки коммуникации, но и учатся ценить искусство и понимать его роль в обществе.

С помощью электронных ресурсов можно подготовить выставку рисунков (рисунок 7). В результате этой работы развивается коммуникативная компетенция у учащихся. Они учатся работать в команде, обмениваться мнениями и аргументами, а также слушать и слышать друг друга. Это помогает им лучше понимать точку зрения других людей и находить общий язык.

Рисунок 7. Онлайн-доска «Linoit» (Подготовка к вставке рисунков)

 

Использование цифровых технологий и методов активного обучения на уроках изобразительного искусства может значительно повысить эффективность образовательного процесса. Интерактивные презентации, обучающие видео, виртуальные экскурсии и другие цифровые инструменты позволяют сделать уроки более наглядными, увлекательными и способствующими лучшему усвоению материала учащимися.

Методы активного обучения, такие как групповые дискуссии, проектная деятельность, решение творческих задач, также играют важную роль в развитии познавательной активности и творческих способностей школьников. Вовлечение учеников в активную учебную деятельность повышает их мотивацию и интерес к предмету.

Безусловно, особое внимание следует уделить развитию читательской грамотности на уроках изобразительного искусства. Работа с различными текстами, связанными с изобразительным искусством (описания художественных произведений, биографии художников, искусствоведческие статьи), позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и совершенствовать их навыки понимания, анализа и интерпретации информации.

Таким образом, комплексное применение цифровых технологий и методов активного обучения на уроках изобразительного искусства, с акцентом на развитие читательской грамотности, создает благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся, формирования их художественно-эстетической культуры и повышения качества образования в целом.

Литература

 

  1. Бондаренко Е. А. Применение цифровых технологий на уроках изобразительного искусства / Е. А. Бондаренко // Современные образовательные технологии. – 2021. – № 1. – С. 45-50.
  2. Дубровина И. В. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства / И. В. Дубровина // Начальная школа. – 2019. – № 4. – С. 45-49.
  3. Ильина Т. В. Интеграция цифровых технологий в преподавании изобразительного искусства / Т. В. Ильина // Педагогика искусства. – 2019. – № 2. – С. 112-117.
  4. Кузнецова А. Г. Методы активного обучения на уроках изобразительного искусства / А. Г. Кузнецова // Современный урок. ­ 2020. – № 1. – С. 58-63.
  5. Мартынова Е. А. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства / Е. А. Мартынова // Педагогическое мастерство. – 2020. – № 3. – С. 87-91.
  6. Российская электронная школа. Сайт. – Электронный ресурс. – URL: https://resh.edu.ru/ (дата обращения: 27.06.2024).
  7. Сергеева В. П. Использование цифровых технологий в преподавании изобразительного искусства / В. П. Сергеева // Инновационные технологии в образовании. – 2020. – № 2. – С. 115-120.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2021.
Количество просмотров: 126  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» – специфика, принципы и подходы в реализации
2. Инженерная лаборатория для дошкольников: воспитываем будущих новаторов с раннего возраста
3. Управление ресурсными возможностями стажировочной площадки как одно из направлений развития дошкольной образовательной организации
4. Стажировочная площадка «НовоСибСадЮныйИнженер»: первые шаги реализации проекта
5. Среда как условие успешной социальной адаптации детей иностранных граждан в ДОО с сохранением пространства культурной идентичности всех участников образовательного процесса
6. Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
7. Успешный школьный старт. Проблемы, решения, перспективы
8. Процесс формирования сюжетной игры в детском саду «Кроха»
9. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации
10. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
11. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника
12. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
13. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития
14. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов
15. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
16. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике
17. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи
18. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности
19. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского
20. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения

Страницы

1. Теоретические основы интеграции робототехники в дополнительное образование №31/2024 Новосибирск
2. Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба №31/2024 Новосибирск
3. Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОП №31/2024 Новосибирск
4. Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях №31/2024 Новосибирск
5. Урочная и внеурочная деятельность в специализированных медицинских классах №31/2024 Новосибирск
6. Образовательные и социальные дефициты детей мигрантов. Пути их преодоления №31/2024 Новосибирск
7. Лингвистический анализ текста как прием подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку №31/2024 Новосибирск
8. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы) №31/2024 Новосибирск
9. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения №31/2024 Новосибирск
10. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского №31/2024 Новосибирск
11. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности №31/2024 Новосибирск
12. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи №31/2024 Новосибирск
13. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике №31/2024 Новосибирск
14. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста №31/2024 Новосибирск
15. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов №31/2024 Новосибирск
16. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития №31/2024 Новосибирск
17. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи №31/2024 Новосибирск
18. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника №31/2024 Новосибирск
19. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников №31/2024 Новосибирск
20. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации №31/2024 Новосибирск

Страницы